Хиты группы JETHRO TULL, ч.2: история песен «Aqualung» (1971) и «Locomotive Breath» (1971)

jt_2_07

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

Несмотря на то, что альбом «Stand Up» стал высшим достижением JETHRO TULL в британских чартах, их самой продаваемой и известной пластинкой по сей день остаётся диск 1971 под названием «Aqualung». Её высоко оценивают даже те, кто не являются горячими поклонниками коллектива.
«Акваланг» стал и самым тяжёлым альбомом группы в 1970-х годах, хотя она никогда не ассоциировала себя с хард-роком. Что, впрочем, не помешало свершиться казусу, когда JETHRO TULL в 1987 году неожиданно отхватили «Грэмми» в стиле «Хард’н’Хэви», обойдя саму METALLICA.

На самом деле звучание «Aqualung» было достаточно разнообразным. Ян Андерсон как раз увлёкся игрой на акустической гитаре, и сделал несколько прелестных лирических миниатюр вроде «Cheap Day Return» и «Wond’ring Aloud».

Но «визитными» карточками альбома стали две более ударные композиции.

«Aqualung» (1971)

В 1970 году Ян Андерсон женился на Дженни Фрэнкс — бывшей секретарше фирмы «Chrysalis» (где как раз выходили диски группы). Девушка, как и Андерсон, была натурой творческой, ей претила роль наседки-домохозяйки, и она решила заняться фотографией. Одним из её первых заданий была съёмка нищих бродяг в различных трущобах Лондона.

jt_2_02
Дженни Френкс и Ян Андерсон.

На обороте одной из фотографий она записала свои впечатления от увиденного. Эти впечатления вкупе с фото и вдохновили Яна на создание своего хита о бомже по имени Акваланг.

Ян Андерсон, «Classic Rock» 21 июля 2015 г.:
«Идея лирики появилась, благодаря фотографии, которую моя первая жена, Дженни Фрэнкс, сделала, снимая бездомных к югу от Темзы, когда она была студенткой. Фактически, она помогла написать текст к песне. Строчка «Сопли текут из носа…» — это не то, что я написал бы! Это исходило от нее».

Имя персонажа вовсе не означало его любовь к нырянию. Просто однажды Андерсон смотрел по ТВ передачу о подводной охоте, и хриплые вздохи ныряльщиков в масках натолкнули его на ассоциации с туберкулёзниками. А так, как само слово «Акваланг» состояло из «Aqua» (вода) и «Lung» (лёгкие), то каламбур вышел удачным.
Правда, нашлась компания «Aqualung Corporation Of North America», которая отчего-то посчитала, что права на это слово принадлежат только ей, и подала иск в суд, но, судя по всему, дело замяли.

Текст «Акваланга» вышел вполне в духе Андерсона. Дело в том, что Ян представлял собой в одном флаконе замечательного лирика и язвительного сатирика, не чуждого грубоватых шуток и метафор. Недаром некоторые переводчики считают, что в строчке «he goes down to the bog and warms his feet» бродяга греет ноги не в болоте, а более незатейливым и неприятным способом — мочась прямо на себя. Однако, знающие люди сказали, что смысл этой фразы не столь экстравагантен и означает: «чтобы погреть ноги, он заходит в общественный туалет в парке».
Вообще, в тексте «Акваланга» представлена целая гамма чувств, которые испытывают при виде бомжей — отвращение, страх, неловкость, чувство вины и сочувствие.
И хотя Акваланг Андерсона — это довольно неприглядная личность (да ещё и с педофильскими наклонностями), он тоже заслуживает внимания, как и любой другой человек.

jt_2_01

Ян Андерсон, «Guitar World» 1999:
«Идея пришла мне в голову, когда я увидел фотографию лондонского бродяги, сделанную моей женой. Я ощутил с одной стороны чувство вины за этих бездомных, с другой стороны — страх и беззащитность перед ними, ибо есть в них что-то пугающее. Так родился этот слегка романтизированный образ личности, хоть и бездомной, но не лишенной эдакого духа свободы, который просто не вписывается в общепринятые рамки общества».

Перевод С. Климовицкого:

Сидя на лавочке в парке, он пялится на девочек,
Давая волю своему грязному воображению.
Из носа текут сопли, сальные пальцы мусолят ветхую одежду.
Эй, Акваланг,
Он обсыхает в лучах холодного солнца,
Наблюдая мелькание цветастых трусиков.
Эй, Акваланг,
Он чувствует себя вечным неудачником,
Выхаркивающим кусочки разбитого счастья.
О, Акваланг.

Солнце исходит холодом — бродит старик, заброшенный в одиночество,
Расправляясь со временем так, как ему одному только ведомо,
Боль прошивает всё тело стоит ему лишь нагнуться за объедками
Он заходит в сортир и греет там ноги
Один, как перст, впереди на дороге — армия
Спасения* на модный лад с чашкой чая.
Акваланг, дружище, не стесняйся,
Бедный старый педик, это ж просто я.
………………………………………………….
* — «Армия Спасения» — религиозная благотворительная организация.

Ян Андерсон:
«Возьмите человека, который находится на самом дне, например, бродягу из этой песни. Несмотря ни на что, в нем есть столько же божественного, сколько и в самом Папе Римском. Я считаю, что эта песня о духовном равенстве, о поисках Бога в каждом человеке, даже самом ничтожном».

Недаром на конверте альбома была красноречивая аннотация, пародирующая библейский стиль:

«…И сотворил Человек Акваланга из праха земного и множество других, подобных ему. И малых сих Человек разбросал в пустоте. И некоторые были отмечены печатью, и поместились отдельно от себе подобных.
И стал Человек Богом, которого он сотворил и, благодаря чудодейственной силе своей, стал сам править над всей землей.
Но когда происходило все это, Дух, подвигнувший Человека на сотворение Бога, продолжал жить в душах всех людей; даже в душе Акваланга.
И Человек не увидел этого.
Но, видит Бог, лучше бы ему увидеть».

Я. Андерсон:
«Я помню, музыку я написал позднее, когда мы были на гастролях в Америке. Мы жили в одной комнате с басистом Гленом Корником. Все использованные мной аккорды были с барэ, и мне приходилось постоянно держать палец поперек шести струн, из-за чего он кровоточил. Но когда в результате появляется произведение, в котором музыка и слова так неразрывно связаны друг с другом, ты получаешь такое профессиональное удовлетворение, с которым не сравнится работа гинеколога — а ведь они тоже по-своему получают удовольствие от того, что делают».

Песня открывалась тяжёлым «мучительным» риффом, многим напомнившим 5-ю симфонию Бетховена. Роль этих восьми нот, по словам Яна, «взять вас за уши, приподнять и снова поставить на землю, когда начнется более нежная акустическая секция».
И действительно, тяжёлые раскаты сменяет акустическая гитара, а голос Андерсона начинает звучать приглушённо, как из телефона (эффект, когда вырезаны все частоты кроме узкой полосы в 1000 Гц). Дальше мелодия ускоряется и в ход вступает гитарное соло Мартина Барре (забавно, но в этом хите флейта Яна отсутствует полностью).

jt_2_04

Соло было сыграно Мартином практически с первого раза. Дело в том, что соседями JETHRO TULL по студии оказались LED ZEPPELIN (впоследствии, Андерсон будет не раз намекать, что именно его музыка вдохновила ЦЕППЕЛИНОВ на знаменитую «Лестницу в небо» с её фольклорными мотивами).
Но в то время именитые коллеги уже одним своим присутствием очень смущали музыкантов JETHRO TULL.

jt_2_03
Ян Андерсон и Мартин Барре.

Поэтому, когда Джими Пейдж зашёл во время записи соло в студию и помахал Барру рукой, тот чуть было не бросил играть. Но таки доиграл всё как надо с первого раза, потому что не желал, чтобы Пейдж и дальше стоял над душой.
Впоследствии, это соло Мартина войдёт в список лучших гитарных соло по версии журнала «Guitar World», заняв 25-е место.

Мартин Барр, «Guitar World» 11.17.2015:
«К счастью для меня, оно получилось хорошим, потому что, если бы это было не так, на его месте было бы соло на флейте».

Ян Андерсон, «Rolling Stone», №47, 2006:
«Ну, как и любой хороший рифф — здесь всё дело в мгновенно узнаваемом подборе нот… И это была продуманная и удачно придуманная совокупность нот.
А вот аккорды, которые следуют за ним, довольно необычны. Они, скорее, ближе к классической музыке, чем к року. И сверх того, на протяжении почти всей песни я бренчу на акустической гитаре и ненавязчиво, полусвязно рассказываю историю. Люди обращают внимание на открывающий рифф, а ведь то, что дальше — тоже интересно».

Когда решили, что весь альбом будет называться «Акваланг», задумались об обложке. Брать то самое фото бомжа не хотели из-за излишней натуралистичности. В результате художник заставил позировать Яна, и Акваланг вышел весьма похожим на лидера JETHRO TULL, к неудовольствию натурщика. Правда, Андерсон признавался, что было время, когда он тоже скитался в поисках крова.

Я. Андерсон:
«Я был в таком положении месяца три в своей жизни, когда ушел из дома. Пальто было неотъемлемой частью моего облика. Отец дал его. Последние два года мы с ним совсем не ладили, и когда я уходил из дома, отец дал мне пальто и сказал: «Зима будет холодной, возьми-ка это». Пальто стало для меня талисманом, спасительным одеялом. И позднее я использовал его на сцене».

Когда решили, что весь альбом будет называться «Акваланг», задумались об обложке. Брать то самое фото бомжа не хотели из-за излишней натуралистичности. По одной из версий, художник Бёртон Сильверман заставил позировать Яна, и Акваланг вышел весьма похожим на лидера JETHRO TULL, к неудовольствию натурщика.

Ян Андерсон, «Classic rock», №5, 2001:
«Терри (Терри Эллис — менеджер группы — С.К.) захотел, чтобы человек с обложки походил на меня: то же старое пальто и все остальное. Мне действительно не понравилось, что мой имидж был использован для обложки, я не хотел ассоциироваться с героем той песни!».

Правда, Андерсон признавался, что было время, когда он тоже скитался в поисках крова.

Ян Андерсон:
«Я был в таком положении месяца три в своей жизни, когда ушел из дома. Пальто было неотъемлемой частью моего облика. Отец дал его. Последние два года мы с ним совсем не ладили, и когда я уходил из дома, отец дал мне пальто и сказал: «Зима будет холодной, возьми-ка это». Пальто стало для меня талисманом, спасительным одеялом. И позднее я использовал его на сцене».

К огорчению Яна пальто украдут во время гастролей с LED ZEPPELIN, и Андерсон всю жизнь будет подозревать в воровстве шутников-ЦЕППЕЛИНОВ или их персонал.

jt_2_06

По другой версии, моделью для обложки выступил сам Бёртон Сильверман.

Роберт Сильверман (сын художника), 10.05.2018:
https://theoutline.com/post/4490/jethro-tull-aqualung-cover-artist-burton-silverman?zd=4&zi=2rpzkqjw
«Ознакомившись с текстом песни, папа вспоминал, как сказал себе: «Это заблудший уличный человек, злой человек, воюющий с несправедливым миром, который будет кричать бессвязные вещи».
Он решил поместить фигурку Акваланга в одиночный сырой дверной проем, закутанным в свое потрепанное пальто и угрожающим отгонять от себя всех, как загнанное в угол животное. Мои отец и мать вышли на улицы Лондона и бродили в поисках идеальной «грязной» обстановки. Когда они нашли фон, папа схватил воротник пальто и сгорбился, а мама сделала несколько черно-белых снимков для будущей работы. Чтобы передать выражение лица ревматичного уличного изгоя с безумными глазами папа отчасти использовал в качестве модели себя, гримасничая в зеркало отеля…».

Что до Акваланга, то он появится на альбоме ещё раз — в песне «Cross-Eyed Mary» («Косоглазая Мэри»), где будет клиентом… малолетней проститутки.

Сама песня «Aqualung» так и не будет выпущена на сингле из-за своей более чем 6-минутной длины. Зато она станет одной из знаковых песен JETHRO TULL и будет исполнятся неисчислимое количество раз — почти на каждом концерте группы.

В 2005 году Ян сыграет концерт, полностью основанный на материале альбома «Акваланг». Часть отчислений от диска «Aqualung Live» пойдут в фонды помощи бездомным («Пусть Акваланг хоть немного выплатит своим приятелям»).

Ян Андерсон, «Classic rock», №5, 2001:
«Aqualung» до сих пор остается актуальным. Гуляя по Лондону или Нью-Йорку, я нередко натыкаюсь на бездомных бродяг. Сейчас их стало даже больше, чем раньше. Как и все, я иногда бросаю монету в чью-нибудь шляпу, а иногда просто перехожу на другую сторону улицы. Подымается целая буря эмоций, например, чувство вины из-за того, что ничего нельзя с этим поделать. И мне не стыдно об этом петь. В песне можно выразить то, о чем трудно говорить».

Дженни Френкс тоже говорит, что периодически получает письма от детей, которые говорят, что песня помогла им взглянуть на бродяг другими глазами. Кроме писем она стабильно получает и авторские отчисления от песни, хотя их брак с Яном продлился недолго, и в 1974 г. соавторы «Акваланга» развелись.

Ян Андерсон:
«Мы с женой не долго прожили вместе после этого, но я упомянул её в качестве соавтора песни «Aqualung». Это был прощальный подарок. Теперь она вспоминает обо мне, когда получает очередной чек авторских».

jt_2_08

В 2021 году (к 50-летию выхода альбома) JETHRO TULL впервые сняли для «Aqualung» официальное видео (режиссёром выступил Сэм Чегини). Это был анимационный клип сделанный в технике ротоскопирования — с ещё более глубоким социальным подтекстом, нежели тот, что заложен в песне.

«Locomotive Breath» (1971)

Второй знаменитой песней альбома стала мощная «Locomotive Breath» («Дыхание Локомотива» — ну, когда он пар выпускает). Позже Андерсон назовёт её «классической чистейшей талловской песней». Но тогда — в 1971 году — она рождалась в настоящих творческих муках.
Андерсон пытался добиться от своих музыкантов «метрического жёсткого ритма», но они никак не могли понять идей лидера. «Хочешь сделать так, как надо, сделай это сам» — решил Ян и в одиночку прописал в студии ритм ударных и частично гитару.
«А-а, так вот, что ты имел в виду!» — потёрли затылки музыканты и стали дописывать свои партии. Песню буквально склеяли по кусочкам, что было нехарактерно для JETHRO TULL. Тем не менее, результат получился отменный.

jt_2_05

Открывал песню меланхоличный и рассеянный блюзовый наигрыш Джона Эвана на рояле. Постепенно мелодия становился жёстче и напористей, к роялю подключалась гитара Мартина и, наконец, песня взрывалась рёвом и скрежетом, действительно напоминающим ход локомотва. Ну и в середине было классическое неистовое соло на флейте самого Яна.

Весь текст песни представлял собой развёрнутую метафору. Поезд, летящий с сорванными тормозами к катастрофе, многие воспринимали, как прообраз ситуации, когда твоя жизнь выходит из-под контроля, и ты не в силах ничего изменить.

В сумасшедшем свисте дыхания паровоза
Очертя голову несётся вечный неудачник навстречу свей смерти.
Он слышит скрип поршней, и пар обжигает ему брови,
Старик Чарли украл рычаг, и поезд теперь не остановить –
Ему никак не затормозить, о.

Он видит — его дети спрыгивают один за другим на остановках,
А жена — она в постели, тешится с его лучшим другом.
О, он ползёт еле живой на карачках по коридору –
Старик Чарли украл рычаг и поезд теперь не остановить —
Ему никак не затормозить, да.
(пер. С. Климовицкого)

jt_2_09

Кстати, в образе «старика Чарли», укравшего рычаг, многие усматривают отсылку к… Иисусу Христу (оба слова — Charlie и Christ — начинаются одинаково). Как бы оно там ни было, подобные подозрения не случайны, ибо несколько песен альбома были посвящены жестокой критике религиозного догматизма, которое Ян не выносил с детства.
Из-за этого многие критики назвали «Aqualung» концептуальным альбомом, хотя Ян категорически это отрицал.
Саму пластинку встретили тепло, но без какого-то ажиотажа. Зато альбом стабильно и хорошо продавался в течении долгого времени, и уверенно вошёл в обойму рок-классики.

Я. Андерсон:
«Только «Aqualung» действительно принес нам мировую славу. Мы почувствовали, что наше творчество достигло такого уровня, что его уже невозможно дискредитировать, даже если мы выпустим посредственный альбом.
…Я с большой оговоркой могу сказать, что это мой самый любимый альбом JETHRO TULL. Уж слишком многое мне в нем не нравится, особенно качество звука, которое я ненавижу по сей день. Но это альбом интересных рок-песен, совсем не похожих на чьи-либо еще рок-песни.
…Даже если бы «Aqualung» оказался единственным выпущенным мною альбомом, я бы уже не умер несчастным человеком».

Ну, а без хитов «Aqualung» и «Locomotive Breath», насколько я знаю, с тех пор не обходится почти ни один концерт JETHRO TULL. В 1993 году Ян подсчитал, что группа сыграла «Locomotive Breath» 1800 раз!

Я. Андерсон:
«С песнями – как со старыми друзьями или с родственниками, которых ты не видел несколько лет: вот вы встретились, отлично провели несколько дней, а когда они уезжают – вы невольно радуетесь. Но «Aqualung» и «Locomotive Breath» – это как ближайшие члены семьи: вы наслаждаетесь их присутствием каждую секунду и не хотите расставаться».

КАВЕРЫ на «Locomotive Breath»:

Rabbitt — Locomotive Breath (Jethro Tull cover 1975)

Cat Gang — Locomotive Breath (кавер 1983)
Диско-версия!

W.A.S.P. — Locomotive Breath (кавер 1989)

Helloween — Locomotive Breath (Jethro Tull cover 1999)

Tarot — Locomotive Breath (cover 1998)
акустика

Styx — Locomotive Breath (cover 2005)

Автор: Сергей Курий
август 2013 г.;
последняя редакция — август 2021 г.

Хиты группы JETHRO TULL, ч.1: история песен «Bouree» (1969) и «Living In The Past» (1969)

Хиты группы JETHRO TULL, ч.3: история песни-альбома «Thick As A Brick» (1972)

Хиты группы JETHRO TULL, ч.4: история песен «Bungle In The Jungle» (1974) и «Too Old to Rock’n’Roll, Too Young to Die» (1976)

Хиты группы JETHRO TULL, ч.5: история песен «Songs From The Wood» (1977) и «Heavy Horses» (1978)

См. также:

Группа JETHRO TULL на проекте «РОК-ПЕСНИ: ТОЛКОВАНИЕ»