Юрий Шевчук о своём творчестве

ddt_02

***
Из интервью А. Гуницкого с Ю. Шевчуком, 1995:

Если бы 24 года назад мне сказали, что я буду всю жизнь писать песни — я бы очень долго смеялся. Это был какой-то взрыв, прорыв, совершенно для меня неприятный, писать песни я стал лет, наверное, в 25. Никогда до этого не писал. Ну музыкой я занимался — играл на танцах, — как и все, любил рок-н-ролл с пятого класса. А песни… у меня была живопись. С 80-го года примерно я стал сочинять первые песни — «Не стреляй», «Дождь» и другие.

.

***
Прямая линия с Юрием Шевчуком, Киев, газета «Факты», 2000 г.:

Мы просто не могли не играть, не петь… Я очень серьезно занимался живописью и музыкой. Наверное, я большой бездельник и лодырь, потому что мне хотелось все, что во мне кипело, взрывалось постоянно, вывернуть тут же, сразу поделиться со всеми, рассказать о том, что меня волнует и мучает… И в песне. Просто садишься — и пишешь. Иногда мгновенно! И тут же, здесь, сейчас ты как бы выговариваешься. А когда это тебя распирает, создаешь группу. Как говорит молодежь: «Прет уже!» Ты НЕ МОЖЕШЬ НЕ ПИСАТЬ. Я, наверное, потерян для искусства, потому что наше творчество, конечно, не вечно, оно сиюминутно… Но, с другой стороны, в этом есть большой кайф!

.

***
Интервью Ю. Шевчука анархо-синдикалистской газете «Воля», №4 1990:

Ю.Ш.: Когда меня спрашивают, о чем я писал в «эпоху застоя», я говорю: господа, я всегда писал о человеке, только прежде смотрел на него в застойной среде, а сейчас вот в этой, перестроечной.

КОРР.: Но все же, рок -это истоки или что-то абсолютно новое?

Ю.Ш.: Это все вместе. Во-первых, энергетика, во-вторых, свежая кровь. А в России — это прежде всего еще к Слово, синоним Правды. Мне всегда было приятно, когда ребята начинали спорить: «А вот Высоцкий — рокер или не рокер?» Никто же не спорил о том, кто такой Лещенко, никому даже в голову не приходило. Посыл-то ясен… Рок-н-ролл — это варварство. Но варварство — возвращение к язычеству, к простоте. В искусстве это бывает всегда. Многие говорят, что рок — кощунство, бред, жлобство: где же «искюйство»? На самом деле рок — свежая кровь, которая была необходима изрядно одряхлевшему искусству.
Не случайно он возник после ужасных войн, когда мечта, что искусство спасет мир, опять казалось несбыточной. Рок-н-ролл еще раз продемонстрировал, что у нас есть жизненные силы. Мы смогли начать все заново.
Россия — последняя страна, которая дала ему мощь, глубину, печаль, тоску. Дала «российский блюз». И прежде всего — Слово.

.

***
Ю. Шевчук, «Московский Комсомолец», 11.11.1988:

Песня — это одно целое. Музыка и текст — это любовники. Для меня все одинаково важно, тем более что пока практически весь материал пишу я. Аранжировку делаем — а это не менее важно — совместно, всей командой.

.

***
Из интервью с Ю. Шевчуком:

— Как рождается то самое, на что потом ложится ваша музыка и что в конечном итоге проникает в души тысячи ваших поклонников? Как пишутся стихи Юрия Шевчука?

— Это сложно. Методике творчества посвящено много докторских диссертаций, но, по-моему, она совершенно не изучена. Может быть, и слава богу. Как они пишутся, я не знаю, но наводить туман тоже не хочу. Что все строчки от Бога и так далее, и я ничего не правлю — это уже какой-то бред. Есть работа, есть инструментарий. И чем он у тебя тоньше, тем точнее слова ты подбираешь для той или иной мысли. Или они сами в тебя входят. То есть, процесс интересный, не важно, письма или написания чего-либо. Это сочинение, процесс творчества.

— Это может быть какое-то утро, глубокая ночь, за рюмкой, без рюмки, по-всякому?

— Конечно. Да, бывает какая-то меткая фраза, строчка, какая-то мысль. Так же, как и у всех, наверное.

— Вы творец. Вы наблюдаете за людьми, за обстановкой. Вы просто в душе что-то откладываете или что-то записываете?

— Бывает совершенно по-разному. Но в основном сложилась такая методика работы: именно масса каких-то записок, фраз, которые приходят на ум.

Вдруг какая-то новая неожиданная мысль втиснулась между дремавшими старыми. «Что это? — радостно подумал Юрий. — Откуда у меня сегодня столько мыслей?»

.

***
Шевчук, 2002:

Хороший спор, да, — музыка или слово. Вот сейчас очень много пишут такие ребятки, которые хорошо, неплохо умеют играть, но как бы фонетически ничего не слышат. И много таких слов сейчас произносится, что в песне музыка не особо и нужна То есть, рок-н-ролл — это прежде всего музыка. Я на это всегда отвечаю так: пишите только музыку. А зачем ее коверкать плохими словами? Эту замечательную вашу музыку… Или наоборот, прекрасную поэзию — зачем унижать дурацкой музыкой? Тремя, там, аккордами и отсутствием мелодики. Вот, наверное, я ответил на ваш вопрос.

.

***
Из интервью с Ю. Шевчуком, «Российская газета», 03.09.2009:

Я очень люблю авторскую песню и считаю, что Высоцкий, Галич, Окуджава, Вертинский и многие другие наши старшие братья и отцы — тоже  в какой-то степени являются отцами русского рока. Ведь именно у них мы черпали свои вдохновения и поэзию. А с другой стороны — у нас были The Rolling Stones, Yes, The Doors… Столкновение европейской музыки и русского языка как раз и породило такого чудака, который сейчас перед вами стоит.

.

***
Из интервью с Ю. Шевчуком, «Аргументы и Факты», №41, октябрь, 1990:

Своей музыки у нас никогда не было: мы все играли и играли английский или американский вариант рок-н-ролла. Только слова вегда были своими. Честными. И единственным местом, где до недавнего времени можно было услышать правду был рок-н-ролл. Поэтому-то нас запрещали, не давали выступать, записываться. Очень многие ребята говорили правду, да не дожили до наших дней: Жора Ордановский, Саша Башлачев… Да и вообще, Россия поэтов всегда «любила». Если настоящий поэт — так, значит, умрет раньше времени. Как Бог-отец любил своего сына и послал его на Гологофу, так и Россия распинает своих поэтов. Но и именно поэтому они на Руси так высоко ценятся. Дороже, чем в любой другой стране.

.

***
Из интервью Ю. Шевчука, «Радио 7», 05.09.2006:

ЮШ: Собираю я сейчас книгу стихов… Видишь, стихи — это всегда сложно для меня, потому что я все-таки не совсем поэт, наверное…

— …скромно сказал Юрий Шевчук…

ЮШ: Да, потому что я все-таки песенник. А в песнях все попроще, конечно, подоходчивее. Песня часто рождается от какой-то эмоции, идеи даже, понимаешь… какой-то мысли. А стихи — они рождаются совершенно ни от чего. Есть огромное отличие между стихами, чистой поэзией, и песнями.

.

***
Ю. Шевчук, 1988?:

Мы, честно говоря, стараемся не «зациклиться» на чем-то одном, а работать широко, используя и фольклор, и джаз, и классическую музыку. Но главное, конечно, слово, которое все объединяет. То есть существует текстовая идея песни, и ее мы пытаемся решить именно в том стиле, в той форме, которая эту нашу задумку наиболее полно раскрывает.

.

***
Ю. Шевчук:

Группа ДДТ никогда не пела политических песен. Мы — граждане и ни в какой политической партии не состоим. Это гражданственная позиция и она всегда была у художников России.

.

***
Ю. Шевчук. 31 ОКТЯБРЯ 2017:
https://tophit.ua/ru/news/view/interview/2742

Как все происходит? Сижу в деревне. Вдруг — клюет, вылетела какая-то песня – я лихорадочно записываю идею. Знаешь, почему у меня рифма часто страдает? Потому что нет ничего, что перевешивало бы, музыка и слова существуют на равных. Идет совокупление аккорда и ритмики речи, а речь – это главный барабан в русском роке, главный ударный инструмент. Когда обнаруживается эта завязь, этот комок нервов, когда есть идея, то ты уже лихорадочно накидываешь слова и одновременно – главную музыкальную тему. И всё не точно. И это первый этап. Бывает, ты доволен тем, что в очередной раз вообще получилось, вот эта сцепка.
Потом ты приходишь на студию. Ребята все ждут. Ты говоришь: «Вот новая песня». И все, что на поверхности у тебя самого и у музыкантов, вы все это играете, то есть старое кладете на новое. Я имею в виду то, что ты сейчас слушаешь, то, от чего ты тащишься. К тому же бывает, что для музыканта главное – не группа, а его инструмент. И, скажем, человек ищет для своего выстраданного звука место в новой песне, а я ему говорю: «Из песни вытащи его, будет тоньше». И этот этап работы – он конечно поверхностный. Многие группы на этом этапе останавливаются. Знаешь, лениво так работают: «Ну, давайте звук Coldplay возьмем» или «Давайте попробуем в манере Foo Fighters!» Или Arctic Monkeys, Metallica… Это очень легко и быстро – сделать «под» кого-то. И народ это будет слушать. Как бы все довольны. Или вот мы на концертах поем новую песню «Звезда старуха», там на поверхности – Том Петти, кантри. А ведь это все не наше, в результате аранжировка – говно полное, но всем нравится, привычно. Нужно искать новое. Свое.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ДДТ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ДДТ«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ДДТ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий