«Цветная» жизнь, ч. 3 — Символика красного цвета

red_01
К. Петров-Водкин «Купание красного коня». 1912.

Автор статьи: Сергей Курий

Красный цвет ассоциируется с огнем, солнцем, человеческой кровью. Не удивительно, что это очень активный, возбуждающий, энергичный цвет. Вот почему он всегда вызывает у человека самые сильные страсти.
Эти страсти могут быть разными. Цвет приливающей к лицу крови свидетельствует о волнении, поэтому он часто символизирует гнев и агрессию, и выводит из себя неуравновешенных личностей. Исходя из этих представлений, быка на корриде «нервируют» именно красной тряпкой, хотя, по данным науки, копытные вообще не различают цветов, и животное раздражает не цвет тряпки, а ее настойчивое мельтешение перед носом.

red_02

В. Кандинский о цвете:
«Светлый теплый красный цвет… вызывает ощущение силы, энергии, устремленности, решительности, радости, триумфа (шумного) и т.д. Музыкально он напоминает звучание фанфар с призвуком трубы – это упорный, навязчивый, сильный тон.
Красный цвет в среднем состоянии, как киноварь, приобретает постоянство острого чувства, он подобен равномерно пылающей страсти; это уверенная в себе сила, которую нелегко заглушить, но которую можно погасить синим, как раскаленное железо – остудить водою. Этот красный цвет вообще не переносит ничего холодного и теряет при охлаждении в звучании и содержании».

red_03a    red_03b
Цвет крови обусловлен красными кровяными тельцами — эритроцитами (справа).

Кровопролитные сражения сделали красный цвет и символом войны (вспомним рыжего всадника «Апокалипсиса», римского бога Марса, одежду средневекового палача), а также – протеста и революционной борьбы.

red_04a   red_04b
Планета Марс получила имя бога войны за свою кроваво-красную окраску.

Красные рубашки носили и сторонники Джузеппе Гарибальди. А знаменитое революционное красное знамя было впервые поднято во время Парижской Коммуны в 1871 г. В результате этот цвет «пролитой крови всех борцов за дело трудящихся» надолго стал цветом коммунизма и множества левых революционных движений («Красные бригады», «Красные кхмеры»).

varsavyanka_01
Г. Коржев-Чувелев «Поднимающий знамя».

red_06

Забавно, что для Китая этот «коммунистический» цвет оказался вполне органичным – он издавна почитался, как атрибут бога счастья.

red_05a   red_05b
Слева — император Гао-цзун (XII век), справа — знамя Китайской Народной Республики.

В жарком Древнем Египте красный, наоборот, не любили и связывали с ним Сета – злого бога пустыни.

В. Ерофеев «Москва-Петушки»:
«Они вонзили свое шило в самое горло… Я не знал, что есть на свете такая боль, и скорчился от мук, густая красная буква «Ю» распласталась у меня в глазах и задрожала».

Заметность и «огненность» красного объясняет, почему ему суждено было стать цветом предупреждения, запрета, опасности (дорожные знаки, габаритные огни, светофор, «Красная книга», окраска ядовитых насекомых и т. д.).

red_07a   red_07b

В христианстве красный (впрочем, как и остальные цвета) имел самое разнообразные, часто противоположные значения. Это и цвет вавилонской блудницы, «облеченной в порфиру и багряницу» и восседающей на «звере багряном», и цвет ада (связь с огнем), и Христовых страстей, и святых мучеников, дни памяти которых отмечались красными чернилами (отсюда и пошел «красный день календаря»).

red_08
Демон их игры «Diablo».

red_09
Вавилонская блудница на миниатюре XIV века («багряница» одета под синее платье).

red_10
Папа Иннокентий IV, облачённый в красное.

Однако красный вызывал не только трагические эмоции. На Руси он ценился настолько, что практически был синонимом слова «красивый» («красна девица», «красна изба пирогами», «Владимир Красно Солнышко», Красная Площадь и т.д.). Недаром платье древнерусской невесты обязательно было красным.

red_11
Красная Площадь в Москве.

Возможно, именно холодный климат культивировал в русичах тягу к «согревающему» яркому цвету. В Европе красный цвет издавна считался королевским (его носили также и кардиналы).

red_12
При дворе Людовика XIV носить каблуки красного цвета имел право только король.

Красота, броскость и возбуждающая сила сделали красный цветом сексуальности и страстной любви.

red_13

В африканских любовных посланиях из бус именно красные бусинки означают сильное влечение. Символом любви всегда была алая роза, ну а знаменитая рифма «кровь-любовь» окрасила русскую поэзию в надрывные жертвенные тона. Впрочем, страсть, смерть и красный цвет всегда шли рука об руку в человеческой культуре.

red_14
Красные розы на рисунке XIV века — символ куртуазной любви.

О. Уайльд «Соловей и роза»:
«Когда на небе засияла луна, Соловей прилетел к Розовому Кусту, сел к нему на ветку и прижался к его шипу. Всю ночь он пел, прижавшись грудью к шипу, и холодная хрустальная луна слушала, склонив свой лик. Всю ночь он пел, а шип вонзался в его грудь все глубже и глубже, и из нее по каплям сочилась теплая кровь. Сперва он пел о том, как прокрадывается любовь в сердце мальчика и девочки. И на Розовом Кусте, на самом верхнем побеге, начала распускаться великолепная роза. Песня за песней — лепесток за лепестком. Сперва роза была бледная, как легкий туман над рекою, бледная, как стопы зари, и серебристая, как крылья рассвета. …Все крепче и крепче прижимался Соловей к шипу, и песня его звучала все громче и громче, ибо он пел о зарождении страсти в душе мужчины и девушки. И лепестки розы окрасились нежным румянцем, как лицо жениха, когда он целует в губы свою невесту. …Соловей еще сильнее прижался к шипу, и острие коснулось наконец его сердца, и все тело его вдруг пронзила жестокая боль. Все мучительнее и мучительнее становилась боль, все громче и громче раздавалось пенье Соловья, ибо он пел о Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает в могиле. И стала алой великолепная роза, подобно утренней заре на востоке».

red_15

Страстное танго танцевали при красном освещении, а «красные фонари» становятся опознавательным знаком районов, где работали «жрицы любви», сочетая в себе такую гамму символов, как интимность, сексуальность и запретность.

red_16
Улица «красных фонарей» в Амстердаме.

Красное платье Лэн вдохновляет джазмена Джонни из повести Х. Кортасара «Преследователь» на гениальные произведения, чего никак не может понять пишущий его биографию, критик (« – Например, красное платье Лэн, – говорит Джонни. – Вот такие детали не мешает брать на заметку, чтобы включить в последующие издания»).
Вообще, красный цвет в женской одежде всегда сигнализирует о том, что вы хотите привлечь к себе мужское внимание. К тому же он замечательно подчеркивает естественный цвет лица.

red_17a   red_17b

Однако в больших количествах красный цвет утомителен, вызывает беспокойство и может сильно раздражать. Ярко-красное платье женщины, неотразимое на празднике, в ресторане или во время «амурных» похождений, совсем неуместно в офисе, и даже способно отпугнуть на свидании робкого любовника. Вспомним также и байку про студента, утомленного постоянно занятым в общежитии туалетом и выкрасившим его в красный цвет. В результате – время пребывания в столь «кричащей обстановке» значительно сократилось.
При этом не стоит забывать и о субъективном отношении человека к цвету, связанным порой с совершенно непредвиденными ассоциациями. Так, Наполеон Бонапарт, несмотря на свою воинственность, говорил: «Красный – это цвет Англии (имелся в виду цвет британских мундиров — С.К.). Я не могу выносить его вида».

red_18
Британские солдаты в 1812 г.

<<< Психология цвета | СОДЕРЖАНИЕ | Розовый цвет >>>

Автор: Сергей Курий