Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber) — Призрак оперы и Ангел Музыки (история мюзикла «The Phantom of the Opera») (1988). Часть 3.

phantom_opera_25

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

<<< вернуться к части 2

Самый долгоиграющий мюзикл

Следующим закономерным этапом должна была стать постановка на Бродвее. Но тут взъелся Американский профсоюз актеров — под раздачу опять попала Сара Брайтман. Профсоюз требовал, чтобы роль Кристины пела американская актриса. К Бартону, который был американцем, и Кроуфорду, который снимался в американских фильмах и был достаточно известен в США, вопросов не было. На это Эндрю Ллойд Уэббер ответил: не будет Сары — не будет мюзикла, что в общем-то логично, учитывая, что «ПО» во многом был написан именно для Брайтман. Боязнь потерять прибыли победила, и в 1988 г. мюзикл Уэббера покорил и Бродвей.

phantom_opera_26

Сара отпела на Бродвее полгода, после чего отправилась в сольное турне под названием «Музыка Ллойда-Уэббера». Долгое отсутствие вдали от мужа, не могло закончиться ничем хорошим, учитывая, что ссоры между Сарой и Эндрю начались еще во время подготовки «ПО». В итоге Ллойд Уэббер закрутил роман на стороне, а в 1990 г. заявил о расторжении брака со своим «Ангелом музыки». Говорят, Сара этого не ожидала и была шокирована…

Зато вдохновленный их любовью, мюзикл продолжал жить ничуть не снижая обороты. Он был поставлен во многих странах мира (Россия, к сожалению, не вошла в их число) и постоянно праздновал, то свое 10-летие (в 1996 г.), то 25-летие (в 2011 г.).

phantom_opera_27_1
«25-летие «Призрака оперы» в Альберт-холле» (2011). Призрак — Рамин Каримлу, Кристина — Сьерра Боггесс.

Ramin Karimloo and Sierra Boggess — The Music of the Night (25-е «ПО» в Альберт-холле)

Кстати, на обоих юбилеях появлялась Сара Брайтман, как бы подтверждая, что личные обиды прошлого не должны влиять на творческие отношения. Так, на 10-летии «ПО», где Сара «The Music of The Night», Уэббер аккомпаниировал ей на пианино. После он сказал: «Это была очень тяжелая для меня ночь, в определенной степени. Я очень люблю эту песню и я играл для человека, который вдохновил ее. Я не думал, что мы когда-либо встретимся на одной сцене снова». Тем не менее, встреча на 25-летии «ПО» в Альберт-холле была еще теплее. Сара тогда пела самую знаменитую арию мюзикла аж с пятью «Призраками» (Колмом Уилкинсоном, Энтони Варлоу, Джоном Оуэн-Джонсом, Питером Йобаком и Рамином Каримлу), а Уэббер приветливо с ней обнимался и явно не хотел отпускать от себя.

phantom_opera_27_2
Майкл Кроуфорд, Сара Брайтман и Эндрю Ллойд Уэббер на 25-летии «Призрака».

Э. Ллойд Уэббер на 25-летии «ПО» в Альберт-холле:
«Сегодняшний праздник вернул давно забытые переживания. Мы с Сарой работали много раз с тех пор, как были женаты. Я рад, что она снова с нами. И все же самое удивительное для меня – это вновь увидеть Майкла и Сару на одних подмостках. Не думал, что это когда-нибудь случится».

Сара Брайтман и пять Призраков (25-е «ПО» в Альберт-холле)

За свою долгую жизнь «ПО» побил немало рекордов. В 2006 г. к ним добавился еще один — «ПО» стал самым долгоиграющим мюзиклом на Бродвее. Забавно, что смещенный с пьедестала «соперник» — «Cats» («Кошки») был детищем того же Уэббера! Не удивительно, что «ПО» оказался и самым кассовым развлекательным событием всех времен, собрав за время существования более 5 млрд. долларов.
Понятно, что каверам на знаменитую арию из «ПО» несть числа.

Nightwish — «The Phantom Of The Opera». Очень достойное исполнение хеви-метал финкой Тарьей Турунен. Одно из лучших в своем жанре.

Артем Семенов — Призрак оперы (шоу «Украина имеет талант»)
Очень оригинальный замысел для травести-персонажа. Спето достойно, хотя самой высокой ноты в конце он так и не взял.

Творческих неудач в истории мюзикла было мало, но они были. Один из них — это к/ф 2004 года, поставленный Джоэлем Шумахером. Поклонники мюзикла сразу заподозрили неладное и активно требовали не отдавать «ПО» в лапы Голливуда, а когда узнали, что в главной роли не будет играть Майкл Кроуфорд, то и вовсе ополчились на фильм. Впрочем, роль Призрака прошла мимо и таких знатных претендентов, как Джон Траволта, Антонио Бандерас и Хью Джекман. В итоге роль получил Джералд Батлер — несколько «моложавый» и совсем не страшный, как для классического Призрака. Правда, режиссер так и заявлял — мол, снимаю для молодежи. Ну а на роль Кристины, обойдя, Марайю Керри, Кетрин Зету-Джонс и Кейти Холмс, попала совсем юная Эмми Россам.

phantom_opera_28
Кадры из к/ф 2004 г.

Несмотря на то, что к/ф делался с полного одобрения Уэббера (и под его пристальным взором), опасения противников съемок во многом оправдались.  Если говорить коротко — фильм Шумахера вышел откровенно скучным, вялым и неизобретательным. Редкий случай, когда кино по таким параметрам сокрушительно проигрывает любой достойной театральной постановке. Знаменитая сцена прохода Кристины через зеркало и путешествия по подземному озеру выглядит блекло и неэффектно даже на фоне старого клипа 1986 г.

Второй, не то что бы неудачей, а скорее ненужным излишеством стало написание Уэббером мюзикла-сиквелла «Love Never Dies» («Любовь никогда не умирает»). Продолжение «ПО» композитор задумал написать еще в конце 1990-х. Фредерик Форсай даже написал сценарий (позже изданный, как книга «Призрак Манхэттена»), но что-то не клеилось. В 2007 г. Бен Элтон предложил свой сценарий, основанный на идеях Уэббера и Форсайта, и композитор вернулся к забытой идее.

Действие нового мюзикла начинается в 1907 г. С того момента, как Кристина Даэ распрощалась с Призраком прошло 10 лет. Но внезапно к ней — знаменитой оперной певице — поступает анонимное предложение из США выступить в парке развлечений «Phantasma». Она принимает предложение и вместе с мужем Раулем и — внимание! — 10-летним сыном Густавом едет в Бруклин. Таинственным импрессарио оказывается ни кто иной, как наш старый знакомый в полумаске, а Густав оказывается его сыном, что, на мой взгляд, несколько опошляет романтику первого мюзикла, ибо там никаких сцен, намекающих на то, что Призрак воспользовался Кристиной в самом прямом смысле слова, не наблюдалось.

Премьера мюзикла состоялась в марте 2010 года, но особенным достижением в творчестве Уэббера не стала. Очень тяжело входить в одну реку дважды.
Недаром сам композитор когда-то говорил, что если бы он знал, как написать еще одного «Призрака в опере», он бы его написал, но вряд ли ему это когда-либо удастся.

phantom_opera_30

Автор: Сергей Курий
март 2012 г.