Сергей Курий — «Оседлать Пегаса» — Вступление

kuriy_osedlat_pegasa_cover_
Черновой вариант обложки книги от её автора.

Посвящается:

моей маме Нине Владимировне, которая назвала меня
в честь Есенина и научила писать первые стихи;

моему другу Петру Веретельнику, который воскресил
мой интерес к поэзии (особенно к экспериментальной) и своим
примером убедил меня начать писать стихи «по-серьезному»;

моему другу и соратнику по перу Сергею Аксёненко, который
знакомил меня с теорией и классикой поэзии, и с которым мы долгие
годы обсуждали то, без чего эта книга никогда бы не состоялась.

Начну с самого главного.
Научиться писать стихи легко.
Но…
Научиться писать хорошие стихи чрезвычайно сложно.

Недавно в Интернете я натолкнулся на горячую дискуссию, тема которой не нова, но весьма характерна — нужно ли для поэтического творчества знание стихотворной техники, или достаточно «Божьей искры»? Сторонники «Божьей искры» утверждали, что все эти технические навыки не помогут, если вам не суждено РОДИТЬСЯ поэтом. Прямо кальвинизм какой-то выходит — что предначертано, того не изменить. Мол, коль уж родился поэтом, то никаких знаний не надо — природа сама подскажет…

Но с таким же успехом можно сказать, что раз не из всех физиков выходят Ньютоны и Эйнштейны, то физику вообще изучать не надо. А ведь, казалось бы, понятно, что какие бы врожденные способности не имел житель затерянного сибирского поселка, его стихотворения всегда будут ограничены потолком его знаний, его опыта, его представлений о поэзии. Даже такой поэт, как Пушкин, славящийся «легкостью пера», когда-то удивил исследователей своими черновиками, где видно, как порой мучительно и долго работал он над одной строкой. Сколько помарок и исправлений обнаружили в таком «легком» стихе, как «Я вас любил: любовь еще, быть может…».

Конечно, в рассуждениях оппонентов есть и здравое зерно. Действительно, никакие обширные знания, никакая голая техника, никакое руководство по стихосложению САМИ ПО СЕБЕ не сделают из Вас настоящего поэта. Тогда в чем же цель этих руководств?
Первая цель — сложить у читателя представление о самом предмете и сути поэзии, показать всё то разнообразие технического арсенала и форм, уже накопленных предыдущим поэтическим опытом. Без всего этого начинающий поэт будет постоянно бродить уже вытоптанными дорогами и «открывать велосипед».
Вторая цель — предостеречь от самых характерных и распространенных ошибок всех неофитов, очертить самые устоявшиеся правила.

Надо сказать, книг по стихосложению существует немало, однако большинство их написано тяжелым научным языком. И это понятно — ведь рассчитаны они на филологов и прочих специалистов. Человека, впервые соприкасающегося с поэзией, они вполне закономерно отпугнут.
Я же, в меру своих сил, постарался изложить основы поэтического творчества понятным простым языком, очистить от всего того, что затрудняет первое знакомство с поэзией. Процесс фотосинтеза в школьном учебнике изложен несоизмеримо проще, чем в учебнике университетском, но никто не начинает изучение со сложного.
При этом, не хотелось бы представлять эту книгу и как «Стихосложение для чайников», ибо поэзия не терпит поверхностного формального подхода.

| СОДЕРЖАНИЕ | Чем поэзия отличается от прозы? >>>