Лес Пол & Мэри Форд (Les Paul & Mary Ford) — история песни «How High the Moon» (1951)

les_paul_001

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»

Песня «How High the Moon», записанная дуэтом Леса Пола и Мэри Форд в далёком 1951 году — конечно, хит знатный и история у него интересная. Вот только сразу перейти к ней у меня никак не получится. Слишком уж широк Лес Пол, чтобы сузить его личность до рамок просто замечательного гитариста. Этот американец внёс столько революционных инноваций в мировую музыкальную индустрию, что это заслуживает отдельного обширного рассказа.

les_paul_002
Лес Пол (9.06.1915-12.08.2009).

Свои таланты Лестер Уильямс Полфус (таково полное имя нашего героя) проявил ещё в детстве. Уже в 8 лет он научился играть на губной гармошке, а, когда переключился на гитару, то сконструировал для гармошки специальный хомут. Он крепился на шею и позволял играть на двух инструментах сразу. Изобретение Пола впоследствии стало выпускаться массово, и его можно было видеть на шеях ихнего Боба Дилана и нашего Бориса Гребенщикова.

Тогда же — в подростковом возрасте — Лес Пол сконструировал и свою первую электрогитару, приспособив для неё найденный кусок железнодорожной рельсы. Её особенностью было то, что дека гитары отныне не имела привычной полости и звук её был полностью «электрическим». Над этим инструментом Пол экспериментировал несколько лет и однажды даже, чуть было, не погиб от удара током.
В 1941 году он создал первый законченный прототип электрогитары из деревянной доски и назвал её «The Log» («Полено»). Тогда же предложить свою модель компании «Gibson» — одному из крупнейших производителей гитар. Однако там долго отнекивались и оценили новинку лишь после того, как подобные цельнокорпусные электрогитары не стали производить их конкуренты из «Fender». Так на свет появилась знаменитая марка «Gibson Les Paul», на которой играли такие виртуозы, как Эрик Клэптон и Джими Пейдж.

les_paul_003

Ещё больше инноваций Лес Пол внёс в сферу звукозаписи. В то время все инструменты приходилось записывать одновременно — сразу на матрицу диска. Пол же не хотел зависеть от посторонних музыкантов и задумался — нельзя ли прописать все инструментальные партии самому? Для этого он изобрёл технологию «Звук на звук» — т.е. стал проигрывать каждую новую партию на фоне уже записанных.
Сначала Полу приходилось делать перезаписи с помощью большого количества ацетатных дисков. Он записывал одну партию на один диск, затем под его фонограмму играл вторую партию и записывал всё вместе на второй диск и т.д. Так Пол мучился до тех пор, пока певец Бинг Кросби не подарил ему магнитофон немецкой фирмы «Ampex». Тут-то Пола и осенило — а что, если отключить у магнитофона стирающую головку? Тогда можно без труда записывать каждую новый трек сразу поверх предыдущей на одну и ту же ленту.
Оставался, правда, один существенный недостаток — любая ошибка в игре заставляла заново перезаписывать все треки. Поэтому Лес Пол не успокоился и в итоге изобрёл первый в истории восьмидорожечный магнитофон, который запустила в производство всё та же фирма «Ampex».

les_paul_004

Занимаясь техническими хитростями, гитарист не забывал о музыке. Собственно в ней он эти хитрости и воплощал. Пол играл, и как сессионный музыкант, и в составе LES PAUL TRUO, и сольно. Правда, в 1948 году его карьера гитариста оказалась под угрозой. Лес попал в автомобильную аварию и сломал правую руку — причём в локтевом суставе. К счастью врачам удалось зафиксировать кости в прямоугольном положении. Разогнуть руку Пол теперь не мог, зато мог продолжить играть на гитаре.
И уже в 1949 году музыкант выпустил свой первый хит, записанный по многодорожечной (мультитрекинговой) технологии — инструментальную композицию «Lover». Пол не только виртуозно сыграл на гитаре, но и сам прописал все 8 партий. При этом часть из них он записал, включив плёнку на медленную скорость. В результате на нормальной скорости гитарное соло звучало вдвое быстрее.

Как вы уже поняли, пение не было сильной чертой этого талантливого человека. Поэтому в 1948 году Лес Пол начинает работать с молодой гитаристкой и кантри-певицей Коллин Саммерс, для которой придумывает более эффектный сценический псевдоним — «Мэри Форд». Спустя год пара женилась и стала выступать дуэтом.

les_paul_005

В начале 1950-х Лес Пол и Мэри Форд стали одними из самых успешных американских исполнителей (их даже приглашали в Белый дом выступать перед президентом Эйзенхауэром). С 1951 по 1954 год их синглы 16 раз попадали в национальный ТОП-10. Среди самых топовых записей можно упомянуть энергичные «The World Is Waiting For The Sunrise» и «Tiger Rag», вальсок «Mockin’ Bird Hill» и знаменитую балладу «Vaya Con Dios» (не путать с одноименной датской группой).

Но, разумеется, главной «визитной карточкой» дуэта заслуженно считается песня «How High the Moon» («Как высоко Луна»), до которой мы с вами , наконец-то, добрались.

Лес Пол не был её автором. «How High the Moon» написали поэт Нэнси Гамильтон и композитор Морган Льюис – специально для бродвейского мюзикла 1940 года «Two For The Show», где эту песню исполнял дуэт Альфреда Дрейка и Фрэнсис Комсток. В том же году появились и первые записи в исполнении оркестров Бенни Гудмена (с вокалом Хелен Форрест) и Митчелла Айриса (с вокалом Мэри Энн Мерсер). Ранние версии песни заметно отличались от того, что впоследствии запишет Лес Пол. «How High the Moon» звучала, как неторопливый фокстрот с меланхоличным текстом о том, что «Луна высока, а любовь далека».

Песня полюбилась джазменам своими изысканными гармониями и быстро стала одним из популярных джазовых стандартов.

Постепенно её играли всё энергичнее, а уж Лес Пол и вовсе довёл мечтательный оригинал до стремительного ритма рокабилли (чего стоит только вступительная цепочка гитарных аккордов).

«How High the Moon» стала, наверное, самым ярким примером технических экспериментов Леса Пола — на этот раз он сконструировал песню аж из двух десятков отдельных инструментальных и вокальных треков. Правда, в технологии записи «Звук на звук» крылся существенный недостаток — при каждом наложении качество предыдущей записи заметно ухудшалось. Тогда Лес Пол решил первыми записывать менее значимые партии, а более важные оставлять напоследок.
Вот и на «How High the Moon» он сначала просто отстучал по струнам гитары ритм, сверху записал базовую последовательность аккордов, потом добавлял соло, а в самом конце прописал басовую линию и вокал Мэри. Кстати, самые большие проблемы возникли как раз с записью вокала…

les_paul_006

Дело в том, что весь процесс протекал прямо в комнате гитариста, которую он оборудовал в настоящую студию. Однако работа на дому оказалась не столь комфортной, как это может показаться. С записью электрогитары проблем не было — звук шёл прямо на пульт. Голос же, как понимаете, писался на микрофон, и здесь любой посторонний шум мог сразу всё испортить. А таких звуков в тот день хватало…
Сначала процесс прервала сирена (напротив дома располагалась пожарная часть), затем — гул пролетающих самолётов. В итоге, Мэри даже расплакалась, заявив, что не знает — хватит ли у неё сил повторить всё заново. Только-только она собралась с духом, как… сосед сверху решил принять ванну. В результате, окончательный вариант «How High the Moon» удалось закончить лишь поздно ночью, а бедной Мэри пришлось петь, укрывшись плотным одеялом — чтобы не тревожить окружающих.

les_paul_007

4 января 1951 года вымученная песня была обнародована на сингле и попала в хит-парад США на целых 25 недель (из них девять она провела на 1-м месте). Кроме того, благодаря ей, дуэт сумел возглавить и ритм-энд-блюзовые чарты, что до этого не удавалось ни одному белому исполнителю.
«How High the Moon» восхитила не только слушателей (Пол Маккартни вспоминал, что она была первой песней, которую БИТЛЗ сыграли вместе), но и звукорежиссёров. Вот что говорил звукорежиссёр Майкла Джексона — Брюс Свиден:

«До этого момента целью записи музыки было стремление зафиксировать в неизменном виде акустическое звучание биг-бэнда так, будто вы находитесь на лучшем месте в доме. Здесь не было места для фантазии, но, когда я услышал «How High the Moon», где не было ни одного живого звука, я подумал: «Таки есть надежда!»».

Справедливости ради, стоит сказать, что были свои поклонники и у другой версии «How High the Moon», исполненной в 1960 году великой джазовой певицей Эллой Фитцджеральд. Известный «скороговорщик» 1990-х Скэтмен Джон упоминал, что именно, благодаря этому исполнению, он влюбился в «скет» (скет — вокальная импровизация в джазе, когда голос служит не для передачи осмысленного текста, а играет роль музыкального инструмента).

В начале 1950-х Лес Пол и Мэри Форд завели на телевидении своё собственное шоу. Одним из гвоздей программы стало новое изобретение гитариста — «волшебный ящик Леса Пола» или «Les Pulverizer». Это действительно была коробка с несколькими лентопротяжными механизмами, на которые можно было по очереди прописывать несколько партий, а затем запускать готовую мультитрекинговую фонограмму. Причём весь процесс Лес Пол демонстрировал в реальном времени прямо на глазах публики, заявляя что-то вроде: «Мэри споёт эту песню, а «Лес Полверайзер» умножит её на 12!».

В середине 1950-х популярность дуэта резко пошла вниз — его место в чартах заняли юные исполнители рок-н-ролла. В 1964 году Лес и Мэри разводятся, после чего гитарист практически перестаёт выпускать записи. Тем не менее, почти до самой своей смерти в 2009 году Пол выходил на сцену, нередко демонстрируя всё тот же самый «волшебный ящичек» (см. видео).

А в 2010 году гитарист Джефф Бек вместе с певицей Имельдой Мей исполнили «How High the Moon» на церемонии «Грэмми» — в память о выдающемся музыканте и изобретателе.

Автор: Сергей Курий
июнь 2017 г.