ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ — Ночь защиты (Оргия Праведников — С. Калугин)

Входит в альбом «Оглашённые изыдите» (2001)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
Из интервью с С. Калугиным, декабрь 1998 (Петрозаводск) — Январь 1999 (Москва):

— …Я имел в виду … сам принцип «духовной агрессии» Божественного субъекта на неодухотворенную реальность. Если в «Нигредо» он чувствуется («Мир припал на брюхо как волк в кустах»), то затем его сменяет апелляция к Богу как внешнему и мольба к нему о «Ночи защиты»…

С.К.: Э, нет. В «Ночи защиты» идет обращение не к Богу, а к ближнему. «Никогда не искал за пределом себя, но сегодня мне нужно, чтоб рядом был кто-то другой.» Просто герой был самодостаточен, но впервые познал то, что аскетика именует «немощью». И собственных запасов Силы у него нет, не хватает для движения к Свободе. Нужна помощь. И в этом смысле да, именно в этой песне речь идет о заимствовании, об опыте «немощи», нищеты пред Богом, но в «Гимне» этого нет, в «Гимне» есть лишь момент осознания иерархии, а согласись, иерархия — это другое.

.

***
Алексей Бурков — гитаристом группы «Оргия Праведников»:

Музыкальный портал «Голос Рока» 27.09.2020:
https://vk.com/@showgolosrocka-aleksei-burkov-esli-u-tebya-est-cel-t

В «Ночь защиты» я дую на струны гитары — получается звук, похожий на тамбуру.

.

***
причастие — один из важнейших элементов христианской Евхаристии: вкушение христианами по заповеди Иисуса Христа Его Тела и Крови под видом хлеба и вина.

.

***
нефрит — поделочный и ювелирный камень зеленого цвета. Национальный камень Китая, где он считается самым красивым из камней. В более поздние эпохи нефрит получил поэтическое название «камень жизни», т.к. он считался талисманом, укрепляющим жизненные силы и защищающим от болезней.

яшма — декоративный и поделочный камень, пестрого цвета.

Возможно, здесь аллегорическое изображение мужского и женского начала («нефритовый стержень», «яшмовые врата»).

.

***
тигель — сосуд из тугоплавких или огнеупорных материалов для плавки, варки или нагрева различных материалов, для проведения лабораторных химических работ.

.

***
Lel Chimurim — (древнеевр.) Ночь защиты или Ночь хранимых.

***
Ю. Голдес «Ночь хранимых»:
http://www.lechaim.ru/ARHIV/215/goldes.htm

Первая ночь праздника Песах называется «Лейль шимурим» – «Ночь хранимых». Еврейский народ в это время находится под особой защитой, которую осуществляет Сам Всевышний.

Одно из самых ярких впечатлений пасхального седера – момент, когда со свечой в руке идут и открывают входную дверь. Никого и ничего не страшась, призывают Всевышнего: «Излей ярость Свою на народы, которые не признают Тебя!» У кого в это время не шевельнется в душе что-то похожее на восторг и гордость: сегодня никто нам не страшен, Сам Творец охраняет нас! Поэтому, кстати, в первую ночь Песаха радикально сокращают молитву, которую читают перед сном, оставляя лишь отрывок «Шма, Исраэль…» и заключительное благословение, поскольку все остальные ее тексты читают, чтобы заручиться охраной Всевышнего от всевозможных враждебных сил, особенно сильных ночью, а в этом нет нужды в это время.

Однако в названии «Лейль шимурим», как повсюду в Торе, есть и более глубокий смысл. Это выражение встречается в Танахе только один раз: в связи с моментом исхода сынов Израиля из Египта. «Ночь хранимых, она у Г‑спода, чтобы вывести их из страны египетской; она, эта ночь, у Г‑спода, – [ночь] хранимых для всех сынов Израиля на [все] их поколения» (Шмот, 12:42). В этом контексте особое название этой ночи имеет простой смысл: Исход состоялся после длинной, годичной, цепи невероятных, потрясающих воображение чудес; они принесли египтянам страшные бедствия, однако сынов Израиля – находившихся в тот момент в среде египтян – совершенно не затронули: «…а у всех сынов Израиля был свет в их жилищах» (Шмот, 10:23). В последнюю же ночь пребывания сынов Израиля в Египте на страну обрушилась еще одна, самая ужасная казнь: по всему Египту в одночасье умерли все первенцы – даже первенцы-рабы и первенцы других национальностей, оказавшиеся тогда в Египте, даже все первенцы скота. Однако дома сынов Израиля Всевышний, разя направо и налево, «миновал» («пасах» – отсюда и название праздника: Песах), «…а наши дома – спас» (Шмот, 12:27).

В эту ночь сынам Израиля требовалась защита не только от разившей Свыше кары, но и от конкретной физической опасности. По повелению Всевышнего евреи должны были принести ему особую жертву, «песах», благодаря чему они стали бы достойными Освобождения. Однако заслужить Освобождение было совсем не легко: для этого следовало полностью изжить в себе страх перед фараоном и его надсмотрщиками, страх перед богами Египта, а главное – перед ближайшими соседями-египтянами. То есть исполнение этого повеления Всевышнего настоятельно требовало готовности к самопожертвованию. Ведь надо было зарезать ягнят, которые почитались в Египте как божества, обрызгать их кровью притолоку и косяки двери своего дома, а туши зажарить на открытом огне (так, чтобы запах от этого ощущался во всей округе) и съесть. То есть евреи должны были совершить действия, которые египтяне считали вопиющим кощунством! И от сынов Израиля требовалась безоглядная вера в то, что Всевышний, давший такое повеление, охранит всех, кто будет занят его исполнением, от любой опасности со стороны возмущенных соседей.

Однако, как хорошо известно, в ту ночь – Ночь хранимых – никто и не помыслил о том, чтобы причинить сынам Израиля хоть какой-то вред. Даже ни одна собака во всей стране на них не залаяла (см. Шмот, 11:7)!

 

_______________________________________________________________________

Текст песни «Ночь защиты»:

Отвори мне дверь,
Позови меня сесть у огня,
Разреши мне немного побыть в этот вечер с тобой.
Никогда, поверь,
Не искал за пределом себя,
Но сегодня мне нужно, чтоб рядом был кто-то другой.

Я пришел молчать о помощи,
Я всего лишь беглец, я не выдержал Света Пути,
но
Ты не можешь знать, что значит — быть помнящим,
Дай мне забвенье, позволь мне войти.

Слышишь, я хочу успеть
В эту полночь защиты от холода внешних миров
Отделить и отдалить хотя б на время смерть
От того, что неведомо мне и зовется Любовь.

Дай мне ладонь, скажи мне, что я здесь —
Прикоснись, скажи мне, что я есть.

Ближе,
Обвей мои плечи рукой
И держи меня крепче, так надо — не дай мне уйти.
Ночь все тише,
Я прошу, подари мне покой,
Помоги мне закрыть эту страшную пропасть в груди!

Я молю как о Причастии —
Удержи мою плоть от распада, восставь мою кровь,
Будь мне спасением, все в твоей власти,
Так влей в эти мертвые руки живую любовь!

Слышишь, дай мне быть,
Отними мое сердце у тех, кто приходит из снов,
Я хочу, но без тебя, поверь, мне просто нечем жить,
Лишь один поцелуй над ключицей — и я полон вновь.

Я прошу, позволь себе посметь,
Подмени собою мою смерть.

Звезды, звезды вокруг и внутри,
И Нефрит есть Священник, и Яшма — есть Истинный Храм.

Робкие тени, предвестники близкой зари,
В призрачном танце скользят по сплетенным телам.

Словно в тигле Воскресения,
Прошлое плавится, меркнет и стынет золой.
Ангел над нами — мы скрыты под сенью крыл.
Lel Chimurim — Ночь Защиты плывет над землей!

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий