ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ — Черная Земля (Памяти Егора Летова) (Оргия Праведников — С. Калугин)

Входит в макси-сингл «Шитрок» (2012)
и альбом «Для тех, кто видит сны. Vol.2» (2016)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

С. Калугин, из интервью, посвященного выходу сингла «Шитрок»:
http://genefis-gbr.ru/view.php?id=838

… Хотите верьте, хотите нет, но было так. Я пошёл на кухню заварить чайку, и вдруг явственно услышал, как внутри моей головы Егор поёт строчку про чёрную землю. Именно поёт, то есть музыка тоже сразу была понятна. Очень похоже на эффект, когда у тебя в голове начинает крутиться запомнившаяся песня, но намного ярче. Я схватил ручку и стал прислушиваться, разобралось ещё несколько образов и строк. Потом галлюцинаторный эффект голоса пропал, как если бы с той стороны убедились, что я слышу. Но образы и строчки продолжали появляться и текст мгновенно оказался написан. Как трактовать происшедшее — пусть каждый решает сам. Но суть в том, что это не просто песня-посвящение. Это, как бы, ненаписанная песня Егора, вернее песня, пришедшая с той стороны, этакая «Made in Heaven». Можно смотреть на дело оккультно и всерьёз думать, что её Летов с Того Света надиктовал. Можно материалистически, и тогда получается, что таким экзотическим образом попросту пришло вдохновение. Но правильнее, на мой взгляд, подход мистический. Все мы одно, и граница между «я» и «ты» очень условна, особенно для того, кто уже ушёл. Поэтому между оккультным и материалистическим подходами нет противоречия, они вообще говорят одно и то же, если вдуматься. Такие дела.
Потом мы это дело соединили с уже давно написанной Юркой музыкальной композицией, (дико пронзительной, я под неё давно улетал), подрихтовав гармонию под ту музыку, что мне примстилась, а Лёха ещё и рифец туда занятный предложил – если его на морзянку переложить, то получается «Егор». В общем, круто получилось.

.

***
Из интервью с Сергеем Калугиным, 29.04.2013:
http://kroogi.kroogi.com/ru/content/2921039-Shitrok-Sergeya-Kalugina.html

С.Калугин: – Песня «Чёрная земля» посвящена памяти Егора впрямую, мы относимся к нему с огромной любовью и уважением. Если в аранжировке и есть элемент улыбки, то улыбка эта очень горькая. Летов – великий русский художник. Я вообще считаю, что в последних альбомах он поднялся на такие высоты постижения реальности, на каких до него бывал только Данте…

– Какими были особенно яркие моменты студийной работы?

С.Калугин: – Самым ярким моментом стала, пожалуй, запись вентилятора с привязанными к нему бумажными полосками и фиксация вступления и коды к «Чёрной земле». Мы стремились достичь ностальгического подзаборного эффекта, поэтому роскошный, на три винтажных «Ноймана» записанный сигнал мы загнали в чудом выживший советский кассетник и воспроизвели. Образовавшиеся хрип и вой были нами педантично сняты и перенесены в компьютер. Также весьма удались адские щелчки сатанинской машины на входе и выходе из песни. Слушатели отметили поразительный эффект наших усилий. При прослушивании с первых аккордов воспринимающий мистическим образом переносится в зассаный советский парадняк, в котором обоняет ароматы сигарет «Пегас» и поставленных на жигулевском пиве ирокезов. Особо удачливым даже грезится игра в «веснушки».

.

***
Из интервью с Сергеем Калугиным, «Другой город» (самарский интернет-журнал), 02.10.2013.:
http://drugoigorod.ru/сергей-калугин-современный-художни/

— На ЕР «Шитрок» одна из песен посвящена Летову, и вообще до «Венка» немало материала с выраженным летовским духом. Своеобразная дань памяти?

— Летов записал великий последний альбом «Зачем снятся сны», а после умер. Было ощущение страшной потери, но одновременно в нас ударил этот огромный освободившийся поток его энергии. Каким-то образом мы оказались на пути. На силе той энергии был записан альбом «Для тех, кто видит сны», и последним сполохом был как раз ЕР «Шитрок». Сейчас мы уже идём в другом направлении, эта тема для нас закрыта, наш мемориал внутри себя мы построили.

.

***
Алексей Бурков:
http://muzalbom.ru/intervyu/orgiya-pravednikov

— Что вы думаете об интеграции электроники в рок-музыку?

— Комбинировать технологии – одно из наших любимых занятий. Все эти вещи лишь инструменты, и инструментами надо пользоваться. Где нужно – можно использовать ультрасовременные технологии. К чему отказываться от таких средств, как возможности компьютерного монтажа, синтезированных звуков, сэмплирования? Мы иногда при записи прогоняем какой-то цифровой источник через аналоговый тракт, чтобы «оживить» его, иногда через «воздух»; иногда, наоборот, что-то загоняем в цифру и квантизуем, для придания «машинной» четкости, если это необходимо; если необходимо, пишем песню без метронома вообще – все зависит от художественной задачи. Вот, например, когда записывали песню «Черная земля», сначала прописали Серегу под гитару по-человечески на 3 дорогущих микрофона, все по технологии, а затем воспроизвели это и загнали на старый советский кассетный магнитофон, а затем воспроизвели уже эту запись прямо с кассетника и опять же записали ее Нойманом, чтобы было слышно в нюансах, что играет именно старый кассетник со всеми характерными потягиваниями ленты, шипом и изменениями в тембре, как на старых Летовских записях. Результат – многие даже мне задают вопрос: «А что это за неизвестная Летовская песня у вас звучит в начале и в конце «Черной земли»?». Художественный эффект достигнут, Quod erat demonstrandum!

Сергей Калугин о Егоре Летове (Гражданской Обороне), 2010:

_______________________________________________________________________

Текст песни «Черная Земля»:

Ласточки, цветочки, птички, тополя,
Над моею крышкой — чёрная земля,
Над моею вербой — звёзд круговорот,
Надо мною в небе — яростный восход!

Некому смеяться, некому рыдать,
Некому скрываться, нечего скрывать,
Некому нажраться, некому курить,
Некому сражаться, некого любить!

Над моею крышкой — чёрная земля,
Над моей воронкой — вербы, тополя,
Едет по вселенной маленький вагон —
Тамбур заколочен, стены без окон!

Клеточке — раскрыться, зайчику — скакать,
Кто теперь решится сказку рассказать?
Кто теперь засунет душу в обмолот?
Кто теперь полюбит? Кто тебе споёт?

Над моею крышкой — чёрная земля,
Круг моей ограды — вербы, тополя.
Странная картинка, странное кино —
Божия слезинка падает в г…но.

Некому смеяться, некому рыдать,
Некому скрываться, нечего скрывать,
Луковыми стрелами выстрелит земля,
Наливные яблоки, птички, тополя…

Разноцветных шариков радостный конвой,
Небо надо мною, небо подо мной.
Думали забыли? Думали п…дец?
Думали зарыли? Думали — мертвец?!

Некому скрываться, нечего скрывать,
Некого подставить, некого предать,
Некого ославить, некого купить,
Некого ограбить, некого убить.

Некому нажраться, некому курить,
Некому сражаться, некого любить,
Не к кому прижаться, некого обнять,
Не с кем обниматься — нечем обнимать!

Некому услышать, некому сказать,
Некому смеяться, некому рыдать,
Некому погаснуть, некому гореть,
Некому вот так вот — взять и умереть!

Бедная, ты, бедная, глупая земля!
Солнечные зайчики, минные поля.
Кто тебя полюбит? Кто тебе споёт?
Над моею вербой — звёзд круговорот…

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий