ТЕЛЕВИЗОР — «Мы Идём» (М. Борзыкин)

Входит в альбом «Отечество Иллюзий» (1987)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

В марте 1986 года ТЕЛЕВИЗОР играет в Казани на неделе «Музыка и молодежь», а в июне 1986 года производит сенсацию, исполнив на 4-м фестивале песни «Мы идем» и «Выйти из-под контроля», тексты которых не были «залитованы», т.е. разрешены. Несмотря на формальный скандал, этот инцидент фактически ликвидировал институт литовки, поскольку стало понятно, что, несмотря на запреты, каждый может, выйдя на сцену, спеть что пожелает, а разбираться с ним будут уже потом. Выступления группы в нескольких городах были запрещены.

.

***
Песня носила подзаголовок «Прогулки С Рок-Дилетантами», который язвительно намекал на Александра Житинского — ведущего в журнале «Аврора» рубрику «Записки рок-дилетанта», где освещал советский рок. См.:

Из интервью А. Житинского с Михаилом Борзыкиным, 1989:

— Миша, мы знаем друг друга давно, но беседуем, кажется, впервые. Мне эта беседа особенно интересна, потому что мы с тобой никогда не скрывали взаимной… нелюбви, скажем так, Я в своих заметках с фестивалей, отдавая должное мастерству группы ТЕЛЕВИЗОР, постоянно брюзжал, что мало музыки, что мышление, мол, незрелое и излишне политизированное для искусства… Ты в ответ посвятил мне песню «Прогулки С Рок-Дилетантами», где прямо заявил: «Если впереди такие люди, никогда никому ничего не будет«.

— …Революция для меня — это внутреннее несогласие с действительностью. Я считаю, что это состояние двигает и любым искусством, и вообще жизнью. Я просто отражаю болевые моменты, и это мне помогает, потому что я выплескиваю свою боль и наполняюсь чем-то более серьезным. Выясняется, что это и другим людям помогает. И я думаю, что если бы в нашей стране преобладали люди Вашего склада или склада Бориса Гребенщикова, то никаких изменений — быстрых и серьезных — в нашей стране не было бы.

.

***
Из интервью с М. Борзыкиным, журнал “РОКСИ”, №11, январь-июнь 1986:

– Какие трудности в плане реализации? Почему возник конфликт с рок-клубом?

– Мне с самого начала чисто психологически трудно согласовывать свои тексты с кем-то еще, потому что я с самого начала мучительно отрабатываю проходимость текста. Мне не нравится атмосфера в Совете, поражает явная тенденциозность по отношению к группам, постоянное проталкивание своих, ими же и воспетых в свое время ансамблей. Отдает коммунальной кухней. Теперь о концертах: туда ходят люди потусоваться, бесит дебильная псевдоэлитарность публики. Много внешней суеты. Раздражает и “Рок-бюллетень”, за три года посвятивший нам полстрочки. В общем, много всего накопилось.

– И, судя по всему, это накапливалось и взорвалось в двух твоих песнях: “Мы идем” и “Выйти из-под контроля”? Почему ты решил спеть их на фестивале?

– Было много разговоров, бесед, но в конце концов нам разрешили их спеть под следующими шапками: “Мы идем” – посвящается тем деятелям, которые занимаются роком, не вникая в суть дела, типа Житинского, “Выйти из-под контроля” – посвящается ирландской десятке, хотя я, когда писал ее, совершенно о них не думал. И меня, честно говоря, раздражает необходимость чем-то прикрываться, ведь то, что я делаю – это призыв к пониманию.

– …Как ты представляешь себе самую главную задачу своего творчества?

– Осознать себя в рок-движении. Нужно разобраться в ситуации, нужно занять человеческую позицию. Часто как бывает: человек сочиняет одно, а живет по-другому…

Утром мажорит на Невском, а вечером сам сочиняет песни?

– Да, но это слишком примитивно, я не хочу впадать в морализм. В то же время мне не нравятся полумажоры-полурокеры, с их жлобским самолюбованием и понтом…

Авангард на коленях, скупые меценаты, и снова унижение как зарплата?

– …Некоторые, по традиции раннего Макаревича, сами себя по привычке считают мессией, посланником. Мне кажется, они не всегда имеют на это право, хотя сама претензия на духовное лидерство мне близка. Тут важно различать спекуляцию и искреннюю боль. Я не могу поверить человеку, если он в человеческом смысле не соответствует своему образу в искусстве. Смешно думать, что спившийся поэт, художник или рокер, или, как принято сейчас говорить, “Митек”, способен на полноценную творческую отдачу, на сопряжение себя с миром. Больно видеть, когда чуть ли не 80% процентов рокеров гордятся количеством выпитых бутылок портвейна. Налицо явление запоздалого развития (взрослые дети) или нежелание воспринимать действительность, реальность.

.

***
М. Борзыкин, «Наше радио», передача «Летопись» об альбоме «Отечество Иллюзий», 2004:

Ну, «Мы Идём» — это такое наблюдение, наблюдение за ситуацией в рок-клубе. Рок-клуб в этот момент начал расцветать и эта вот богемность такая… Появилось очень много «накипи» всякой, которая пыталась во всём этом повариться и себе дивидентов нажить. Очень много людей пришло, скажем вот, с Невского — ну блуждающие там фарцовщики, люди, которые искали как бы на этом сделать себе славу или деньги. Что мы вроде как «все вместе», но, с другой стороны, среди нас есть такие, которым на всё это было наплевать — их интересует личная популярность — и всё.

.

***
А. Кушнир «100 магнитоальбомов советского рока»:

Механичный электронный рэп в «Мы идем» Борзыкин объяснял позднее как попытку растворить пафос текста неким несуразным движением, лжедвижением.

.

***
Интервью с М. Борзыкиным. 10.04.2014.:
http://www.colta.ru/articles/music_modern/2857

— Как вы относитесь к мифу, что рок-клуб был придуман сотрудниками КГБ и управлялся комсомольскими работниками, чтобы дать выход молодежному протесту?

— Наверное, так оно и было, но мы об этом не знали, и нам было наплевать. Мы хотели добиться возможности исполнения наших песен. Первый альбом у нас был а-ля «Аквариум» — психофилософский, а потом само время нам продиктовало новые песни. Тут мы столкнулись с сопротивлением внутри рок-клуба — нас попросили некоторые песни не исполнять. Это называлось литовать программу — показывать их цензору. Мы начали нарушать эти запреты — за этим последовали наказания. Типа полгода группе запрещено играть где-либо, а без штампа рок-клуба группу не выпускали на концерты. Это была наша личная борьба. Конечно, мы понимали, более того, даже пели: «Там за колонной дядя с бетонным взглядом» — имелись в виду сотрудники КГБ. Да, они там присутствовали, нам их показывали — и, как потом выяснилось, среди них были люди сочувствующие и не удержавшие или не захотевшие удержать ситуацию под контролем. Буквально через год после первых наказаний произошел прорыв — нас перестали наказывать за тексты.

.

***
Медитация — метод духовной практики (характерен для восточных вероучений), цель которого — приведение психики человека в состояние самоуглублённости и сосредоточенности, отрешённости от внешнего мира, «безмыслия». Сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений.

.

***
Брейк-дэнс — танец, весьма популярный в СССР в середине 1980-х годов. Танцевался под ритмичную монотонную музыку. Танцор либо изображал нечто вроде пантомимы «человек-робот», либо выполнял на полу акробатические «па» (верчение, змейку и т.п.).

.

***
Пряжка — река в С-Петербурге. А также название психбольницы. См.:

М. Борзыкин:

Чтобы подтвердить диагноз, надо было в течение месяца полежать на обследовании в тюремного типа больнице. У нас в Петербурге она называется «Пряжка». Там самая, пожалуй, жесткая из всех больниц такого рода. Там не пускают гулять даже во двор, там алкоголики бьют шизофреников — в общем, мерзопакостная атмосфера.

.

***
Интервью с М. Борзыкиным, Журнал «РОКСИ», №11, январь — июнь 1986:

«Утром мажорит на Невском, а вечером сам сочиняет песни…»?

— Да, но это слишком примитивно, я не хочу впадать в морализм. В то же время мне не нравятся полумажоры-полурокеры, с их жлобским самолюбованием и понтом…

 

_______________________________________________________________________

Текст песни «Мы Идём»:

Медитация в толпе, брейк-дэнс на Пряжке…
Иногда смешно, а в общем – страшно.
Авангард на коленях, скупые меценаты,
И снова унижение – как зарплата!
Каскадеры на панели играют в Запад…
Да, можно пошуметь – не все же плакать.
А только там, за колонной, все тот же дядя
В сером костюме, с бетонным взглядом.

Но мы идем, мы идем все вместе,
С теми, кто просто ворует тексты,
С теми, кто днем дежурит на Невском,
А вечером слушает наши песни.
Мы идем…

Компетентные лица одни и те же –
И сами-то ни там, ни здесь, а между…
За каждым словом и за каждым жестом –
Страх за теплое место.
А мы все смотрим вперед, мы возлагаем надежды,
Но не стоит волноваться – все будет как прежде.
Если впереди такие люди,
Никому ничего никогда не будет!

Но мы идем, мы идем все вместе,
С теми, кто просто ворует тексты,
С теми, кто днем мажорит на Невском,
А вечером сам сочиняет песни.
Мы идем…

Драка за билеты, полно народу –
Кто за чем и кто угодно:
Поэты, писатели, чиновники, торговцы
И просто обыватели в поисках попса.
А в общем – мертвая среда, живые организмы
И тусовка как высшая форма жизни…
Авангард на коленях, скупые меценаты,
И снова унижение – как зарплата!

Но мы идем, мы идем все вместе,
С теми, кто просто ворует тексты,
С теми, кто днем мажорит на Невском,
А вечером сам сочиняет песни.
Мы идем…
Все это похоже на ходьбу на месте…

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ТЕЛЕВИЗОР

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ТЕЛЕВИЗОР»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ТЕЛЕВИЗОР по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий