«Песнь о Новогодней Ёлке» (история в стихах)

elka_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Прочие статьи»

Руна Первая: Как ель стала рождественским древом?

Пропою-ка я вам песню —
Что-то в духе «Калевалы»
Или в духе «Гайаваты» —
В общем, складно, но без рифмы.
Растекуся-ка я мыслью
По рождественскому древу,
Что у нас зовётся ёлкой,
Хоть, порой, это не ёлка,
А сосна и даже пихта…

Кто вообще придумал древо
В дом тащить на новолетье —
Занимать им полквартиры,
Убирать за ним иголки?
Я отвечу сразу — немцы,
А точнее — протестанты,
А точнее — лютеране.

Говорят, сам Мартин Лютер
Как-то ночью шёл в сочельник
По заснеженному лесу.
Посмотрел он вверх — на звёзды,
Посмотрел он на деревья,
Что искрились. Вах! Красиво!
И принёс домой он ёлку,
И зажёг на ёлке свечи,
А вверху звезду приладил —
Вифлеемскую, конечно —
Ту, которая служила
Трём волхвам ориентиром
Места, где рождён Спаситель…

elka_02
Ёлка в доме Мартина Лютера.

Впрочем, древние германцы
В их языческую бытность
Отмечали праздник Йоля —
Зимнего солнцеворота,
Когда день, совсем ужавшись,
Начинает удлиняться.
В Йоль германцы почитали
Все священные деревья.
Среди них была и ёлка —
Мол, благоволит ей солнце,
Год ведь круглый зеленеет…

Тут явились христиане
И, подумавши, решили —
Всем языческим обрядам
Навязать своё значенье.
Рождество — заместо Йоля.
Стала ёлка христианской —
Со своим особым смыслом.
Например, была легенда,
Что святейший Бонифаций
Дуб языческий подрезал,
Подрубил под самый корень,
А из пня поднялась пихта,
Как поднялось христианство
Над старинными богами.

elka_03
Святой Бонифаций рубит языческий дуб.

Были и ещё поверья:
Мол, когда Христос родился,
Все деревья, будто в мае,
Зацвели. Потом плодами
Все покрылись. Вот и ёлку
Стали украшать цветами,
Яблоками и свечами.
А потом и Папа Римский
Всем в две тысячи четвёртом
Заявил, что ёлка — символ
И Христа, и вечной жизни…

Но вернёмся к лютеранам.
Поначалу у них ёлки
Очень маленькие были,
Чтоб на стол легко поставить
Иль подвесить вверх ногами
Прямо к балке потолочной.
А ребята пусть поскачут,
Чтоб до сладостей добраться,
Укрепят своё здоровье…

elka_04

Сколько лет прошло, однако
Всё не утихают споры
(Как о родине Гомера) —
Кто рождественскую ёлку
Всё-таки стал ставить первым,
Подтвердив документально?
Первое упоминанье
Нам встречается в Эльзасе,
В древнем городе Шлеттштадте,
Что теперь зовут Селестой.
Ниже приведу отрывок
Из старинной счётной книги.

Запись 1521 года:
«4 шиллинга — лесничему за охрану ёлок начиная с дня святого Фомы (21 декабря)».

Как нетрудно догадаться,
Ёлки были столь желанны,
Что пришлось принять все меры
Против вырубки деревьев.
Как сказал поэт Семёнов
В ироничном одностишьи:

И только ёлки ненавидят Новый год…

elka_05

А спустя лет восемнадцать
Нам доподлинно известно,
Что эльзасский город Страсбург
Ёлку выставил публично —
В кафедральном во соборе.

elka_06

Встрепенулись тут латвийцы —
Замахали манускриптом —
Мол, задолго до Эльзаса —
В тысяча пятьсот десятом —
В Риге древо наряжали,
Да вокруг него плясали,
Да потом его сжигали
(Чур! языческий обычай!).
Тут обиделись эстонцы,
Утверждая «Наша ёлка
Подревней, чем у латвийцев —
Лет на семьдесят не меньше!».
До сих пор они грызутся…

elka_08

Так или иначе, немцы
Заразят своим примером
Всех: голландцев, скандинавов,
Позже — англичан, французов,
А затем — американцев.
Забывать не стоит также
О влиянии культуры.
«Повелитель блох», «Щелкунчик»
Написал Эрнест наш Гофман,
Чем добавил ёлке баллов.
Андерсен тут подключился
Со своею сказкой «Ёлка».
В подтверждение — цитаты.

Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король» (1816):
«Двери распахнулись, и ёлка засияла таким блеском, что дети с громким криком: «Ах, ах!» — замерли на пороге. Но папа и мама подошли к двери, взяли детей за руки и сказали:
— Идёмте, идёмте, милые детки, посмотрите, чем одарил вас младенец Христос!
…Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло».

elka_07

Г. К. Андерсен «Ёлка» (1844):
«Как подходило Рождество, рубили в лесу совсем юные ёлки, иные из них были даже моложе и ниже ростом, чем наша, которая не знала покоя и все рвалась из лесу.
— Куда они? — спрашивала елка. — Они ведь не больше меня, а одна так и вовсе меньше. Почему они сохранили все свои ветки? Куда они едут?
— Мы знаем! Мы знаем! — чирикали воробьи. — Мы бывали в городе и заглядывали в окна! Их ждет такой блеск и слава, что и не придумаешь! Их сажают посреди тёплой комнаты и украшают замечательными вещами — золочёными яблоками, медовыми пряниками, игрушками и сотнями свечей!».

elka_09

В общем, ровно к середине
Девятнадцатого века
Ёлка разошлась по миру
Вместе с дядькой Николаем
(Санта-Клаусом на ихнем).
Вместо ёлочек-малюток
Стали ставить великанов.
А в две тысячи девятом
В Мехико поставят ёлку
Высотой 110 метров
(Как дом сорокоэтажный)…

Также ёлка становилась
Всё нарядней и гламурней.
На её ветвях повисли
Новогодние игрушки:
Мишура, шары, хлопушки.
Ну, а электрогирлянды —
Вместо свечек, чтоб не вышло,
Как в известном анекдоте:
«Мама! Загорелась ёлка!»
«Правильно сказать, сияет»
«Мама! Шторы засияли!»…

А под ёлкою — подарки.
Анекдот есть и про это,
Как жена подарок чукчи
До сих пор, наверно, ищет.
Велика тайга, однако…

elka_10

Руна Вторая:
Как рождественская ёлка появилась в России
и превратилась в новогоднюю?

То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит,
А Великий Пётр Первый
Реформирует Россию.
То оденет всех в камзолы,
То обрежет бородёнки,
Чтобы всё — по-европейски,
Как у немцев иль голландцев.

До календаря добрался
И подумал, что негоже
Отличаться от Европы,
Отмечая новолетье
Прям от Сотворенья Мира —
В сентябре. И вот в преддверьи
Восемнадцатого века
Всероссийский амператор
Ошарашил населенье
Новым летоисчисленьем.
Вышел любопытный казус —
В том году у нас встречали
Новолетье аж два раза…
Вот цитата из указа.

Из указа Петра I от 20 декабря 1699 года:
«…ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год…
А в знак того добраго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве… по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовнаго и мирскаго чина перед вороты учинить некоторыя украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых… а людем скудным каждому хотя по древцу, или ветьви на вороты, или над храминою своею поставить…».

elka_25

Умер Пётр. Забылись ёлки.
Ведь для русского народа
Это странный был обычай.
Ёлку издревле считали
Вотчиной нечистой силы
(Очень тёмен лес еловый)
Или похоронным древом,
Но не символом веселья.
Ветви хвойные крепили
Лишь у входа в дом питейный,
Отчего тот час возникло
Много разных выражений —
Нам сегодня непонятных…
В общем, посудите сами…

«Иван Ёлкин» (означало кабак или горького пьяницу).
«Быть под ёлкой» (т.е. в кабаке).
«Ёлку поднять» (пьянствовать).
«Ёлка зелена денежку даёт» (поговорка, актуальная для хозяина кабака).
«Ёлка чище метлы дом подметает» (поговорка, актуальная для посетителя кабака).

М. Л. Михайлов «Кабак» (1848):
У двери скрыпучей
Красуется ёлка…
За дверью той речи
Не знают умолка….
К той ёлке зеленой
Своротит детина…
Как выпита чарка —
Пропала кручина!

«Ёлки-палки» (эвфемизм, заменяющий грубое ругательство, возможно связанный с тем, что хвойные ветви на кабаках висели долго и сильно осыпались).

Д. Григорович «Антон-Горемыка» (1847):
«Здание кабака соответствовало как нельзя лучше печальной местности, его окружавшей: оно состояло из старинной двухэтажной избы… На верхушке её торчала откосо рыжая иссохшая сосенка; худощавые, иссохшие ветви её, казалось, звали на помощь».

Что-то начало меняться
К девятнадцатому веку.
Начала всё Александра —
Немка, прусская принцесса,
Что удачно вышла замуж.
Мужа звали Николаем.
Позже — Николаем Первым…

elka_11
А.Малюков. Портрет императрицы Александры Федоровны.

К Рождеству двадцать шестого
Года ся императрица
Для детишек и племяшек
Во дворце поставит ёлку.
Постепенно сей обычай,
Издавна привычный немцам,
Русским тоже приглянулся.
Но не всем, а горожанам.
И в сороковые годы
Ставить ёлку стало модно.

elka_12

Если Лермонтов и Пушкин
Ппоминали только Святки,
А про ёлку — ни полслова.
То уже Фёдор Михалыч
Написал «Ёлка и свадьба»,
«Мальчик у Христа на ёлке».
Стал обычай тот привычным…
В пятьдесят втором первые
Ёлку выставят публично —
Прямо в здании вокзала
Петербургского, а ровно
Через сорок пять годочков
Станет новогодний праздник
Выходным официально…

elka_13

Неожиданно на ёлку
Ополчился император
Николай Второй с началом
Мировой войны с Германьей.
Всё немецкое отныне
Подлежало запрещенью,
Порицанью, осужденью.
Петербург стал Петроградом,
А народ мог к иноземцу
Прям на улице придраться:

«Как ты смеешь тут ходить,
По-немецки говорить»

(Так писал Корней Чуковский
В знаменитом «Крокодиле» —
В первой версии, конечно)…
Порешили: ставить ёлку —
Это непатриотично,
Это «вражеский обычай».
Впрочем, в деревнях крестьянам
От подобного запрета —
Ну, ни холодно, ни жарко.
Ёлку там никто не ставил…

Правда, после революций
Ёлку снова разрешили.
Только новогодний праздник
Календарная реформа
Восемнадцатого года
Снова сдвинула, и тут же
Появился новый казус,
Тот, что кличем мы сегодня
дивно — Старым Новым годом…

Но на этом потрясенья
Не закончились. Из пепла
Монархической России
В муках, поте и кровище
Нарождалась власть Советов,
Поначалу отрицая
Без разбору «пережитки»
Предыдущей всей эпохи.

Ёлку тоже осудили —
Правда, далеко не сразу.
Например, товарищ Ленин
(Даром, что был атеистом)
Ёлку ставил регулярно.
А однажды днём январским
Девятнадцатого года
На него напали урки
И ограбили. Но Ленин,
Чуть придя в себя, собрался
И отправился на ёлку,
Чтоб порадовать детишек.

elka_14

В.Бонч-Бруевич «На ёлке в школе»:
«- Во что мы будем играть? — спросила Владимира Ильича маленькая девочка. — Давайте скорее!.. Ну, во что же?
— Сейчас давайте водить хоровод вокруг ёлки, — предложил Владимир Ильич. — Петь будем, а потом в кошки-мышки…
…И мигом образовался большой круг детей и взрослых. Владимир Ильич пошел вокруг ёлки, и все за ним.
— Ну, запевай! Что ж ты?.. — обратился Владимир Ильич к той девочке, которая предложила играть, и та запела.
Все подхватили песню про ёлку и закружились вокруг нее. Владимир Ильич пел во весь голос».

А в году двадцать четвёртом
Коммунисты сняли мультик
Про «Советские игрушки»,
Где ряды красноармейцев
Образовывали ёлку,
Где будёновка — макушкой.
А развесили на ёлке
(Нет… ПОВЕСИЛИ на ёлке)
Генералов и буржуев,
И священников в придачу…

Как нетрудно догадаться,
Коммунисты попытались,
Помня опыт христианство,
Форматировать обряды
Под себя. Порою это
Доходило до смешного.
Ёлка стала «комсомольской»,
Отмечались и «комсвятки»,
Проводились маскарады,
Сатирические сценки
Про ненавистных буржуев
Ставили, и пели песни —
Комсомольские по смыслу
На… церковные мотивы.

Толку от таких «обрядов»
Было мало. Стали жёстче
С Рождеством тогда бороться,
Объявив религиозность
«Опиумом для народа»,
Ну, а ёлочку — приманкой
Для доверчивых детишек,
Коей поп затянет в сети
«Мракобесных суеверий»…
И уже к годам тридцатым
Праздник ёлки был в опале,
Новый год был днём рабочим.

elka_16

elka_17

Но пришёл год тридцать пятый.
Очень многим надоели
Эти «левые загибы».
И тогда товарищ Сталин
Дал заказ на возрожденье
Некоторых из традиций
(В новом облике, конечно).
Был — патриотизм российский,
Стал — патриотизм советский.
Так произошло и с ёлкой…

Детонатором процесса
И апологетом ёлки
Секретарь стал Украины —
Павел Постышев. Однажды,
Встретив Сталина, сказал он:
«Вот когда-то был обычай
В Новый Год для всех детишек
Ставить ёлку. Почему бы
Не вернуть им эту радость?».
На что вождь ему ответил:
«Ты — давай, а мы поддержим».

elka_23
Сталин и Постышев. 1934

В декабре в газете «Правда»
Постышев черкнул статейку —
Мол, давайте всей страною
Мы устроим праздник ёлки.
Вот конкретные цитаты…

П. Постышев, «Правда» от 28 декабря 1935 года:
«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.
Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек».

ded_moroz_48
Шарж на Постышева.

Это было столь внезапно,
Что народ был озадачен —
Где взять ёлочных игрушек?
Где сценарий новогодний?
Но раз партия сказала —
Всё исполнили мгновенно,
И в канун тридцать шестого
В «Детском мире» появились
Разнаряженные ёлки…
А в канун тридцать седьмого
Всё прошло с большим размахом.
Праздник даже отмечали
Во Дворце Союзов. Стала
Там поставленная ёлка
Главной ёлкой государства.

ded_moroz_49
Ёлка 1938 г.

Новый Год стал праздник светский,
Новый Год стал праздник детский
Вместе с Дедушкой Морозом
И Снегурочкой на пару.
Ну, а вместо Вифлеемской
Ёлку гордо увенчали
Красною звездой Советской.

elka_61
Новогоднее собрание бойцов и командиров Панфиловской дивизии, 31 декабря 1941 года.

Вышел новогодний мультик
Про Мороза и про Волка,
Отыскали даже песню,
Как в лесу родилась ёлка,
Что ещё до революций
Создал Бекман с Кудашёвой.

elka_20

А заводы выпускали
Новогодние игрушки
Даже в дни войны. А после —
В январе сорок седьмого
Новый год стал нерабочим
Днём, а в пятьдесят четвёртом
Перебралась ёлка в Кремль,
Чем достигла пика славы.

ded_moroz_50

Ритуал был отработан:
Поначалу дети звали
Хором Дедушку Мороза,
А затем кричали ёлке:
«Ёлка-ёлочка, зажгися!».
Хоровод вокруг водили,
А под ёлкой выдавали
Новогодние подарки.

elka_22

Так Рождественская Ёлка
Стала Ёлкой Новогодней.
Может, так оно и лучше.
Поглядите-ка на Запад,
Где пузатый Санта-Клаус,
Его эльфы и олени —
Это главные герои  
Рождества, а КТО родился
Часто и не вспоминают…
А у нас предельно ясно —
Мы Христа рожденье славим,
А не Дедушки Мороза…

Ну, а то, что натворили
Календарные реформы,
Мы используем во благо.
И стоит у нас та ёлка
Минимум до середины
Января, когда мы снова
Старый Новый Год справляем,
Всё никак не кончим праздник.

Анекдот:
«После Конца Света русские будут встречать ещё и Старый Конец Света».

Вот и весь рассказ про ёлку.
Свои гусли зачехляю.
Поздравляю с Новым Годом!
Раз-два, ёлочка, зажгись!

elka_24

Автор песни: Сергей Курий
декабрь 2015 г.

См. также:

Секретное досье Деда Мороза, часть 1

Секретное досье Деда Мороза, часть 2