НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС — история альбома «Князь Тишины» (1988)

1988_knyaz_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Скованные одной цепью
(В. Бутусов — И. Корммильцев)

2. Князь тишины
(В. Бутусов — Э.Ади, перевод Л.Мартынова)

3. Взгляд с экрана
(В. Бутусов — И. Корммильцев)

4. Стриптиз
(В. Бутусов — И. Корммильцев)

5. Доктор твоего тела
(В. Бутусов — И. Корммильцев)

6. Я хочу быть с тобой
(В. Бутусов — И. Корммильцев)

7. Казанова
(В. Бутусов — И. Корммильцев)

8. Шар цвета хаки
(В. Бутусов)

9. Последнее письмо
(В.Бутусов — Д.Умецкий, В.Бутусов)


 1988_knyaz_02

Вячеслав Бутусов — вокал, гитара
Алексей Могилевский — саксофон, бэк-вокал
Алексей Хоменко, Виктор Комаров — клавиши
Владимир Елизаров — гитара, бас
Владимир Назимов — ударные

Гости: А. Б. Пугачева — бэк-вокал (5)

Звук: Александр Кальянов, Владимир Елизаров

Записано в Москве в феврале-марте 1988 года
Издано в июне 1994 года

© 1988, NAUTILUS POMPILIUS

LP:
1989 Фирма грамзаписи «МЕЛОДИЯ»

CD:
1994, MOROZ RECORDS
1999 Dana music

1988_knyaz_03

1988_knyaz_04

* * *

Интервью с В. Бутусовым, 1988 год:

— Месяц пребывания в Москве проходил как-то сумбурно. И после всего этого у нас есть желание прежде всего не развалиться. Ребята просто соскучились по дому. Мы долго сидели, думали и пришли к одному решению: закончить запись на студии у Александра Кальянова и — домой… В принципе фонограмма не только для пластинки нужна, нам вообще нужна качественная запись.

— Это будут только новые песни?

— Нет, но новые обязательно войдут в этот магнитофонный альбом (пока). Честно говоря, не знаю, как все получится, мы впервые приступаем к работе с настоящим профессионалом звукозаписи. Ходят разговоры, что мы станем московским коллективом, но, видимо, мы все-таки здесь работать не будем.

— Я это сразу понял. Даже здесь за пять дней к вам обращался десяток людей с предложениями поучаствовать в разных сборных программах. То есть попросту хотят превратить вас в гастролирующий филармонический коллентив.

— Да, это чувствуется. А этого-то мы категорически не хотим. Пошли какие-то коммерческие дела, а от этого хочется убежать. По поводу филармонической работы весь коллектив един во мнении — ни в коем случае. Мы знаем все условия, которые нам предоставляют, но у нас, к сожалению, никто не спрашивает, что нужно для нормальной творческой деятельности.

— Я поддерживаю такое решение. А вдруг вас пригласит Алла Борисовна? Как она в свое время Кузьмина представляла.

— Не совсем представляю организацию и взаимоотношения в коллективе. Но считаю, что мы просто не готовы к этому. Во-вторых, нам прежде всего нужно поработать самим с собой.

.
***

Николай Мейнерт, из книги «Группа «Наутилус Помпилиус», Таллин: Nutus, 1991:

Сначала пластинка «Наутилуса Помпилиуса» замысливалась как одна из первых кооперативных пластинок (в обойме с новыми на тот момент записями «Машины времени», Преснякова, Кузьмина). С этой целью совместное предприятие (в 1988 — кооператив) «Синтез», студии которого на тот момент сами выполнить эту работу не могли, заказал запись НАУ у другого кооператива — «Тон Сервис». Непосредственно занимался ею звукорежиссер (известный также и как весьма своеобразный певец) Александр Кальянов.
Работа проходила весной 1988 и тогда же была завершена. Прямым владельцем полученного материала, судя по всему, являлся «Синтез».
Осенью все того же 1988 «Синтез» взялся за осуществление еще одного пластиночного проекта, связанного с НАУ: подготовку и выпуск концертного альбома группы. Звукорежиссером был Александр Кутиков (бас-гитарист «Машины времени», штатный звуко- режиссер «Синтеза», записавший немало московских рок-групп). Работа велась в октябре, и материал был готов к производству.
Но здесь возникли весьма типичные для того времени сложности. Заводы отказывались печатать продукцию кооперативов, а фирма «Мелодия» не собиралась идти навстречу новоявленным конкурентам. В результате все проекты стали, и когда после долгой задержки «Мелодия» все-таки выпустила записанный кооперативами материал, он был далек от первоначальных проектов. Концертный альбом так никогда и не появился, а его оригинал — если сохранился — покоится где-то в загашниках «Синтеза». Можно предположить, что кооперативные пластинки стоили бы несколько дороже традиционных 2 руб. 50 коп., но, вероятно, воплощали иные концептуальные замыслы.
Как бы то ни было, альбом «Князь Тишины» стал первой пластинкой «Наутилуса Помпилиуса». В него вошел новый материал 87/88 годов и заново записанные Кальяновым некоторые песни с пленочных альбомов «Разлука» и «Невидимка». В работе активное участие принимал звукорежиссер НАУ Владимир лизаров.

«КНЯЗЬ ТИШИНЫ», 1989, («Мелодия», С9027945 007), (37 мин).

Сторона 1:
1. «Скованные»; 2. «Князь Тишины»; 3. «Взгляд с экрана»; 4. «Стриптиз».

Сторона 2:
1. «Доктор твоего тела»; 2. «Я хочу быть с тобой»; 3. «Казанова»; 4. «Шар цвета хаки»; 5. «Прощальное письмо».

Запись кооперативов «Синтез» и «Тон Сервис».
Звукорежиссер А. Кальянов.

00_88_knaz_02

***
А. Калужский — менеджер НП в 1988 г., из книги Н. Мейнерта «Группа «Наутилус Помпилиус», Таллин: Nutus, 1991:

Оценивая эту работу, созданную в студии «Тон-сервис» при активном участии Александра Кальянова и Аллы Пугачевой (голос которой звучал в песне «Доктор…»), необходимо помнить; что это первый опыт NP в условиях настоящей студии.
Песни Бутусова и Кормильцева так и не нашли адекватного звукового решения, попытка исправить текстовые огрехи тоже ни к чему не привела — оставили все, как было… Данная запись почти не испортила «Стриптиз», «Скованных», «Князя Тишины» и «Взгляд с экрана». Новые версии «Казановы» и «Америки» тоже, может быть, найдут своих сторонников. Лично мне из всей фонограммы больше всего нравится гитарное соло Елизарова на «Докторе». Песни «Шар цвета хаки» и «Я хочу быть с тобой» решены явно неудачно, причем неверность нового прочтения по существу привела к искажению содержания. В старой версии «Шара» вся драматургия держалась на антимузыкальных, враждебных человеческому существу воплях «Марш, марш левой!». Их сменили на мощный, но слаженный хор — и песня получилась ни о чем, этакая «Bohemian Rhapsody» на антивоенную тему… В песне «Я хочу быть с тобой» каждый участник старается играть настолько «красиво», что интимное обращение к любимой («Я хочу быть с тобой») трансформировалось в нечто совершенно иное: «я хочу, чтобы все слышали, как красиво я хочу быть с тобой».
Есть пластинки типа «Оркестр Поля Мориа» с песнями the Beatles — здесь получилось нечто подобное: группа NP исполняет песни… NP.
Елизаров проделал огромную работу по подготовке и записи диска в самые сжатые сроки. Было бы несправедливо свалить на него вину за неудачу лонгплея, поскольку без него все вышло бы гораздо хуже.
В конце концов, он делал аранжировки в присутствии авторов и музыкантов. Кроме аранжемента, непосредственного участия в записи и сведении диска, Елизаров сыграл все гитарные партии, а также сочинил и запрограммировал все партии ударных и баса (Yamaha RX-5).
Остальные участники записи: Бутусов (вокал), Хоменко, Комаров (Yamaha DX-21, DX-711D, Roland D-50, S-50). Могилевский (вокал, саксофон). Звукорежиссер — А. Кальянов.
Опыт записи этой пластинки показывает, что для ее осуществления со стороны NP хватило бы двух человек — Бутусова (голос) и Елизарова (голова и руки).

***
Э. Лемке, информация с буклета CD «Князь тишины»:

Основной причиной появления альбома «Князь Тишины» стал фантастический переезд группы в Москву в феврале 1988 года, и последовавшие за ним метания — к какой тусовке примкнуть. Рокерская тусовка в Москве (в том смысле, в котором она существовала в Свердловске и Ленинграде) практически отсутствовала. Зато попсовая сцена цвела как нигле. И из уст ее приходилось слушать много нелицеприятного по поводу «убогого» звука «Разлуки» и «Невидимки». Идея студийного римейка хитов стала созревать в головах той ее части, которая по природе своей была более склонна к «прогибу»: среди представителей администрации и тех музыкантов, кто имел за спиной кабак и филармонию. Сейчас понятно, что ни в каком «римейке» (по крайней мере в том смысле, что вкладывали в это слово представители столичной звукозаписи) материал ранних альбомов не нуждался. Однако в то время это было очевидно далеко не для всех. Перебирались варианты: студия Намина, студия Чернавского… Остановились на студии Кальянова в «Олимпийском». Остановились не случайно: именно в тот период началось сближение между «Наутилусом» и кругом Аллы Борисовны Пугачевой. Инициатива исходила, разумеется, от «царствующей» особы: Алла начинала создавать свой «театр» и внимательно присматривалась к потенциальным протеже. Встречались часто, на квартирах и в ресторанах, пили, говорили, танцевали. Слава радостно общался, однако упорно делал вид, что не понимает, что от него хотят. В то время он в очередной раз находился в странном, сумеречном состоянии. Только, что ушел Умецкий — ушел без скандала. шумиха, раздутая вокруг «Наутилуса» явно угнетала главного героя — жить ему было в лом. Тягостное впечатление он производил даже на близких людей — что уж там говорить о людях малознакомых. В конце концов, Алла Борисовна отступилась от Бутусова, произнеся по непроверенным слухам следующие исторические слова: «Мальчик или идиот, или очень хитер».

00_knyaz
Фотосессия для обложки пластинки «Князь тишины».

Основную пользу из этого быстротечного романа извлекло окружение: состоялось знакомство, во-первых, с Кальяновым, во-вторых, с Лебедевым, молодым предпринимателем, вознамерившимся создать первый альтернативный «Мелодии» государственный лейбл. Лебедев. ничтоже сумняшеся, пообещал группе фантастические по тем временам 50 000 рублей, Кальянов вызвался предоставить студию — вопрос был решен. Непосредственное исполнение было возложено на только что сменившего Андрея Макарова на посту звукооператора Владимира Елизарова — свердловчанина, профессионального музыканта-мультиинструменталиста. Он, при некоторой помощи со стороны Алавацкого и Хоменко, «забил» материал альбома на тогдашней базе «НП» — в общежитии Бауманки. Затем перешли в студию. Тут понадобился Слава. Слава пребывал в прежнем состоянии: он откровенно не понимал, зачем нужен этот альбом (не без оснований, как станет видно впоследствии), пел плохо, без энтузиазма, постоянно простужался. … С немалыми мучениями альбом был завершен к концу марта 1988 года.
Старые песни, такие как «Князь Тишины», «Скованные одной цепью», «Последнее письмо» немало потеряли после переодевания в «грамотный» эстрадно-цифровой елизаровский звук. Но альбом, тем не менее, оказался небесполезным: на нем очутились единственные существующие студийные версии таких песен, как «Доктор твоего тела», «Я хочу быть с тобой», «Стриптиз». Бурная событиями жизнь «наутилуса» привела к тому, что в следующий раз в студии он оказался только в 1990 году. А это было уже совсем другое время, совсем другие песни и совсем другой состав. Таким образом, альбом этот, при всех своих очевидных недостатках и нетипичности звучания оказался бесценным документом эпохи «звездного периода» «НП».
50000 рублей, впрочем, не получил никто (если не считать чиновников на «Мелодии») — не получили и 50. Лебедев, изнемогши в нервной борьбе с государственной монополией, передал фонограмму «Мелодии» за себестоимость. В конце 1989 года пластинка увидела свет и разошлась тиражом, о котором известно только то, что он превышал миллион экземпляров и намного превышал. В руки авторов фонограмма вернулась только в 1993 году, когда началось переиздание архива группы на компакт-дисках. «Князь Тишины» стал, благодаря винилу, самой известной пластинкой «Наутилуса», превзойдя, пожалуй, в этом смысле и «Разлуку».

00_88_knaz_04
1987 г., у клуба САИ (Свердловского Архитектурного института). “Звездный состав” НП (слева направо):
Алексей Могилевский (саксофон, клавиши), Алик Потапкин
 (ударные),  Дмитрий Умецкий (бас),
Вячеслав Бутусов (вокал, гитара); 
сидит Виктор Комаров (клавиши).

00_88_knaz_05
Сентябрь 1987 г. Выступление на фестивале в Подольске

***
Л. Порохня «Достоверное описание жизни и превращений NAUTILUSa из POMPILIUSa»:

«Забивали в цифру» его прямо в общежитии, забивали Хоменко и Елизаров, у них в комнате и клавиши стояли, и секвенсор, который Славе финны подарили. Здесь следует подробнее остановиться на «гуманитарных» результатах кадровых перестановок: потому что к Хоменко прибавился Володя Елизаров, звукорежиссер, аранжировщик, композитор, мультиинструменталист. Забежим вперед и добавим, что вскоре должен был появиться басист Витя Алавацкий… Фокус в том, что это были люди совершенно для группы новые и стоявшие особняком, это мягко выражаясь. Отличные профессионалы, музыканты со стажем, никак с рокерским несоотносимым, люди старой кабацкой закалки, но без рок-н-ролльного прошлого. Слово «кабацкий» в данном случае используется не оценочно, а определительно: музыканты, по много лет игравшие в ресторанах — люди особенные и по-своему замечательные. «Со странностями». Старый кабацкий музыкант, например, не пьет, потому что если бы пил, давно бы уже не был музыкантом, а возможно и вообще бы «не был». Профессионал, но склонен к «определенному» музыкальному прочтению любой вещи, трудолюбив, но в результате должен получить за работу деньги, что само по себе совсем не плохо, но явно действовало бывшим энтузиастам на нервы. Люди пришли, склонные не к загулу, а работе, совершенно не падкие на жидкие проявления новообретенной славы, но привыкшие к стабильности.

00_88_knaz_06
Начало 1988г. В Москве: Назимов, Хоменко, Бутусов, Могилевский, Комаров, Умецкий.

    Они и уселись прямо в общежитской комнате творить новый альбом. Сперва его нужно было «забить в цифру», то есть заложить в музыкальный компьютер все партии. Забивали без Славы, он тусовался где-то, и без Димы, их привлекали редко. Тогда, кстати, с большим удивлением обнаружили, что в «Гудбай, Америка» Дима всегда играл не ту гармонию. На концерте, в шуме и в гаме не слышно, и он всю жизнь играл не ту ноту. А когда в цифре забивали бас, оно и вскрылось, ко всеобщему музыкальному конфузу. Но это мелочи, с готовым почти альбомом явились в студию.
Туда же пришла Алла Борисовна… Вспоминает А.П. Хоменко: «И сама со Славой маялась, у него тогда очень плохо было с голосом, мы просто уходили в другую комнату, там сидели, а он стоял с наушниками, она — рядом с наушниками и с текстом и прямо карандашиком отмечала, что, мол, «тут ты спел, а отсюда давай, перепевай»… А потом, когда вышел Могилка и спел, она говорит: «Ты почему все с первого раза поешь классно?» Могила все спел без всяких вопросов, а со Славкой работали… Она была его первая учительница пения… И сама спела бэк-вокал в «Докторе твоего тела». Увы, альбом это не спасло. Назывался он «Князь тишины». А на бутлегерских кассетах почему-то значилось: «Казнь тишины». Ошибок случайных, как известно, не бывает.

История альбома от канала»DISK preView»:

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий