Одиозные символы, часть 1: «Бегущий крест» (злополучная свастика)

simvol_10
Свастика индейцев навахо.

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Прочие статьи»

«Знак не может возражать тем, кто хочет использовать его
в своих целях. Сам по себе он молчалив и бессилен. Не виновата
ни в чем свастика, как не виноваты и другие символы».
(Н. Гусева)

 Стоит только углубиться в историю практически любого графического символа, как поневоле приходишь к мысли, что сам символ — категория прежде всего эстетическая. Эдакая лаконичная геометрическая оболочка, которую можно наполнить любым содержанием. И чем дольше существует символ, тем большее количество смысловых значений он приобретает. Изначальные достоинства любого символа имеют отношение к чистой геометрии, а все остальное — уже измышления жрецов, философов, политиков. Крест способен из оружия позорной казни превратиться в оптимистический символ Искупления и Воскрешения, а «благополучная» свастика — в эмблему нацизма и человекоубийства.

 К сожалению, человеческая история нередко может за считанные годы «дискредитировать» весь предыдущий смысловой багаж символа, превратить его в «жупел», «красную тряпку», использовать в самых разных (не всегда благородных) целях. А ведь любое использование символа (вне зависимости от сопровождающего его объяснения) зависит в первую очередь от контекста и культуры, где он используется. Где же и когда правомерно употребление символа? Есть ли у символов хоть какое-то устоявшееся значение? Для размышления над данной проблемой возьмем три, наверное, самых одиозных и спорных символа: свастику, пятиконечную звезду и знак «Инь-Ян».


«Бегущий крест»

(злополучная свастика)

«Новое красное знамя… с черной свастикой в белом диске было
развёрнуто в первый раз. Эффект был столь ошеломляющим,
что даже сам Гитлер был приятно удивлен. Свастика стала
одним из самых действенных мистических орудий Гитлера…
Неведомая сила исходила от загадочного знака».
(К. Хайден, биограф Гитлера)

 Если кого-либо из вас поприветствуют санскритским словом «Свасти!», будьте уверены — вам пожелали удачи и всяческих благ («Su» — хорошо, благо; asti — бытие). Так и знак свастики в течение многих тысячелетий нес в себе хоть и разнообразные, но исключительно позитивные эмоции. Культуры, в которых свастика отсутствует, можно перечислить по пальцам. Ее можно встретить и на орнаментах американских индейцев, и на  изображениях христианских святых.

simvol_02

Помню, с каким изумлением я впервые разглядывал свастики, изображенные на так называемой «стопе Будды».

simvol_01
 Такие следы вырезали обычно на тех местах, где, как предполагалось, побывал основатель буддизма.

Что уж говорить о «счастливом» кармашке для часов в форме свастики, выпущенном в 1925 г. компанией «Кока-кола»!

simvol_04

А на бумажных деньгах Временного правительства она присутствует почти в «фашистском»  обрамлении вместе с орлом (правда, естественно, двуглавым).

simvol_05
Свастика на деньгах Временного правительства.

simvol_03
Свастика на президентском флаге Финляндии.

 Однако хватило всего около трех десятилетий, чтобы свастика утратила все свои положительные ассоциации, до сих пор оставаясь предметом спекуляций нечистоплотных политиков. Навсегда ли? Попробуем разобраться.

 Итак, свастика, она же славянский «коловрат», китайский «Вань», греческая «тетраскеле», кельтский «молот Тора», буддийское «мандзи», христианский «гаммадион» или «гаммированный крест». Древнейшие изображения этого символа встречаются и в доарийской цивилизации Инда, и в трипольской культуре Северо-Западного Причерноморья (около 2 тыс. лет до н.э.). Древность и широкая распространенность свастики связана прежде всего с ее несомненными геометрическими достоинствами.

 Этот символ представляет собой пропорциональный четырехконечный крест с загнутыми в одну сторону концами (концы могут загибаться и овально). То есть, свастика по сути — эдакий синтез достоинств креста (как фигуры, имеющей центр пересечения вертикали и горизонтали) и круга (как фигуры цикличной, вращающейся). Эти особенности и определили весь многочисленный арсенал значений, которыми свастика «обросла» за тысячелетия. Свести все это разнообразие к общему знаменателю довольно трудно, поэтому ограничимся самыми обобщенными трактовками.
Одним из исходных пунктов, безусловно, является кажущееся вращение вокруг неподвижного центра, поэтому  во многих культурах свастика символизировала круговорот бытия, движение звездного неба, циклическую смену сезонов. У буддистов она — один из символов сансары — «коловращения» жизни, бесконечной цепи перерождений. В христианстве левосторонняя свастика нередко символизирует стяжание Святого Духа и еще добрую толику значений.

 Чаще всего этот динамичный крест трактуют как знак солярный, символ движения солнца по небосклону и солнцеворота.  Возможно, именно солярность (связь с Солнцем) вкупе с геометрической выразительностью сделала свастику в большинстве культур символом света, щедрости, удачи, совершенства (буддисты даже называют ее «печатью сердца Будды»). Этим значения свастики отнюдь не исчерпываются, и попытка охватить эту тему полностью, я думаю, утомила бы нашего читателя. Любопытствующие могут обратиться к основательному труду Р. Багдасарова «Свастика: священный символ».

 Настоящие злоключения свастики начинаются с конца XIX века, когда разнообразные оккультисты и эзотерики начали связывать этот знак исключительно с арийской цивилизацией (в то время у семитских народов свастика еще не была обнаружена). Дошло до того, что происхождение свастики стали выводить из «географии» мифической прародины ариев — Гипербореи. Якобы эта страна располагалась на четырех островах в районе северного географического полюса. Острова разделяли проливы, придававшие  Гиперборее вид изгибающегося креста.
А дальше — пошло-поехало. Арийцы — хорошо, семиты — плохо. В итоге в начале ХХ века свастика становится символом антисемитских организаций. Немецкое оккультное общество «Туле» (от которого так много почерпнул Гитлер) одним из первых поместило свастику на свой герб. А в марте 1920 г. во время Капповского путча  свастика появляется на шлемах так называемой «бригады Экхарда».

simvol_06c
Эмблема оккультного ордена «Туле».

 Неудивительно, что, приобретя нацистско-экстремистскую окраску, «бегущий крест» без особых колебаний избирается в 1923 году Гитлером для эмблемы НДАСП.

simvol_07
Официальная эмблема гитлеровской партии НСДАП.

А в 1933 году новоизбранный рейх-канцлер «производит» свастику в государственные символы Германии (в частности, она помещается и на эмблему Вермахта).

simvol_09
«Эффект был, как от разорвавшейся бомбы», — писал Гитлер о «презентации» нового брэнда.

Что-что, а «шоуменом» Гитлер был талантливым, склонным ко всякого рода зрелищным эффектам. На зрителя до сих пор производят впечатление кадры с факельным парадом, выстроенным так, что он напоминал «живую» вращающуюся свастику. Говорят, что и лес под Берлином, который высадил Гитлер, до сих пор напоминает «крюкообразный крест». Кстати, именно так — «крюкообразным крестом» (Hakenkreuz), а не «свастикой», предпочитал именовать  фюрер свою излюбленную фигуру. Кстати, «нацистской» официально считается лишь свастика, стоящая на ребре в 45°, с концами, направленными в правую сторону. Большинство традиционных свастик Азии и Америки  стоят на поверхности под углом в 90°.
Однако «любовь» Гитлера дорого обошлась древнему символу.

Р. Багдасаров «Свастика: священный символ»:
 «В 1995 г. произошел инцидент в Глендейле (Калифорния), когда небольшая группа фанатиков-антифашистов попыталась принудить городские власти заменить 930 (!) фонарных столбов, установленных между 1924 и 1926 гг. Причина: чугунные постаменты опоясывает орнамент из 17 свастик. Местному Историческому обществу пришлось с документами на руках доказывать, что столбы, закупленные в свое время у Union Metal Company of Canton (Огайо) не имеют никакого отношения к нацистам, а следовательно никак не могут оскорблять чьи-либо чувства. Свастичный дизайн был основан как на классическом искусстве, так и на местных традициях индейцев Навахо, для которых свастика издавна служила благоприятным знаком.
…В художественных альбомах от нее также стараются избавиться. Так, в 1980-х гг. издательство «Художник РСФСР» готовило альбом «Русское народное искусство в собрании Государственного Русского Музея». На одной из «выкидок» (иллюстрации большого размера, сложенной гармошкой) был помещен олонецкий подвес, на котором среди орнаментальных мотивов встречались свастики. При изготовлении пробных отпечатков на типографии в ГДР немецкие исполнители обвели свастики на отпечатке и поставили знак вопроса. Напуганному издательству не оставалось иного выхода, как только заменить «вызывающую» иллюстрацию. Изданный альбом «крестов с загнутыми концами» на публикуемых произведениях народного творчества уже не имел».

 Но с началом перестройки, многопартийности и безалаберности у свастики вновь появились защитники. Они убежденно и возмущенно требовали вернуть свастике «человеческое лицо», пользуясь всем набором вышеприведенных аргументов. Мол, символ древний, хороший, исконно славянский… И вроде бы все так. Но есть два «но»…
Во-первых — контекст, в котором происходит возрождение свастики. Заметьте, ведь защищают ее в основном не буддисты, не индейцы, не культурологи. Нет, ее защищают политические и идеологические группы вполне определенного склада мыслей. Например, то же «Русское Национальное Единство», избравшее свастику своим символом («она же не гитлеровская, а наша!»). Нередка она и у украинских возродителей традиций «славного язычества». Свастика украшает и обложку «православного» альбома рок-группы АЛИСА.

Из интервью с лидером группы АЛИСА К. Кинчевым, 2000 г.:
 «— А как же свастика, изображенная на обложке? Не очень вяжется с православием…
— Опять про это! Да поймите же вы, это древний христианский символ, она встречается в архитектуре и в летописях, ею украшали одежды и оружие. Это знак действующего посредством ветра и огня Святого Духа. В левосторонней свастике нет ничего предосудительного.
— Для человека, не знакомого с эзотерическим смыслом этого символа, но зато, скажем, прошедшего оккупацию, свастика выражает нечто весьма определенное».

2000_solncevorot_01a

 К сожалению, у всей этой разнородной компании есть общие черты — в разной степени у них наблюдается тенденция к разделению мира на «наших» и «басурман». Получается, что «бегущий крест» как белка в колесе продолжает вращаться в клетке национализма, который всегда весьма призрачно отделен от собственно «нацизма». Да и для 90 процентов населения нашей (да и не только нашей) родины свастика на подсознательном уровне вызывает четкие ассоциации с вполне конкретной войной, бесчеловечной идеологией, уничтожившей миллионы невинных людей. Или Кинчев думает, что пенсионеры (да какие там пенсионеры! 90% населения!) тотчас кинутся в культурологические работы по изучению свастики, коль уж лидеру АЛИСЫ взбрело в голову поместить на альбом именно ее? Или, может, кладбища разрисовываются свастикой в чисто просветительских целях?
Ложь. Использование свастики в странах, переживших Вторую мировую — это сознательный вызов, самый дешевый способ шокировать и привлечь внимание. Зачем?

Думайте сами. Фанатизм по отношению к использованию свастики в давних культурах, безусловно, глуп и вреден. Для этого я и писал статью. Но когда дело касается оскорбления памяти жертв фашизма, к этому символу надо подходить крайне осторожно. Иначе из всех многочисленных значений за свастикой навеки закрепится именно нацистское.

Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Твоё Время» №10-11 2004 (ноябрь)

Одиозные символы, часть 2: Гори-гори, моя звезда… (приключения пентаграммы)

Одиозные символы, часть 3: «Свет — левая рука тьмы…» (всеобъемлющий «Инь-Ян»)