Сергей Курий — «Оседлать Пегаса» — глава 14. Поэтический сборник

Как оформить поэтический сборник? — Вступительные статьи, биография, комментарии. — Картинки и рамочки. — Отбор и расположение стихотворений. — Осторожно: редактор!

kak_pisat_stihi_17

Автор статьи: Сергей Курий

«Книга — это оркестр, все инструменты в котором должны
звучать гармонично, чтобы ни один не фальшивил…»
(Н. Смирнов-Сокольский
)

Как бы не развивался прогресс, любому поэту интересно подержать в руках не обычную распечатку с принтера, а полноценный поэтический сборник. Кстати, именно прогресс сделал издание своего сборника чрезвычайно доступным. Что стоит сверстать его на компьютере, распечатать и переплести в типографии?

Однако, как это часто бывает с прогрессом, легкость процесса обесценила печатные издания. Сборник, не прошедший «тернии» редакторов и издательств, не приносит уже той радости, которую испытывали поэты, например, советской эпохи. Конечно, вы можете раздать книжицу своим родным и знакомым, но вот пристроить ее в магазин будет уже гораздо сложнее. И вы можете оказаться в положении поэта, стоящего на рынке с плакатом «Купите мою книгу!», что не только унизительно, но и бесперспективно.
Поэтому до сих пор гораздо эффективнее напечатать свою сборник в серьезном издательстве, которое имеет свои каналы распространения и вообще придает вашему сборнику некую отстраненную ценность.

Что касается дизайна сборника, то тут тоже есть свои традиции и особенности. Традиционно поэтические сборники имеют небольшой формат — обычно 120х170 или 100х140 мм. В целях экономии их также иногда выпускают одновременно в твердом и мягком переплете. Оформление обложки, конечно, лежит полностью на совести поэта или дизайнера. Однако, лично я считаю, что, если оригинальная авторская идея отсутствует, не стоит лепить на обложку что ни попадя — какие-нибудь осенние листья, жалкого Пегаса или затрапезное перо с чернильницей. Даже одно имя автора и название сборника на обложке смотрятся гораздо лучше, чем безвкусные картинки. А еще лучше придумать, что-нибудь оригинальное и лаконичное — например, какой-то символ, или поиграть шрифтом и расположением букв.
Чтобы книга на вашей книжной полке не оказалась «немой», проследите за тем, чтобы на ее корешке стояли ваше имя и название сборника.

Стоит ли придумывать псевдоним — решать вам. Но, как по мне, на это должны быть важные причины — например, сознательная мистификация, широкая известность под псевдонимом-ником в Сети, желание избежать сравнения и путаницы с именитыми однофамильцами или родственниками, нежелание огласки среди своих знакомых и т.п.

На пространстве внутри сборника лучше не экономить. Стихотворения всегда лучше смотрятся на отдельных страницах, нежели напечатанные подряд (даже если это касается трехстишия-хайку).
Иногда формат сборника не позволяет напечатать длинные строки полностью, и их приходится переносить. Тогда лучше проследить, чтобы перенесенная часть не воспринималась, как новая строчка и располагалась в правой части листа.
Также надо по возможности стараться избегать переноса строф (особенно, сложно разбитых) на другую страницу (особенно на оборот листа). Кстати, для экономии места можно выделять строфы не пробелом, а сдвигом вправо.

Произведения без названий принято предварять звездочками (***), а в оглавлении именовать по первой строчке. В конце стихотворения желательно ставить дату. Во-первых, она является четким обозначением конца текста, а во-вторых, позволяет представить то время, когда было написано стихотворение. Ведь даже отвлеченное стихотворение о русской природе получает дополнительную окраску, если под ним стоит дата, например, — 1942 год.

По той же причине, немаловажное значение имеет краткая биографическая справка об авторе. Благодаря ей, читатель будет иметь представление, в каком возрасте написано то или иное стихотворение, насколько оно отвлечено или наоборот приближено к реальным будням автора. Конечно, знание о том, что автор военный, не улучшит плохой стих о войне или армии, зато хороший зазвучит намного убедительнее.
Ну и в идеале неплохо бы иметь и хорошую вступительную (или завершающую) критическую статью о творчестве автора. Среди обилия печатной продукции хорошая критика с приведением удачных строчек из стихотворений зачастую играет бесценную роль.

При необходимости будет не лишним снабдить свои стихотворения комментариями. Не каждый читатель будет копаться в словарях и энциклопедиях, чтобы перевести латинское выражение, узнать, что такое «Герника», кто такие Кибела и Лигейя, и что скрыто за выражением «Сходить в Каноссу». Комментарии могут быть внизу страницы, но лучше всего размещать их в конце сборника, чтобы не загружать стихотворение и не отвлекать внимание более просвещенного читателя.

Что касается оглавления, то кроме традиционного — постраничного — неплохо бы иметь дополнительное — алфавитное — значительно облегчающее поиск нужного стихотворения, как читателю, так и автору.

Теперь перейдем к следующему вопросу — нужны ли стихотворениям какое-либо обрамление или иллюстрации? Как мне кажется, в большинстве случаев это лишнее. Роскошные орнаменты и картинки уместны в переизданиях уже знаменитых поэтов. Начинающий поэт может всеми этими прикрасами заслонить само стихотворение, отвлечь от него внимание читателя. По той же причине не стоит злоупотреблять и замысловатым шрифтом.
Конечно, легкий орнамент или рамка могут быть и иметь место, если они ненавязчивы и выполнены с большим вкусом. То же касается и картинок. Они бывают уместны, если речь идет о сюжетных (вроде «Божественной комедии» или «Василия Теркина») или детских произведениях. Но тогда художник должен быть очень хорош, иначе его иллюстрации только испортят впечатление от текста.

Гораздо большее значение, чем оформление, имеет и порядок расположения текстов в сборнике. Думаю, не стоит говорить, что отбирать стихотворения для первой публикации нужно особо тщательно. Ведь вы должны показать себя во всей красе и разнообразии. При отборе желательно соблюсти разумное равновесие между вашим выбором и выбором авторитетных друзей и редакторов. Очередность стихотворений, конечно, целиком на вашей совести, но, если вы не можете определиться, могу предложить несколько вариантов.

1) Стихотворения печатаются в хронологическом порядке, благодаря чему читатель может проследить вашу поэтическую эволюцию, а сборник предстанет неким историческим дневником.

2) Стихотворения группируются по жанрам. Допустим, лирика, басни, хайку, эпиграммы, поэмы, пьесы и т.д. Крупные жанры в таком случае разумно располагать в конце.

3) Стихотворения группируются по темам или циклам (если таковые имеются). Например, стихи о природе, о любви, патриотичные, шуточные и т.п. У сборника может быть и целая концепция. Например, стихи, написанные в разные времена года — зимой, весной и т.д. Или описывающие сначала детские воспоминания, затем пору влюбленности и в конце — раздумья о смерти.

4) Если же вы, наоборот, боитесь утомить читателя однообразием, сделайте смешанный вариант. То есть, разумно чередуйте между собой стихи разных жанров и тем, разного уровня сложности и разного объема. Наподобие того, как на музыкальном диске медленные песни сменяются более быстрыми, а легкие — тяжелыми. Разумно также не печатать подряд особо сильные произведения — пусть их оттеняют стихи попроще.

Так или иначе, порядок публикаций целиком зависит от воли поэта, видения того, каким должен быть сборник.

Перед непосредственным изданием (неважно официальным или любительским) сборника, крайне желательно попросить грамотного человека провести корректорскую работу — то есть, просмотреть верстку свежим взглядом и исправить допущенные ошибки. Далеко не все особенности орфографии, пунктуации и графические приемы поэта могут быть поняты корректором, поэтому правка обязательно должна сверятся и согласовываться с автором. Потому что бывают случаи, когда корректор или редактор не только исправляют кажущиеся «ошибки», но и сокращают, меняют или даже дописывают сам текст. Так, у одного моего знакомого, редактор сборника к авторским строчкам «Среди поля я один. / Мне к небу надо» настойчиво пытался дописать свою — «В рай». В какой рай? Почему в рай? — непонятно…

Из вышесказанного можно сделать вывод, что самое главное в деле оформления и публикации стихотворений и сборников — это одновременно сохранить уважение и к автору, и к тексту, и к читателю.

<<< Графоманы, критика и поэтическая среда | СОДЕРЖАНИЕ | Чему служит поэзия? >>>

Автор: Сергей Курий