ТЕЛЕВИЗОР — история альбома «Дежавю» (2009)

2009_dezhavu

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Дежавю
(М. Борзыкин)

2. Заколотите подвал
(М. Борзыкин)

3. Квадраты
(М. Борзыкин — В. Лившиц)

4. Пока мы сидим
(М. Борзыкин)

5. Сиди дома
(М. Борзыкин)

6. Очки
(М. Борзыкин)

7. Глупая
(М. Борзыкин)

8. Пока ты со мной
(М. Борзыкин)

9. Газпромбайтер
(М. Борзыкин)

10. Околесица
(М. Борзыкин)

11. Тишина
(М. Борзыкин)

2009_dezhavu_01

 

В записи принимали участие:
Сергей Сивицкий — электрогитара (кроме 5 и 8)
Михаил Борзыкин — музыка, тексты (кроме 3 — Владимир Лифшиц), аранжировки, вокал, звукорежиссура
Михаил Остроумов — мастеринг

Александр Яковлев — дизайнер.
Наталья Буданова, Ксения Иванова, Алекс Федечко-Мацкевич — фотографы.

CD
Геометрия, 2009

2009_dezhavu_3

* * *

Из интервью с М. Борзыкиным, Февраль 2009:

— На какой стадии Ваш новый альбом? Что вообще в группе происходит?

МБ: Новый альбом, под названием «Дежавю», записан и уже на следующей неделе мы его отдаем в производство. Выпуском пластинки занимается московская фирма «Геометрия». В апреле в продажу поступит первый тираж и состоится презентация диска. Слава Богу, мы наконец-то его дописали.

— Были проблемы какие-то с записью?

МБ: Нет, просто это долгий процесс. В связи с тем, что мне приходится быть звукоинженером,  аранжировщиком, исполнителем и саунд-продюсером в одном лице, работа над альбомом занимает очень много времени.

 

***
Из интервью М. Борзыкина, «Новая газета (СПб)», 23.04.2009:

— Альбом «Дежавю» вы начали писать до «эпохи маршей»?

— Да, мы уже последние лет шесть вставляли в свои песни колкости в адрес кагэбэшной вертикали. (Всегда относился скептически к президенту-подполковнику.) Но марш — как любая напряженная эмоция. Это расшевелило, позволило более объективно посмотреть на самого себя и окружающую среду.

***
М. Борзыкин, 20.04.2009:

Все копилось, копилось, и наконец-то выплеснулось. Быстро альбомы записывать не получается. Почти на всех инструментах приходится играть мне самому, плюс я же – аранжировщик и автор.
…Альбом «Дежавю» — о том, что внешне все позитивно, жизнерадостно, все пытаются жить надеждами. Вопрос только в цене этой надежды на стабильность. Если эта цена измеряется в лагерях и погубленных жизнях, в то время, как страна гуляла по мирному ВДНХ, — то за такую беззаботность придется расплачиваться. Сейчас за нее расплачиваются старики – это они выбирали тех руководителей, которые сейчас у власти.

***
Вадим Ульянкин, генеральный продюсер лейбла «Геометрия», 20.04.2009:

Достойная музыка должна быть достойно издана, такова позиция лейбла «Геометрия». Первые альбомы группы издавались тогда, когда многого дизайнеры еще не умели. Мы предложили «Телевизору» переиздать бэк-каталог, на что Борзыкин предложил сначала издать новый альбом. Мы согласились, хотя слышали из нового материала только две песни на концерте. Остальной материал стал для нас таким же сюрпризом, как для остальных слушателей. Но мы считаем, что альбом получился. А мы сделали все, чтобы альбом «Дежавю» было приятно держать в руках.

***
Из интервью с М. Борзыкиным, 30.04.2009:

— Звук перестройки — гитарный рок. Звук вашего «Дежавю», звук последнего альбома группы «Центр» «У прошлого нет будущего» – столь же заостренного на повседневность, — это жесткий электронный new wave. Смена приоритетов?

— Мы-то как раз в 1984-1985 году очень любили new wave. И, пройдя все предварительные стадии обычного, традиционного меломана тех лет, мы внезапно наткнулись на то, что в new wave очень много нововведений и неожиданностей в звуке. Поэтому для нас это родная стихия. Мы всегда использовали этот жанр, это течение в качестве подпитки: оно было любимым, оно родило очень много интеллектуалов. Очень много коллективов тогда делало такую эстетскую музыку с изысканными аранжировками. Мы были адептами этого и в какой-то степени до сих пор ими остались. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в каждом альбоме «Телевизора» можно проследить некую связующую нить с 1980-ми годами.

— Странно все же. Нынешняя волна социального рока, возрождающаяся буквально на глазах — вашим последним альбомом, последним альбомом «Центра», — больше опирается на new wave и жесткую электронную музыку. Более апеллирующую как раз к тем, кто желает изысков, нежели к революционному сознанию масс.

— В 1984-1985-м группа «Алиса» играла тоже new wave, группа «Аквариум» пыталась играть new wave — масса коллективов использовали эти элементы. То есть в России эта традиция была немножко другая: революционность не противоречила эстетству. Брали как образец популярные тогда new wave-группы — и наполняли эти музыкальные формы российским содержанием. Эта шпана, которая пришла в рок-клуб четверть века назад — «Кино», «Телевизор», «Алиса», «Джунгли», «АукцЫон», — была пропитана новой эстетикой и при этом одновременно была в каком-то смысле социально революционной. Поэтому никакого противоречия для России я тут не вижу. И сегодня с ролью new wave все очень закономерно.

00_09_dezhavu3-1

***
Из интервью с М. Борзыкиным, «Audio Format» #01 (53) 2010:

— Как долго записывался «Дежавю»? Какие особенности возникали во время записи?

—  «Дежавю» записывался спокойно дома в течение полутора лет. Затем «в несколько ушей» мы мониторили материал на разных аудиосистемах. Так мы и сделали альбом. К этому «типу производства» я привык. Мне это кажется более надежным, чем запись в большой студии. Конечно есть «ушастые» ребята, на которых можно положиться, но зачастую все, что сделано в России — не вызывает у меня доверия. Многое зависит и от общего уровня культуры в стране.
Говоря об общем звучании альбома, я ориентируюсь только на себя. Если кого-то не устраивает цифровое звучание хэта, например, то мне наплевать. Для меня это художественный прием, который позволяет найти свою уникальную краску.

—  Вы же понимаете, что многие под «художественными   приемами»   скрывают свое неумение.

— Бывает. Но, с другой стороны, по свидетельству известных звукоинженеров, идеально записанные песни никогда не становились хитами. И в сведении должны быть ошибки, и в игре. Человеческое ухо цепляется за шероховатости, это психоакустика.
Если ориентироваться на аудиофилов, можно просто сойти с ума. Количество сумасшедших людей, которые «знают, как надо», невероятно. Я по поводу одной и той же записи слышал противоположные мнения, и каждый из рецензентов занимается звукорежиссурой по двадцать с лишним лет. Кому доверять? В итоге — используешь свои критерии, как боль-шипе изо музыкантов и делает…
Невозможно нравиться всем, да и не нужно! Если какой-то неожиданный звук помогает донести смысл композиции — он имеет право на существование, а если прием использован только в качестве «модной одежды» и не соответствует содержанию песни, то его применение не оправдано.

***
Из интервью М. Борзыкина «Новой газете», 2010:

— Михаил, почему именно сейчас вы активизировались?

— Никакой специальной активности нет: «Телевизор» не прекращал своего существования. Просто в последнее время у меня появилось больше социальных тем, потому что надоело терпеть уже. Пока не скажешь простыми примитивными словами, никто не понимает, что происходит в стране, даже поклонники «Телевизора». В какой-то момент я понял, что ничего не остается, как самому выйти на Марш несогласных. Три года назад так и сделал.

— Ваше возвращение — плохой знак?

— Да. Это знак… того, что, в общем, мы прозевали. Мы думали, что такого типа песни не будут востребованы. Мы думали, что в 90-е необратимый поворот к лучшему свершился. И расслабились. Начали заниматься самокопанием и религиозными поисками. Потом оказалось, что дело-то не сделано, что не вытравлена вот эта возможность вернуть все обратно в советское тоталитарное прошлое. Часть этой вины лежит на нас, рок-музыкантах. Равнодушие — это уже соучастие. Я знаю, сколько преступлений совершается Путиным и компанией, и чувство вины заставляет меня писать песни и выходить на Марш несогласных.

***
Из интервью с М. Борзыкиным в радиопрограмме А. Липницкого «Содержание», 20.06.2010:

— Как ты считаешь, то, что вновь пафос и мощь песен ТЕЛЕВИЗОРА 1980-х востребован мнением и вот этот альбом «Дежа вю» снова обрел энергию 80-х после перерыва… чем ты объясняешь? Какие-то вызревают в тебе, в обществе подспудные силы, которые эти песни выкинули в прошлом году на поверхность?

— Наверное, происходит нечто подобное тому, что происходила в 1986 году. По крайней мере, у меня ощущение, что дальше нельзя на эту тему не говорить. Молчание — это соучастие. Я как-то для себя решил в какой-то момент, что можно бесконечно рефлексировать, копаться в психологических-теологических проблемах, но тут я уже понял, что нужно что-то сказать наконец прямым отчетливым языком, что происходит — без налета постмодернизма.


М. Борзыкин об альбоме «Дэжавю»:

 

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ТЕЛЕВИЗОР

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ТЕЛЕВИЗОР»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ТЕЛЕВИЗОР по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий