ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ — Туркестанский экспресс (Оргия Праведников — С. Калугин)

Входит в альбом «Оглашённые изыдите» (2001)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

Из интервью с С. Калугиным, 2007?:

— Как написали «Туркестанский экспресс»?

— Я лежал на даче на чердаке и написал ее нечаянно. Образный ряд появился из рассказа одного моего знакомого (он ездил в среднюю Азию на крыше вагона), а еще я вспомнил, как сам ехал из Павлодара в Москву.

.

***
Из интервью с С. Калугиным, «Куранты» #8 (26 февраля — 4 марта), 1997г:

— Своей новой песней «Туркестанский экспресс» ты публику просто потряс. Как ты ее написал?

— Случайно. Сидел летом на даче, взял гитару, полез на чердак, а через два часа — готовая песня. Что-то невероятное… Конечно, эта песня с серьезным религиозным подтекстом. Песня о том, как из мира в мир можно проскочить. Все миры — они здесь, рядом, а вот как из одного в другой перепрыгнуть?.. Герой песни ехал в Иерусалим, а оказалось, что Новый Иерусалим — в Москве, откуда начинался путь. И зеленая форма проводника не случайна, проводник — суфий. Чтобы попасть из мира в мир, нужен был подвиг веры, который он и совершил, вверившись проводнику в зеленом. Эта песня — плод моего интереса к исламскому мистицизму.

— Откуда же такой интерес к чужой вере? Может, у тебя мусульманские корни есть?

— Нет. Меня интересуют все культуры. Конечно, все эти шиитско-сунитские расклады мне неинтересны, попытки построить исламское теократическое общество — это без мазы. А вот суфизм, сердце ислама, — это да. это близко и дорого. Знаешь, я очень стеснялся этой песни, сегодня первый раз пел, не комплексуя. Мне казалось, что она какая-то очень уж простая — я ж люблю заворачивать так, что без стакана не разобраться…

.

***
Из интервью с С. Калугиным, газета «Вечерний Петербург», 2010:

— А как рождались рэп-коровые вещи?

С.К.: Мы две вещи сегодня играли, которые можно условно отнести к рэп-кору. Это «Туркестанский экспресс» и «Это не жизнь». «Туркестанский экспресс» — это год 1998-й. Эта вещь сначала была минорным буги, а потом превратилась в рэп-кор. Но там не только рэп-кор, там много чего намешано — она переходит в хард-н-хэви, потом в этнику, потом опять возвращается в хэви… У нас, как правило, в течение одной вещи несколько раз меняются стили. Единственное, по-моему, эклектики не получается. Получается что-то цельное. А вторая вещь поновее — ей года два наверное.

.

***
С. Калугин:

Как ни странно, она очень тесно связана с исламской мистической традицией, которая называется суфизм. У суфиев есть такое понятие — зеленый хидр. Это таинственный проводник суфиев на мистическом пути. <..>Зеленый хидр — это непосредственное обращение к человеку Бога. <..> » И далее: «Можно сказать, что это путь в небесный Иерусалим, путь к обретению подлинного я. «
И далее он уже конкретно трактует песню:» Я посмотрел на мой город, город был тусклым как смерть — произошла подмена, человек просыпается в Аду.<..> Человек, идущий по духовному пути в какой-то момент действительно чувствует, что все вокруг не настоящее, что это картонная подделка. Единственное, что он может сделать, это предпринять некий порыв. И благодаря наличию в нем доверия, появляется человек в зеленой форме железнодорожной, который и есть зеленый хидр. <..> Он ехал в Небесный Иерусалим, ехал на Восток, а в результате приехал в свой город и увидел его новыми глазами…

.

***
Ответы и комментарии Сергея Калугина из гостевой книги почившего сайта Дмитрия Урюпина:

— …По поводу вашего объяснения смысла песни «Туркестанский экспресс». Поясните, пожалуйста, говоря, что «суфийское понятие зеленый хидр (кстати, в каком братстве принята эта терминология? — дело в том, что «хадир» или «хидр» означает в арабском «зеленый») отождествляется с тринадцатым скрытым имамом ислама», вы имели в виду двенадцатого имама Мухаммеда ибн аль-Хасан аль-Аскари, которого считают скрытым шииты-имамиты или кого-то другого? честно говоря, я никогда не слышала об ожидаемом тринадцатом имаме (о котором вы говорите — или это опять «издержки устной речи»?), некоторые направления шиитов, например, исмаилиты, ожидают седьмого (также скрытого) имама, имамиты — двенадцатого, и вообще-то понятие «махди» (мессии) отождествляется с имамом только в шиизме, а не в исламе вообще, и тем более не в суфизме (хотя бывает и шиитский суфизм). и как тогда весь ваш рассказ связан с суфизмом?

С.К.: Знаю, знаю, что «хидр» есть «зеленый» — но так уж сложилось, что в любой книжке по суфизму Вы встретите именно такое выражение; «бутерброд с маслом» — тоже абсурд, если вдуматься, однако мы так говорим. Так что неповинен.
Касательно же скрытых имамов и их номеров — N13 «своему» я приписал скорее интуитивно, поскольку никогда не углублялся во все тонкости этих раскладов. Ну, не инциклопедист я — что поделать!
По крайтей мере хорошо, что данный ляпсус заставил Вас основательно покопаться в литературе (что-то мне не кажется, что Вы защищали кандидатскую по теме «Сравнительный анализ образа скрытого имама в различных направлениях ислама»).
А вот это — и есть суфизм!

.

***
Сергей Калугинъ’s Journal, 19.04.2010:

— Собираешься ли ты возвращаться к суфийской мудрости в творчестве? (прости, если глупый вопрос), я имею в виду не столько музыку, сколько тексты.

С. Калугин: Не надо представлять дело так, что я вот сижу и думаю: «А не написать ли мне что-нибудь этакое…с суфийской мудростью!». И в результате мы получаем «Туркестанский экспресс». Нет, конечно. Просто находится рифф, первая фраза, и в процессе вдруг приходит понимание, что в том, что получается, есть что-то суфийское. А значит можно этот акцент усилить и с ним поиграть. Я понятия не имею, мелькнёт ли что-то подобное ещё раз или нет. Ежели мелькнёт — я уж расстараюсь, будьте уверены:) Но никаких планов строить заранее не могу и не хочу. А вот к самым настоящим суфиям в орден Ниматуллахи я тут на днях наведался, и даже песен им попел:) Хорошие ребята, ну, так собственно они другими и не могли оказаться:)

.

***
Из интервью с С. Калугиным, журнал «Неформат», №2, 2001:

С. Калугин: — В «Дикой Охоте» мы пытались лобовым образом действовать: нужны волынки, мы изображаем волынки, то есть буквально это делаем. А в «Оргии» очень здорово стало понятно, что определенных целей можно достичь только в обход. Яркий пример: в «Туркестанском экспрессе» нужен был этнический кусок. Мы стали делать строгую этнику, то есть перкуссия, все такое… Пойдем, я тебе этот «Туркестанский Экспресс» покажу, я им горжусь. Аранжировали мы его в виде рок-н-ролла, как он у меня и подразумевался — ужас, слушать невозможно. После этого бились то ли три, то ли четыре месяца, пытались понять, что там происходит и почему ничего не получается. В конце концов, вычленился один-единственный музыкальный момент, который по-настоящему важен — та-тара-тара-та-та-дадада-дара-да-да — и все, без окончания музыкальной фразы. Это оказалось зернышком. Все остальное (в моем случае — гитарное исполнение) — просто некий фон, который поддерживает текст. Пришлось все это на хрен выкинуть. И вот, что получилось.

(звучит «Туркестанский Экспресс»)

Весь звук делается вживую. Безладник отдувается за валторны, за альпийские рога… Один профессиональный звукооператор из Питера послушал и говорит: «Это что у вас, труба какая-то?» — «Нет, это безладник.» — «Не может быть!» Электрогитарист за тампур отдувается, за волынку, причем на обычном фуззе. Вместо тампура берет перегруженную гитару и начинает в нее дуть, получается тампур — профессиональные тампуристы не отличают. А на студии тоже говорят: «Это что у вас, Ensoniq ?» — «Нет, не Ensoniq .» — «А тогда что, из компьютера взяли?» — «Нет, ни фига.» — «А что это за звук?» — «А просто гитарист в гитару дул.» Так что стараемся искать нестандартные какие-то решения.

.

***
Интервью С. Калугина бразильскому прог-порталу Progshine:

С. Калугин: — …наша публика, те, кто приходит на наши концерты, реагируют столь же сильно. Они у нас такие молодцы! Придумали кучу ритуалов. На песне «Туркестанский экспресс», в которой наш барабанщик изображает приближающийся поезд, они обязательно пускают по залу «паровозик» – это такая детская игра, когда все цепляются друг за друга, наверняка и у вас она есть, только, может быть, по-другому называется.

.

***
Интервью с ОРГИЕЙ ПРАВЕДНИКОВ. 23.05.2010:
http://www.metalrus.ru/groups/139/post-view/18513

— «Туркестанский экспресс» очень созвучен с пелевинской «Жёлтой стрелой». Это получилось намеренно или случайно?

Сергей Калугин: Они появились практически одновременно. Песня была написана летом, а книга вышла осенью. Идеи носятся в воздухе. Когда через полгода после написания песни мне в руки попала книга, я обалдел.

 

 

_______________________________________________________________________

екст песни «Туркестанский экспресс»:

И вот я вышел из дома, освоив науку смотреть.
Я посмотрел на мой город, и город был тусклым, как смерть.
Все изменилось, пока я учился читать Имена,
Чужое небо, чужие дороги, чужая страна…
И я подбросил монету, сказав себе: «Зло и добро».
Монета весело встала три раза подряд на ребро.
И я проверил карманы — нож, спички и карта небес,
И за подкладкой — плацкартный билет на туркестанский экспресс.

Вокзал сначала был полон, а к ночи совсем опустел,
А я забыл разузнать, сколько нынче берут за постель.
И мертвый голос, как пойманный ангел, метался в дверях
И говорил о ненужных мне стрелках, платформах, путях…
И я купил папиросы, и после в буфете вино,
И полупьяный буфетчик спросил меня, глядя в окно:
«Послушай, милый, ты точно ли знаешь, что делаешь здесь?»
А я ответил: «Следящий, я жду туркестанский экспресс —
Последний в этом году
Туркестанский экспресс».

Подали поезд, и я отыскал свой девятый вагон,
И проводник попросил документы — и это был Он…
Он удивился — зеленая форма, на что так смотреть?
А я сказал: «Господин мой, я здесь! Я не боюсь умереть!»
И я ушел, и включился, когда проезжали Уфу,
И мне какой-то мудак все объяснял, что такое кунг-фу,
А с верхней полки сказали: «Надежней хороший обрез».
А я подумал: «Я все-таки сел в туркестанский экспресс —
Последний в этом году
Туркестанский экспресс!..»

И под остывшим титаном стакан громыхал словно цепь,
А за багровым окном начиналась Великая Степь,
И проводник подошел и сказал мне: «Возможно, ты прав.
И если так, то поближе держись — я покидаю состав!»
И я не помню прыжка, помню только удар о песок,
Потом он был впереди, я хромал и мы шли на восток.
Потом он сел на траву возле ржавых заброшенных рельс,
И он сказал: «Будем ждать. Здесь пройдет туркестанский экспресс —
Быть может, первый за век,
За весь этот век!..»

Он первым прыгнул на буфер, я повис на каких-то штырях,
И кто-то вышел курить — меня втянули в вагон на руках.
И мне сказали: «Расслабься, жить будешь! Влупи из горла!
Она была в двух шагах, но в этот раз ничего не смогла.»
Потом цепляли почтовый, потом проезжали Уфу…
И я ушел, и включился, и поезд вкатился в Москву.
Я посмотрел на мой город, и город был новый, живой.
И кто-то тихо сказал: «Получилось.
А ты смотри — получилось!
Ну что, с возвращеньем домой,
Туркестанский беглец. С возвращеньем домой!»

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий