ПИКНИК и В. Самойлов — история альбома «Тень Вампира» (2004)

2004_piknik_ten_vampira_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Не кончается пытка
(Э. Шклярский)

2. Сердце бъется на три четверти
(Э. Шклярский — А. Шклярская)

3. Теперь Ты
(Э. Шклярский)

4. Оборотень
(Э. Шклярский)

5. Этот мир не ждет гостей
(Э. Шклярский — Э. Шклярский, А. Шклярская)

6. Граф Д
(Э. Шклярский)

7. Вот и тень моя…
(Э. Шклярский — А. Шклярская)

8. Упыри и вурдалаки сотоварищи его
(Э. Шклярский)

9. Искушение
(Э. Шклярский)

10. Две судьбы
(Э. Шклярский)

11. Бисер у ног
(Э. Шклярский)

2004_piknik_ten_vampira_02

Музыка и аранжировка: Э. Шклярский
Слова:
Э. Шклярский (1, 3, 4 ,6, 8, 9, 10)
А. Шклярская (2, 7)
Э. Шклярский и А. Шклярская (5)
В записи диска принимали участие:
ПИКНИК + В. Самойлов, а также:
И. Ивахнов СП Бабай) — барабаны (2, 3, 4, 5, 6, 9, 10)
В. Жарко — арабаны (1)
И. Сорокина — скрипка (3)
А. Могилевский — саксафон (6)
С. Шклярский — бэк вокал (5, 8)
А. Шклярская — бэк вокал (1)

Сведение:
Юрий Данилин [Гигант Рекордс/Москва](1), Виктор Домбровский [Art LC/Спб] (3, 6)
Фото: Алекс Федечко-Мацкевич, Игорь Колбасов
Рисунки: Э. Шклярский, И. Трощенко
Дизайн и верстка: Марат
Режиссер видеоклипа: Виталий ‘Муха’
Разработка интерактивного приложения: Марат
.

2004_piknik_ten_vampira_07

* * *

Информация с буклета CD «Полная История. Вампирские песни», (текст — А. Шклярская), 2004:

После «Вампирских песен» зародилась идея продолжить начатое — «Вампирскими песнями-2», но помешал (какая пошлость) очередной финансовый кризис 98-го года. За это время идея претерпела изменения и материализовалась почти десять лет спустя, в 2004 году, в виде совместного с Вадимом Самойловым альбома «Тень Вампира», но это уже другая история…

2004_piknik_ten_vampira_03

***
Из интервью с Э. Шклярским, «Благодать», 01.11.2003:

— Первый вопрос, конечно, о новом альбоме. Как зародилась эта идея о сотрудничестве с Вадимом Самойловым?

— Сейчас уже трудно вспомнить, с чего это началось. Какие-то пересечения и сближения с Вадимом происходили в прошлом году. Мы во МХАТе вместе пели нашу песню «Я Невидим», которую Вадим сделал для трибьюта ПИКНИКА. Мы начали ненавязчиво общаться. Так слово за слово все и началось.

— Вадим принимал участие в процессе написания песен?

— Песни там мои. Слова трех композиций написала моя дочь Алина. А вот петь мы будем вместе с Самойловым. Получается такое двуголосие.

2004_piknik_ten_vampira_08

***
Из интервью с Э. Шклярским:

— Как возникла идея вашей с Вадимом совместной программы? Кто был инициатором?

— Это было чистой воды стечение обстоятельств. Первый раз мы столкнулись с Вадимом, когда он записывал песню «Я — невидим» для нашего трибьюта. Потом спел ее вместе с нами на концерте во МХАТЕ. А несколько месяцев назад мне в поезде попалась в руки одна «желтая» газета. Там было написано про музыкальные пристрастия садо-мазохистов: якобы из западных групп они слушают Rammstein и Милен Фармер, а из наших — «Пикник» и «Агату Кристи». Наверняка, это во многом не соответствует действительности, но выводы я для себя сделал. Когда в жизни происходит некая цепь совпадений, я всегда стараюсь на них реагировать.

— Песни, вошедшие в альбом — плод совместного творчества? Когда они были написаны?

— Процесс еще не закончен. Если говорить о музыкальном материале, то он — мой. В записи упор делается на перекличку голосов (поскольку у нас вокальные группы всё-таки). Я надеюсь, что в этом альбоме все отличат и Вадика голос, и мой. Это сочетание, мне кажется, должно быть интересным.

— Является ли для вас программа прямым продолжением альбома «Вампирские песни» или это что-то принципиально новое?

— Если говорить о вампирах, то уже в ранней нашей песне «Ночь» были слова «Ночь шуршит над головой как вампира черный плащ». Поскольку эта тема у нас так или иначе всплывает, всплыла и сейчас, хотя в альбоме не будет вообще слова «вампир» произнесено. Но какой-то общий смысл будет. Такие песни, как «Твое сердце должно быть моим» или «Он войдет, никого не спросив», тоже могли бы быть объединены вампирской тематикой, хотя слова «вампир» там нет.

Э. Шклярский и В. Самойлов:
2004_ten3

***
Информация с буклета CD «Полная история. Тень Вампира», 2004 г. (текст — А. Шклярская):

Не прошло и десяти лет, как возникшее некогда (а точнее в далеком 1996) желание сотворить продолжение «Вампирских песен» необычными способом — на этот раз на слушателя обрушился контрастный музыкальный «душ» вокалов Шклярского и Самойлова.
Конечно, альянс не мог состояться без взаимных музыкальных симпатий.
Так же присутствие у обоих групп, по своему трактуемого декаданса, сделало это сближение еще более логичным. Даже одна «желтая» газета в статье, претендующей на некий социологический анализ, а именно: какую музыку предпочитают отечественные садомазохисты, с точностью до ноты определила, что из иноземных это Рамштайн и М. Фармер, а из наших — ПИКНИК и АГАТА КРИСТИ.
После этого, что же оставалось делать музыкантам…

2004_piknik_ten_vampira_10

На диске 11 песен, из которых часть (например, «Не кончается пытка») существовала в полуматериализованном состоянии еще с 80-годов. Именно тогда была услышана Шклярским (один раз!) песня Фрэнка Заппы с названием «Пытка не кончается». Этого оказалось достаточно, чтобы родились две песни: «Ночь» (альбомы «Дым» и «Иероглиф») и уже вышеназванная песня. В процессе создания альбома, кроме естественно ПИКНИКа и В. Самойлова (напомним ПИКНИК образца 2004 года: Э. Шклярский, С. Воронин, Л. Кирнос, М. Корчемный и бессменный шоумен А. Яровой) трудились двое ударников В. Жарко и Илья Ивахнов, скрипачка Ирина Сорокина, саксофонист Алексей Могилевский.

2004_piknik_ten_vampira_09

Кроме того, были задействованы дети Шклярского (уже вышедшие из детского возраста) Алина писала тексты для двух песен и подпевала со Стасом в «Упырях» (выражаясь по научному бэк-вокал).
И на этот раз, (уже в четвертый), появился еще один эксклюзивный электрический инструмент. На этот раз, некое подобие арфы, которая водружалась на голову танцовщицы. Перефразировав текст Ильфа и Петрова из произведения «12 стульев», можно было бы сказать так: «Изготовлением этого инструмента инженер «такой-то» временно приостанавливает свою рационализаторскую деятельность». Но прежде, чем ПИКНИК и Самойлов дали аж 3 совместных концерта 2 в Москве (МХАТ и СДК МАИ) и 1 в Питере (СКК Юбилейный), в том же МХАТе звучал совсем иной дуэт. А именно, две песни («Там на самом на краю земли» и «Полететь бы за леса горы») были спеты вместе с Валерием Кипеловым (не исключено что и сотрудничество в дальнейшем будет иметь свое продолжение…).
И еще один раз интернет вторгся в реальный мир ПИКНИКа. Виртуальное знакомство с культовым клипмейкером Мухамедзяновым (Мухой), знакомым зрителям по клипам Линды, Глюкозы и многих других, закончилось красочно волшебным клипом на песню «Не кончается пытка».

2004_piknik_ten_vampira_05

Более того, клип был выбран для муыкальной экспансии российской музыки на «их» территорию, а точнее: в США, Германию и Австралию (то-то кенгуру обрадуются!). Это тем более злободневно, ибо в то время, как пишутся эти строки, ПИКНИК пакует чемоданы для майских гастролей по Германии (Кельн, Нюрнберг, Мюнстер). А что же нового в российской гастрольной жизни? Далеко ли простерла руки свои ТЕНЬ ВАМПИРА? Как ни странно, но и здесь ПИКНИК открывает для себя «белые пятна» на карте, казалось бы изъезженной вдоль и поперек страны. Впервые ПИКНИК едет на гастроли в Калининград (слывущий на протяжении нескольких десятилетий рок-н-рольной Меккой страны), вплотную подбирается к Китайской границе в Благовещенске (тоже впервые).
Спустя неделю после выхода альбома, группа пожинает результаты ротации на Нашем радио песни «Серебра !» и участвует в концерте «Чартова дюжина» (итоги года).
В конце апреля 2004 ПИКНИКу поступило предложение внести посильную музыкальную лепту в фильм «Ночной дозор», по сценарию Лукьяненко (предположительно это песни «Иероглиф» и «Великан»). Кроме этого ПИКНИК успевает участвовать и в других событиях — полуакустический концерт под названием «Фрески» (выступление было усилено вокалом Инны Желанной, скрипкой и флейтой, а также пантомимическими пассажами братьев Васильевых), ожиается выход одного из концертов на DVD. Стоит в планах и работа над следующим альбомом (на этот раз не «ответвление», а самый что ни на есть номерной) под кодовым названием «Королевство Кривых».

2004_piknik_ten_vampira_04

 

***
Интервью с Э. Шклярским, «Наше радио» (Нижний Новгород), 07.11.2004.:

— Мне всегда казалось, что у группы АГАТА КРИСТИ своя, особая эстетика, которая с ПИКНИКОМ не очень перекликается. А получилось не плохо.

— У меня как раз при первом или втором прослушивании АГАТЫ КРИСТИ был виден некий декаданс, который у них понимается по-своему, а у нас по-своему. Поэтому на этом уровне мы и сошлись.

.

***
Из интервью с Э. Шклярским, «МК на Алтае», 20.12.2003:

При записи альбома у нас было желание создать атмосферу готико-электрического музыкального пространства, и мы использовали лютню, струнные и духовые средневековые музыкальные инструменты. И хотя альбом носит несколько устрашающее название, слово «вампир» не пропето ни разу.

2004_piknik_ten_vampira_06

***
Интервью с Э. Шклярским в Барнауле, 21.11.2006.:

— Один из альбомов группы «Пикник» («Тень вампира» — прим.) был записан с Вадимом Самойловым. Предполагается ли ваше дальнейшее сотрудничество с группой «Агата Кристи»?

— Никаких задумок на этот счет у нас сегодня нет. В тот момент идея возникла очень просто — Вадим Самойлов как-то спел с нами на концерте песню «Я невидимый», и мы подумали — почему бы не сделать что-то большее?! Сделали больше — появилась пластинка и, собственно говоря, на этом наше сотрудничество закончилось. Мы до сих пор находимся в дружеских отношениях. Ничего личного (улыбается). Запись совместного альбома проходила года три назад и оставила у нас на душе неизгладимые шрамы. Насколько я помню, все это дело было летом, запись прошла достаточно быстро. Если бы пластинку тогда не записали, она не появилась бы никогда. Мы отыграли с Вадимом три совместных концерта с одноименным названием, а потом просто разошлись в разные стороны. Но мы иногда пересекаемся. Общаемся.

Э. Шклярский и В. Самойлов:
2004_ten4

***
Из интервью с Э. Шклярским, 2004?:

— Почему новый альбом называется «Тень вампира»? Вампиры, вроде бы, тени не отбрасывают.

 — Дело в том, что название альбома мы придумали на кухне в потемках. И отсутствие теней, или их невидимое присутствие, подвигло нас на это название.

 — Можно ли считать «Тень вампира» своеобразной музыкальной версией одноименного фильма Элиаса Мериджа?

 — Нет, я смотрел только первый черно-белый фильм «Дракула» чуть не сто лет назад. И читал Брема Стокера «Вампир». Этого хватило, чтобы впечатлиться навсегда. До сих пор сердце екает…

 — Страшно?

 — Нет, как раз не страшно, меня поразил мир этих существ, живущих по своим фантастическим законам, которые я понимаю.

… — Говорят, что часть текстов для «Тени вампира» писала ваша жена, это правда?

 — Теща! (смеется) Нет, дочка. Она написала «Сердце бьется на три четверти» и «Тень».

 — Ну и как вы оцениваете ее талант?

 — Ну, слова при соприкосновении с музыкой приходится изменять, поэтому я вносил в ее текст необходимые корректировки.

.

***
Из интервью с Э. Шклярским, «МК в Питере» №32/62, 11.08.2004.:

— Весной под маркой «ПИКНИКА» вышел альбом «Тень вампира», записанный с Вадимом Самойловым. Как родилась идея проекта?

— Надоело год за годом выпускать номерные альбомы, хотелось сбавить шаг. Уже после выхода альбома «Вампирские песни» более десяти лет назад жаждали продолжить эту тематику. Мы долго к этому шли. Сначала Самойлов исполнил нашу песню «Я невидим» на трибьюте, потом исполнил ее во МХАТе, и наши пути неизбежно пересеклись. Очень приятно было с Вадимом работать. У него тоже есть склонность к психоделии и философствованию, может, только в творчестве «Агаты» это немного другие черты принимает. И эксперименты у нас действительно удались — привлекли скрипки, саксофоны, мандолины, пригласили на концерт ансамбль средневековой музыки.

— На протяжении всего диска слово «вампир» ни разу не упоминается. Это случайность?

— Мы не хотели заигрывать с религией, понятие вампиризма рассматривали как зависимость человека от различных вещей, влияющих на его жизнь: музыки, наркотиков, любимого человека. А кресты, черепа, могилы и осиновые колья не для нас. Я сатанизм не люблю, декаданс — другое. Декаданс — естественное, природное явление, как увядание листьев. Каждого человека посещают затмения души.

.

***
Из интервью с Э. Шклярским, газета «Салон»:

— Релиз вашего последнего альбома сам по себе провоцирует журналистов на однотипные вопросы: «Как возникла идея пригласить Вадима Самойлова?», «Не продолжение ли это «Вампирских песен?» и т. п. Вы терпеливый человек?

— Не то слово!

— И никакого раздражения вы не испытываете?

— (несколько раздражительно) Да как это может вызывать раздражение? Нам самим не все понятно. Как это началось. Из того, что поддается какому-то вспоминанию, запись для трибьюта Вадимом Самойловым песни «Я невидим». Потом мы ее вместе сыграли на концерте во МХАТе и так родилась мысль сделать что-то полноценное. В виде альбома.

— …Раз уж вы такой терпеливый человек, я тоже задам банальный вопрос. Название альбома как-то связано с одноименным фильмом «Тень вампира»?

— О существовании фильма я узнал уже после того, как было придумано название. У нас когда-то выходили «Вампирские песни», и можно сказать, что это, спустя десять лет, — некое продолжение. Как многие режиссеры возвращаются к одной и той же книжке, так вот и мы.

— Почему люди так любят вампиров?

— Это какая-то жизнь с какими-то своими законами, в каком-то параллельном мире. Которая иногда соприкасается с нами. Для меня это, скорее, зависимость. Например, гитары мы все еще берем в руки потому, что была некая зависимость от той музыки, которую мы когда-то услышали. Это было на уровне химического воздействия на растущий организм. Как если тебе не хватает кальция, ты ешь мел, так и это — его не хватало, хотя оно и висело в воздухе. Это было обращено в музыкальную форму, конечно, но точно было чем-то большим. Необходимость была психофизическая какая-то.

— То есть вампир может облагодетельствовать человека, подарив ему зависимость от своих клыков? Или зависимость от необходимости пить кровь?

— Вот крови-то у нас как раз и нет. Это, скорее, восприятие какого-то романтического состояния. Влюбленность, зависимость от другого человека — это ведь тоже что-то болезненное. Ненормальное.

— Но образ вампира может быть и пугающим — это ведь вопрос трактовки…

— Именно. Для нас эта зависимость — не всегда негативна.

.
***
Из книги «ПИКНИК. 30 световых лет» (составитель — Марат Корчемный) — М.: «Нота-Р» 2014:

Вадим Самойлов: «История была такая. Мы познакомились с ребятами, которые сейчас являются менеджерами «Пикника». В свое время они устраивали концерт «Агаты Кристи» в Липецке. Ну, а поскольку знакомство уже завязалось, предложили сделать кавер-версию для трибьюта. Мне нравился «Пикник», я точно знал, какую песню надо делать — «Я невидим». Это одна из моих самых любимых. Записанная версия понравилась Эдику и всем остальным ребятам, понравилось другое прочтение их творчества. Возникла мысль сделать совместный альбом. Эдик предложил и попеть и как-то творчески поучаствовать, сыграть что-нибудь.
Квинтэссенцией этого проекта станет выпуск альбома и концерт. Уже сняли клип на одну из песен, которую поем вдвоем. Я спел практически во всех песнях на альбоме. Сейчас записываю гитару и готовлюсь к концерту. Альбом будет называться «Тень вампира», совместное творчество «Пикник+Самойлов».

Эдмунд Шклярский: «Это было, чистой воды, стечением обстоятельств. Впервые я столкнулся с Вадимом, когда он записывал песню «Я — невидим» для нашего трибьюта. Потом он исполнил ее вместе с нами на концерте во МХАТе.
Несколько месяцев назад мне попалась в руки одна «желтая газета». Из тех, что бесплатно раздают в поездах. Там писалось про музыкальные пристрастия садомазохистов: якобы из западных групп они слушают «Рамштайн» и Милен Фармер, а из наших – «Пикник» и «Агату Кристи». Наверняка, это во многом не соответствует действительности, но выводы я для себя сделал. Когда в жизни происходит цепь совпадений, я стараюсь на них реагировать».

Вадим Самойлов: «Я думаю, что во многом мы похожи по мировоззрению. Такой способ воспринимать жизнь и искусство в такой депрессивной, мистической форме мне импонировал всегда, и в «Пикнике», и у нас, поэтому для меня тандем более чем убедительный!»

Эдмунд Шклярский: «Мне кажется, что у «Агаты Кристи» есть свое понятие декаданса, как и у «Пикника». И Самойлов может взять голосом такие ноты, какие я не могу. На разности голосовых потенциалов мы и построили этот альбом».

Марат Корчемный: «В 2002 году «Пикник» несколько раз играл во «МХАТе». На одном из концертов мне довелось выступить в роли звукооператора. Это была не самая хорошая идея, но на тот момент лучшей кандидатуры не нашлось. Вадик Самойлов был среди почетных гостей концерта и ему досталось место ровно перед консолью. Начинается концерт, Вадим перебирается ко мне за пульт и исправляет все косяки, что я успел там накрутить. В результате отработали с замечательным звуком, все довольны, все смеются.
Когда закончился концерт, я невольно подслушал разговор местных технарей: «да-а… сколько же они зарабатывают, если могут позволить себе Самойлова на звук поставить?»

Вадим Самойлов: «Я люблю просто звук, я чувствую. Всегда в звукорежиссерах главное – чувствовать музыку. Многие увлекаются технологическими показателями и забывают, что самое главное – это внутреннее дыхание. Лучшие звукорежиссеры – это люди, которые живут материалом. Они песни чувствуют и знают, что если голос здесь, то гитара должна вступить вместо голоса, продолжать его линию. Музыкальная палитра – это спектакль, там герои свои в каждой песне. Это нужно понимать, чувствовать. Очень часто многие формально к этому подходят и забывают про игру вот этих актеров. Меня радует молодое поколение, они могут ничего не понимать, даже технически, но чувствуют такие вещи».

Работа над альбомом продвигалась достаточно быстро, даже не смотря на то, что Самойлов и Шклярский жили в разных городах.

Вадим Самойлов: «Изначально мы с трудом представляли, как это будет технически осуществляться. Я живу в Москве, они – в Санкт-Петербурге. У всех гастроли, свои планы. Поэтому работа велась примерно так: Эдик присылает какие-то записи со стихами, я их слушаю, предлагаю свои мысли. Потом встречаемся, что-то обсуждаем, Эдик что-то доделывает. Потом они снова приезжают, записываем голоса».

Окончательная доводка материала проходила в Петербурге на студии «Арт-ЭлСи». Студия располагалась на восьмом этаже бизнес-центра на «Пионерской», в большом и просторном помещении. Шклярский не случайно выбрал это место. На «Арт-ЭлСи» записывал свой альбом Андрей Федечко, автор многих представленных в этой книге фотографий. Эдмунд участвовал в проекте Федечко в качестве «приглашенной звезды» и по ходу дела познакомился со штатным звукоинженером «Арта» Виктором Домбровским.

Эдмунд Шклярский: «Если говорить о музыкальном материале, то он — мой. Слова трех композиции? написала моя дочь Алина. В записи упор делается на перекличку голосов (поскольку у нас вокальные группы всё-таки).
Я надеюсь, что в этом альбоме все отличат и Вадика голос, и мой. Это сочетание должно быть интересным».

Вадим Самойлов: «Песня «Не кончается пытка» знаковая, она задает общий тонус альбома. Очень нравится «Тень» и «Сердце бьется на три четверти». Очень интересная песня, у нас в «Агате Кристи» подобных не было».

Эдмунд Шклярский: «Если говорить о вампирах, то еще на альбоме «Дым» была песня со словами «Ночь шуршит над головой, как вампира черный плащ». Поскольку эта тема у нас иногда затрагивается, она всплыла и сейчас. Само слово «вампир» ни в одной песне альбома не встречается, но общий смысл будет такой. «Твое сердце должно быть моим» или «Самый звонкий крик — тишина», тоже могли бы быть объединены вампирской тематикой, хотя слова «вампир» там нет».

Вадим Самойлов: «Вампир — это одна из очень серьезных мистико-исторических метафор, на примере которой можно раскрывать тонкие душевные человеческие струны. Сам по себе образ придуман был не случайно, много веков назад, и до сих пор работает… Мне очень нравится не традиционное прочтение — то, что уже давно Эдиком было заложено в песню про влюбленного вампира — то, что заставляет людей влезть в чужую шкуру».

Последние штрихи к «Тени вампира» записывались в конце сентября. У Вадима Самойлова оставались некоторые идеи, которые не успели реализоваться в рамках совместной работы над альбомом. Поджимали сроки, группы «Пикник» и «Агата Кристи» собирались отправиться в свои гастрольные туры. Позже, на «Нашем радио», Самойлов представит свою версию песни «Граф Д», которая не вошла в оригинальное издание. 

.

***
Интервью Вадима Самойлова составленное по вопросам посетителей сайта E1.Ru
http://agatawar.ru/publications/1760.html

(Анка Пулемётчица): Вадим, вам понравилось сотрудничество с группой «Пикник»? Не хотите ли ещё записать альбом вместе с Эдмундом? «Тень Вампира» — прекрасная работа, это лучший альбом в моей жизни, хочу ещё такого!

Вадим Самойлов: Во-первых, работа с группой «Пикник» в принципе занимает особое место, потому что это одна из любимейших моих групп с юности, когда я в общежитии института слушал их альбом «Дым», даже мечтать не мог о том, что лет через 20 вместе с группой пикник буду записывать и исполнять песни на концертах. Эдик — большой художник, которого я очень люблю и уважаю, мне с ним всегда приятно иметь дело. В творчестве мы с полуслова друг друга понимаем. По крайней мере, для меня это были максимально комфортные условия.
Насчет совместной работы — эту мысль я не отвергаю, вполне возможно, еще что-нибудь вместе сделаем. Возможно, у меня будет песня, которую я бы хотел спеть с Эдиком дуэтом, или просто песня, которую он бы спел.


Короткий репортаж из Самары о совместном выступлении Пикника и Вадима Самойлова:

 

___________________________________

<<< Вернуться на страницу группы ПИКНИК

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ПИКНИК»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ПИКНИК по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий