ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ — Абраксас (Оргия Праведников — С. Калугин)

Входит в альбом «Двери! Двери!» (2005)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

Абраксас — имя космологического существа в представлениях гностиков. Слово «Абраксас», составленное из греческих букв, суммарное числовое значение которых составляет 365. Гностики-василидиане употребляли его в качестве имени собственного для обозначения высшего божества, в число эманаций которого входило 365 небес.
Часто Абраксаса символизировал образ существа с головой петуха, телом человека и змеями вместо ног.
Амулеты и печати, изображавшие Абраксаса, были широко распространены с конца первого столетия нашей эры. В тринадцатом веке символ Абраксаса использовался в печатях Ордена тамплиеров. В средние века заклинание было признано демоническим и отнесено к разряду черной магии.
В литературе ХХ века («Семь проповедей к мертвім» К.Г.Юнга, «Демиан» Г. Гессе) к символу Абраксаса обращались для выражения идеи высшего единства добрых и злых потенциалов человеческой души.

abraxas
Символ Абраксас. с античной геммы.

***
История возникновения на белом свете группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ.
Составлена смиренным р.Б. Сергием Николоямским в год от Р.Х., 2006 :

После распада «Дня» Сергей записал на студии Дворца пионеров №1, в котором неколько лет просиживал штаны, преподавая гитару (привет балалаечникам!), сольный бардовский альбом «Путь». (Кроме тяжелого рока Калугин с детства увлекался Высоцким и пробовал ему подражать.)
«Студия» представляла собой два доисторических двухканальных магнитофона «СТМ», и Сергей мог в свое удовольствие баловаться наложением инструментов. Калугинской фантазии, увы, хватило лишь на то, чтобы помимо гитар задействовать блок-флейту, на которой юный талант самолично продудел – печально и фальшиво.
Из песен, включенных Сергеем в этот альбом, помимо «Покоя и Свободы», в репертуар «Оргии» позже войдут переработанная из минорного буги в свирепый трэш композиция «Скульптор лепит автопортрет», получившая в оргийском воплощении название «Абраксас» (записана на упоминавшемся ранее альбоме «Двери!») и песня «Раковый корпус», превращенная «О.П.» в финальную часть циклопического «Присутствия» (те же «Двери!»).

***
Ответы и комментарии Сергея Калугина из гостевой книги почившего сайта Дмитрия Урюпина:

— Чем навеяна песня «Скульптор» (раннее название песни «Абраксас» — С.К.)?

C.K.: «Скульптор» — если честно, до сих пор сам не знаю. Просто в один прекрасный день по телевизору объявили, что у Сальвадора Дали в замке был пожар, и что мастер сильно обгорел. Через некоторое время я написал песню. А еще через некоторое время в программе новостей внезапно показали карту Испании, и еще до того как диктор успел сказать хотя бы слово, я понял: Дали умер. Целую лотосные стопы Мастера!..

***
Из интервью с С. Калугиным, Одесса, 26.05.2010:

— В ваших песнях христианские мотивы часто сочетаются с различными оккультными символами. Вы часто используете астрологическую, алхимическую и даже гностическую символику, как например, «Абраксас». Но, известно, что христианская ортодоксия, будь-то православная, католическая и даже протестантская относятся ко всем подобным веяниям весьма настороженно. Не видите ли Вы, в данном случае, противоречия?

— Не вижу, потому что, как сказал Борхес: «Для меня традиция весь универсум». Я оперирую этими понятиями не как магическими заклинаниями, взывающими к определенным силам, а как культурными кодами. Не мыслимо говорить о европейской традиции, европейской культуре без упоминания о герметизме или масонстве, словом, без ее магической составляющей. Тоже можно сказать и о гностицизме, без катаров и альбигойцев, Европа, опять-таки не полна. Культура европейских народов это не только исключительно Католическая церковь или протестантизм. Я художник, а не богослов, я не произношу трактатов, я оперирую образами. А образы нужны для того, чтобы выразить некую центральную идею, в платоновском смысле, которая ко мне пришла, и которая нуждается в воплощении. То, что мы стреляем из ружья – не делает нас китайцами, хотя порох был изобретен в Китае. Так и употребление гностического термина или даже определенной, характерной для гностицизма философской идеи не делает меня гностиком по факту. Нужно смотреть на все, выстроенное мною, здание целиком, то, есть какое место в этом здании занимает гностический кирпич, куда я его положил, зачем и с какой целью. Строительство готического собора, как известно, не обходилось без химер, но если мы будем смотреть только на них, то легко сможем решить, что перед нами не собор, а сатанинское капище. Одним словом, всему свое место и время.

 

 

_______________________________________________________________________

Текст песни «Абраксас»:

Я вхожу в мастерскую, отбросив свой разум,
Словно бремя одежды пред ночью любви.
И мой мозг обнажён и очищен от грязи,
Я свечусь изнутри, я как раб безотказен,
Мною правит сегодня не сердце, но руки мои!

И на рвущихся струнах сверкающих яростью нервов моих,
Заиграли свой варварский марш горбоносые карлы!
Я крушу зеркала, чтоб не видеть, как смотрит двойник!
Зеркала, разбиваясь, сочатся багровым и алым!

Под гнусавые вопли волынок и гром тамбуринов,
Карлы вносят стальные сосуды с багряною глиной.
Мои руки в кистях костенеют и рвутся к сосудам.
Я бы предал и продал бы всё ради этой минуты!

Словно лезвия в печень врага вонзаются пальцы в глину.
Погружаюсь во прах, чтобы вырвать у мрака хребет, сердцевину!
Я — разомкнутый круг, обрету в этом прахе смыкание круга.
Мой укрывшийся в глине двойник, я ищу твою руку!

Отобрав мою жизнь, мой двойник и мой враг,
Я останусь один в том и этом мирах.
И падут предо мною преграды стекла,
Я смогу без препятствий входить в зеркала!

Да, я — разомкнутый круг, обретаю смыкание круга!
Мой таящийся в глине двойник, я держу твою руку!

Тесно стиснуты пальцы, суставы трещат.
Позвоночник дрожит, как лебёдки канат.
Я ликую, я вижу — победа близка,
Показалась из глины рука двойника!
Но внезапный удар — карла молотом бьёт меня в спину!
И пол круглится как шар и двойник меня тянет во мрак, в глину!
Я угрём извиваюсь до хруста в костях.
Словно пойманный зверь, словно рыба в сетях.
Но всё ближе предел, я слабею, борьба бесполезна.
И последний рывок — я лечу в эту красную бездну…

Я стою в мастерской, только окна не слева, а справа…
И смертельный покой проникает в меня, как отрава…
Мои пальцы становятся глиной…
Мои руки становятся глиной…
Мои веки становятся глиной…
Кровь густеет и сердце…
Сердце каменеет в груди…

Двойник победил.

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий