Кинопесни Максима Дунаевского. ч. 2: история песен «Всё пройдёт» (1981), «Городские цветы» (1981) и «Позвони мне, позвони» (1981)

maksim_dunaevskiy_12

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Наши хиты»

После всесоюзного успеха фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра» статус его создателей и участников радикально повысился. Михаил Боярский мгновенно стал не только популярнейшим актёром, но и эстрадной звездой. Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич полностью перепрофилировался на музыкальные фильмы и какое-то время продолжал плотно сотрудничать с Максимом Дунаевским. А принимавший участие в записи музыки к «Мушкетёрам» полтавский ансамбль КРАЯНЫ почти в полном составе ушёл под крыло Дунаевского и стал называться ВИА ФЕСТИВАЛЬ.

Второй успешной работой композитора и режиссёра стал к-ф «Ах, водевиль, водевиль» (1979) — снова под завязку набитый песнями, самыми популярными из которых стали «Ах, этот вечер» в исполнении Людмилы Лариной и, конечно же, «Гадалка» в исполнении Жанны Рождественской.

Максим Дунаевский:
https://gosti.retroportal.ru/maksim_dunaevsky_kompozitor_ob_ansamble_festival_i_pesnyah_dlya_kino.html

«…с Жанной Рождественской я познакомился несколько раньше, мне в своё время рекомендовал её композитор Алексей Рыбников. Жанна пела у него в рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и тогда она потрясла меня своим голосом. Так что я её уже знал к тому времени, это была не случайная встреча. Кстати, Галя Беляева, которая сыграла главную роль в картине «Ах, водевиль, водевиль…» хотела спеть все свои партии сама. Мы репетировали с ней, но после двух дублей она поняла, что для неё это сложно. И тогда знаменитый звукорежиссёр Виктор Бабушкин познакомил меня с Людмилой Лариной, которая блестяще спела все песни за главную героиню фильма.
После этой работы Людмила стала нашей постоянной солисткой в ансамбле «Фестиваль», позже она записала весь бэк-вокал в композициях «Городские цветы» и «Всё пройдёт», которые исполнил Михаил Боярский для фильма «Куда он денется!»».

К сожалению, в последующих фильмах — вплоть до «Узника замка Иф» — Хилькевич всё больше увлекался постановкой музыкальных и танцевальных номеров — в ущерб сюжетной линии. Например, далеко не каждый бывший советский зритель вспомнит, о чём был уже упомянутый выше фильм «Куда он денется!» (1981), зато все прекрасно знают, как минимум, три, вошедшие в него песни — заводную «Сивку-Бурку» и лирические «Городские цветы» и «Всё пройдёт».

maksim_dunaevskiy_10

Все они были написаны Дунаевским вместе с поэтом Леонидом Дербенёвым и исполнены Боярским. Последний сыграл в фильме роль звезды дискотек — певца Гешу, который под действием любовных гормонов… угоняет для женщин-колхозниц новейший трактор марки «Конёк-горбунок»!

Удивительно, но к лучшей песне фильма — балладе «Всё пройдёт» — Боярский поначалу отнёсся без особого восторга. Он хотел исполнять модные шлягеры в стиле диско, а не эту «унылую лирику». Впоследствии актёр, конечно, понял, что сильно недооценил песню. А вот меня эта «сумрачная» меланхолия в духе царя Соломона очаровала сразу. Единственное, что вызвало (да и вызывает) стойкую неприязнь — так это пошловатая строчка про непреходящую любовь. Как оказалось не только у меня…

maksim_dunaevskiy_09
Дунаевский и Боярский.

М. Дунаевский:
«Я спросил у Леонида Дербенёва: «Лёня, ну как же ты позволил себе такую ложь в этих прекрасных лирических стихах: «Любовь не проходит, нет». Ведь она всё-таки проходит». Он сказал: «А я этого не говорил. Ты невнимательно читаешь мои стихи, когда пишешь музыку. Там написано: «Только верить надо»».

Были у композитора и претензии к самому себе. Например, его долго смущало, что песня «Городские цветы» получилась какой-то слишком «кабацкой». Однако Дербенёв заявил ему, что тот ничего не понимает — мол, это стопроцентный шлягер. Впрочем, не ошибся и Дунаевский — «Городские цветы» действительно стали необычайно популярными у ресторанных ансамблей. Правда, по моему мнению, «кабацким» по праву можно назвать только припев — мелодия же куплета вышла вполне изящной.
Интересно, что музыка к песне была вдохновлена всего двумя словами.

М. Дунаевский:
«[Дербенёв] приехал ко мне и сказал так: «Быстро за рояль!». Я: «В чём дело?» «Вот тебе строчка, пиши — «городские цветы». Я говорю: «А что ещё?» «А что тебе ещё надо? Это же шляг-строчка! Это хит». Я начал писать музыку, просто имея в виду эту строчку. Потом, когда я написал музыку, он написал стихи под музыку. А потом, когда мы сверили стихи с музыкой, сели, сыграли, я потом взял и заново опять на стихи написал еще один вариант музыки. Вот такая совместная работа».

Если с Хилькевичем Дунаевскому работалось легко и комфортно, то с режиссёром Татьяной Лиозновой, снявшей такие шедевры, как «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны», композитору пришлось попотеть.
Началось всё с того, что Лиознова пригласила его написать песни для своего очередного фильма «Карнавал». Сюжет вращался вокруг злоключений провинциалки, приехавшей в Москву, чтобы стать великой артисткой. Дунаевскому надо было как бы «озвучить» мечты этой девушки, где она представляет себя поющей на сцене.

maksim_dunaevskiy_13

Хотя для фильма было написано всего три песни, с одной из них — «Позвони мне, позвони» — композитор вдоволь намучился. Он переписывал её бессчётное количество раз, но Лиозновой ни один вариант не нравился — она называла мелодию примитивной и постоянно ставила в пример Таривердиева. Говорят, что Дунаевского могли бы и заменить, не вступись за него именитый поэт Роберт Рождественский, писавший для этих песен тексты.
В итоге, измученный композитор на 20-й раз просто взял и принёс Лиозновой… самый первый вариант «Позвони мне». И неожиданно услышал: «Вот видите — можете же работать, если хорошенько вас заставить!».

М. Дунаевский:
«Я давно усвоил: лучшая мысль — та, которая приходит сразу. А начнёшь высиживать её одним местом — всё пойдет прахом. Справедливости ради скажу, что Лиознова к нам не придиралась, просто она была перфекционисткой. И выбирала кровавый путь для достижения цели. Но это Лиознова, можно и потерпеть».

Кстати, по песням к «Карнавалу» весьма заметно, что композитор находился под сильным впечатлением от творчества ABBA — недаром вступление к «Позвони мне» чем-то напоминает первые аккорды песни «The Winner Takes It All», изданной шведским квартетом в 1980 году.

На этом споры вокруг песен не закончились. Сначала их очень хотела исполнить исполнительница главной роли — Ирина Муравьёва. Актриса уже имела исполнительский опыт, да и Дунаевский был не против — поэтому они начали репетировать. Пока не вмешалась Лиознова…

М. Дунаевский:
«Я настаивал, но она сказала, что поскольку фильм про будущую звезду, то это должен быть звёздный голос, а не актёрский. Хотя, на мой взгляд, Ирина великолепная певица».

В итоге, исполнительницей назначили беспроигрышную Жанну Рождественскую.

maksim_dunaevskiy_11
Жанна Рождественская.

Надо отметить, что «Позвони мне» была не только прекрасно спета, но и замечательно поставлена. По сути, это был некий законченный видеоклип, встроенный в ткань фильма — с мигающими на задниках номерами, вращающимися дверями телефонных будок и отличной хореографией танцевального ансамбля «Ритмы планеты» под руководством Б. Санкина.

Премьера фильма «Карнавал» состоялась в феврале 1982 года, после чего на Муравьёву обрушилась настоящая слава — со всеми вытекающими…

И. Муравьёва:
«Это был период, когда я не могла понять, как себя вести! Случалось, ехала в машине, рядом останавливалась другая, и мне кто-то из нее показывал жестами, будто набирает номер на телефоне и трубку к уху прикладывает. Да еще подмигивал при этом! Я тут же становилась красной! А уж если кто-то напевал или говорил: «Позвони мне, позвони», — я его ненавидела и была готова провалиться сквозь землю!».

Надо сказать, что в том же году актриса всё-таки реализовала мечту и записала свою версию «Позвони мне» для гибкой пластинки — приложению к музыкальному журналу «Кругозор» (№6, 1982).

Сама Алла Пугачёва очень жалела, что такая хорошая песня прошла мимо её репертуара.

М. Дунаевский:
«Когда я как-то пришел к ней в гости, она сказала: «Как жаль, что я не спела эту песню». Я ответил, что не предлагал, поскольку песня закадровая. На что она говорит: «Ну и что? Я же у Рязанова в картине „Ирония судьбы, или С легким паром“ пела за кадром. И эту бы спела»».

Самый же необычный кавер на песню записала дочь Дунаевского — Алина. Тяжёлая аранжировка и заметный акцент девушки вполне объясним, если учесть, что Алина с трёхлетнего возраста живёт во Франции и является участницей готик-металлической группы MARKIZE. По её словам, эта запись — дань признательности её маме — Нине Спаде, которой отец якобы и посвятил «Позвони мне». «Якобы» — потому что сам Дунаевский отнёсся к подобному посвящению с лёгким цинизмом:

«Мы, мужики, чтобы привлечь заинтересовавшую нас даму, сразу распушаем свои перья, хвосты, начинаем петь соловьями, совершенно не отдавая себе отчета в том, что делаем. Скорее всего, демонстрируя ей пластинку с музыкой из фильма «Карнавал», я сказал: «Вдохновила меня на эти песни именно ты». Была у меня такая фраза, которую я говорил многим женщинам».

Как известно, у любвеобильного композитора только официальных жён я насчитал семь. Но в этом списке внимания меломанов заслуживает разве что Наталья Андрейченко – незабвенная исполнительница главной роли в ещё одной музыкальной кинокартине «Мэри Поппинс, до свиданья!». Сам Дунаевский считал саундтрек к этому фильму — своей самой «гармоничной, сбалансированной» работой:

«Любимейший фильм, где я сделал все, о чем мечтал… Там симфоническая и джазовая музыка, рок, попса».

maksim_dunaevskiy_15
Андрейченко и Дунаевский.

Но об истории этого фильма я уже писал (см. главу из моей книги «Культовые сказки» — «Принесённая ветром»). Как и об истории замечательных песен Дунаевского к м-ф «Летучий корабль».
Поэтому за сим разрешите откланяться…:)

Автор: Сергей Курий
май 2017 г.

См. также:

Кинопесни Максима Дунаевского. ч. 1: история песен из к-ф «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978)