Настя Полева — история альбома «Море Сиам» (1997)

1997_siam_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Река желаний
(Настя Полева)

2. Ну, выбирай!
(Настя Полева)

3. Конец года
(Настя Полева)

4. Москва
(Настя Полева)

5. Сон наяву
(Настя Полева)

6. Легенды манят
(Настя Полева)

7. Кумир и дети
(Настя Полева)

8. Море Сиам
(Настя Полева)

9. Встречай себя завтра
(Настя Полева)

10. Даром и не даром
(Настя Полева)

11. Снежные волки
(Вячеслав Бутусов)

 1997_siam_03

В отсутствие действующего состава группы «Настя» в записи альбома принимали участие:

Настя Полева — вокал
Егор Белкин — аранжировка, гитара, ударные, продюсер
Вадим Самойлов — гитара, клавишные, барабаны, бас (8)

Другие музыканты, принимавшие участие в записи альбома:

Вадим Шавкунов — бас (1)
Андрей Васильев — гитара (1)
Игорь Гришенков — клавишные (1)
Глеб Вильнянский — клавишные (1)
Юрий Шевчук — вокал (13)
Группа Алексея Зубарева (14)

1997_siam_02

Технический персонал:

Звукорежиссёры: Вадим Самойлов, Михаил Кувшинов, Игорь Сорокин, Никита Иванов
Кутюр-коллаж: Александр Коротич, Василий Гаврилов, Василий Храмов
Фотографии: Богдан Поляков
Художник: Василий Гаврилов, Павел Семёнов

Запись сделана на студии «НП» г. Екатеринбург, 1994 кроме: (1) — студия Игоря Бабенко, (13) — студия ДДТ, (14) — студия «Форум».


1996 — запись
1997 — издан на CD фирмой MOROZ Records.

1997_siam2

* * *

Из интервью с Настей Полевой, 12.03.2005:

— Настя, с 93-го по 98-й годы группу почти не было видно. Было несколько одиночных выступлений, а в остальном – полное молчание. В чём причина?

НАСТЯ: — Полная пауза была года полтора. Вообще никаких концертов и выступлений. Мы года три, живя уже в Питере, ездили со свердловским составом. Последний концерт был в конце 1995. И всё. Весь 96-й и половину 97-го записывался новый альбом, «Море Сиам».

00_97_siam_03

***
Егор Белкин, 13.03.2017:
https://specialradio.ru/art/627/

В 1991 году, уже будучи изгнанным отовсюду я возвратился в Екатеринбург и нашел Настю – она там была одна и ничего не делала. Я привёз её в Питер. Какое-то время мы жили в Коломягах, потом переехали на Боровую, потом на Марата, потом обрели Воронежскую, которую сдаём, а сами построили в Старой Деревне однушку, где живём по сей день.
А тогда в то время нас приютили ДДТ. Юрка пустил нас в свою студию, только он не знал, с кем нам писаться. А я смотрю, какой-то молодой паренек приколачивает рейки к потолку – Игорь Сорокин из Севастополя, он предложил нам помощь. Так записали «Море Сиам», где я практически всё сделал сам, потому что не было музыкантов. Годы были тяжёлые, но мы как-то всё записали, Настя отвезла альбом в Москву и втюхала его Морозу. По началу мы продолжали ездить со свердловскими ребятами, а потом по понятным причинам набрали питерский состав.

.

***
Из интервью с Настей Полевой, «Я молодой», N 12, 1995:

— Настя, расскажи немного о своем новом альбоме.

— Это будет первый альбом, материал к которому написан в Питере. Посмотрим, что из этого выйдет, как на меня Питер повлиял.

— Кто будет участвовать в записи?

— Группа НАСТЯ в сокращенном составе: я и Егор Белкин. А вот где будем альбом писать — этого мы еще не решили. С нашими фирмами связываться уже не хочется. Может, поедем на запись в Нью-Йорк. Такое предложение есть.

1997_siam_01b

***
Вышедший осенью 1997 альбом «Море Сиам» состоит из десяти композиций, все тексты к которым Настя написала сама.
«Пора наконец брать ответственность за слова, которые ты поешь, — говорит Настя. — Раньше мне для этого не хватало то ли мозгов, то ли смелости. А сейчас я уже не могу представить себе человека со стороны, который сумел бы выразить то, что я хочу».

***
Настя Полева об альбоме «Море Сиам», информация с официального сайта группы www.nastyapoleva.ru :

В 1996 году мне захотелось взять тайм-аут. На то появились причины объективного характера. Примерно к 1994 году сложилась трудная ситуация в нашем так называемом шоу-бизнесе. Безудержная инфляция подорвала стабильность в концертной деятельности, резко ухудшила платёжеспособность населения, убила окончательно уверенность в завтрашнем дне. Существующие музыкальные ТВ передачи смекнули, что надо «косить бабло» и вымогать у артистов, музыкантов немалые деньги за показ видеоклипов на всю страну. Специализированных ТВ каналов ещё не было, FM радиостанции только нарождались. Оставался единственный путь к «эфиру» через коррумпированные средства массовой информации. В итоге «фанерная попса» «проплачивала» все возможные « эфиры» на ТВ и радио. Было ощущение, что все рок-группы исчезли. Хотя они гастролировали по стране и за её пределами, но, из-за отсутствия рекламных видеоклипов, позиции рок-групп заметно ослабевали. Журналисты писали о застое и окончательной смерти нашей рок-музыки. Некоторые музыканты бедствовали и вообще уезжали из страны на заработки, чтобы прокормить собственные семьи. В такой обстановке вообще было трудно понять, кто является твоей, потенциальной аудиторией, и нужен ли ты со своей музыкой. Наши музыканты, работающие в жанре классической музыки, уже давно не ориентировались на российский музыкальный рынок. Их фронт работы переместился на «запад» ещё в начале 90х прошлого века. Всё выше перечисленное повлияло на моё решение временно «завязать» с концертной деятельностью до лучших времён. Многие друзья-знакомые не поняли этого «финта ушами». А я принялась за новый материал. По идее, катаклизмы экономического характера не должны влиять на написание песен, нужно приспосабливаться к изменившимся условиям и гнуть свою линию.

Имея в арсенале всё те же «клавикорды» и гитару, я приступила к работе. Тем более, что уже давно хотелось взяться за «новенькое». «Рыбы», сделанные на « Roland », всегда были «ритмически проблемными», сложными. Я взяла гитару и вспомнила несколько аккордов, которым когда-то научилась. Начала возиться с инструментом и постепенно записала на магнитофон заготовки для будущих песен. Моё возвращение к гитаре определило «коварный» замысел Егора в дальнейшем. Он понял, что я могу ставить пальцы на струны, и решил тренировать меня, чтобы я могла помогать ему на концертах. Моё «кровавое» обучение продолжается до сих пор. Я трудно поддаюсь обучению, так как слишком «медленная», долго запоминаю. Завидую тем, кто владеет мастерством игры на этом инструменте, да и женщин-гитаристов почти нет, за редким исключением.

Тексты «Река желаний» и «Встречай себя завтра» появились раньше, чем музыка к ним. К тому времени в моей тетрадке накопилось несколько «свободных» текстов. Я попросила Юрия Шевчука просмотреть их и, если нужно, подправить. Потом мы побеседовали, он дал несколько советов, в общем, помог мне больше не сомневаться в своих силах. Остальные тексты возникли по старой проверенной схеме, на готовую музыку. Только написаны были полностью мной, впервые для целого альбома. Может быть, я что-то потеряла, отказавшись от услуг профессиональных поэтов, но я рада, что могу воплощать собственные мысли, пользоваться своими словесными образами. Это честно и правильно, на мой взгляд. Так как, я отталкиваюсь от музыки, остаётся лишь услышать в ней тему, о чём будет говориться в песне. Остальное дело техники и словарного запаса.

Тяга ко всему «восточному» сохранилась. Не подумайте, что я знаток, я просто интересующийся любитель, неравнодушный ко всему, что связано с Японией и Китаем. Название альбома «Море Сиам», содержание текста одноимённой песни, желание, что-то постоянно сопоставлять с восточной философией, образом жизни, так или иначе, накладывает отпечаток на некоторые песни. Телевидение уже давно объединило весь мир — восток, запад, север, юг. Возможность наблюдать другую жизнь, культуру в реальном времени, позволяет путешествовать, во всех смыслах. Границы и препоны остались только внутри нас.

Теперь непосредственно о записи. Нам везёт на дебютантов. Договорились со студией «ДДТ» и получили в придачу «кота в мешке», новоиспечённого звукорежиссёра Игоря Сорокина. Он пришёл работать на студию незадолго до нашего появления. Опыта у него практически не было. Но Игорь, молодой музыкант, учился на ходу. С Егором они быстро закончили подготовительную работу и приступили к записи треков. «ДДТ» — эшники радовались тому, что на их студии получалось неплохое качество записи. Как всегда, Егор аранжировал весь альбом, предварительно показав мне заготовки, записал гитары, бас-гитару, мандолину, клавишные и бэк-вокал. К сожалению, на студии не всегда удается спеть песни «как надо». Иногда, более интересное вокальное решение песни рождается только в концертной практике. Поэтому, мне лично интересно слушать «живую» музыку.

Идею оформления альбома «Море Сиам» я придумывала сама. Две головы, как у сиамских близнецов; яркий, театральный тайский грим; «живая» розовая половинка и «мертвая» синяя – цвет моря, неба и холода (на главной странице буклета). Цветы – символ короткой жизни. Заячий остров с Петропавловской крепостью и Кремлём вместе в окружении воды, одной из составляющей нашей жизни. Художник Василий Гаврилов, воплотивший мои идеи в буклете пластинки, к сожалению, рано ушёл из жизни. Он же готовил обложки к переизданию нашего архива. Спасибо ему и светлая память.

00_97_siam_04

***
А. Кушнир, из буклета CD «Легенды русского рока: НАСТЯ»:

Настя взяла тайм-аут и в период 96-97 гг. выступала крайне редко — один раз с музыкантами ДДТ (на фестивале «Наполним небо добротой», стадион Петровский в С.-Петербурге), несколько раз в дуэте с Егором Белкиным и один раз даже под «минусовку». Все это время она писала новые песни и, что самое главное, новые тексты. Вышедший осенью 97-го года альбом «Море Сиам» (первоначальное название — «Сестра брата Питера») состоит из десяти композиций, тексты к которым Настя написала сама. Что же касается музыкальной стороны этого альбома (в который в качестве бонус-трека наконец-то вошла одна из многочисленных студийных версий «Снежных волков»), то, возможно, это самая зрелая и самая утонченная работа Белкина в роли аранжировщика песен Насти.
Одновременно с выходом «Море Сиам» Настя планирует вернуться к активной концертной деятельности. Осенью 97-го года в составе ее команды дебютирует барабанщик Сергей Наветный (КОШКИН ДОМ, КОЛЫБЕЛЬ), басист Сергей Лукьянов и клавишник Игорь Сорокин, который осуществлял звукорежиссуру ее последнего альбома. И, естественно, Егор Белкин.

00_97_siam_05

***
Интервью с Настей Полевой, «Музыкальная газета», 1996:

— Кому принадлежит ваш образ в клипе, на фотографиях в буклете к компакту?

— Сборная команда: сначала работал фотограф, потом компьютерщик, идеи оформления я придумывала. Насколько я смогла объяснить на пальцах, как и что — море, корабли и солнце, — все остальное домысливали они. Был определенный набор символов — цветы, вода, кораблики, сама солнечная гамма, подводный город Петербург. Я очень рада, что у людей, которые работают со мной, рождаются идеи, совпадающие с моими ощущениями.

— Светлый альбом получился.

— Да, очень светлый, хотя песни грустные. Все получилось задумчивое, размышленческое. Откровенно острых песен очень мало. Но “вживую” они, конечно, звучат более жестко и агрессивно. Сначала мы записали альбом в студии, а потом музыка дальше жила и преображалась.

00_97_siam_06

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы НАСТЯ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы НАСТЯ«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы НАСТЯ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий