Сергей Курий — «Оседлать Пегаса» — Эпилог (+ список использованной литературы)

Автор статьи: Сергей Курий

Вот и подошла к концу наша книга. И коль уж она претендует на роль некоего учебника, кратко закрепим пройденные уроки.

1) Самое главное качество настоящего поэта — жгучая потребность в написании стихотворений. Стимул может быть самый разный, но без этой внутренней потребности — никуда! Как метко пошутил Г. К. Лихтенберг:

«Родители, которые замечают, что их сын хочет стать профессиональным поэтом, должны пороть его до тех пор, пока он либо не бросит стихоплётства, либо не станет великим поэтом».

2) Неважно, с чего начнется ваш интерес к поэзии — со сказок Чуковского, стихов Пушкина, поэзии футуристов или текстов песен группы КИНО. Но если вы захотите стать полноценным поэтом, вам просто необходимо читать, знать, понимать и любить именно классику.
Столь элементарное правило, как ни странно, понятно далеко не каждому начинающему поэту. Многие творят по принципу «Чукча — не читатель, чукча — писатель», а на вопрос, кто их любимые поэты, от силы могут вспомнить разве что Пушкина, Лермонтова и Есенина. При этом можно с уверенностью сказать, что и этих поэтов они знают в пределах школьного курса. А ведь для полноценного творчества надо знать разнообразную поэзию, опыт которой бесценен. Не обязательно всю её любить, но знать нужно.

3) Старайтесь не писать в стол. Ищите своего читателя. Ищите или создавайте свою поэтическую среду. Поэту крайне тяжело творить без адекватных читателей, критики и коллег (соратников или соперников, неважно). Мало кто способен объективно оценивать свое творчество, а многие ошибки и недочеты вообще заметны только постороннему глазу.

4) Главный источник стихотворчества — вдохновение. Стяжайте его, как стяжали христианские подвижники Святой Дух. Не превращайте стихи в зарифмованную прозу. Запомните хорошую формулу С. Аксёненко: «Настоящая поэзия ни есть мысли, настоящая поэзия ни есть чувства; настоящая поэзия есть чистый дух, чистое вдохновение, ритм которого рождает и мысли и чувства».

5) Маяковский в своей работе «Как делать стихи» написал:

«…я не даю никаких правил для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи. Таких правил вообще нет. Поэтом называется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила».

И действительно, особо жестких правил в поэзии нет. Само развитие поэзии часто и заключается в опровержении и изменении старых правил и создании новых. Однако экспериментирование возможно лишь при условии, что вам знаком прошлый опыт поэзии, если вы владеете ее элементарным арсеналом.

В. Маяковский:
«Человек, впервые формулировавший, что «два и два четыре», — великий математик, если даже он получил эту истину из складывания двух окурков с двумя окурками. Все дальнейшие люди, хотя бы они складывали неизмеримо большие вещи, например, паровоз с паровозом, — все эти люди — не математики».

Представьте музыканта, который свои беспорядочные удары по клавишам называет авангардной симфонией, но при этом не может написать элементарной мелодичной трехаккордной мелодии. Разве это музыкант? И разве можно назвать художником того, кто рисует черные квадраты или разноцветные пятна, но сам не в состоянии изобразить всем знакомую собачку? Так точно и поэт, не умеющий писать стихотворения с рифмами и ясным размером, вряд ли экспериментатор. Скорее всего он — лентяй и неумеха.

Конечно, настоящему поэту просто необходимо чувство беспредельной внутренней свободы. Но именно знание предыдущего опыта и дает эту внутреннюю свободу. Об этом гениально написал Эжен Делакруа: «Необходимо постоянно изучать технику своего искусства, чтобы не думать о ней в минуты творчества».
Очень важно, чтобы это знание освобождало поэта, а не сковывало его по рукам и по ногам, не превращало живой огонь вдохновения в мертвую математику.

С. Маршак:
«…никакие нововведения в поэзии, никакие ее завоевания в области формы, никакое совершенствование общепоэтической техники не облегчают работу поэта, не уменьшают его душевных затрат, не делают поэтический труд общедоступным. Как я уже говорил однажды, формально упражняться в искусстве версификации (поэтической технике — С.К.) — все равно, что учиться плавать на суше».

6) Никакая теория не будет иметь смысла без постоянной практики. Практика — то есть, собственно писание стихов — для поэта ВСЁ. Не бойтесь прослыть графоманом. На первых порах обильное стихотворчество пойдет только на пользу, ведь именно так вы оттачиваете своё мастерство, стараетесь достигнуть совершенства. Не падайте духом от первых неудач. Ни один поэт не рождался сразу великим. Как говаривал, по-моему, Б. Шоу, прежде, чем написать хорошую книгу вы непременно напишете несколько плохих.

Вдохновения вам, упорства и успехов!

***

Список некоторой использованной литературы:

А. Квятковский «Поэтический словарь» / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966.

Г. Скрипов «О русском стихосложении» М. Просвещение, 1979

«Теория литературы: Стиховедение (учебный курс)» (В.Б.Семёнов, М.Л.Ремнёва, Л.В.Чернец, Л.А.Маркина, А.В.Архангельская и др.), ООО «OC3», 2009
http://www.philol.msu.ru

«Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов» В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.

«Литературная энциклопедия» М., 1929—1939
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/

«Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития» (сборник) М. 1985.

«Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов» / Автор-составитель Н. Тамарченко. М., Российский государственный гуманитарный университет, 1999.

Ю. Лотман «Анализ поэтического текста. Структура стиха: Пособие для студентов» Л., 1972.

Томашевский Б.В. «Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие». М., Аспект Пресс, 1999.

«Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык.» (т.10) М. Аванта+, 1999

Т. Бонч-Осмоловская «Курс лекций по комбинаторной литературе»
http://www.ashtray.ru/main/texts/experlit/expind.htm

Т. Скоренко «Учебник стихосложения», www.timskorenko.ru/poezia.html

В. Баевский «История русской поэзии: 1730-1980. Компендиум» М.: Новая школа, 1996.

В. Губайловский «Поэзия и проза», «Дружба Народов», № 7 за 2002 г.

.

 

<<< Чему служит поэзия? | СОДЕРЖАНИЕ | Отзывы на книгу

Автор: Сергей Курий
06.08.2011.-13.09.2011