Хиты группы ПИКНИК, часть 2: история песен «Иероглиф» (1986), «Праздник» (1986) и «Настоящие Дни» (1990)

piknik_05

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»

«Иероглиф» (1986)

В 1985-м году в жизни ПИКНИКА происходит два переломных события. Устав от подпольного существования, группа выходит из состава Ленинградского рок-клуба и приписывается к государственной Ленинградской филармонии (за что их ещё долго будут «кусать» непримиримые рок-коллеги). Второе «кощунство» было связано с тем, что группа открыла для себя синтезаторы и с детской радостью погрязла в пучине электронных звуков. Поэтому звук следующего альбома — «Иероглиф» — на 80% оказался «компьютерным» (в то время это приравнивалось к понятию «попсовый»).

Как можно догадаться уже из названия, центральной композицией альбома стала песня «Иероглиф». Как и у «Великана», у неё была долгая история. Текст песни был написан Шклярским ещё в школе. Среди источников вдохновения назывался рассказ «Человек которого звали Прикоснись пирожного с кремом», прочитанный Эдмундом в журнале «PSZEKROJ» (благодаря предкам Шклярский знал польский язык в совершенстве) — правда, автора он забыл. Вторым источником вдохновения вполне логично был китайский философ Лао-цзы с его «Дао Де Цзин». Как говорил сам Шклярский, в этой песне он «сделал попытку говорить универсальными символами, понятными не только мне, а максимальному количеству людей».
Проблема заключалась в том, что текст был слишком коротким, а его автор не желал добавлять в лишней «воды». Поэтому постепенно — шаг за шагом — он выстраивал вокруг стихов аранжировку, пока не достиг оптимального результата.

Э. Шклярский:
«Большую окраску, скажем вот, дала та же «DX-7″, где был тембр ситара, и, значит, соответственно, вот эти проигрыши, которые, вот, скажем, занимают, может, даже больше, там, по времени, по крайней мере, места, чем само пение. Ну вот, благодаря этому собралась какая-то, вот структура, там, можно сказать. С какими-то холмами, если так рассматривать это».

 

Многие заметили, что, несмотря на восточную тематику и экзотические звуки, в «Иероглифе» присутствовала родная русская распевность. А тут ещё началась перестройка, и по всей стране прокатилась мода на восточные единоборства. В телепередачах вроде «Вокруг света» нередко можно было увидеть упражнения шао-линьских монахов, сопровождаемые музыкой «Иероглифа».

Ну, и, наконец, альбом «Иероглиф» стал первой записью ПИКНИКА, выпущенной на виниле. Миллионный тираж пластинки сделал своё дело — группу полюбили массы, начались постоянные гастроли, участие в ТВ-передачах и прочие радости всенародного признания. Какой-то поклонник даже поспособствовал тому, что в городе Иваново стали выпускать… трусы с надписью «Иероглиф», сделанной тем же шрифтом, что и на пластинке.

«Праздник» (1986)

Постоянной головной болью для Шклярского было желание руководителей радио и ТВ видеть в своих эфирах энергичные «танцевальные» песенки, которые Эдмунд вовсе не считал своим «коньком». Но суровые законы шоу-бизнеса заставляли сжимать свою творческую волю в кулак и писать востребованные хиты (как говорил Шклярский, по «внутреннему заказу и в духе ПИКНИКА»).
Первая «заказная» песня появилась, когда в 1985 году ПИКНИК пригласили поучаствовать в программе «Кружатся диски» на Ленинградском ТВ. Программа была новогодней, поэтому песни вроде «Ночь» и «Иероглиф» там не катили. Нужно было что-то быстрое и праздничное. Недолго думая, Шклярский за несколько часов сочиняет песню, которую так и называет «Праздник».

piknik_07

Несмотря на заказной характер, она была решена в характерном для ПИКНИКА мистическо-романтическом духе, для чего была выбрана тема маскарада («Зачем ты закрыла вуалью лицо, мне тебя и так не узнать, Всё изменилось, всё изменилось опять…«).
Вариант песни, сыгранный на новогоднем шоу, был коротким — всего 3 минуты. Но уже на пластинке «Праздник» разросся до 5 минут, а его аранжировка привычно усложнилась.
Ну, а летом 1988 года песня прозвучала уже на общенациональном 1-м канале в популярной программе «Утренняя почта». Её сопровождало некое подобие костюмированного клипа, снятого на корабле в Ялте.

Э. Шклярский:
«Мы потом мы её даже прятали от редакторов! Поскольку как только какой-то праздник, например, Первомай (смеется), то они сразу же начинали искать именно эту нашу песню. …Дошло до того, что мы чуть было не стали группой одной песни. Нам она даже надоела, и мы ее спрятали на время. И начали продвигать другую — «Иероглиф». На концертах мы становимся заложниками ситуации — приходится петь песни, которые больше популярны, но часто петь их совсем не хочется».

«Настоящие Дни» (1990)

В начале перестройки дела ПИКНИКА складывались, как нельзя лучше. В 1988 году была записана ещё одна виниловая пластинка «Родом из ниоткуда» (интересная, хотя и не такая популярная, как «Иероглиф»), и снят клип к песне «Дай тебя сорвать». Но уже в 1989 году долгожданная «свобода» показала своё истинное лицо — в воздухе повеяло тлением. Старый уклад и идеалы окончательно теряли свою состоятельность, а на их место приходили новые — зачастую омерзительные и пугающие. Рушилось всё — мораль, идеология, культура, экономика… Шклярский вспоминал, как на одном из концертов в Харькове, гонорар группе вручили в виде мешков с… сахаром!
Атмосфера «апокалипсиса в отдельно взятой стране» и определила настроение следующего альбома ПИКНИКА — «Харакири» — мрачного и стоического.

piknik_08

Э. Шклярский:
«…это время такого разброда и шатания, не самое, в общем-то, лучшее…
Помню, там, звонили друг другу, значит, продавали спирт «Рояль». Все торговали металлами. Черными. Или там, цветными. Опустели институты, конкурс был совершенно ничтожный… То есть, совершенно дикие какие-то, вот, с людьми происходили такие метаморфозы, значит, и не только с людьми. Вот вся атмосфера, она была вот такая — что, значит, образование не нужно, значит, нужно что-то другое, нужно… Ну, не ценности, ну в принципе, вот, какая-то даже, переоценка ценностей, наверно, была…».

Ощущение от слома устоявшегося и предчувствие неизвестного, но пугающего, будущего наилучшим образом отразилось в первом треке альбома — «Настоящие Дни». Драматическое клавишное вступление и грозные риффы уже настраивали на тревожный и суровый лад. Но и здесь Шклярский не изменил себе — свои ощущения от «настоящих дней» он выразил чередой символических образов и ассоциаций.

Это выстрел в висок, изменяющий бег,
Это черный чулок на загорелой ноге,
Это страх темноты, страх, что будет потом,
Это чьи-то шаги за углом, это…
Это камень в руке, это лезвие бритв,
Настоящие дни, настоящие дни…
Это ждущие свет люди в серых пальто,
Настоящие дни, да, да, это…

Если будет день — значит тени не в счет,
Если харакири — то кривым мечом,
Если тушат свет — значит, грех так грех,
Если минарет — значит выше всех!

Э. Шклярский:
«…я уже сто раз говорил, что мне в руки попалась книжка Лао Цзы «Дао и де», которая мне запомнилась одним из моментов, что какое-то явление окружалось со всех сторон, ты его мог чуть ли не физически потрогать, но оно поскольку не называлось, каждый думал о своём. Песня «Настоящие дни» — это интерпретация чего-то этого. Что-то окружается вокруг сторон, не называется что, чтобы слушатель это сам как-то додумал».

Огромное воздействие на умонастроение Шклярского оказала и, модная в то время, книга немецкого философа Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра». Отсюда и нехарактерная для предыдущих песен ПИКНИКА нордическая жёсткость и даже некая безжалостность.

Э. Шклярский:
«Тогда это для меня было некоторым откровением. Я вынес из книги мысль о том, что все настоящее должно стоять на крови. Храмы, стихи — все на крови. Даже каждая строчка в песне должна быть пронизана кровью».

Музыкальные влияние на песни альбома также были, но заметить их постороннему слушателю было не так легко. Например, Шклярский утверждал, что подход к аранжировке «Настоящих дней» была заимствован у Дэвида Боуи, а в целом песни альбома делались в духе песен… T.REX! («короткие повторяющиеся фразы, без припевов, малые формы…»).

«Харакири» стала последней пластинкой, изданной ПИКНИКОМ. В начале 1990-х распался СССР, виниловая промышленность приказала долго жизнь, а в шоу-бизнесе уже безраздельно правила не цензура, а «его величество Рубль». Оказалось, что это тоже как-то не очень способствует творчеству и гастролям, поэтому группа впала в некое «полуспящее» состояние.
Выбираться из него ПИКНИК начал лишь в 1994 году, когда наконец-то издал свой новый альбом «Немного Огня» на первом российском заводе по производству компакт-дисков в Екатеринбурге. И хотя ни один участник группы не имел дома аппаратуры для прослушивания CD, начало было положено.
Новый диск содержал, как минимум, два отличных хита — энергичную композицию «Немного Огня» и балладу «Твоё Сердце Должно Быть Моим» (одну из лучших и тонких лирических вещей в творчестве Шклярского). Позже на «Твоё Сердце…» был отснят клип в зеленоватых тонах и антураже некоего индийского замка.

Из интервью с Э. Шклярским, «Чат со Звездой», 30.05.2003:
«- В соотношении души, тела и мыслей в песне «Твое сердце…» предпочтение отдается все же сердцу. Это действительно главнее? Для Вас, Эдмунд, душа — это легкий затерянный ветер?
— Это, скорее, размышление, что может быть все человеческое должно остаться на Земле».

Автор: Сергей Курий
сентябрь 2013 г.

Хиты группы ПИКНИК, часть 1: история песен «Ночь» (1982) и «Великан» (1983)

Хиты группы ПИКНИК, часть 3: история песен «Фиолетово-Чёрный» (2000) и «Египтянин» (2001)

Хиты группы ПИКНИК, часть 4: история песен «Серебра!» (2003), «Говорит и Показывает» (2003) и «Королевство Кривых» (2005)

См. также:

Раздел группы ПИКНИК на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»