Секретное досье Деда Мороза, часть 1

ded_moroz_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Прочие статьи»

«— Кто в нарядной теплой шубе,
С длинной белой бородой,
В Новый год приходит в гости,
И румяный, и седой?…»
(И. Черницкая)

Вот уже несколько столетий в новогодние и рождественские дни наблюдается появление на праздничных шоу подозрительных белобородых пенсионеров в богатых меховых одеждах. Они обладают огромным авторитетом в среде подрастающего поколения. Еще бы! Ведь деды подкупают детей подарками, извлекаемыми из бездонных мешков. Но стоит только зимним праздникам завершиться, как дедушки в мгновение ока исчезают в неизвестном направлении до следующего Нового года. Что это — тайный орден, благотворительная организация, мистические призраки или чья-то продуманная мистификация? Я провёл свое собственное журналистское расследование этого феномена, результаты которого перед вами.

Подарки от святого

«В шапке облачного скола,
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Микола
Мимо сел и деревень…

…Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с богом
В белой туче-бороде.

…На престоле светит зорче
В алых ризах кроткий Спас;
«Миколае-чудотворче,
Помолись ему за нас».

(С. Есенин)

Следы Рождественской благотворительности уводят нас в Малую Азию IV века, где начал свою деятельность Святой Николай (он же — Угодник, он же — Чудотворец).

Впрочем, святым он тогда еще не был, хотя и имел сан архиепископа г. Миры. Тяга к альтруизму стала проявляться у Николая уже в юности. Так, получив после смерти родителей наследство, он почему-то не стал строить особняки на берегу Средиземного моря, а решил раздавать богатство всем страждущим и неимущим.
В каком-нибудь личном пиаре Николая заподозрить было трудно, акт помощи он совершал тайно, под покровом ночи, накинув темный плащ. Таким способом наш «Зорро» трижды подкидывал мешки с золотом отцу трех дочерей, которые никак не могли выйти замуж без приданного и от отчаяния и нужды уже готовились стать блудницами. Не поспевая творить добро, Николай стал «работать» на расстоянии, и однажды проник в сновидение богатого итальянского купца, дал ему три золотых и настоятельно порекомендовал тому привезти свое зерно в один голодающий город. Сон сном, но обнаружив поутру в кулаке деньги, купец незамедлительно выполнил просьбу.

ded_moroz_02
Никола Чудотворец — заступник всех неимущих и нуждающихся.

Чудеса доброты и помощи Николай продолжал творить и после смерти, в результате чего был заслуженно канонизирован и стал одним из самых популярных заступников всех «униженных и оскорбленных». Какие только слои населения не считали его своим покровителем: дети и беременные женщины, рыбаки и пекари, банкиры и ростовщики, даже воры!

Заветы святого со временем стали воплощаться в жизнь в виде подарков, которые дарились детям в день его памяти — 19 декабря (6 декабря по старому стилю).
Особую популярность эта традиция приобрела в Голландии, где Николай был в большом почете. В результате празднование Рождества занимало не один-два дня, а целый сезон — с 6 по 25 декабря. Дети, которые хотели получить подарки, ставили у дымохода свою обувь, в которую клали немного соломы. Наутро в башмачках оказывались подарки, а солома исчезала. Ею подкрепляла силы белая лошадка, на которой Николай разъезжал по Голландии (по традиции считалось, что перед этим святой приплывает в Амстердам на корабле из Испании). В представлении голландцев их святой патрон является одетым в епископскую митру, имеет строгое бледное худое лицо, белую бороду и курит трубку. К тому же, его повсюду сопровождает мавр Черный Пит со связкой хороших крепких прутьев. Мало ли какие дети попадутся…

ded_moroz_03a   ded_moroz_03b
Чтобы рассовать подарки по детским башмачкам, без чуда не обойтись…

В общем все было чинно-благородно, до тех пор, пока голландцам не взбрело в голову колонизировать Новый свет. На носу первого голландского корабля, появившегося у берегов острова Манхэттен, гордо возвышалась фигура святого Николая. Кстати, по-голландски святой назывался Sinter Klaas.

ded_moroz_04
Для хороших детишек — подарки, для плохих — розги…

Из святцев в сказку (Sinter Klaas на Диком Западе)

«— Эта борода меня раздражает?
— По крайней мере, хозяин, борода создает настроение. Держит в роли, так сказать.
— Ну а спускаться по трубе? Какой в этом смысл? Я мог бы пройти сквозь стену.
— Проходить сквозь стены не совсем правильно…
— Меня вполне устраивает.
— А положено по трубе. И борода, кстати, тоже положена».
(Т. Пратчетт «Санта-Хрякус»)

«Рождество. Стук в дверь дома негритянской семьи.
— Кто там!
— Это я, Ку-Клукс… Тьфу! Санта Клаус, то есть».
(анекдот)

В 1625 г. голландцы основывают на Манхэттене и в устье реки Гудзон город Новый Амстердам. Но спустя 43 года его завоевывают англичане и переименовывают в хорошо знакомый нам Нью-Йорк. Естественно, завоеватели стали относиться ко всем голландским обычаям пренебрежительно и с насмешкой.
Такое отношение воплотилось в книге Вашингтона Ирвинга «История города Нью-Йорка» (1809), которая представляла собой забавную смесь реальных фактов, местных легенд, анекдотов и авторских фальсификаций. Иронизируя над голландским прошлым Нью-Йорка, Ирвинг не мог не «уколоть» и голландского святого патрона, изобразив его панибратским пухлым стариком-весельчаком, разодетым в меховые одежды (типичные для голландских господ в XVII веке). Попытка подразнить голландцев имела неожиданные последствия…

Будущие Соединенные Штаты изначально представляли собой бурлящий многонациональный котел, в котором причудливо переваривались старые традиции и рождались новые. Так произошло и с празднованием Рождества. Большинство рождественских традиций принесли в Америку немецкие эмигранты. А тут еще и забавный чудесный старичок с подарками пришелся по душе американским ребятишкам. В результате Рождество и Санта Клаус как-то сами по себе совместились.

Следующим, кто после Ирвинга хорошо поработал над образом голландского святого, был Клемент Кларк Мур. Впрочем, он не хотел ничего плохого, просто решил на Сочельник 1822 г. написать небольшую поэму «Визит Святого Николаса», чтобы развлечь своих трех дочек. Издавать ее автор не собирался и даже противился, так как был профессором в теологической семинарии, писал академические статьи, в общем — занимался вещами серьезными. Тогда поэму послали в издательство восторженные знакомые, и под Рождество 1823 г. она все-таки вышла, хотя и анонимно. Когда стало понятно, что слава — девушка непредсказуемая и от нее не уйдешь, Мур в 1844 г. все же признал свое авторство.

ded_moroz_05a    ded_moroz_05b
Клемент Кларк Мур и издание его поэмы о Святом Николасе.

В поэме святой чудотворец окончательно превратился в сказочного волшебника, больше похожего на гнома, нежели на строгого архиепископа. Во-первых, он стал разъезжать на оленьих санях. Во-вторых, сильно пополнел, хотя курить так и не бросил. В-третьих, Святой Николас уменьшился в росте, что значительно облегчало ему проникновение в дом через дымоход. Попав в квартиру столь негигиеничным способом, наш герой плотно забивал подарками предусмотрительно вывешенные детьми чулки и исчезал — так же тайно, как и его далекий святой предок. А вот от Черного Пита и розг пришлось отказаться. Вывалившийся из камина Санта, кидающийся пороть детей — картина не только странная, но и жуткая.

Т. Пратчетт «Санта-Хрякус»:
«— Прибыли, — сказал Альберт. — Джеймс Пузл, восемь лет.
— Да, да, помню такого. В своем письме он написал следующее: «Я знаю, что тебя не существует, ведь всем известно, ты — это папа». Ну конечно… Не сомневаюсь, его дражайший папенька только и мечтает о том, как бы ободрать все локти в двенадцатифунтовой узкой и грязной каминной трубе. Оставлю-ка я побольше сажи на тамошнем ковре. …А если я ничего ему не подарю в качестве наказания за неверие?
— Да, но что это докажет?».

Вместо Пита с розгами, как уже упоминалось, наш старичок завел себе восемь оленей. Благодаря поэме Мура мы впервые узнали их имена: Лихач, Танцор, Гарцующий, Злобный, Комета, Купидон, Болван и Молниеносный.

До современного образа Санта Клауса не хватало нескольких штрихов. Штрихов художника.
Доработать образ Санты взялся американский карикатурист немецкого происхождения Томас Наст. Именно в родной Баварии, где прошло его детство, он слышал множество историй, связанных с Pelze-Nicol (еще один святой Николай, только немецкий).

ded_moroz_07
Томас Наст не только нарисовал канонического Санту, но и создал знаменитых «слона» и «осла» — символы американских консерваторов и демократов.

И вот в начале 1863 г., когда гражданская война между северными и южными штатами была в самом разгаре, в еженедельнике «Harper» за 3 января появилась иллюстрация Наста, где в окружении вполне реальных солдат Северного союза мы можем видеть знакомую сказочную фигуру. Санта восседает на санях с оленьей упряжкой и занят привычной раздачей рождественских подарков:

ded_moroz_07_2

Избранная тема так увлекла Наста, что он развивал ее в течение почти 30 лет. Именно благодаря Насту Санта обрел родину — Северный полюс и помощников — эльфов. Именно Наст ввел в обиход традицию писем, адресованных Санте. Хотя художник и не вернул розги Черного Пита, но в воспитательных целях проповедовал идею, что непослушные дети подарков на Рождество не получат.

ded_moroz_08a

Наиболее близким к современному считается образ на картине Наста «Веселый старина Санта Клаус», опубликованный в «Harper» в январе 1881 г.

ded_moroz_08

И хотя рождественский дедушка еще какое-то время не мог определиться с размерами (они варьировали от гномика до человека), цветом одежды (предлагался красный, синий, зеленый и даже черный) и именем (кроме Санта Клауса в ходу были Святой Николас, Pelze-Nichol, Kris Kringle и др.), в целом общий портрет рождественского дарителя сложился.

Почтовая служба Санты

«Похоже, что в тех странах, за которыми я приглядываю,
детей становится больше и больше. Какое счастье, что часы в разных
странах показывают разное время, иначе я никуда бы не успел, пускай
даже под Рождество моих волшебных сил прибывает настолько,
что я могу за миуту упаковать тысячу поларков!».
(Д. Р. Р. Толкин «Письма Рождественского Деда»)

В 1885 г. эстафету Наста принял Луис Пранг, который решил популяризировать в США английскую традицию рождественских открыток. Героем большинства из них, безусловно, стал Санта, который с тысячами поздравлений разлетелся по всей Америке, а его костюм приобрел отныне стойкий красный цвет. Рождественские открытки — это настоящая история в картинках. Пытаясь угнаться за техническим прогрессом, Санта частенько менял своих оленей то на автомобиль, то на пароход, то на аэроплан, то на дирижабль. Он становился участником практически всех грандиозных событий (кроме мрачных, конечно).

ded_moroz_11     ded_moroz_13

ded_moroz_12

В 1890-х годах разросшаяся слава Санта Клауса стала приносить почтовым отделениям не только прибыль, но и множество хлопот. Дело в том, что внезапно повалили письма от детей, адресованные лично… Санте. В адресах, как положено, значился Северный (а иногда даже Южный) полюс! Для работников почты была даже составлена специальная инструкция: делать на таких письмах пометку, что адресат не может быть найден, и отправлять в Вашингтонское отделение «мертвых» писем. Впрочем, дети были уверены, что Санта получит их послания.

ded_moroz_10

Анекдоты в тему:

«— Этот Дед Мороз все перепутал, — сказал призывник.
— А в чем дело? — спросил его товарищ.
— Пятнадцать лет назад перед Новым годом я просил его подарить мне военную форму. И вот только теперь я ее получил.»

«Дедушка Мороз! Пишу тебе письмо — принеси мне, пожалуйста, под ёлочку холодного кефирчика!».

ded_moroz_09

Однажды сомневающаяся восьмилетняя Вирджиния решила расставить все точки над «і» и отослала в 1897 г. письмо в редакцию «New York Sun». Вопрос был поставлен в лоб — существует все-таки Санта или нет? Ответ вскоре стал широко известен и звучал так:

«Да, Вирджиния, Санта Клаус существует. Его существование так же реально, как существование любви, великодушия и преданности, которые наполняют твою жизнь высшей красотой и радостью. Увы! Как мрачен был бы мир без Санта-Клауса! Это было бы также грустно, как если бы в нем не было таких, как ты, Вирджиния. В таком мире не было бы детской веры, поэзии, романтики и существовать в нем было бы невыносимо… Тот свет, которым детство наполняет мир, был бы погашен».

С тех пор детские письма Санте — такая же знаковая рождественская традиция в США, как украшенные венки на дверях и индейка на столе.

ded_moroz_14
Политкорректный Санта.

Пиар-компания Санты

«Еврейский Дед Мороз:
— Здраааааствуйте, детишки… Покупайте подарочки!».
(анекдот)

В начале ХХ века популярность Санты среди детей выросла настолько, что с этим надо было что-то делать. И предприимчивые американцы не растерялись…

Идея перевести благотворительную деятельность Санта Клауса на коммерческие рельсы возникла давно. Еще в 1841 г. коммерсант Д. Паркинсон, чтобы привлечь покупателей, переодел человека Сантой и посадил его рядом с дымоходом на крышу своего магазина. Вскоре этот рекламный ход переняли и другие. Особую известность приобрел Санта в исполнении шотландского эмигранта по имени Эдгар, которого нанял в 1890 г. магазин в Бостоне. Он восседал в кресле и часами выслушивал сокровенные пожелания детишек, нашептываемые на ухо. Наемный Санта был не только талантлив, он действительно любил детей, которые съезжались к нему со всех окрестных городов и выстраивались в длинные очереди. Характерный сердечный смех Эдгара вскоре стал визитной карточкой всех нанимаемых «Клаусов».

ded_moroz_45

Вскоре Санта-мифологию начинают использовать для рекламы товаров определенного вида. Так в 1910 г. на рекламе мыла был изображен ребенок, сидящий у камина с тазиком, мылом и полотенцем. Как говорится, ждешь Санту — вымой дымоход! Однако все это были мелочи по сравнению с той мощнейшей раскруткой, которую предложила бородачу небезызвестная компания «Кока-Кола». Многие до сих пор считают, что нынешний облик Санта Клауса — заслуга именно «Кока-Колы». И хотя ничего принципиально нового она не внесла, в ее руках Санта Клаус стал непререкаемой «суперзвездой» Рождества, чуть ли не наравне с самим Спасителем.

ded_moroz_15a

Началось все в 1931 г., когда компания еще билась над задачей, как увеличить объем продаж отнюдь негорячительного напитка в зимнее время. Тут-то Санта и пригодился. Художник Хэддон Санблюм весьма удачно обыграл как совпадение фирменных красно-белых цветов с одеждой Санты, так и его популярность у детей.
В результате рождественские дни стали сопровождаться вездесущей рекламой, где Санта Клаус в невообразимых количествах поглощал «Кока-Колу», да еще и втягивал в этот процесс несовершеннолетнюю ребятню. Румянец и блаженное выражение лица обпившегося пузатого гномика в окружении детей лично меня поневоле наводят на смешные мысли о старике-алкоголике, спаивающем детишек. Как бы то ни было, но вскоре рекламным плакатам пришло на помощь телевидение, и имя «Санта Клаус», как и марку «Кока-кола», узнал весь мир.

ded_moroz_15

Так за какие-то полтора века празднование Рождества в Америке становится вполне светским и весьма прибыльным мероприятием.

Возвращение на родину

«Игрушки для елки
Мы делали сами:
И Деда Мороза
С большими усами…»
(Л. Зеленевская )

Не стоит думать, что до триумфального возвращения преобразившегося Святого Клауса в Европу, там был недостаток в рождественских персонажах-дарителях. Были в Европе и свои аналоги: во Франции — Пер Ноэль («дед Январь»), в Англии — Father Christmas («Батюшка Рождество»), в Италии — Баббо Натале в компании с ведьмой Бефаной. Но рано или поздно все они подпали под американское влияние и стали почти неотличимы от Санта Клауса.

Единственными, кто воспользовался ситуацией в свою пользу и попытался составить янки конкуренцию, как это ни забавно, оказались неторопливые финны, заявившие, что, мол, живет Рождественский Дед не на каком-то там безлюдном Северном полюсе, а у них, родимых. И хотя для американских туристов его подают как привычного Санту, сами финны кличут его по-своему. Звучит это имя для нашего уха несколько грубовато: как в оригинале — «Йолопукке», так и в переводе — «Рождественский козел».

ded_moroz_16

Прозвали его так не потому, что он плохо выполнял свою работу, а потому, что когда-то финский дедушка носил козлиную шкуру (вариант — ездил на козле). Вид у него тогда и правда был немного пугающий: на голове — рожки, в ушах — ложки. К тому же непослушных детей он вполне мог нашлепать по попе (а ещё раньше и в котле сварить).

koza_ovca_6_09
От страшного Йоллопукке к доброму.

Вскоре неуравновешенного старика стали обтесывать под американский образец. А в 1927 г. в финской радиопередаче «Детский час» ведущий дядя Маркус обратился с официальным заявлением о том, что настоящее местожительство Йолопукке — Лапландия. Мол, устал дед скитаться в одиночку по всему свету. А тут ему под руку гномы подвернулись. Говорят: «Давай, дедушка, организуем совместное предприятие. От тебя — бренд, от нас — посильная помощь». Офис решили снять на горе Корватунтури («гора-ухо»). Она действительно походит на заячьи уши и обладает превосходным качеством приема пожеланий детей со всего мира. Внутри горы гномы занялись разбором писем и подготовкой подарков.

ded_moroz_18

И завертелся у Йолопукке бизнес! Да такой, что бюджет суровой Лапландии стал стремительно пополняться. Официальной же резиденцией Йолопукке сделал находящийся рядом с горой городок Рованиеми. Открытие резиденции состоялось в 1950 г., прямо к приезду в Финляндию Элеоноры Рузвельт. А с 1984 г. решением ООН Лапландия была провозглашена «Землей Деда Мороза» официально.

ded_moroz_17
Санта-парк.

Санта-парк, Санта-радио, более 500 тысяч писем от детей и 10 миллионов долларов прибыли от туристов ежегодно — вот какой результат принесла национальная финская идея. И самое главное — большинство американцев безропотно согласились отдать такое прибыльное мероприятие, как родина Санты, на откуп финнам. А ведь вполне бы могли и сами где-нибудь на Аляске подзарабатывать…

Автор песни: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Время Z» №1/2005 (декабрь)

Секретное досье Деда Мороза, часть 2

 См. также:

«Песнь о Новогодней Ёлке» (история в стихах)