Сергей Калугин — Танец Казановы (С. Калугин)

Входит в альбомы «Nigredo» (1994)«Время будить Королей» (2020)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

tanets_kazanovi
Рис. из буклета альбома «Nigredo».

***

Из интервью с С. Калугиным перед концертом 27 января 1998 в ЦДХ:

— Рождение песни у Вас — это озарение или кропотливый труд?

C. Калугин: Очень по разному. «Танец Казановы» я писал года полтора, вымучивая из себя каждую строчку, «Весна» появилась за два-три часа целиком. Всё это совершенно непредсказуемо.

.

***
Из интервью с С. Калугиным:
www.bostontea.narod.ru

— А что послужило  импульсом к написанию песни «Танец Казановы»?

— Это личное.

— Без комментариев…

(Утвердительно) Без комментариев.

.

***
Из интервью с С. Калугиным, январь 1995 г.:

— А вот как насчет параллелей с Наумовым?

СК: Где?

— В «Ничего нет прекраснее…» Многие завсегдатаи наумовских сейшенов, говорят: вот «Радость» — типичный Наумов, нет?

СК: «Радость»? Ну е… вот уже чего не думал. Там из Баха есть цитата, там, где «плачь, мы уходим отсюда, так плачь…» — это осознанно. А с Юркой… Например, в «Казанове», тот момент, который совпадает с «Метафизическими опытами» Наумова — это совершенно независимо. Но уж поскольку Юрка свою вещь придумал и спел раньше, чем я «Казанову», я теперь всем гордо говорю: да, это цитата из Юрки. На самом деле, это не цитата ни фига, так вот случилось…

 .

***
История возникновения на белом свете группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ.
Составлена смиренным р.Б. Сергием Николоямским в год от Р.Х., 2006 :

Наумов постоянно перестраивал гитару, изобретя штук 20 оригинальных способов настройки – он подсмотрел этот прикол у своего возлюбленного Джимми Пейджа. Сергей решил идти тропой великих, и наскоро перекрутил гитару в тут же изобретенный строй «ре». Результатом стала песня «Танец Казановы», с по-наумовски длинным и навороченным текстом, но основанная на классической гитарной технике.

 .

***
Незабвенный Nigredo // Сергей Калугин, Phoenix Concert Hall, 18.12
Арт-журнал ОКОЛО. 23 декабря 2014:
http://okolo.me/2014/12/nezabvennyj-nigredo-sergej-kalugin-phoenix-concert-hall-18-12/

Калугин: «Песня Казановы» для меня это прежде всего музыка, есть некие силы которыми можно рулить. Это как на мотоцикле покататься».

tanec_kazanovi_2020_2

***
Ответы группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ на закрытом прослушивании альбома «Время будить королей» в клубе «16 тонн». NEWSmuz.com. 20.09.2020.:
https://newsmuz.com/news/2020/orgiya-pravednikov-eto-nash-luchshiy-albom-45426

(Как давно написаны песни, вошедшие в альбом)

— …«Танец Казановы» — тоже старая песня, но она просто не могла не оказаться на этом альбоме.

.
***
Из интервью с гитаристом группы «Оргия Праведников» — Алексеем Бурковым!
Музыкальный портал «Голос Рока» 27.09.2020:
https://vk.com/@showgolosrocka-aleksei-burkov-esli-u-tebya-est-cel-t

— Не так давно был опубликован трек-лист новой пластинки, из которого следует, что в неё вошёл легендарный «Танец Казановы» с культового альбома Сергея Калугина «Nigredo». Расскажите, чем обусловлено то, что группа в своём творчестве периодически обращается к песням с «Nigredo»? Насколько часто вы используете в работе какие-то старые наработки, переосмысливаете их или просто встраиваете в контекст. Чем обусловлен выход на новом альбоме именно этой песни?

— Мы неспешно реализуем песни с сольного Калугинского альбома в течение 20 лет. Мы это делаем лишь потому, что их можно сделать лучше, чем на Нигредо. На этот раз песня «Танец Казановы», которую мы готовили к масштабному шоу «Бал Казановы», вошла в новый альбом. Не, ну чё добру зазря пропадать… )))

.
***
Сергей Калугин 28.09.2020:
https://vk.com/kalugins?w=wall-80832287_5802

Наблюдая баталии «старый-новый Казанова» пришел к выводу, что нужно по крайней мере озвучить видение автора, а там как бог даст. Канонизировавшие старый вариант ничего не знают о том, какие мучения он принес мне как этому самому автору. Ну, давайте раскроем карты.

Во-первых, для того, чтобы повысить накал происходящего сводивший это дело Жан-Марк, Царствие ему Небесное, поднял темп. В те времена был единственный способ это сделать — убыстрить пленку. Поэтому мой, с позволения сказать, вокал, там дико «буратинит». Именно поэтому я не мог слушать «Нигредо» лет 10, настолько меня тошнило от того, что я слышу.

Во-вторых, записывавший «Казанову» Володя Тараненко добился от меня, чтобы на 200500м дубле я перестал шипеть, крякать, рычать и свиристеть и наконец пробормотал текст как отмороженный. Я понимаю зачем он это сделал, но мне не легче. Эмоционального наполнения там ноль, и мне удивительно читать отзывы, что дескать старый вариант эмоционально наполнен а новый нет, хотя дело обстоит ровно противоположным образом.

Далее, более дебильного решения чем продолбить параллельно 16-ми две абсолютно одинаковых партии на фоно и гитаре трудно придумать, но мы это сделали. В результате то, что играю я, исчезло от слова «совсем». Зато всю дорогу ебашат мертвые, квантизованные (ибо Настя играла хуй как в смысле ритма) ямаховские клавиши, звук дешёвый и навязчивый. А вокал при этом отбитый и не поет а бормочет на одном звуке, как сказала одна тетка «поёт как грыжу заговаривает».
Отлично прописанный многоголосый хор Жан-Марк (зачем — трудно сказать, может в микс не вставал, может заёб, может — непонимание как такое в принципе должно звучать, теперь спросить некого) превратил в хуй что. Вместо литавры прописали бочку положенную на бок. И так далее.

Короче, то, что получилось настолько не соответствовало тому , что я имел в виду, что говорю, я десять лет это даже слушать боялся, меня тошнило. Но — не будем врать — Жан-Марк сделал продукт, и именно поэтому он многим и зашёл, как надо. Но. Читая , как старому варианту приписывают достоинства, которых в нем НЕТ в упрек новому, в которых ИМЕННО ОНИ есть — я охуеваю. Не, реально охуеваю. Ребят, скажите прямо — вариант с буратинящим, безэмоциональным, бормочущим на одной ноте вокалом и ебашащим по ушам 7 минут примитивным клавишным тембром мне нравится больше — и я слова не скажу. У всех свои вкусы. Но всерьёз говорить, что ТАМ было глубже, интереснее, разнообразнее…Ебать мой хуй, где у людей уши????

PS — и самое удивительное, я лет 20 на концертах пою её именно так, как на новой версии — откуда сюрприз-то???

tanec_kazanovi_2020_3

***
Казанова, Джованни Джакомо (1725-1798) — известный итальянский авантюрист, путешественник и писатель. Популярное представление о Казанове прежде всего ассоциируется с его любовными похождениями; его имя, ставшее нарицательным, стоит в одном ряду с такими литературными персонажами, как Дон Жуан или «современник» Казановы Ловелас.

kazanova2

***
Оскалина (диалект.) — на дереве, где содрана кора.

***
Мысок — передняя четверть стопы.

***
виссон — драгоценная ткань древности, употреблявшаяся для одежды первосвященников; любимая материя римских патрицианок времен империи; состав спорен.

***
Армагеддон — — местность, где, согласно Апокалипсису, произойдет решающая битва между Христовым воинством и силами Антихриста (часто так называют и саму битву). Также слово нередко употребляется, чтобы придать чему-то эсхатологический оттенок.

***
валторны — духовые музыкальные инструменты. Появились в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.

valtorna

***
сарабанда — (исп. zarabanda), старинный испанский народный танец. В 17-18 вв. распространился в Зап. Европе как бальный танец. Музыкальный размер 3/4, 3/2.

***
нирвана — — в буддизме — психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте.

***
эдельвейс — красивый белый высокогорный цветок, символ любви.

***
митра — (от греч. mitra — головная повязка), в православных и католических церквах высокий головной убор высшего православного и католического духовенства.

***
пентаграмма — пятиконечная звезда, вписанная в правильный пятиугольник или круг. Ныне популярный оккультный символ.
Уже в древности он трактовался двояко. С одной стороны, пентаграмма была широко известна как оберегающий от всякого зла знак (допустим, она была начертана на входе жилища Фауста из поэмы И. В. Гете), с другой стороны, для посвященных она являлась могущественным знаком власти над земным миром.
Если вписать в нее человеческую фигуру, связав её с пятью элементами (Огнем, Водой, Воздухом, Землей и Духом), то получится изображение микрокосма — знака оккультной Духовной Работы на материальном плане.
Считается, что пять концов звезды соответствуют четырем элементам (земля, воздух, огонь, вода) и пятому элементу — духу.
Адепты черной магии используют пентакль, перевернутым вершиной вниз, символизируя превосходство материи над духом.

zvezda_n_03

***
Желна — (Dryocopus martius) — крупный дятел, которого также называют черным дятлом.

zhelna

***
Новая — электрическая — версия песни вошла в альбом «Время будить королей» (2020).
Она стала 3-м синглом с альбома и была обнародована 24.09.2020.
В текст новой версии была добавлена фраза из молитвы «Трисвятое»: «Sanctus Deus, Sanctus fortis, Sanctus immortalis, miserere nobis, Miserere nobis» («Свят Бог, свят Крепкий, свят Бессмертный, помилуй нас»). В церковно-славянской версии она звучит, как «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас».

tanec_kazanovi_2020_1

Версия с альбома «Время будить королей» (2020):

_______________________________________________________________________

Текст песни «Танец Казановы»:

Слабый шорох вдоль стен, мягкий бархатный стук
Ваша поступь легка — шаг с мыска на каблук
И подёрнуты страстью зрачки, словно плёнкой мазутной.
Любопытство и робость , истома и страх
Сладко кружится пропасть и стон на губах —
Так замрите пред мёртвой витриной, где выставлен труп мой.

Я изрядный танцор — прикоснитесь желаньем, я выйду.
Обратите внимание — щёголь, красавец и фат,
Лишь слегка потускнел мой камзол, изукрашенный пылью
Да в разомкнутой коже оскалиной кости блестят.

На стене молоток — бейте прямо в стекло
И осколков поток рухнет больно и зло,
Вы падёте без вывертов — ярко, но просто, поверьте.
Дребезг треснувшей жизни, хрустальный трезвон
Тризна в горней отчизне трезво взрезан виссон
Я пред Вами, а Вы предо мной — киска, зубки ощерьте.

И оркестр из шести богомолов ударит в литавры,
Я сожму Вашу талию в тонких костлявых руках.
Первый танец — кадриль, на широких лопатках кентавра,
Сорок бешеных па по-над бездной, чье детище — мрак.

Кто сказал: «Казанова не знает любви» — тот не понял вопроса,
Мной изведан безумный полёт на хвосте перетёртого троса.
Ржавый скрежет лебёдок и блоков — мелодия бреда,
Казанова, прогнувшись касаткой, ныряет в поклон менуэта.

За ключицу держитесь — безудержный пляс,
Не глядите в замочные скважины глаз,
Там, под крышкою черепа, — пыль и сушёные мухи.
Я рукой в три кольца обовью Ваш каркас,
А затем куртуазно отщёлкаю вальс
Кастаньетами жёлтых зубов возле Вашего нежного уха.

Нет дороги назад — перекрыта и взорвана трасса,
И не рвитесь из рук — время криво, и вряд ли право
Серный дым заклубился — скользим по кускам обгорелого мяса
Вдоль багряных чертогов Властителя Века Сего.

Что Вы вздрогнули детка — не Армагеддон.
Это яростный рев похотливых валторн
В честь одной безвозвратно погибшей, хоть юной, особы.
И не вздумайте дёрнуть крест-накрест рукой:
Вам же нравится пропасть — так рвитесь за мной,
Будет бал в любострастии ложа из приторной сдобы.

Плошки с беличьим жиром во мраке призывно мерцают —
Канделябры свихнувшейся, пряной, развратной любви.
Шаг с карниза, рывок на асфальт, где червём отмокает
Прах решенья бороться с вакхическим пульсом в крови.

Кто сказал — «Казанова чарует лишь в виде маневра»?
Мне причастен пикантный полет на хвосте перетертого нерва,
Мой напор сокрушит Гималаи и гордые Анды
В монотонной свирепости черной и злой сарабанды.

Sanctus Deus, Sanctus fortis, Sanctus immortalis, miserere nobis,
Miserere nobis.
Sanctus Deus, Sanctus fortis, Sanctus immortalis, miserere nobis,
Miserere nobis.

Треск разорванной ткани, бесстыдная мгла
В обнажённой нирване схлестнулись тела
Шорох кожистых крыл — нас баюкают ангелы ночи.
Диким хмелем обвейся и стыло смотри,
Как звезда эдельвейса раскрылась внутри,
Как вибрирует в плеске соития мой позвоночник.

Хрип дыхания слушай, забудь про шаги на дороге —
Там пришли за тобой, только это до времени ждёт.
Ты нагая взойдешь на разбитые чёрные дроги
И безумный возница оскалит ликующий рот.

Леденяще и скупо ударит Луна,
Содрогнётся над крупом возницы спина,
Завизжат на дорожных камнях проступившие лица.
В тусклых митрах тумана под крыльями сна
Расплетут пентаграмму Нетопырь и Желна
И совьют на воздусех пылающий бред багряницы.

Но не помни об этом в упругом пьянящем экстазе,
Выпестовывай сладость мучительной влажной волны.
Звёзды рушатся вбок, лик ощерен и зверообразен,
Время взорвано зверем и взрезана кровля спины.

Кто сказал «Казанова расчетлив» — тот врёт неумело,
Я люблю безоглядно врастать в прежде чуждое тело.
Полночь, руки внутри, скоро сердце под пальцами брызнет,
Я пленен сладострастьем полёта на осколке взорвавшейся жизни!

Снова шорох вдоль стен , мягкий бархатный стук
Снова поступь легка — шаг с мыска на каблук
И подёрнуты страстью зрачки, словно плёнкой мазутной.
Любопытство и робость, истома и страх
Сладко кружится пропасть и стон на губах.
Подойдите. Вас манит витрина, где выставлен труп мой…

ноябрь 1990 — январь 1991.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий