Попасть пальцем в небо! (Почему мы верим астрологам, гадалкам и приметам), часть 3: Мистика изнутри

sueverie_10
Доктор Фауст посреди защитного магического круга, окруженный демонами (старинная гравюра).

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Прочие статьи»

<<< Часть 2: Астрология


Что не сбудется — то забудется…

«— Вы знаете, какие дельфины умницы?! Стоит человеку
упасть в воду, как они начинают толкать его к берегу!
— Жаль только, что мы не узнаем мнение тех,
кого они толкают от берега…».
(анекдот)

Разговаривая с поклонниками гороскопов, гаданий, примет, вещих снов и экстрасенсов, постоянно слышишь одно и то же: «Вот вы знаете, я тоже не верила, но однажды…». И вам тут же вывалят целый ворох сбывшихся примет и предсказаний из личной практики. Тут-то и стоит вспомнить, что мир полон совпадений, а человек, особенным образом «настроенный», может видеть «руку судьбы» в чем угодно. Не отсюда ли происходит идиотская оптимистическая поговорка «Что бы ни случилось — все к лучшему» (как будто бы у нас есть альтернатива уже случившемуся)?

При достаточно долгой стрельбе не мудрено хоть раз попасть в мишень, и вот после попадания начинает действовать принцип, которому предсказатели должны быть благодарны по гроб жизни. Этот принцип звучит следующим образом:

«ЛЮДИ ВСЕГДА ПОМНЯТ О ТОМ, ЧТО СБЫЛОСЬ И ОБЫЧНО ЗАБЫВАЮТ О ТОМ, ЧТО «НЕ СРАБОТАЛО».

Легко привести примеры сбывшихся снов и пророчеств. А несбывшихся, которых, если подумать, во много раз больше? Нет, несбывшееся просто не вспоминается. Приснилась вам, допустим, соседка в белом, вы и задумались: «К смерти, что ли?». Однако, если соседка останется жива и здорова в ближайшую неделю-две, то сон полностью выветрится из вашей головы. Но случись с ней хоть что-то опасное, как ваше сновидение из «небывалой комбинации бывалых впечатлений» превратится в символ, в зловещий знак, в вестника «воли небес».

По этой же причине действует и такая «авторитетная» примета о том, что, если о несовершенных планах и делах сильно разглагольствовать заранее, то ничто не получится так, как было задумано. Просто, рассказывая о еще несовершенном, человек рискует настроить себя на излишне оптимистичное ожидание, а то и как бы выполнить планируемое на вербальном уровне — т.е., «языком», после чего выполнять его на уровне реальном в худшем случае тяжело, в лучшем — скучно.

Благодаря принципу «не сбудется — забудется» превосходно существуют не только астрологи, но иногда и политики. Однако, если политикам периодически об обещанном все-таки напоминают их оппоненты, то «слежку» за астрологами почти никто не ведет.
Ну кто помнит, чего там предсказывал «мэтр астрологии» Павел Глоба лет десять-пятнадцать назад? А ведь было что-то и о президенте-женщине, и о «баране, который перелетит пропасть», и будет нам, значит, счастье. Баран давно уже по срокам Глобы перелетел — где счастье-то? Подробности всех предсказаний вспомнить не могу, так как сам тому же принципу подвержен. Но если кто задастся целью их «откопать», увидит, что процент сбывшегося ничтожно мал (иначе бы запомнили). Так лишь благодаря античным противникам астрологии мы знаем о том, что Помпею, Крассу и Цезарю тоже предсказывали, что умрут они в глубокой старости, дома, в почете и покое.

Проповедь скорого Конца Света — наверное, самая старая крапленая карта в «пророческой» колоде. Ее продолжают разыгрывать уже без малого тысячелетие. Начиная с тысячного года нашей эры, когда все ждали прихода Христа и Страшного Суда, до 11 августа 1999 года, когда солнечное затмение совпало с парадом планет и «пророки» обещали нам то апокалипсис, то, как минимум, катаклизмы планетарного масштаба. Правда, народ за века обтерся, к Концам Света попривык, и август 1999-го встретил спокойно, и я не сомневался, что спустя час после затмения буду ехать в поезде, а не отчитываться на Страшном Суде. Христос в плане обещанных сроков был острожнее: «Нечего вам знать, когда Я приду…».

sueverie_11
Кто сейчас помнит о шумихе 1982 г., когда читатели американского еженедельника «News week» с ужасом узнали, что приближающийся «парад планет» (когда планеты выстраиваются вдоль прямой линии) грозит Земле ужасными катастрофами? Даже Конец Света, предсказанный календарём Майя в 2012 году уже подзабылся.


Мистика снаружи и внутри

«Бытие людей требует компромиссов. Мы не просто вычислительные машины,
пытающиеся понять и управлять природой, игнорируя при этом все прочие цели».
(М. Рьюз)

Верящий в определенные приметы человек именно благодаря своей вере попадает в зависимость от них, определенным образом «кодируется». Неудивительно, что они будут «сбываться». Получается замкнутый круг: приметы сбываются потому, что в них верят, и чем чаще они сбываются, тем больше в них верят и т.д. ad infinitum — «до бесконечности».

Черная кошка, перешедшая дорогу, допустим для меня, останется обычной черной кошкой, забытой буквально через 5 минут (плохая память — не всегда недотаток :)). Другое дело — суеверный человек. Такому это событие испортит настроение на весь день, его психика настроится на неприятности, в действиях появится неуверенность и… неприятности не заставят себя ждать.

Один мой друг рассказал комично-грустную и весьма показательную историю о том, как, возвращаясь с пустым мусорным ведром, он невольно «перешел дорогу» выходящей из квартиры шумной свадебной процессии. Вид пустого ведра произвел на молодоженов и родственников неизгладимое впечатление: шум стих, счастливые улыбки исчезли, в глазах появился суеверный испуг. А я представил, как спустя какое-то время при любой семейной ссоре будет вспоминаться это злосчастное ведро. А если, не дай Бог, случится развод, то пустой пластмассовый цилиндр для выноса мусора превратится в настоящий роковой символ, не хуже ворона-горевестника. И смех, и грех…

sueverie_12

Все эти простенькие примеры как нельзя лучше иллюстрируют тот вред, который приносит людям чрезмерная суеверность. Опутывая себя паутиной условностей и ориентиров «свыше», мы чрезмерно усложняем свою жизнь, нередко становимся жертвой шарлатанов, а иногда даже калечим свою психику.

Однако, остановившись на таких однобоких упрощенных выводах, эта статья рискует превратиться, возможно и в полезный, но достаточно банальный трактат, ставящий диагноз, но не способствующий исцелению. Корни веры в знаки судьбы на самом деле гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, и понять их можно только изнутри.

Ф. Достоевский «Подросток»:
«Мало опровергнуть прекрасную идею, надо заменить ее равносильным прекрасным; не то я, не желая ни за что расставаться с моим чувством, опровергну в моем сердце опровержение, хотя бы насильно, что бы там они не сказали. А что они могли дать мне взамен?»

Думаю, что не буду слишком самонадеянным, если заявлю, что на Земле редко встретиться человек совершенно несуеверный и не склонный к мистике (в самом широком смысле слова). Каждый из нас, независимо от меры своего скепсиса, так или иначе, живет в мире своей психики, а следовательно — неизбежно создает в ее «хаотическом море» чувств, эмоций, желаний, побуждений своеобразные ориентиры, указатели, маячки, позволяющие весь этот хаос контролировать и систематизировать. У человека большую часть функций по контролю берут на себя логика и здравый смысл. Но они не всесильны, особенно в кризисных, депрессивных и логически неразрешимых ситуациях. И вот тогда человек поневоле создает себе «мистические» ориентиры, иногда как защиту, иногда как стимул, иногда даже как эстетский «облагораживающий» орнамент.

Самый простой пример, подтверждающий вышесказанное, — это проблема равнозначного выбора, известная как дилемма «Буриданова осла». Она состоит в том, что, если между двумя совершенно одинаковыми стогами сена точно посередине поставить осла, то, рассуждая логически, он не сможет определиться в выборе и сдохнет от голода.

sueverie_13

Естественно, это искусственная схема — на деле голодный осел (как, впрочем, и человек) с такой задачей справится. Но замечено, что подобные ситуации все равно вызывают у животных и людей определенную «нервозность». Особенно проблема выбора усложняется, когда речь идет о более неоднозначных ситуациях (выбор между шестью видами зубной пасты, между двумя с виду равнозначными предложениями по трудоустройству, или выбор дороги заблудившимися в лесу). Вот тут-то и приходит на помощь старый как мир метод «колеса фортуны», известный как игра в «орла и решку». Он искусственен? Да! Но он помогает? Безусловно!

sueverie_14

То есть, в сложной ситуации человек нередко вступает в игру с самим собой по придуманным, но уже «отчужденным» от его «Я» правилам. Это похоже на сон, в котором ты сидишь и смотришь фильм, где сам и участвуешь. На подобных «играх», кстати, построен и пресловутый аутотренинг («я счастлив… я безмерно счастлив…») и, во многом, практика йогов, «гоняющих» кровь к определенным участкам тела.

Поэтому, говоря о вреде примет и веры в «знаки судьбы», я имею в виду искусственные их проявления, навязанные ИЗВНЕ, будь то гороскопы, пустое ведро или назидания мамы, что «хлеб так не кладут». На приметы же, порожденные психикой конкретного человека, «открытые» им самим, органично резонирующие с его мироощущением, нельзя презрительно закрыть глаза — они есть у каждого человека, они «работают», и чаще всего они необходимы. Однако они сугубо индивидуальны, и если у меня работает какая-либо примета (например, нельзя заранее настраиваться на хороший исход затеянного дела), то у другого может работать совершенно противоположная. А вот обилие излишних примет, зависимость от предсказаний чужих людей ограничивают человека, ведут его по строго определенной «колее» по принципу «шаг влево — побег!» и делают его жизненный путь по-настоящему фатальным.


Мистика и психология

«В твоей груди звезды твоей судьбы», — говорит Зени Валленштейну,
чем и довольствовалась вся астрология, когда лишь немногие знали
об этой тайне сердца. Не было достаточного ее понимания, и я не
решусь утверждать, что и сегодня что-либо принципиально изменилось
в лучшую сторону. …Если… психологи одновременно и практикующие
врачи, то у них на пути стоит соматопсихологическое мышление,
пытающееся изображать психические процессы при помощи
интеллектуальных, биологических или физиологических понятий.
Но психология не является ни биологией, ни физиологией, ни какой-либо
иной наукой вообще, но только наукой, дающей знания о душе».
(К. Г. Юнг)

Прежде чем перейти к самому интересному и сложному пункту нашей статьи, мне хотелось бы признаться в страшном «грехе»: я всегда с большим любопытством относился к практике предсказания судьбы, особенно к процессу гадания (астрология наскучила мне довольно быстро). Однако не спешите ликовать, апологеты «тайных знаний»! Я специально приберег эти размышления к концу статьи, чтобы отсеять «поведенных» и одержимых. Во-первых, им все равно ничего не докажешь, а во-вторых, — стоит начать рассуждать о том «зерне истины», на котором строятся их системы, как рискуешь показаться человеком из их компании. «И всё-таки, он с нами согласен!» — воскликнут они. Нет, уважаемые «кудесники», с вашим пониманием мистики я не согласен.

Дело в том, что мое отношение к предсказанию судьбы «магическими» методами всегда было довольно своеобразным. Проще говоря, я воспринимал это как некую игру, где один играет роль «колдуна», а другой — «Ивана-царевича», пришедшего за советом. Сами предсказания практически не играли для меня никакой роли — я забывал их буквально через полчаса. Любопытным в процессе гадания для меня было другое, а именно — возможность рефлексии, самопознания через отстраненное оперирование «знаками судьбы»; я как-будто бы сверял себя с возможными пророчествами, открывал в обобщенных схемах и образах свои желания, возможности и недостатки. Соглашаться или не соглашаться с результатами гадания — это всегда было в моей воле.

Каково же было мое удивление, когда, спустя время, я нашел объяснение моего отношения к гаданию в работах швейцарского психолога К. Г. Юнга, «первооткрывателя» таких понятий, как «архетипы» и «коллективное бессознательное».
В гадании Юнг также усматривал своеобразную форму самопознания, в котором наше личное «Я» открывает себя через символы, прообразы вышеупомянутых архетипов. Наиболее показательными в этом смысле являются знаменитые карты ТАРО, представляющие собой классическую игральную колоду для покера из 54 карт (так называемый «Младший аркан») + 12 карт «Старшего аркана». «Старший аркан» предназначен исключительно для гадания и служит для выявления «стратегических» направлений судьбы, в то время как на «младшем» уточняются конкретные детали. Карты «Старшего аркана» любопытны, именно как воплощение первообразов — все они носят символические названия: «Шут» (он же «Дурак», известный игрокам как «джокер»), «Правосудие», «Смерть», «Луна», «Башня», «Папесса», «Дьявол» и др.

sueverie_15a           sueverie_15b
Юнг считал, что образы карт ТАРО — «потомки архетипов трансформации».

Набор архетипов — базовых образов для любой человеческой культуры — необходимый элемент нашего «мистического» мироощущения, будь то религия, мифология, оккультизм, художественное творчество или сновидения. Каждый человек помимо объективной действительности (или того, что человеческая цивилизация в результате коллективного опыта приняла за объективную действительность) существует в субъективном мире собственной психологии, действующем по особым законам — в мире, пределы которого не переступить никому на данном отрезке существования. Пренебрежительное отношение к этой «внутренней реальности» чревато пагубными последствиями. Личности постоянно приходится создавать защитные механизмы от хаотического проявления бессознательных импульсов, находить возможности их контроля, что особенно трудно, если учесть, что они не всегда осознаются разумом, а следовательно — ему неподконтрольны.

Поэтому именно мистические ритуалы и многие, странные с современной точки зрения табу древности ставили своей целью установление психологической гармонии. Не в состоянии справиться с бессознательными побуждениями «напрямую», человеческая психика укрощала их особенным оружием — с помощью создания контробразов (вроде обведенного круга для защиты от демонов) или вплетая неподконтрольные образы в определенную систему.

Отрывки из работы К. Г. Юнга «Об архетипах коллективного бессознательного»:

«Дикарю недостаточно просто видеть как встает и заходит Солнце — эти наблюдения внешнего мира должны одновременно быть психическими событиями, то есть, метаморфозы Солнца должны представлять судьбу Бога или героя, обитающего, по сути дела, в самой человеческой душе».

«Почему психология является самой молодой опытной наукой? Почему бессознательное не было давно уже открыто, а его сокровища представали только в виде этих вечных образов? Именно потому, что для всего душевного имеются религиозные формулы, причем на много более прекрасные и всеохватывающие, чем непосредственный опыт».

«История развития протестантизма является хроникой штурма образов. Одна стена падала за другой. Да и разрушать было не слишком трудно после того, как был подорван авторитет церкви. Большие и малые, всеобщие и единичные, образы разбивались один за другим, пока наконец не пришла царствующая ныне ужасающая символическая нищета. Тем самым ослабились силы церкви: она превратилась в твердыню без бастионов и казематов, в дом с рухнувшими стенами, в который ворвались все ветры и невзгоды мира. Прискорбное для исторического чувства крушение самого протестантизма, разбившегося на сотни демонстраций, является верным признаком того, что этот тревожный процесс продолжается. Протестантское человечество вытолкнуто за пределы охранительных стен и оказалось в положении, которое ужаснуло бы любого естественно живущего человека, но просвещенное сознание не желает ничего об этом знать и, в результате, повсюду ищет то, что утратило в Европе. Изыскиваются образы и формы созерцания, способные действовать, способные успокоить сердце и утолить духовную жажду, — и сокровища находятся на Востоке.
…Азиатские символы были недоступны пониманию, а потому не казались банальными, в отличие от собственных состарившихся богов. …Тот, кто сегодня пытается, подобно теосфанам, прикрыть собственную наготу роскошью восточных одежд, просто не верен своей истории. Сначала приложили все усилия, чтобы стать нищими изнутри, а потом позируют в виде театрального индийского царя. Мне кажется, что лучше признаться в своей собственной духовной нищете и утрате символов, чем претендовать на владение богатствами, законными наследниками которых мы ни в коем случае не являемся.».

«Главная опасность заключается в том искушении поддаться чарующему влиянию архетипов. Так чаще всего и происходит, когда архетипические образы воздействуют помимо сознания, без сознания. …Они приобретают полную самостоятельность, производя тем самым феномен одержимости».

Итак, сегодня внутренним миром человека занимаются, в числе прочих, такие «отрасли», как религия, оккультизм, психология и искусство. Искусство сразу отставим в сторону — оно призвано не объяснять, а воплощать (изображать) духовный мир человека. Традиционные религии, как известно, оккультистов с давних пор не жалуют. А вот взаимоотношения оккультизма и психологии довольно любопытны. Недаром большинство «гуру» нередко называют себя психологами, а психологов часто заносит на «территорию» оккультистов.

Психология — наука, конечно, молодая и «расплывчатая», к ней «примазаться» легче. Однако, это все-таки наука. Что же касается гадалок, экстрасенсов и всяких «духовных учителей», то психологами, в бытовом понимании этого слова, они должны быть поневоле, чтобы, в худшем случае, туманить людям мозги, в лучшем — уметь при первом взгляде на человека метко и точно оценить его характер и возможные прогнозы его будущего (разумеется, без всякой мистики).
Но исходя из такой логики, «доктором психологии» можно назвать любого «кидалу» или попрошайку в метро. Кстати, во Франции, человек, который в рекламе своих услуг именует себя психологом, а на деле таковым не является, может быть подвергнут судебному преследованию.

Психология оказалось удачной соперницей оккультизма, хотя бы в том, что своими психологическими тестами и советами изрядно потеснила в СМИ гороскопы, хиромантию и прочие методы «чтения судьбы». Но «оттяпав кусок хлеба» у гадалок и астрологов, психология сама довольно часто стала подражать их методам. Вот и печатают в женских журналах глубокомысленные статьи «Как поговорить о повышении зарплаты, если твой начальник блондин, обожающий серфинг и мастиффов», или выпускают книги вроде «Как стать счастливым и успешным за выходные».

В завершение хотелось бы сказать о некорректности противоборства здравого смысла и фантазии, прагматики и мечты. А бессмысленное желание механически соединить два разных подхода (например, выдавать желаемое за действительное) чаще всего рождает на свет уродливые гибриды. Это похоже на борьбу феминисток за равноправие полов, оказывающееся на поверку борьбой за право считаться мужчинами. Почему бы и мужчинам не выйти с транспарантами: «Верните нам право рожать!».
Проще говоря, «чтоб не болела голова, лучше не смешивать».

Критиковать шарлатанство, спекуляцию на тяге человека к духовному, профанацию самой духовности необходимо. Но при этом нужно внимательно следить, чтобы вместе с водой не выплеснуть и ребенка. Ведь именно «духовные» ориентиры делают существование самоосознающего смертного существа прекрасным, осмысленным и не столь невыносимым.

С. Лем «Король Глобарес и мудрецы»:
«Наука объясняет мир, но примирить нас с ним может только искусство».

Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Время Z» №1-2 2004 (январь)
Последняя редакция — 2013 год.