История песен из мультсериалов «Приключения Мюнхаузена» (1972-1974) и «38 попугаев» (1976-1991)

priklucheniya_munhgausenf_mult_2

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрики: «Тематические хиты», «Наши хиты»

Я уже как-то упоминал о том, что советские мультсериалы снимались, как правило, очень долго. Неудивительно, что за время работы над одной и той же «франшизой» могло смениться несколько разных режиссёров, актёров, художников и композиторов.

«Приключения Мюнхаузена» (1972-1974)

Например, над мультфильмом «Приключения Мюнхаузена» попеременно работало два режиссёра — Анатолий Солин и Натан Лернер. Один снял первую и четвёртую серии («Между крокодилом и львом» и «Чудесный остров»), а другой — вторую и третью («Меткий выстрел» и «Павлин»). То же можно сказать и сказать и о композиторах. С Солиным работал Шандор Каллош, а с Лернером — Давид Кривицкий.
Единственными «постоянными величинами» сериала оставался Роман Сеф — сценарист и автор текстов песен — и Сергей Цейц, голосом которого говорил главный герой.

priklucheniya_munhgausenf_mult_1

Мультик не стал простым переложением книги Э. Распе. Сюжетные линии оригинального произведения использовались и переплетались предельно вольно, но не менее остроумно.
Надо сказать, что смена творческого коллектива на качестве и стиле мультфильма практически никак не отразилась. Все четыре серии обрели любовь зрителей, а фразы «Спой, птичка, не стыдись» и «Какой такой павлин-мавлин? Не видишь? Мы ку-у-усяем…» быстро ушли в народ.

Песни же из «Приключений Мюнхаузена» за рамки мультфильма так и не вышли. А жаль — мне они всегда очень нравились. Особенно те, что написал Каллош: боевая «Находчивость и храбрость», хулиганская «Песня пиратов» и хвастливая «Находчивей Мюнхаузена нет».

«38 попугаев» (1976-1991)

«38 попугаев» — ещё один сериал, в котором участвовало несколько разных композиторов. Работа над ним шла довольно живо. С 1976 по 1979 год режиссёр Игорь Уфимцев умудрился снять целых восемь серий. Последние две серии выходили уже с большими паузами — в 1985-м и 1991-м. А начиналось всё так…

Иван Уфимцев:
«Однажды Григорий Остер, теперь классик, а тогда просто Гришка, притащил на студию «Союзмультфильм» сказку «38 попугаев». А там почему-то все нос от неё воротили. Сунули мне. Прочитал одну Фразу: «А куда ты ползёшь?» – спросила Мартышка. «Сюда. Сюда ползу», – проворчал Удав…» Казалось бы, ничего особенного, но она так мне понравилась! Просто обалдеть как! И сделал фильм».

38_popugaev

Сказка Остера чем-то напоминала «Винни Пуха» А. Милна. Она тоже во многом строилась на парадоксальных ситуациях (как заниматься зарядкой безногому удаву?), игре слов («открытие-закрытие») или буквальному их пониманию («Передать привет»).
Как и в «Винни Пухе» каждый герой имел свой ярко выраженный характер — как будто из учебника по психологии. Удав с голосом Василия Ливанова напоминал задумчивого флегматика, Обезьянка с голосом Надежды Румянцевой — гиперактивного ребёнка, Слонёнок с голосом Михаила Козакова — застенчивого «ботана», а Попугай имел все замашки трибуна-главаря (недаром мультипликатор Леонид Шварцман, разрабатывая его облик, представлял себе… Ленина).

Успех имели, как мультики, так и песни. Если тексты к песням писал всё тот же Остер, то композиторов у сериала было аж три. Первый — Владимир Шаинский — написал для первой серии настоящий гимн детскому любопытству — «Ужасно интересно». Интересно, что здесь, как и в другой песне композитора — «Пусть бегут неуклюже» — можно уловить нотки парадного марша.

К шестой серии Шаинского сменил не менее известный Геннадий Гладков. Ему принадлежала музыка к следующим трём сериям, где особенно выделялись песни «В себя поверить важно» и «Зарядка для хвоста»

В 9-й серии «Великое закрытие» с музыкой вообще заморачиваться не стали, использовав всё ту же «Ужасно интересно». Ну, а в последней 10-й серии композитором значился Алексей Шелыгин, однако ни песен, ни запоминающейся музыки здесь уже не было.

Автор: Сергей Курий
декабрь 2018 г.