НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС — «Боксер» (Д. Умецкий — И. Кормильцев, Е. Аникина)

Входит в альбом «Человек без имени» (1989)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

Видео-сопровождение к песне из сценария к неснятому фильму «Человек без имени»), текст с буклета CD «Человек без имени» (APEX records, 1995):

… Крест отодвигается все дальше и дальше … в глубь телеэкрана.
Мальчик лет пяти смотрит телевизор.
… Мальчик не отрывает взгляда от экрана телевизора, на котором разворачиваются сцены насилия: кровавая драка, бойня, отлов бродячих собак, коррида.
Сильный унижает слабого, уничтожает беззащитного. Взрослые люди играют в свои страшные игры.
Одновременно за спиной мальчика разгорается скандал между отцом и матерью.
Шум телевизора, ругань взрослых смешиваются с музыкой вступления…
…Отец бьет мать по щеке.
Плачущая мать хватает ребенка за руку, оттаскивает от телевизора. Он хнычет, сопротивляется и тут же получает от матери пощечину.
…И вот наш, уже семилетний, Герой стоит на пороге Храма.
На улице яркий, солнечный день, но за распахнутыми дверями церкви — глубокий сумрак, который не  рассеивается даже от колеблющегося пламени множества горящих свечей.
Мальчик делает несколько нерешительных шагов в эту загадочно манящую темноту…
Внутри пусто. Служба кончилась. И только один человек молится в глубине Храма.
Мальчик, притихший, завороженный, всматривается в Лик перед самым алтарем — грустное и внимательное лицо Спасителя.
Человек в глубине оборачивается. Так же внимательно и грустно смотрят на мальчика огромные глаза его ожившего иконописного лица.
…Но мальчика что-то внезапно отвлекает.
Там, за дверями церкви, происходит нечто значительно более важное и интересное.
…Возбужденная толпа преграждает путь роскошному автомобилю, вынуждая шофера затормозить. Безумные лица, прилепившиеся к окнам машины, руки, рвущие дверцы, o как будто все эти люди, внезапно и одновременно лишившиеся рассудка, жаждут растерзать того, кто находится внутри. И в конце концов им удается вырвать его из убежища.
Облепленный людьми, словно мухами, он почти не пытается сопротивляться. Дюжие охранники, выскочившие из машины, пытаются оттащить от него самых рьяных и назойливых, но бесполезно: цветы, автографы, поцелуи, женский визг — толпа приветствует своего кумира. Он улыбается вымученной улыбкой.
И ему отвечают улыбкой его собственное изображение с огромного рекламного щита. Но только там он улыбается гордо и победительно, хотя струйка крови стекает из уголка рта по подбородку, и его обнаженное до пояса мускулистое тело тоже сплошь покрыто кровоточащими ранами…
…Устрашающие своей мощью тела культуристов.
Напрягаются мышцы, принимаются классические культуристские позы.
Мальчик прикрепляет на стене в своей комнате плакат, тот самый, с рекламного щита.
И снова мелькают перед глазами мальчика и нашими глазами сцены насилия.
Падает бык под ударом мясника.
Солдат, расстреливающий в упор безоружного противника.
Рука взрослого, дающая Герою подзатыльник.
Тореро, вонзающий шпагу в быка.
Бойцовые птицы, сражающиеся насмерть.
Мальчик, запертый в своей комнате в наказанье, бьется в закрытую дверь, молотит по ней кулаками.
Собаки и кошки в клетках вивария.
Бойцовые рыбки, терзающие друг друга в аквариуме.
Сцепившиеся на ринге профессионалы.
И … аплодисменты обывателей, наслаждающихся зрелищем кровавого гладиаторского искусства.
…И вновь на экране кинотеатра или телевизора перед восхищенными глазами мальчика красуется всем своим мускулистым великолепием его идеал, окровавленный, но всегда побеждающий — защитник всех униженных и несчастных, защитник самого нашего Героя.
Стоя перед зеркалом, мальчик неловко пытается повторить его бойцовскую стойку. Резкий выпад — зеркало разлетается в куски. Кровавая улыбка мальчика, застывшего в позе своего кумира. Кровавая улыбка актера на плакате. Мать срывает плакат.

.

***
В 1989 г. на песню «Боксер» был снят видеоклип.

.

***
М. Садчиков, музыкально-театральный вестник «Антракт», №15 за сентябрь 1990 года:

…где ж он, этот фильм? Его нет, и трактовка этого события весьма противоречива. Его нет на полках, так как по сути всё кончилось на предварительной стадии обговоров, переговоров… Не слишком удачный клип «Боксёр», который представлялся по ЦТ как фрагмент новой картины, тоже считать таковым — слишком, так как для его съёмки использовались декорации, уже бывшие в употреблении в картине режиссёра Титова «Васька».

.

***
Д. Умецкий в программе «Рожденный в СССР», ….:

То, что мы видели в клипе — это не клип, как таковой — это некие эскизы, наброски — на старых декорациях, на старых костюмах — то, что делал Виктор <Титов — режиссер несостоявшегося фильма «Человек без имени» — С.К.> как бы прикидывая ситуацию — в какую сторону ее можно повернуть. На самом деле всё должно было быть совершенно по-другому… Пока это смотрится всё очень небрежно. Нужно понимать, что это подмалёвок.

_______________________________________________________________________

Текст песни «Боксер»:

  Em             D                 Em            D
Когда я кусался или портил игрушки
      Am
Когда выходил один за порог
Меня ставили в угол как ненужную куклу
И я плакал покуда я мог

          Em           G Am     Em           G Am
Но слезы кончались, глаза высыхали
Am
Я падал на колени и молился кому-то
           B                C                 D            D#
Кто мог прекратить бесконечную пытку
Em
Взросления

           Em                  G            Am
И я увидел его, листая журнал
                Em                             G             Am
Когда взрослые спят и оживают картинки
       Am
Он шел мне навстречу, навстречу всем
             C
Кто явился смотреть, как он рухнет на ринге

По разбитой улыбке, по белым зубам
Стекала кровь и он пил эту кровь
Перед стадом распаленных свиней
Становясь от этой крови сильней

Gm
Кровавая улыбка на бледном лице,
      Fm                          Em
Такое забудешь нескоро
И я понял детским сердцем что это Бог
И он воплотился в боксера

Теперь я знал, что они платят деньги
За то чтоб его повалили на пол
И когда меня вновь отправили к стенке
Я знал что мне делать и больше не плакал

Я ударил туда, где двигались губы
И ответный удар размазал меня
Но когда я вставал, я сжимал кулаки
Чтобы вновь ощутить привкус собственной крови

Кровавая улыбка на бледном лице,
Такое прощаешь нескоро
Им казалось что я защищаю себя
Но я защищал боксера

          Em
Они думали — я сошел с ума,
А я защищал боксера

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий