Хиты группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, ч. 2: история песен «Скованные одной цепью» (1986), «Хлоп-хлоп» (1986) и «Шар Цвета Хаки» (1986)

nau_03

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»

«Скованные одной цепью» (1986)

Одним из самых ярких выражений настроений советского общества накануне перестройки стал еще один социальный суперхит НП про «скованных одной цепью, связанных одной целью».

По воспоминаниям биографа группы Л. Порохни текст песни был написан Кормильцевым еще зимой 1984 года – во время перекура в подъезде. В нем в образной форме были выражены все претензии интеллигенции к советской власти – и круговая порука, связавшая «верхи» и «низы», и атмосфера доносительства («если есть те, кто приходят к тебе, найдутся и те, кто придет за тобой»), и господство государственного атеизма («Можно верить и в отсутствие веры»), и предательство высоких идеалов ради материального благополучия («Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц»). В общем, настоящая антиутопия в духе замятинских «Мы».
Однако, несмотря на смелый текст, его судьба сложилась более чем удачно.

Песней «Скованные» стали летом 1986 года – в самом конце записи альбома «Разлука». Как было положено в те времена, текст отнесли руководству Свердловского рок-клуба на обязательную «литовку» (проверку на идеологическую благонадежность). О достаточно лояльной атмосфере Сведловского рок-клуба свидетельствует тот факт, что текст «залитовали», хотя и попросили заменить «опасную» строчку про «коричневый (т.е. фашистский) закат». Ничтоже сумняшеся Бутусов тут же сменил «коричневый закат» на смешной «розовый».

Поправки поправками, но группа всё-таки решила не рисковать – в самый последний момент песню из альбома убрали. Правда, решение, видимо, дошло не до всех, и один из распространителей магнитофонных записей всё-таки запустил «Скованных» в народ.
Однако, как ни ждали перепуганные рокеры карательных санкций со стороны властей, те безмолвствовали. А потом грянули «перестройка, гласность и ускорение», и из крамольной песня стала чуть ли не «программной». Она зазвучала на ТВ и даже стала первым номером пластинки «Князь Тишины».

На пластинке Бутусов очередной раз изменил текст, но уже не из страха, а из-за своей знаменитой забывчивости — поменял во втором куплете «составы» и «суставы» местами.

Сами авторы к своему хиту охладели очень быстро – тему посчитали исчерпанной. К тому же Бутусову мотив этой песни всегда казался слишком «деревянным» (очередное спасибо Могилевскому, придумавшему клавишные проигрыши, разбавлявшие монотонный ритм).

Сегодня, наблюдая последствия саморазрушительного вихря, охватившего страну, значение песни можно оценивать по-разному. Можно считать, как БГ, что это было мистическое заклинание, разрушившее СССР, можно называть подобно осторожному Бутусову сжатым «отчетом» о болезнях общества. Сам Кормильцев задним числом настаивал, что это было «левацкой» критикой с неожиданными последствиями.

И. Кормильцев:
«…этот революционный потенциал был скорее эмоциональный, чем осмысленный или осознанный. В силу этого его интерпретация, как и все настроения того времени, получилась не очень точной в социально-политическом смысле, в результате чего и произошло все то, что мы имеем сейчас на настоящий момент.
…В тот момент удалось взять вверх демо-либеральной «интертрепации», которая была выпестована диссидентской средой 60-70-х годов. Эта идея оказалась доминирующей, и она интерпретировала нашу «музыку революции» в своей тональности. Хотя мне кажется, что исходно, контекст раннего российского, советского рока был скорее левым, чем правым – по объектам критики».

Здраво глядя на песню сегодня, как мне кажется, трудно не увидеть, насколько эта критика гипертрофирована, а краски сгущены. Это-то и позволяет до сих пор использовать «Скованных» как антисоветскую «страшилку» (яркий пример тому – переделанная версия песни в к/ф «Стиляги»), хотя цепи и цели давно распалась на ржавеющие обломки.

«Хлоп-хлоп» (1986)

Даже имея под рукой такого поэта, как Кормильцев, Бутусов продолжал и сам, хотя и изредка, пописывать тексты. Какими-то особо поэтическими достоинствами они блистали редко, поэтому я очень удивился, когда узнал, что текст песни «Хлоп-хлоп», прозванный в народе «Гороховые зёрна», написал именно Вячеслав. Уж больно он походил на тексты Кормильцева — в меру социальные, в меру метафоричные.
Песня входила в альбом «Разлука» 1986 года — тот альбом, который и вывел никому неизвестную свердловскую группу на вершины популярности. Социальный подтекст «Зёрен» был вполне ясен — это некий кивок в советскую систему воспитания молодёжи — октябрята, пионеры, комсомольцы и т.д. Зёрна выращивают, некоторые зёрна бунтуют, пытаются пробить стену, а затем сами превращаются в кирпичи, из которых состоит стена.

butusov_1_03

Журнал «УРАЛЬСКИЙ СЛЕДОПЫТ», 1988:
«Считаете ли вы виновными во всех проблемах людей «скованных одной цепью» или виновны также «гороховые зерна»?».
В. БУТУСОВ: В число скованных мы ведь включаем и тех, которые не несут в себе отрицательного заряда. Точно так же гороховые зерна могут быть всякими: спелыми, незрелыми, с гнильцой и без оной. Этот вопрос — вопрос об отношении между двумя поколениями, вот и все. И я не могу однозначно ответить, жизнь ли такова, что растащила их друг от друга, и кто больше виноват. Ведь иногда непонятый отец-ретроград фигура более трагичная, чем непонятый сын-революционер…»

Музыкально песня «Хлоп-хлоп» просто отличная, хотя и довольно простая — три блатных аккорда (по-моему, она была второй песней которую я освоил на гитаре). Версия на «Разлуке» хоть и считается канонической, по драйву и по звуку сильно уступает концертному варианту, вошедшему на диск «Некоммуникабельность». Написаны «Зёрна» были под впечатлением от песни «Ubangi Stomp» группы STRAY CATS, как вспоминал сам Бутусов, «чтобы прокричаться и выпустить пар».

Из интервью с В. Бутусовым, «АиФ» №41, 12.10.2011:
«АиФ: — Особенно актуально звучат строчки из песни «Хлоп-хлоп» — «Нас растят и нас же сушат для того, чтоб только кушать»…
В.Б.: — Эти строчки будут актуальны всегда. Так как суть взаимоотношений отдельного человека и государства не меняется уже много тысяч лет. Когда-то нарушив систему небесной иерархии, мы постоянно пребываем в бардаке и так или иначе пытаемся навести порядок. Но поскольку мы космические тела, то всё равно подсознательно стремимся к состоянию покоя, к сохранению энергии. Тем не менее, нас продолжает корёжить, и мы соответствующим образом на это реагируем. Мне кажется, это неестественно для человека».

«Шар Цвета Хаки» (1986)

Несмотря на то, что песня более известная, как «Марш-марш левой!», вполне вписывалась в традиционный контекст антивоенных песен, в перестройку её текст слушатели относили больше к советской армии, чем зарубежной военщине. Тогда, как раз вовсю писали про ужасы «дедовщины», про «неправую» войну в Афганистане и так далее. В общем армия вдруг стала крайне непопулярной.

В. Бутусов:
«Песня «шар цвета хаки» была написана в паническом ужасе, вызванном возможностью попасть на службу в армию».

Здесь в тексте песни рука Бутусова видна хорошо — с его расплывчатыми образами и некоторыми корявостями вроде «Я вижу цвет, / Но я здесь не был…». Что имел в виду автор, неясно, но в армии он не был точно, потому что студентов Свердловского архитектурного института посылали только на военные сборы. Хотя и на военных сборах можно было уяснить, что «Марш-марш левой!» бывает, а «Марш-марш правой!» не командуют никогда.

marshmarsh
Слава Бутусов после окончания военных сборов в апреле 1984 г.

Во время первых гастролей НАУТИЛУСА в Ленинграде в 1987 г. с этой песней случилась занятная история. Как это нередко случалось с Бутусовым, после первого куплета он напрочь забыл слова. Когда ему стало понятно «Шар цвета хаки» он не допоёт, Вячеслав подошёл к микрофону и лаконично сказал: «Дальше нельзя». Воспалённый мозг слушателей уже сам дорисовал страшную нелегальность забытого текста, и НАУТИЛУС стали героями дня.
Ну и в завершение ещё одна смешная история.

В. Бутусов:
«К нашему товарищу и звукооператору Андрею Макарову приехал в гости приятель из Грузии. Среди прочих угощений была и экзотическая чача. Мы её употребили и поехали на очередной «фестиваль». Там мы выступили, исполнив в том числе и песню «Шар цвета хаки».
Андрей своего впечатлительного друга посадил рядом с пультом и после концерта рассказал нам, что тот уснул задолго до нашего выступления. Вечером мы возобновили угощение чачей и с ехидным умыслом спросили у отоспавшегося гостя, дескать, какая песня ему больше всего понравилась, на что генацвали ответил: — Та, где вы просили – «Масла с хлебом!»».

Несчастный случай — Фарш с мясом (пародия на Наутилус Помпилиус):

Кстати, если на песню «Гороховые Зёрна» повлияли STRAY CATS, то в музыке песни «Шар Цвета Хаки» многие усматривают отзвуки песни «I Don’ Mind» группы SLADE.


Автор: Сергей Курий

2010, 2012 гг.

Хиты группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, ч. 1: история песен «Последнее Письмо (Гуд-бай, Америка)» (1985) и «Взгляд с экрана (Ален Делон)» (1986)

Хиты группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, ч. 3: история песен «Я Хочу Быть с Тобой» (1987), «На Берегу Безымянной Реки» (1991) и «Прогулки по Воде» (1991)

См. также:

Раздел группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»