Рок-толкование песен группы КИНО: альбом «Группа Крови» (1988)

1988 - Кино - Группа Крови - 1
Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Группа Крови
(В. Цой)

2. Закрой за Мной Дверь
(В. Цой)

3. Война
(В. Цой)

4. Спокойная Ночь
(В. Цой)

5. Мама, Мы Все Сошли с Ума
(В. Цой)

6. Бошетунмай
(В. Цой)

7. В Наших Глазах
(В. Цой)

8. Попробуй Спеть Вместе со Мной
(В. Цой)

9. Прохожий
(В. Цой)

10. Дальше Действовать Будем Мы
(В. Цой)

11. Легенда
(В. Цой)


1988 - Кино - Группа Крови - 2

Виктор Цой — вокал, гитара
Юрий Каспарян — лидер-гитара, подпевки
Игорь Тихомиров — бас
Георгий Гурьянов — ударные, подпевки

Андрей Сигле — клавиши
И. Веричев — шумы

Слова — Виктор Цой
Музыка и аранжировки — КИНО

Записано в 1986-88 годах в домашней студии и на студии «ЯНШИВА», звукорежиссер — Алексей  Вишня

Ремастерировано в  1996  голу в студии MMS
Звукорежиссер ренастеринга — Евгений Гапеев

Звукорежиссер   —   Евгений   Гапеев
Фото:   —   Валентин  Скляров
Дизайн  обложхк  —   Виктор Цой
Дизайн серии — Василий Гаврилов, Павел Семенов


MC, 1988
LP, вышел в Японии под названием «Blood Type» в 1989 г.
CD, «Moroz Records», 1996 (с бонусами)

1988 - Кино - Группа Крови - 3

* * *

ИНФОРМАЦИЯ об АЛЬБОМЕ «ГРУППА КРОВИ»

***
Б. Гребенщиков, «АИФ» №32 от 11 августа 2010:

Однажды с группой «Кино» произошла, на мой взгляд, очень странная и по-своему печальная история. На одном из рок-клубовских фестивалей группа вышла к публике с большой и довольно романтической программой, где были песни «Это не любовь», «Когда твоя девушка больна», «Братская любовь» и пр. Это было абсолютное чудо, они играли сложные красивые и весёлые песни, от которых пело сердце. Ленинградская публика в упор не приняла их. Зал просто молчал. Народ жаждал пафосных песен с революционным запалом. А песни про любовь ему были не нужны. После концерта Витя был в очень мрачном состоянии. Если мне не изменяет память, он какое-то время молчал, а потом появилась обойма «военных» песен. Эту историю можно интерпретировать как угодно. Но, мне кажется, тогдашняя реакция слушателей изменила его путь. И он написал песни, которые были нужны. Такие люди, как он, остро чувствуют, что на уме у каждого. Это сделало его тем самым «последним героем», но я не уверен, что это было ему на пользу.

kino_gruppa_krovi_rem_06

***
Феликс Аксенцев. День в «Кино», журнал «Родник», N10, 1988 г:

Дальше Каспарян говорит об еще одной беде «Кино» — большой паузе в студийной работе. На то время ударный альбом «Группа крови» не был еще записан, хотя хиты уже прогремели на Ленинградском городском фестивалe.
— Песни стареют, не записываются, их уже не хочется играть. Но группа постепенно приходит в состояние натянутого лука, — говорит Юрий, — вот Витя вернется, будет альбом, будет целая серия концертов. Мы тут без Цоя кое-что свели вчерновую. Хочешь послушать?
Я слушаю наброски к «Группе крови» и чувствую: альбом выйдет на славу. Цой, похоже, окончательно совладал с более чем необычным тембром своего голоса; лаконичная, как всегда, ритмика стала свежей и необычной, а скупые каспаряновские соло — необходимыми и достаточными. Точные, славные тексты, чуть героичнее, чем обычно.
— Витя — молодец. Чувствуешь, как петь стал? Вот только ехиднее надо, — вздыхает Каспарян, — над собой надо иронизировать, иначе нет кайфа.

kino_gruppa_krovi_rem_07

***
Виталий Калгин «Виктор Цой. Последний герой современного мифа»
(М: Рипол Классик. 2016)

Летом, з июня 1987 года, группа выступила на очередном 5-м рок– клубовском фестивале (в последний раз) со своей новой программой «Группа крови» и, хотя получила специальный приз «За творческое совершеннолетие», обычного одобрения от публики не дождалась. Питерская тусовка начала относиться к ней совсем по-другому.

Марьяна Цой:
Это было обидно для Вити, который любил эти песни и даже строил по поводу них определенные планы… После того как его не поняли, он обиделся – не на кого-то конкретно, а на весь Питер.

Юрий Каспарян:
Я не помню зрительского разочарования на 5-м фестивале рок-клуба. Я не помню, чтобы все сидели и молчали. У нас никогда не было провальных концертов. Может быть, просто не так громко кричали, как, например, хотелось бы Марьяне…

kino_gruppa_krovi_rem_15

***
Интервью с В. Цоем, «РИО» №19, 1988:

— Как ты сам оцениваешь этот альбом?

— Наверное, он лучше, чем все остальные. Во всяком случае, актуальнее. Но в нем тоже есть очень много погрешностей. Мы, может быть, и хотели бы его переделать, но потом подумали и решили, что если постоянно переделывать одни и те же песни, то… Понятно что…

— Вы сами его писали?

— Писали сами, а сводили у Леши Вишни. Писали в жутких условиях, вот на такой магнитофон, как у вас, чуть получше. Но тоже на обычную «четвертую» скорость, на такие же кассеты.

kino_gruppa_krovi_rem_03

***
А. Троицкий:

Работа над ним началась еще в октябре 1986 года, когда американская энтузиастка Джоанна Стингрей привезла в Ленинград домашнюю четырех- канальную порта-студию «Ямаха МТ 44». Испортный прибор был установлен на квартире ударника «Кино» Георгия «Густава» Гурьянова, где вся группа в то время тусовалась, репетировала, рисовала картины и — время от времени — слушала и записывала новые песни. Помимо классического квартета Цоя, в записи принимал участие клавишник Артур Сингле (синтезатор «Профем-2000»). Аранжировки, в том числе и клавишные, придумывались, в основном, Каспаряном и Густавом под общим наблюдением автора песен — Цоя. Звукорежиссуру осуществляли все вместе. Так что, можно сказать, что продюссером альбома выступила вся группа «Кино». Предварительный вариант записи был готов весной 1987-го. Летом, на студии Алексея Вишни, четырехканальную запись свели, добавив реверберации и прочих спецэффектов, в окончательный стерео-вариант. Достоянием музыкальной общественности «Группа крови» стала осенью 1987 года.
Фактически, на альбоме представлены две программы «Кино»: собственно «Группа крови» (заглавная песня, «Война», «Спокойная ночь», «Мама…», «Бошетунмай», «Легенда») и песни конца 85-го, начала 86-го годов, которые отдельно и вовремя записать не удалось («В наших глазах», «Прохожий», «Дальше действовать будем мы» и др.). Часть номеров из старой программы, в частности хит «Мы ждем перемен», в альбом не вошли.

00_88_gruppa2
Группа КИНО, 1987.

***
Александр КУШНИР «100 Магнитоальбомов Советского Рока»:

К Вишне песенный материал «Группы крови» попал в следующем виде: на первом канале портостудии были прописаны бас и RX-11, на втором — гитара, пропущенная через овердрайв и дилей, на третьем канале — вокал, на четвертом — фрагментарные вокальные партии, спетые Цоем на октаву ниже. (Позднее подобный прием пения с интервалом в октаву был использован Цоем на альбоме «Звезда по имени Солнце».) Каспарян доигрывал отдельные фрагменты на гитаре. Все это сводилось на «Маяк 001».
Юрий Каспарян не только придумывал партии гитары (которые затем корректировал Цой) и — в отдельных местах — баса, но и стал одним из инициаторов активного использования на «Группе крови» клавишных инструментов.

kino_gruppa_krovi_rem_05

***
Алексей Вишня, «Поминальные заметки о Викторе Цое», Specialradio.ru, 17.12.2007:

Вторую «Это не Любовь» Витя уже не хотел: зрело настроение «Группы Крови», а достигнутый предел в качестве звучания был непреодолим, тянул назад. Времени на запись было очень мало. Начинали мы в десять, а к половине второго мне же нужно было выезжать на работу. Я стал пользоваться такси, чтобы улучить еще хотя бы сорок минут. Эти песни мы писали для дипломной работы киевского режиссёра Сергея Лысенко «Конец каникул». Альбома так и не получалось.

…Зимой 88-го Курёхин собрал ПОП-МЕХАНИКУ в Октябрьском. В очередной раз пригласил меня участвовать в концерте, в группе гитаристов. Я уже знал, что девушка привезла порто-студию, что песни записаны отменные, и намекнул Виктору, что сводить их нужно непременно у меня. К тому времени я успел записать альбом Мифам, а там качество, по прежним меркам, было уже запредельным.
По прошествии нескольких месяцев, я настоятельно повторил свое предложение Каспаряну. Тут и Джоанна, к счастью, их заторопила: она должна была в очередной раз возвращаться в Америку, потому что кончалась виза; она хотела увезти альбом и выпустить его там. Спешно собрали всё необходимое: Курёхин отдал нам половину своего аппарата из Ленконцерта, на время записи. Мы всё сделали за четверо суток.
Это было абсолютно волшебно — возиться с портативной многоканалкой! Огромную работу музыканты провели у Гурьянова. Они записывали на одну дорожку драммашину, на вторую бас, на третью электрогитару. Сводили результат на четвёртую дорожку. Затем Цой пел голос два раза, на две дорожки; дабл-трек сводили на третью. Потом Каспарян затирал одиночные голоса двумя гитарами. Это уже была практически готовая запись. Мне было нужно было просто свести это грамотно: развести по панораме и фронтальным планам, наложить поверх голос Цоя или клавишные Андрея Сигле, либо гитару Каспаряна. Суммарно ребята проработали над записью «Группы Крови» больше часов, чем над любым другим из своих альбомов. Потому что впервые в их жизни студия, пусть даже и совсем портативная, надолго оказалась в их собственных руках.

Альбом произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Качество звучания, высокий слог песен, их общественная ликвидность — всё это обусловило принципиально новое отношение властей к явлению русского рока.
Нужно ли говорить о том, что в течение недели, как мы закончили альбом, он буквально пронизал всю кровеносную систему нашей необъятной Родины. С того времени, как Тропилло выпустил на Мелодии альбом «Ночь», фанаты Кино с нетерпением ждали появления нового альбома буквально во всех уголках страны. Будучи едва ли не главной ленинградской артерией этого организма, мне на это потребовалось всего несколько часов.
Витька сердился, что альбом вновь получил внезапное распространение, но вместе с тем он оценил размах, когда к нему повалили письма с Камчатки, острова Ямал, социалистических и демократических республик и даже Северного полюса. Важно, что для этого не потребовались годы: хватило одного месяца.

kino_gruppa_krovi_rem_23

***
А. Вишня:

У КИНО появилась кассетная портастудия Yamaha и они начали работу над альбомом «Группа Крови».
Ранней весной 1988 года я краем уха где-то услышал, что у КИНО лежит несведённый альбом, и стал уговаривать Каспаряна убедить Цоя совершить у меня его окончательное сведение. Цой поддался на уговоры. Я был счастлив, потому что чувствовал, что это будет альбом года. На кассете поканально были записаны барабаны с басом, гитара Каспаряна, гитара Цоя и голос. Все партии были идеально выверены, сыграны музыкантами дома, ко мне же попала немного шумящая запись, которая через эквалайзеры и компрессоры, да с ревербератором от Джоанны SPX-90 звучала великолепно уже сама по себе! На этот бутерброд Юра наигрывал вторую партию гитары, а Виктор накладывал голос double-track. Так, в один проход это сводилось на 38-ю скорость. Естественно, качество звука было беспрецедентным, ибо такого ревербератора даже у Тропилло еще не было. Неудивительно, что альбом получил прекрасные отзывы.

.

***
Из интервью с А. Сигле, газета «Бульвар», № 20 (108), 15.05.2007:

— Какое впечатление на вас произвели Виктор Цой и его команда?

— Не скажу, что я был очарован. Просто столкнулся с другим миром, о существовании которого раньше не догадывался. Сейчас профессионалы бы подняли нас на смех, увидев наш рабочий процесс. Ну а тогда… Творили мы в двухкомнатной квартире известного питерского музыканта Леши Вишни. В малюсенькой комнатушке писали песни. В соседней спали на небольшой кровати — все вперемешку. Окна постоянно зашторены, как в казино, какое на дворе время суток — непонятно. Жена Леши кастрюлями варила сосиски, через каждый час кто-то выбегал в магазин за выпивкой.
Сегодня прослушиваю те наши записи и поражаюсь: фонограммы 15-летней давности ни в чем не уступают нынешним, студийным. А все потому, что в них была заложена сумасшедшая энергетика.

kino_gruppa_krovi_rem_19

***
Информация с сайта А. Вишни:

Все знали, что у «Кино» лежит новый несведенный альбом. Знали, что песни там очень хорошие. Вишня стал уговаривать Юрия Каспаряна убедить Цоя, что это надо сделать у него, а не ждать помощи Москвы. Курехин собрал очередную «Поп-механику» в Октябрьском, где Вишня и Цой играли на сцене рядом. Наконец Цой поддался на уворы и «Группа крови» была доделана. Для Вишни это был звездный час. Цой сухо предъявил Вишне Джоанину пленку, на которую должен был быть сведен оригинал и отдан Джоанне Стингрей. Цой не хотел издавать «Группу Крови» в СССР, а хотел продать в Америку. Ни о какой дележке в пользу Вишни не было и речи. Все за спасибо и подпись на обложке «звук — Вишня». Отношения с «Кино» были сухие и натянутые.
Таким образом выдался один день на то, чтобы сделать 5 копий на кассеты для музыкантов и Джоанны, а оригинал Вишня должен был принести на следующий день вечером в 20:00 на концерт «Кино» в СКК и передать Стингрей. В 2 часа ночи последняя песня была сведена, в 4 часа музыканты разошлись по домам, Вишня сделал копию с оригинала, заказал такси и лег спать. В 9 утра приехало такси, Алексей попросил Лену сделать 10 копий и уехал в Пулково. Там купил билет на 10:15 и вылетел в Москву. Прилетев, взял такси на 8 часов за 80 рублей, приехал к Андрею Лукинову на Большую Грузинскую, сделал одну копию с оригинала, получил 200 рублей и коробку новых пленок BASF SPR 50, заехал Жарикову в гости, поездил по Москве, вернулся в Шереметьево, а в 19:00 сошел с трапа в Пулково. Приехал домой, поцеловал жену, перекусил, взял кассеты с копиями, оригинал и в 20:00 отдал все это Джоанне. На лице Цоя не было благодарности. На следующий день он улетал в Алма-Ату на съемки фильма Рашида Нугманова «Игла», а счастливая владелица прав на «Группу Крови» — в Лос Анжелес. За 5 дней напряженной работы над фильмом «Игла» Виктор гулять не ходил. А на шестой подошел к ларьку звукозаписи, и на витрине большими буквами написано «Поступил новый альбом «Кино»-«Группа Крови» 1988″.
Тропилло поддержал Вишню. Права на оригинал всегда за студией, если запись производилась за счет студии. Цою этот маневр никогда не нравился. Вишня был учеником Тропиллы и к вопросу об авторских правах относился аналогично.

.

***
А. Рыбин «Кино с самого начала и до самого конца», изд-во «Феникс», 2001:

<Говорит Алексей Вишня:>
— Пришел ко мне однажды Сергей Фирсов и дал послушать первоначальный вариант, очень плохо сведенный и с не расставленными по местам песнями, «Группы крови». Я послушал и о..ел. И я понял, что я могу это доделать и довести до состояния более-менее профессиональной записи.
…На тот момент у меня не было ничего, что могло бы меня технически тормозить. Я позвонил Юре Каспаряну и изложил ему свои мысли. Он сказал, что Витенька не хочет со мной работать, но я настаивал, чтобы Юра все-таки поговорил с Мастером.
…В это время мы вместе с Витей сыграли пару концертов в «Поп-механике». Ни Витька, ни Тихомиров даже не смотрели в мою сторону, хотя на сцене мы стояли рядом. Они были ужасно на меня обижены. А потом Витя вдруг как-то сам уговорился. Он начал сниматься в кино, ему потребовались новые, хорошо записанные фонограммы, ему потребовалась «Перемен» и другие. И я ему на одном из концертов говорю: «Слушай, давай нормально сведем твой материал». Он пожал плечами и ответил: «Давай».
…Я привез вместе с Каспаряном еще аппаратуры — все, что только могли собрать. Они привезли свою порто-студию, где на одном канале были записаны барабаны с басом, на другом — электрогитара, на третьем — акустика и на четвертом — голос.
…Я выманил у студии Дворца молодежи привезенный Джоанной SPX-90 — ревербератор, которого уши нашего обывателя еще не слышали. И когда я включил через него голос, то поперло такое, такой звук, от которого все обалдели.
…Мы наложили еще одну каспаряновскую гитару и Витькин голос. Этот альбом мы сделали за четыре дня. Правда, каждый рабочий день продолжался по четырнадцать часов.
…Это была кошмарная усталость и кошмарная работа. Через четыре дня я привез во Дворец молодежи оригинал альбома, а там ко мне подошла Джоанна и потребовала отдать оригинал ей, поскольку лента, на которую я все это записывал, принадлежала ей. У меня тогда не было своей ленты… Ну, я ей и отдал оригинал.
…Я купил билет на самолет и поехал к своему другу Андрею Лукинову в Москву и повез ему копию «Группы крови». Андрей занимался тиражированием.
…Андрей в результате оплатил дорогу и через шесть часов я вернулся в Питер. Моей целью было донести до всей страны то, что мы сделали. Денег за это все равно ни он, ни я — никто бы тогда не получил. Ждать, пока его выпустит «Мелодия», если вообще выпустит, было делом безнадежным.
…Потом поползли слухи о том, что Витька, мол, не хотел распространять этот альбом в России, дескать, он писал его для Америки и я оказался последним гадом, хотя денег на этом не заработал вообще никаких. Меня обвинили во всех смертных грехах после того, как Витька, заканчивая сниматься в фильме «Игла», подошел к ларьку и увидел свой альбом, сведенный неделю назад, на верхней строчке хит-парада. Он сразу же нажаловался Джоанне, та сказала, что «этоу невозможноу, этоу противоправноу». Но Виктором и группой «Кино» мне никогда, ни разу не высказывалось никаких претензий, потому что до меня никто еще не отвозил записей Лукинову. Я нашел место, через которое альбом мгновенно становился известным на всю страну. Так же я поступал, кстати, и со своими альбомами. Когда я отвез «Танцы на битом стекле» Лукинову, меня узнала вся страна, хотя по телевизору меня не показывали. Я продавался в самых отдаленных уголках СССР. И с «Группой крови» было то же самое. Вернее, с этим альбомом было в первую очередь.
…Он получил невиданную популярность во всей стране, стал раскручиваться, как… Ну, как Пугачева, скажем, в таких же масштабах. И сразу же все его приняли. Я получил то, что хотел. По радио сразу начали говорить о том, какой крутой альбом, какой Витя гениальный композитор, а я — гениальный звукорежиссер. Никто же еще не пользовался SPX, бедняги журналисты думали, что я сам все это изобрел.
…Таким вот образом получилась «Группа крови». О том, чтобы писать у меня следующий альбом, не было и речи, потому что и этот-то дописывался с легким скрипом и раздражением. Только с Юрой Каспаряном у меня остались самые добрые отношения.
…Джоанна привезла им свои записи — она записала песни БГ, Витины, Сологубов с музыкантами из «Brand X» и другими такими же, мирового уровня парнями, привезла их музыку, которая звучала так, как она должна была звучать. Хотя и привезла она их на поганых хромовых кассетах, все равно было слышно, что музыка сделана на хороших аппаратах, компьютерах, пусть и в полудомашних условиях, но уже по-настоящему.
На этом закончилась моя дружба с группой «Кино».
…Это была первая группа из наших, из рок-клубовских, которую приняла вся страна. И считаю, я сыграл в этом определенную роль и что, в частности, моя поездка к Лукинову сделала процентов тридцать этого успеха. Хотя никто и никогда, наверное, с этим не согласится.

.

***
Антон Чернин, «Наша Музыка: Первая полная история русского рока, рассказанная им самим», 19.04.2013:

В 1986-м группа «Кино» выступала на Четвертом фестивале Ленинградского рок-клуба. …А прямо перед фестивалем в составе группы произошло последнее изменение. Бас-гитару повесил на себя Игорь Тихомиров из арт-роковой группы «Джунгли».

Георгий Каспарян: Александр Титов любезно играл с нами некоторое время, совмещая это с работой в группе «Аквариум». Однако теперь ему стало не хватать времени играть в двух группах, и он сообщил об этом Виктору. Дело было в Рок-клубе. Виктор просто подошел к Игорю Тихомирову и предложил поиграть в нашей группе, а Игорь согласился. То есть дело заняло не больше минуты.

kino_gruppa_krovi_rem_08

Георгий Гурьянов: В то время мы уже писали альбом на студии у Алексея Вишни, но так и не записали его — ну, никак не получалось. Тогда из группы ушел Титов, и появился Тихомиров. Там и машинка была дурацкая, и звук никак не получался. Потом мы записали эти песни уже дома, на портостудии «Yamaha». Какие-то вещи вошли в альбом «Группа крови», а какие-то так и остались брошенными. Но позже их опубликовали в том виде, в каком они были брошены.

kino_gruppa_krovi_rem_18

…Основная часть работы над альбомом проходила в 1987 году на квартире Гурьянова. Гурьянов и Каспарян проживали неподалеку друг от друга, в Купчино — это большущий спальный район на юге Ленинграда. Цой в это время постоянно жил то у одного, то у другого — в основном у Гурьянова.

Георгий Гурьянов: В результате первый вариант альбома был записан у меня дома, на домашней студии, в комфортных условиях. Мы что-то сделали, а потом этот материал еще год дорабатывался.

Георгий Каспарян: Трехкомнатная квартира в девятиэтажном блочном доме… Родители на лето уезжали на дачу. И мы были предоставлены самим себе. Ну, даже когда они приезжали, то всегда очень благосклонно относились к нашим занятиям музыкой и времяпрепровождению. Было замечательно… У матушки Георгия был знакомый начальник местного отделения милиции, поэтому соседи нас особенно не беспокоили.
…Ну, мы, естественно, играли, что- то делали. Все это происходило у Гурьянова — там стояла наша маленькая портостудия. Мы что-то пробовали. Бывало — по очереди: один что-нибудь попробует, другой. «А может, ты так сыграешь?» — ну, что- то типа такого. Ну, как обычно. Я думаю, у всех так происходит.

kino_gruppa_krovi_rem_26

***
Из передачи «Летопись», «Наше радио»:

Сведение альбома в конце концов решили проделать у Алексея Вишни. Отношения между группой и звукорежиссером в то время были не сахар. Считается, что причиной этого стала запись 1986 г., которую и музыканты, и Вишня, так и не сумели довести до конца. Впрочем у последнего свой взгляд на причины разлада.

А. Вишня:
В то время я очень сильно дружил с Костей Кинчевым и мне было просто не до КИНО. Я был так очарован музыкой АЛИСЫ, и как раз тогда ко мне Курёхин прислал писаться Гайворонского с Волковым — в общем я записал три их пластинки — и это было всё в однов время.
Но тут всё-таки я не смог устоять, потому что я узнал, что… совершенно охренительный материал. Ну я должен был принять в этом участие — и баста! А Витя Цой — он никак не мог мне простить моего увлечения Кинчевым. Поэтому отношения с ним у меня были к тому времени уже довольно таки натянутыми. Я очень хорошо помню, как звонил Каспаряну и говорил — «Юра, ну давай что-нибудь придумаем, давай сведем». А Юра говорит: «Ты знаешь, Витенька не хочет с тобой работать». Я говорю: «Ну ты понимаешь, что это идиотизм?». Юра говорит: «Ну конечно я понимаю. Ну я постараюсь Витеньку как-нибудь убедить».
Каспарян Цоя убедил, и когда они пришли ко мне сводиться, было такое впечатление, что ничего не было, всё нормально — никаких проблем.

Кстати, студия у вишни на тот момент была лучшей в городе. Да и с «киношниками» он за долгие годы сработался. Так что звукорежиссеру всё-таки выдали на руки драгоценную хромовую кассету с материалом альбома… Именно над таким исходником Вишня принялся колдовать. Музыканты дали ему полный «карт-бланш», и Цой вмешался в процесс лишь в конце одной песни… <см. песню «Война»>
…На всю работу у Вишни было четыре дня — два выходных и два дня отгула на работе. Дело было в том, что Цой вылетал в Алма-ату на съемки фильма «Игла» и хотел закончить альбом до отъезда. Так что Цой, Гурьянов, Каспарян и Вишня работали по 16 часов в день. За 4 дня музыканты и звукорежиссер надоели друг другу хуже горькой редьки. Но дело спорилось.

А. Вишня:
Ну-у, запах «Лигерос» приходил за полчаса до него. Я вообще не понимаю, как их можно было курить эти сигареты. Они были сделаны из отходов производства кубинских сигар. Цой всегда приносил с собой что-то к чаю, хранил у меня свои тапочки. А как-то Гурьянов пришел раньше и одел их. Потом пришел Витенька, резко показал Гурьянову свою пятку, и Гурьянов отдал ему тапочки без слов. Еще они дрались по-китайски с Каспаряном у меня за спиной. И я помню, что меня это очень сильно беспокоило, когда их тапочки разлетались над моей головой. Но стоило мне заорать, как перед носом вставал либо Витенькин кулак, либо его пятка, либо его ступня. И меня это раздражало вдвойне, и еще втройне бесило. Я понимал, что плету оболочку такому продукту, которого раньше у КИНО еще не было, а они, как дети, себя вели.

…Итак, альбом был готов и его можно было тиражировать. И тут выяснилось, что в СССР никто делать этого не собирается. Дело в том, что Цой сначала планировал выпустить виниловую пластинку в США и только после этого подумать над тем, как распространять альбом на родине. Пришлось звукорежиссеру брать инициативу в свои руки.

А. Вишня:
Когда мы всё записали, я поинтересовался — что будет дальше. Цой сказал, что не хочет, чтобы это издавалось в России. Он хотел, чтобы альбом пришел к нам из Америки. Он помнил, кем были BEATLES до Америки и кем стали после. Я в этом увидел коммерческий мотив. Но так как сам ни разу в жизни с музыкантов денег не брал, поинтересовался, а обломится ли мне что-нибудь с этого дела. «Господи, я тебя умоляю!» — ответил Виктор. Видит Бог, меня никто не просил держать запись и никому ее не давать. О моих связях в Москве он и не догадывался. Поэтому в назначенный день передачи фонограммы Джоанне я успел слетать в Москву и сделать копию в таком месте, из которого эта запись достанет до самой отдаленной точки СССР. Я просто отдал ее московским «писателям» — прародителям сегодняшних крупных лейблов — отдал «за так». Решил резко продемонстрировать Виктору свои возможности. Судя по интервью, которые он потом давал, его удивлению не было предела. А я считаю, что КИНО в массовом значении началось именно тогда. И это успех был лишь подкреплен фильмом «Игла», а не наоборот, как все считают.

А дальше было вот что — Цой передал фонограмму в Штаты, сел в самолет, улетел на съемки фильма «Игла». А когда вышел в Алма-ате, из каждого киоска звукозаписи играл альбом «Группа Крови».
В итоге пластинка «Группа крови» действительно вышла только в США при поддержки Джоаны Стингрей. В Советском Союзе альбом получил распространение только на бобинах и кассетах посредством студий звукозаписи. При этом в одной из основных копий отсутствовала песня «Прохожий», не поместившаяся на 45-минутную сторону аудиокассеты. А винил в России был переиздан уже после смерти Виктора Цоя — только в 92-м году, когда у группы КИНО переиздавалось и издавалось всё, что можно и на каких угодно носителях — без всякого разрешения музыкантов.

***
Интервью с В. Цоем, «РИО» №19, 1988:

— А кооперативы — это тоже пиратство?

— Полное пиратство. Никакого отношения к распространению записей группы КИНО я не имею Единственное, что мы сделали, — это записали альбом. Мы закончили запись альбома, и буквально на следующий день я улетел в Алма-Ату. Прилетел, походил по городу, смотрю, у кооперативщиков лежит. КИНО, 1988, «Группа крови». В Ленинград прилетел — и здесь на каждом углу, в каждом ларьке. А по опросам газеты «Смена» альбом занимает первое место.. И все кооперативы говорят, что наиболее записываемая группа — это КИНО. Ну, думаю, как все отлично-то.

kino_gruppa_krovi_rem_24

***
Г. Гурьянов, «Наше радио», передача «Летопись»:

Да, мы записывали альбом (так и не записали его) на студии у Вишни. Альбом никак не получался. Тогда ушел Титов из группы и появился Тихомиров. Там машинка была дурацкая, звук никак не получался.
И потом мы записали эти песни уже дома на этой студии «Ямаха». В конце какие-то из них вошли в «Группу крови», а какие-то так и остались брошенными.

kino_gruppa_krovi_rem_22   kino_gruppa_krovi_rem_21

***
Интервью с В.Цоем, Мурманское ТВ, апрель 1989 г.:

— Немного такой частный вопрос. Почему в «Группе крови» Гурьянов играет не на акустике, а использует компьютер?

— Потому что мы записывали ее дома.

— То есть, это была чисто «домашняя» работа?

— Да.

— И все остальные, наверное?

— Да, конечно. Это раз. Во-вторых, понимаете, иногда лучше использовать компьютер, в условиях наших студий. Потому что он, во всяком случае, как-то отстроен. А живые барабаны могут быть… Надо иметь такую материальную базу, чтобы это имело хоть какой-то вид…

kino_gruppa_krovi_rem_11

***
Из интервью А. Липницкого с Р. Нугмановым, программа «Содержание» на Финам.FM, 22.08.2010:

ЛИПНИЦКИЙ: …мне хочется тебя расспросить именно как кинорежиссера. На мой взгляд, на этом альбоме и Виктор, и группа «Кино» сумели найти и новое внешнее средство самовыражения, и изменился даже, на мой взгляд, и тембр голоса у Виктора на этом альбоме. Тебе, как кинорежиссеру и уже тогда близкому другу группы, как это видится сейчас?

НУГМАНОВ: Слушай, я как раз отношусь к той, может быть, это меньшинство, группе людей, кто, впервые услышав сырые еще болванки этих песен, был потрясен. Там было пять песен, еще пока, в том числе «Война» и «Группа крови», которые он записал с Вишней, и оно не предназначалось ни для кого, это был еще только рабочий материал, еще полусведенный, я был поражен этим материалом, я его восторженно воспринял. Я сказал: «Виктор, ты сделал гигантский шаг вперед». И мы как раз в это время подошли к августу 1987 года, когда нам предложили сделать «Иглу». Так совпало. Виктор прекратил дальнейшую работу над этим альбомом, он говорит: «Мы его должны закончить после того, как мы снимем фильм». И мы обязательно используем музыку, одну из этих вещей, которые он написал. И он запретил, разумеется, Алексею Вишне куда-либо распространять эту музыку, и мы готовили выход к весне следующего года, 1988-го. К сожалению, Леша не сдержал слово, распространил эту запись. Виктор был страшно взбешен.

kino_gruppa_krovi_rem_27
В. Цой, 1987.

***
Ю. Каспарян:

Поворотный момент и основное новшество «Группы крови» состояло в том, что романтизм в нем практически отсутствовал, а на смену ему пришел героизм. Цой сознательно выбрал эту трассу, по которой группа двигалась последующие три года».

kino_gruppa_krovi_rem_20

***
Интервью с В. Цоем, Мурманское ТВ, апрель 1989 г.:

— Раньше Ваш герой был романтик, то есть Вы занимались романтизмом. Ну, а сейчас, судя по «Группе крови», Ваши тексты стали остросоциальны, то есть Вы вышли на какую-то новую ступень. Значит, с Вами выросли и Ваши поклонники. Вы к этому стремились?

— Я не могу сказать, чтобы мои тексты стали остросоциальными, я так не считаю. Там есть… Понимаете, когда была объявлена перестройка, и даже немножко до этого, среди музыкантов появился какой-то такой подъем душевный. И все вдруг сразу, не сговариваясь (у нас был какой-то фестиваль), показали программу с такими какими-то боевыми песнями: что все у нас было отлично. Ну, Вы понимаете. И я в том числе. Часть песен «Группы крови» как раз такого более социального характера. Но только часть, и не самая главная.

kino_gruppa_krovi_rem_14

***
Интервью с В. Цоем, Мурманское ТВ, апрель 1989 г.:

— Понятно. Виктор, вот Вы записали уже несколько альбомов. Но, насколько я знаю Ваше мнение, «Мелодия» выбрала далеко не лучшую Вашу работу. Если взять Ваши предыдущие альбомы, исключая «Группу крови», какая бы работа, по Вашему мнению, представила группу КИНО?

— Знаете, один альбом, конечно, не представил бы группу КИНО, и больше всего похоже на то, что мы есть сейчас — конечно, это альбом «Группа крови».

.

***
Из интервью с Ю. Каспаряном, «Костер», 1989:

— Изменится ли стиль вашего ансамбля, если изменится мода и интерес к вашей музыке будет падать?

— Провокационный вопрос. Потому что он изначально подразумевает, что мы будто специально следим за модой. Мы действительно хотим быть популярными, но не добиваемся этого любыми путями. Мы не стремимся подражать тому, что слушают на дискотеках. Мы пишем свою музыку, которая в первую очередь нравится нам.
Я вспоминаю, как год назад, на одном из фестивалей, мы сыграли альбом «Группа крови». Тогда все говорили: «Ну, группа «Кино» сдала». И только сейчас этот альбом приобретает все большую популярность. Так что нам незачем равняться на моду. Скорее всего, мы ее опережаем.

kino_1987_1

***
В. Цой, газета «Ленинская смена» (Алма-Ата):

Мне нравится альбом «Группа крови», хотя и не весь. Это почти похоже на то, что мы хотели сделать.

.

***
Интервью В. Цоя в Мурманске. Межсоюзный дворец Молодежи. Апрель 1989 г.
(«Комсомолец Заполярья». 13.05.1989):

— Виктор, охарактеризуйте период до «Группы крови».

— Экспериментальный.

— Альбом «Группа крови» — лучшее, на что вы способны?

— Да нет, я так не считаю. «Группа крови» действительно сильнее предыдущих. Но я сам вижу массу недостатков. Так что поле для совершенствования у меня — краю не видно.

.

***
Из интервью с Г. Гурьяновым, 2007(?):

— Кто автор оригинальной идеи обложки «Группы крови»?

— Андрей Крисанов. Был у нас такой молодой человек в компании. Он учился играть на бас-гитаре, но у него не было никаких способностей к этому. Он талантливый художник, на мой взгляд. Мне нравятся все его идеи, работы. Мы все были тогда очень впечатлены фильмами Фрица Ланга. Помните серию фильмов о докторе Мабузе. Малевич нарисовал плакат к фильму «Доктор Мабузе». Оттуда мы и взяли идею. Только вместо Доктор Мабузе написали «Группа крови» и «Кино».

.
***
Андрей Крисанов об оформлении альбомов:

Обложки пластинок «Кино» оформлялись по заветам Казимира Малевича. Художник Андрей Крисанов, который одно время даже играл на втором басу в составе группы — его можно было увидеть на пятом фестивале Ленинградского рок-клуба в 1987 году, впрямую позаимствовал у Малевича обложку «Группы крови». Макет «Последнего героя», изначально сделанный Георгием Гурьяновым и Цоем, был стилизован под супрематизм «Группы крови», а последний альбом — это, в сущности, «Черный квадрат».
…Тогда Цой, Гурьянов, Африка, Тимур Новиков с «Новыми художниками», я — мы все любили ходить в кинотеатр «Спартак» на фильмы немецких экспрессионистов — Фрица Ланга, Роберта Вине. В Русском музее в то же время проходила выставка искусства 20—30-х годов, супрематисты и остальная компания. А я в музее работал в котельной, у меня была возможность более досконально все это изучить. Я нашел  плакат Малевича к фильму о докторе Мабузе. Я его переделал, заменил слова. Все остались в восторге.

Плакат Малевича:

kino_gruppa_maruzo

Виниловая пластинка:

1988 - Кино - Группа Крови - винил -1

1988 - Кино - Группа Крови - винил -2

***
Из интервью с звукорежиссёром, реставратором и шефом лейбла «Maschina Records» — Максимом Кондрашовым. 22.12.2018.:
https://www.fontanka.ru/2018/12/21/035/

…- Александр Цой после релиза «Атамана» рассказал мне, что следующим LP «Кино» вы издадите «Группу Крови». Почему именно этот альбом из всего каталога Цоя и Ко станет первым полноценным альбомом на виниле?

– Всё просто. Альбому в 2018 году исполнилось 30 лет. Мы хотели успеть до конца года. Но дата плавно перенеслась на конец февраля 2019 года. Очень много времени занимает сама подготовка издания. Мы впервые взялись за оцифровку всего плёночного архива с записями группы, которого никто не касался с начала 90-х. Работаем непосредственно с мастер-лентами из студии, которые всё это время хранились у Игоря Тихомирова. Он был таким архивариусом записей группы. Некоторые записи сохранил Александр Титов. Что-то из нашей личной фонотеки. У меня в коллекции нашлись такие исходники, которых не оказалось у других. Всё это постепенно собиралось у частных владельцев, бывших студий звукозаписи. Я всем этим занимаюсь с 1992 года.

— Чем ваш вариант издания «Группы Крови» будет отличаться от предыдущих «неправильных»?

– Это будет первое издание альбома без ошибок. Первое официальное издание альбома было американским в 1989 году. Был такой лейбл GoldCastle. Они выпускали винил, кассету и CD. Фонограмма, которую тогда вывезли в Америку, подверглась обработке. И в таком виде и тиражировалась дальше. Все последующие переиздания делались с этого американского CD. Перед изданием американцы ещё поработали со звуком. Изменили его под себя. В чём-то хорошо, в чём-то плохо. Но они ещё умудрились потерять фрагменты песен. 4 секунды в треке «Легенда», там заметен сбой и склейка. Они уменьшили длительности некоторых композиций, урезав фейды в конце (затухание громкости музыки. – Прим. ред.). От некоторых треков отрезали секунд по 20. Сейчас всё будет так, как это было записано в 1988 году. Набор треков тот же. Долго думали, что делать с дополнительными вещами того же периода. Решили, что CD-издание будет на двух дисках. Первый диск – альбом. Второй — студийные бонусы и концертные треки. Мы решили к каждому альбому подобрать концертную запись, где те же треки сыграны живьём. То есть будут записи, которые широкая общественность ранее не слышала. На виниле будет просто альбом. Там будет буклет на 20 страниц. В качестве дополнения мы издадим сингл «Перемен». Песня там будет в двух версиях. Этот трек был исключён из альбома по просьбе кинорежиссёра Сергея Соловьёва, который попросил оставить песню только для саундтрека к фильму АССА. Не вырывать хит из этой пластинки. На одной стороне семидюймовки будет версия из фильма. Там над звуком отдельно работал звукорежиссёр фильма. На второй – версия от музыкантов «Кино», которую они сделали уже после выхода фильма. Неизвестная версия другого сведения «Перемен».

.

***
Информация из буклета ремастированного переиздания альбома «Группа Крови», 2019 г.
(Использованы тексты, интервью и воспоминания из архива Виталия Калгина). :

…Эту запись можно назвать переломным моментом в развитии группы. После выхода «Группы крови» о «Кино» узнала вся страна, и многие считают, что это лучшая работа коллектива и даже лучшее, что есть в советском роке. Во всяком случае, заглавная песня альбома заняла первое место в рейтинге «100 лучших русских песен» на «Нашем Радио». Появлению же альбома «Группа крови» предшествовал очередной переходный период, выражавшийся в затяжных поисках нового стиля. Две предыдущие работы — «Это не любовь» и «Ночь», — записанные в студиях у Вишни и Тропилло, в итоге «не выстрелили».

kino_gruppa_krovi_rem_17

Музыканты «Кино» не сразу добились тех результатов, которых хотели. Весь имеющийся материал разделился на два альбома — это две программы «Кино»:

1. Песни 1986 года, программа четвертого рок-фестиваля 1986 года с так называемыми «остросоциальными песнями»: «Попробуй спеть вместе со мной», «Дальше действовать будем мы», «Мы ждем перемен», «Спокойная ночь», «Закрой за мной дверь». Часть номеров из старой программы, в частности хит «Мы
ждем перемен», в альбом не вошли по той причине, что Цой обещал режиссеру «Ассы» Сергею Соловьеву придержать эту песню до выхода фильма.

2. Песни программы пятого фестиваля рок-клуба 1987 года: «Группа крови», «Война», «Легенда», «Мама, мы все сошли с ума», «В наших глазах», «Бошетунмай».

Георгий Гурьянов, барабанщик «Кино»:

«Группу крови» я впервые услышал у себя дома. Я обомлел. Тогда меня назначили первым заместителем памятника Маяковскому на площади Маяковского. Был какой-то «Клуб друзей Маяковского» по образцу «Клуба любителей итальянской оперы», очень мафиозный, организованный Тимуром Новиковым. Мы там встретились, поехали домой репетировать ко мне. И вот тогда я и услышал песню «Группа крови». Сам альбом был записан до выхода фильма «Асса». Потом мы занимались аранжировками и украшательствами долго-долго… Все эти истории… напоить Курехина, усыпить, отнять «Prophet -2000», сделать аранжировки….

Была еще неудачная попытка записи песен, относящихся к первой категории, у Алексея Вишни. Это был еще один альбом «Кино», готовившийся в течение 86-го года дома. Запись была прервана, когда оставалось прописать только один голос.

Алексей Вишня, звукорежиссёр:

Мы тщетно пытались записать альбом — ничего не получалось. Нам нравилось, как записалась «Братская любовь», но тяжелые песни звучали убого. Вторую «Это не любовь» Витя уже не хотел: зрело настроение «Группы крови», а достигнутый предел в качестве звучания был непреодолим, тянул назад. Времени на запись было очень мало. Начинали мы в десять, а к половине второго мне же нужно было выезжать на работу. Я стал пользоваться такси, чтобы улучить еще хотя бы сорок минут. Эти песни мы писали для дипломной работы киевского режиссера Сергея Лысенко «Конец каникул». Альбома так и не получалось. На какое-то время мы взяли паузу в работе, и я переключил свое внимание на Кинчева и «Алису».

Георгий Гурьянов:

Были так называемые неизданные песни. «Ты стоишь…» Нет, «Я стою в темном углу», «И букет в моих руках давно завял, давно зачах». Это было до «Группы крови». Мы начали записывать их, а потом Витя почесал голову и… Вишня не справился, этот альбом был задвинут. Закрыт. А вот эти треки, с которыми он не справился, они у Лысенко в фильме звучат. И звучат неплохо. «Попробуй спеть вместе со мной…» Это все было записано в виде болванок, совершенно без украшательств.

ЮрийКаспарян:

Но Вишня, на самом деле я бы не сказал, что он не справился, просто… была уже довольно сложная, мне кажется, задача, потому что хотелось побольше сыграть, чтобы побольше всего прозвучало, а у Вишни не было такой возможности. Да, он не справился с технической частью…

ЮрийКаспарян:

Там еще были песни «Весна» и «Последний герой», записанные Цоем и «Рыбой» в МДТ. А что касается других песен, то готовился отдельный альбом, как раз Игорь Тихомиров пришел в группу, там были такие замечательные песни, как «Ты мог быть героем, но не было повода быть» и другие…

kino_gruppa_krovi_rem_09

Запись

В течение 1987 года группа практически не выступала, занимаясь в основном записью альбома. «После извечных цейтнотов и авралов в тропилловской студии подобная система работы казалась настоящим раем». «Благодаря усилиям Джоанны Стингрей „КИНО» к 1987 году была одной из самых укомплектованных фирменными инструментами групп рок-клуба». В 1987 году Джоанна Стингрей привезла группе домашнюю четырехканальную кассетную портостудию «Yamaha МТ-44», драм-машину «Yamaha RХ-11», которая позволяла редактировать не только ритмический рисунок, но также тембры и громкость. У Юрия Каспаряна вдобавок к его знаменитой белой гитаре «Yamaha» появились новые гитарные примочки. И рок-клубу Джоанна подарила хороший аппарат.

Алексей Вишня:

Для всего нашего бытия «Red Wave» стала ключевым событием, резко повысив уровень качества звукозаписи и концертов. «Новые композиторы» специально приезжали ко мне лишь для того, чтобы обогатить звучанием свои сэмплы, пропустив их через Джоаннин ревербератор.

Итак, имеющаяся портостудия была установлена в Купчино, большом спальном районе на юге Ленинграда, в квартире барабанщика «Кино» Георгия Гурьянова, в которой и проходила основная часть работы над альбомом «Группа крови» в 1987 году. Поскольку Гурьянов и Каспарян жили практически рядом, Цой в это время постоянно жил то у одного, то у другого, в основном у Гурьянова. Музыканты вместе отдыхали, тусовались, рисовали картины и параллельно аранжировали и записывали песни.

Александр Сенин,
музыкант, участник группы «Кофе»:

Группа «Кофе» успешно развалилась после получения ее участниками дипломов о высшем образовании, и моя околомузыкальная деятельность на некоторое время практически остановилась. До момента создания тремя экс-«кофейниками» (Сенин, Копылов, Нестеренко) гитарной «Петли Нестерова». А «Кино» тем временем стремительно набирало популярность, и стало в результате культом. Что такое«киномания»и как с ней приходилось жить нашим приятелям, я приблизительно представляю. Как-то днем весенним, зайдя в гости к Георгию Гурьянову, я обнаружил у выхода на крышу (его этаж был последним) кучку пэтэушных (от слова ПТУ) девиц. Выяснилось, что они провожали своих кумиров после концерта до густавского дома, и теперь дежурят в надежде подкараулить Цоя. А тому удалось ночью сбежать. Понятное дело, Георгий был с ними строг, но настоящим специалистом по выведению на воздух малолеток тогда выступил другой Юрик — Каспарян. Так что девицы переместились в результате на скамейки во дворе.

Аранжировки, в том числе и клавишные, придумывались в основном Каспаряном и Гурьяновым под общим наблюдением автора песен — Цоя. Звукорежиссуру осуществляли все вместе. Можно сказать, что продюсером альбома выступила вся группа «Кино». Предварительный вариант записи был готов весной 1987 года.

ИгорьТихомиров, бас-гитарист «Кино»:

Мы довольно долго «вываривали» каждую из песен. Репетировали всю зиму, придумывая аранжировки и добиваясь необходимого звука в каждом конкретном случае. Все проверялось и перепроверялось по несколько раз. Если общее звучание композиции не нравилось, она переписывалась заново.

Юрий Каспарян:

Я очень хорошо помню, было четыре табуретки, на четырех табуретках лежала чертежная доска, на чертежной доске стояла барабанная установочка самодельная. Был хай-хэттакой… Вот такое некое подобие малого барабана, и в принципе все, потому что… Да, и педалька, которая бьеттам… по картонной коробке…

Программированием барабанных партий занималась вся группа. Уже на предварительном этапе в этой работе был заложен важный визуальный момент: ритмический рисунок планировался таким образом, чтобы все партии на концертах могли быть сыграны Гурьяновым стоя — в традициях новой волны. Теперь ритм-секция «Кино» звучала лаконично и рационально. Игорю Тихомирову, выступавшему до этого в джаз-роковых «Джунглях» и привыкшему к большей импровизации, временами приходилось наступать на горло собственной песне.

Аранжировочные задачи, стоявшие перед музыкантами «Кино», заключались в том, чтобы композиции, записанные Цоем под гитару, приобретали форму законченного рок- или поп-произведения.

kino_gruppa_krovi_rem_28

Группе «Кино» в плане оснащенности аппаратурой мог позавидовать весь музыкальный Питер. Не было у музыкантов только клавиш — раньше обходились без них, но в «Группу крови» решили добавить новых звуков. Каспарян, который не только придумывал партии гитары (затем их корректировал Цой) и — в отдельных местах — баса, стал одним из инициаторов активного использования в «Группе крови» клавишных инструментов. «Впервые мы услышали, как звучит сэмплер, выступая в составе „Поп-механики», — вспоминает Тихомиров. — И многие из сэмплерных звуков — звучание дудок, сверхмощные и сверхглубокие тембры — нам захотелось воспроизвести на альбоме».

Юрий Каспарян:

Это был наш первый профессиональный альбом, на котором мы работали с порто-студией и сэмплерами. Мы хотели внести в звучание новые краски, и нам был необходим клавишник, который мог профессионально сыграть предложенные ему партии. Записывавшийся на «Начальнике Камчатки» Курехин для этой цели явно не подходил, поскольку был ярко выраженным индивидуалистом. Курехин играл в свои игры, а мы — в свои.

«Однако у Курехина был подходящий «киношникам» инструмент — роскошный сэмплер «Prophet -2000», на то время самый мощный в мире, с флоппи-дисками, внутрианалоговой обработкой и массой технических достоинств. До 87-го года в СССР инструменты такого калибра были, пожалуй, лишь в арсенале пионера отечественной электронной музыки Эдуарда Артемьева». Курехин категорически отказывался отдавать инструмент в чужие руки. Он мог предоставить его только при условии, что сам же на нем и сыграет. Но «киношники» не хотели давать Курехину волю в аранжировках.

Георгий Гурьянов:

Там задействован «Prophet -2000», который удалось поиметь на одну ночь. Курехин его бы никогда не дал, только вместе с собой. Но в ту ночь он напился пьяный и спал, а мы с Каспаряном до утра, пока он не проснулся, украшали аранжировки. Именно в эту ночь была записана партия клавиш для песни «Попробуй спеть вместе со мной». Там был всего один свободный канал, поэтому в этой песне так все и налеплено.

kino_gruppa_krovi_rem_13
Сергей Курёхин (третий — слева).

Также в нескольких местах Цой использовал шумовой материал «Новых композиторов», являвшихся пионерами советского техно- и эйсид-стиля. В частности, коллекция их странных звуков слышна в финале «Прохожего», где в течение целой минуты фрагменты различных мелодий и шумов кочуют из канала в канал.

Сведение

В начале 1987 года Алексей Вишня услышал черновое сведение альбома «Группа крови» и понял, что материал нового альбома великолепен. «Вишня, всегда тонко чувствующий хиты, несмотря на некоторую напряженность в отношениях с Цоем из-за предыдущей неоконченной записи и некоторых разногласий, долго уговаривал музыкантов „КИНО», чтобы они „довели до ума» альбом именно у него».

Алексей Вишня:

Как-то Курехин позвонил и попросил записать Джоанне новую песню. Он сочинил «Feelings» и собрал целую толпу народа. Вызвал Сологуба, Каспаряна, Цоя, зачем-то Африку, Гурьянова, устроил бедлам. Именно тогда мы страшно размолвились с Витенькой. Нервы мои были на пределе. Во-первых, Джоанна не видела меня в упор. Просто не замечала. А я же весь из себя такой, меня это огорчало, конечно. Ленка видела мои нервяки и понимала их, но поддерживала мысль, что типа, а что ты хотел? Песни строчишь сам по себе, пишешься сам, тебе никто не нужен. А когда тебе не нужен никто, то и ты автоматически становишься никому не нужным. Лена была тысячу раз права. Один в поле не воин, даже если он очень талантливый воин. Взять Кинчева, например. Убери из егожизнитех, кто сделал ему звук,так и звука ведь не было бы никакого! Был бы Кинчев и, может, даже лучше был, чем сейчас, но не «Алиса», это был бы другой Кинчев. А Цой без Каспаряна и Гурьянова — сплошные «Сорок пять»! А у меня никогда никого не было, кто мог бы считать мой материал своим.
Группы не было — значит, и меня не было тоже. По крайней мере, то, что я пытался делать, Джоанна не воспринимала никак. Я нервничал. Из западных проспектов мне стало известно, что существует волшебный прибор, который позволяет не только синхронизировать MIDI с CV, а еще и ноты извлекать из CV, пользуясь миди-управлением. Это позволило бы задействовать в работе кучу старого барахла, которое пылилось, не будучи управляемым снаружи. Я взмолился Джоанне, дескать, привези примочку, делов-то, потом сочтемся.
— Я спрашиваль уже, знаещ, Вишна, эта стоет сто лисят долларз, но ти можещ дат рублами, еслихочищ.
Сказать, что я обиделся — ничего не сказать. Просто тупо промолчать и все. Но тут Африка с Густавом на кухне что-то перевернули, пролили воду на пол, везде жир от попкорна, а воздухе удушливый запах жженых тряпок, что я вообще не переваривал на дух. Лицо побагровело от злости, душа почернела и пасть открылась:
— Б…ь, что вы тут устроили? Прокурили наркотиками весь дом, идите на улицу курить, марш! Я не стану этого терпеть, уезжайте отсюда нах…
Виктор напрягся, конечно. Подобное со мной происходило и раньше, но что бы так… Потом мы спокойно записали болванку, голоса Курехина и Каспаряна. Когда немного отлегло, я стал продолжать свою борьбу за синхронизатор.
— Вить, ну скажи ей — она ох…ла, ну откуда у меня сто пятьдесят долларов может быть, ты сам прикинь?! Штука же необходимая, головняка много снимет, оживит старые ресурсы. Очень нужна!
Виктор сделал вид, что не услышал, и нервно пожал плечами. Впрягаться за меня перед Джоанной он не стал. Когда пришло время записывать голос, я наорал и на него, и он ушел, даже не попрощавшись. Я был зол на весь белый свет… Потом пришел ко мне однажды Сергей Фирсов и дал послушать первоначальный вариант, очень плохо сведенный и с не расставленными по местам песнями «Группы крови». Я послушал и ох…л. И я понял, что я могу это доделать и довести до состояния более-менее профессиональной записи. «Кино» никогда не считало меня членом команды… Тем не менее Цой всегда был одной из центральных фигур в моем мозгу, и я пытался максимально пропустить сквозь себя его творчество. Я очень боялся, что Цой будет доделывать «Группу крови» у кого-то другого, и бегал за «Кино» около полугода, чтобы альбом был сведен у меня. В конце концов я добил их.

kino_gruppa_krovi_rem_10
Джоана Стингрей и Юрий Каспарян.

Поскольку отношения группы «Кино» и Вишни на тот момент были весьма натянутыми, Цой игнорировал его предложения.
Вишня попытался действовать через Каспаряна, попросил убедить Виктора сотрудничать с ним, но получил ответ — «»Витенька» не хочет с тобой работать…»
Тогда Вишня решил идти ва-банк и во время совместного выступления на концерте «Поп-механики» в БКЗ «Октябрьский» осторожно намекнул Цою, что альбом нужно сводить у него, не дожидаясь помощи Москвы, поскольку на тот момент у Вишни была, пожалуй, наиболее хорошо оснащенная студия Ленинграда и также имелся большой опыт записи, в том числе и самой группы «Кино».

На этом этапе почти ничего не дозаписывалось. Но одна песня все-таки изменилась довольно сильно. Руку к ней приложил Андрей Сигле, занявший в группе пустующее место клавишника, — профессиональный пианист с консерваторским образованием, имевший огромный опыт студийной работы с различными исполнителями. Впоследствии он стал автором киномузыки, например, к сериалу «Улицы разбитых фонарей». На «Группе крови» он играл на точно таком же сэмплере — «Prophet-2000», как у Курехина.

Поскольку Сигле был из среды профессиональных музыкантов, он не работал за бесплатно (за портвейн), как это принято было в рок-тусовке.

Андрей Сигле:

В питерском рок-клубе собирались люди из совершенно незнакомого для меня мира — все мрачные, в черном, трезвыми их никто никогда не видел — постоянно в подпитии. Я же был студийным музыкантом… Никогда не забуду свое первое потрясение: оказывается, у рокеров одна и та же вещь никогда одинаково не звучит, но раскрепощены и эмоциональны они только на сцене. А вот работа в студии для этих ребят оказалась настоящей пыткой, поскольку она требовала другого подхода приходилось что-то переделывать, переписывать. В результате практически все клавишные партии я сам за них и записывал. Я мной работал с Борисом Гребенщиковым, «Алисой» Сергеем Курехиным. Когда появился Виктор Цой, стало понятно: это серьезное событие Вместе мы записывали песню «Группа крови» а также клип на нее. Кроме того, я работал на саундтреком к фильму «Игла», в котором впервые появился на экране. Кстати, ка участник группы «Кино». <…> Не скажу, что был очарован (Цоем). Просто столкнулся с другим миром, о существовании которого раньше не догадывался. Сейчас профессионалы бы подняли нас на смех, увидев наш рабочий процесс. Ну, а тогда… Творили мы в двухкомнатной квартире известного питерского музыканта Леши Вишни. В малюсенькой комнатушке писали песни. В соседней спали на небольшой кровати — все вперемешку. Окна постоянно зашторены, как в казино, какое на дворе время суток — непонятно. Жена Леши кастрюлями варила сосиски, через каждый час кто-то выбегал в магазин за выпивкой.

На всю работу у Вишни было четыре дня — два выходных и два дня отгула на работе. Цою нужно было ехать в Алма-Ату на съемки фильма «Игла», поэтому он торопился окончить альбом до отъезда.

kino_gruppa_krovi_rem_25

Распространение

Наконец работа над новой записью была закончена, и вот, в 1988 году, альбом «Группа крови» увидел свет. С выходом «Группы крови» и распространением этой записи связана не очень хорошая история, поскольку существовали определенные разногласия между Вишней и Цоем. Их взгляды на планы и права распространения записи расходились. Алексей Вишня сегодня утверждает, что выпускать альбом в Союзе Цой не хотел, а планировал выпустить его с помощью Джоанны Стингрей в США. Вишня же считал, что альбом должен быть немедленно распространен на территории СССР. Перед вылетом в Алма-Ату на съемки «Иглы» Цой попросил Вишню отдать оригинал Джоанне.

Юрий Каспарян:

Я не имею понятия о том, где мы собирались выпускать «Группу крови». Меня это тогда не интересовало.

Андрей Лукинов, распространитель фонограмм:

Распространили запись 10 человек, помню имена только некоторых, к сожалению: Виктор Алисов, Валерий Петрович Ушаков, Александр Поляков, Валентин Щербина, Геннадий Левченко, Александр Агеев, Юрий Севастьянов — всего 10 т. н. «членов московского клуба писателей» — распространителей такого рода музыки по стране. 10 копий на 38-й скорости — и за неделю новый альбом был в киосках звукозаписи по всему СССР.

Рашид Нугманов, кинорежиссёр:

Съемки фильма начались в конце сентября с выезда на Аральское море, но Виктор приехал раньше, мы проводили вместе с ним пробы нескольких актрис и всех забраковали. К тому времени были записаны и в черновую сведены лишь пять песен альбома, в том числе «Война» и «Группа крови», которые он записал с Вишней, и это не предназначалось ни для кого совершенно. Виктор дал мне кассету с копией еще летом, до «Иглы», с просьбой ни в коем случае никому ее не показывать и не копировать дальше, что я и сделал, разумеется. Потом, по его приезде в Алма-Ату на съемки, мы решили стереть копию на всякий случай. Работа была не завершена, и он очень не хотел ее распространения в таком виде. Когда же выяснилось, что Вишня распространил черновые записи вопреки их договоренностям, Виктор был очень зол и сетовал мне на это.

Юрий Каспарян:

Я, к сожалению, не помню какой-то особой реакции Цоя на поступок Вишни…

Георгий Гурьянов:

Что касается «Группы крови», то она была записана у меня дома, а у Вишни мы только аппаратуру для сведения брали. Мы пришли к нему с утра или днем. К вечеру альбом был сведен, и мы еще наигрывали у Вишни дома, а сводили его на бобину такую, на 38-й скорости.
Где-то к вечеру, к ночи все было готово. А на утро Джоанна Стингрей как будто бы увозила наш альбом в Америку. Она улетала, да… И Вишня, эта хитрая, толстая жопа, ночью съездил в Москву и продал альбом. У него были контакты там с ларечниками по стране, в разных городах, и он продал наш альбом им. Поэтому сегодня он говорит, что он сделал группу «Кино», потому что после выхода альбома «Группа крови» неопубликованным, как бы из рук в руки, совершенно пиратским образом, о нас узнали все. Буквально через месяц из каждого окна неслось «группа крови на рукаве…». Если это действительно правда, что Вишня его продал, то этот пиар-ход нельзя умалять. Цой к этому никак не отнесся. А как к этому относиться? Как говорится — и овцы целы и волки сыты…

Константин Кинчев,
музыкант, участник группы «Алиса»:

Вишня низко поступил, но что ему теперь до этого? Он мастерски сводил песни «Кино». Это не секрет ни для кого. Сам по себе он нормальный, но очень переменчивый…

Кстати, что касается самой Джоанны Стингрей, то летом 2014 года ее реакция на вопрос относительно «пиратского» поступка Вишни была совершенно спокойной.

Джоанна Стингрей:

Я не уверена по поводу выпуска Вишней пиратским способом альбома «Группа крови». Я не знаю, что там было…

Артемий Троицкий, музыкальный критик:

По мнению многих (в том числе и некоторых участников группы), «Группа крови» — самый удачный альбом «Кино». Связано это, в первую очередь, с тем, что работа над записью шла в абсолютно естественных, ненапряженных условиях. Было время подумать, проиграть различные варианты, не чувствуя себя скованными временным режимом, волей звукорежиссеров и прочими стрессами студийной рутины. «Группа крови» — первая по-настоящему мощная, зрелая работа «Кино»; в то же время она в полной мере сохраняет бескомпромиссный, анархический дух питерского андеграунда. В 1989 году альбом «Группа крови» был выпущен в США (фирма «Голдкастл», с подачи Джоанны Стингрей) и произвел отличное впечатление на тамошних критиков. В частности, ведущий американский рок-эксперт Роберт Кристгау в своей колонке в «Виледж Войс» поставил пластинке максимальный балл, оценив ее, таким образом, выше, чем вышедшие примерно в то же время«Radio Silence» Бориса Гребенщикова, «Звуки Му» и «Парк Горького».

.

***
Максим Кондрашов, Данил Масловский о ремастированном переиздании бокс-сета «Группа Крови» от «Maschina Records»,
Санкт-Петербург — Москва, июнь 2019 г. (информация из буклета):

Когда мы приступили к работе над переизданием альбома «Группа крови», было очевидно, что работы будет много. Технические недостатки записи были давно изучены, да и сам альбом был прослушан бессчётное количество раз. При этом всю работу требовалось сделать филигранно, поскольку эта запись группы «Кино» в нашей стране является не просто культовой или эталонной. Это — лучший рок-альбом, записанный в СССР, по мнению большинства критиков и слушателей. Нужно было исправить все технологические шероховатости записи, но при этом сохранить аутентичность звучания альбома. Не стояла задача сделать его современным и громким, наоборот — сохранить оригинальную динамику записи.

kino_gruppa_krovi_rem_01

Оригинальная мастер-лента альбома «Группа крови» все эти годы хранилась у бас-гитариста группы Игоря Тихомирова. По словам музыканта, с начала 90-х она не покидала пределов его дома. Для многочисленных изданий альбома на физических носителях использовалась версия с первого официального компакт-диска, выпущенного фирмой «СоШ СазИе» в США в 1989 году. Перед началом работы пленка была очищена от пыли, были заменены все требующие обновления монтажные склейки.

Первой и немаловажной задачей было восстановление оригинальной скорости воспроизведения ленты. Во многих источниках отмечалось, что звучание альбома на всех предыдущих изданиях занижено. Магнитофон «Маяк-001», использованный при записи мастер-ленты, имел небольшие отклонения в скорости, потому что на профессиональную скорость 38,1 см/с аппарат переделывали в домашних условиях (изначально он был рассчитан для бытового использования на скорости 19,05 см/с). Первоначально мы с Игорем Тихомировым отталкивались от строя инструментов. Выровняв строй, все же не могли достичь желаемого результата: было ощущение, что голос звучит несколько неестественно. В ходе обсуждения Юрий Каспарян неожиданно вспомнил, что инструменты для записи строились по… гудку телефонной трубки! Гитарных тюнеров в то время у музыкантов просто не было, поэтому приходилось выходить из положения таким элегантным способом. По ГОСТу городской телефонной связи СССР частота тона составляла 425 Гц, в то время как частота опорной ноты — 440 Гц. Из этого следовало, что все инструменты, а соответственно и вся запись, были слегка занижены. Взяв эту информацию за отправную точку, мы восстановили реальную скорость.

Затем требовалось изменить коррекцию АЧХ в соответствии с системой, применённой в конструкции магнитофона. Необходимо отметить, что коррекция, использованная в «Маяке», отличалась от мировых стандартов, по которым была настроена аппаратура на лейбле «Gold Castle». После изучения технической документации на «Маяк» и внесения необходимых корректив в запись вернулись низкие частоты, которые отсутствовали на всех изданиях.

Далее началась кропотливая работа по реставрации самой записи, на что ушло более 120 часов студийной работы. Несмотря на отличную сохранность самой мастер-ленты выяснилось, что первоначальная мастер-кассета с четырехканальной портостудии Уатаба МТ-44, на которую записывалась так называемая «болванка» альбома, была местами повреждена от многократной перезаписи. Необходимо было устранить выпадения звука, детонацию и щелчки от электрического оборудования. В процессе реставрации открылся еще один важный факт: американское и последующие издания были выпущены с перепутанными каналами.

Затухания в концовках некоторых песен альбома имели дефекты и разный уровень громкости в каналах, из-за чего были отредактированы американскими инженерами. Из-за этого песни стали заканчиваться раньше, а сам альбом стал звучать почти на 1 минуту короче. Новое издание «Группы крови» впервые содержит полноценные версии каждой песни. Также здесь вы впервые услышите полную версию песни «Легенда». Предыдущие издания содержали технический сбой в середине трека, из-за чего отсутствовал фрагмент композиции длиной около 4 секунд.

Реставрация коснулась не только звука, но и полиграфического оформления альбома. Оригинальный коллаж Андрея Крисанова из цветной бумаги на картоне присутствовал только на американской пластинке 1989 года, японском издании и первом российском релизе на фирме «Russian Disc» (правда, в России это был увеличенный до 30 см CD-вариант оформления). В последующих изданиях обложка была перерисована, и новый вариант по многим параметрам (в том числе цветам) не совпадал с оригиналом. На нашем издании обложка представлена в оригинальном виде, бережно сохранены элементы оформления первого издания.
Лимитированное издание альбома дополнено синглом «Мы ждём перемен». Композиция планировалась к включению в альбом «Группа крови», но по просьбе режиссера фильма «АССА» Сергея Соловьёва была оставлена исключительно для фильма. Песня была записана на студии «Мосфильм» в 1987 году, вошла в финальную сцену фильма и увидела свет на пластинке-саундтреке. На сингле представлено и авторское сведение, сделанное Виктором Цоем по предложению звукорежиссёра Владимира Венгеровского. Дело в том, что Цой остался недоволен сведением, сделанным для фильма, и в итоге решил изменить баланс инструментов.

Обладателей расширенного издания альбома на тройном компакт-диске ждут и другие редкости. В первую очередь — концертное выступление группы «Кино» на V фестивале Ленинградского рок-клуба в 1987 году. Здесь группа первый раз представила широкой публике программу нового альбома. Запись этого концерта, сделанная Сергеем Фирсовым, впервые издается в полном объёме и с оригинальной ленты.

На третьем CD-диске представлен черновик альбома «Группа крови». Это та самая запись, которая существовала до сведения на студии Вишни. Еще нет дополнительных голосов, партий гитар и клавишных, дописанных во время сведения. Но в то же самое время есть масса любопытных моментов, которые не слышно на финальном варианте. В частности, обратите внимание на гитарные партии в конце песни «Мама, мы все тяжело больны». Отличается баланс инструментов, гитары выдвинуты на передний план, звучание у группы лаконичное, но задорное и по-хорошему панковское, «взъерошенное». При прослушивании этого варианта становится ясно, что группа пришла на финальное сведение с практически готовым материалом и даже в таком виде альбом достоин уважения и восхищения. До этого дня была доступна только некачественная копия со старой аудиокассеты, а в высоком качестве «Черновик» альбома издаётся впервые. И мы, как и вы, очень рады этому факту, ведь без этой записи история «Группы крови» не может быть максимально полной.

Трек-лист бокс-сета
(при клике картинка откроется в полном размере):

kino_gruppa_krovi_rem_01b

С момента появления «Группы крови» прошло более 30 лет. Пусть вас не смущает обилие слова «впервые» в этом тексте — это не тавтология, а констатация факта. В самом деле, многое для выпуска этого альбома сделано в первый раз. Это первое издание альбома, реализованное в тесном контакте с музыкантами группы — Юрием Каспаряном и Игорем Тихомировым. Стоило ждать три десятилетия, чтобы получить альбом таким, каким его задумали и воплотили сами участники группы «Кино».

***

О реставрированном альбома «Группа Крови» от «Maschina Records» (16.02.2019):

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на страницу В. Цоя и группы «КИНО»

<<< Вернуться на страницу «Дискография»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы КИНО по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий