Целую Ваши ручки и прочие штучки! (красота женских рук в разные эпохи)

ruki_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Красота и мода»

«Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки…»
(Анна Ахматова)

Возможно, я ошибаюсь, но в современном мире красивые женские руки уже не в той цене, в которой были раньше. Нет, женщины до сих пор продолжают их холить и лелеять. Хотя бы потому, что руки наряду с шеей практически лишены жировой прослойки, имеют очень тонкую кожу и соответственно быстрей всего «стареют». Можно залить ботоксом лицо, накачать силиконом грудь, но глянешь на кисти — и видно, что даме уже далеко не восемнадцать.
Однако нынешнее отношение к женским рукам нельзя сравнить с тем, восторгом, который они вызывали каких-нибудь 100-150 лет назад, когда являлись настоящим фетишем.

Интересно, что критерии идеальной женской кисти в течении многих веков оставались одними и теми же. Она должна быть узкой, с длинными пальцами, ухоженными ногтями и главное — нежной и белоснежной кожей. Именно по рукам легко можно было отличить изнеженную барышню от работящей крестьянки (недаром слово «белоручка» стало у крестьян синонимом «лентяйки»).

ruki_03

Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»:
«Она посмотрела на свою ладонь и впервые за этот год увидела ее по-настоящему. Холодный ужас сжал ей сердце. Это была рука незнакомки, а не Скарлетт O’Хара — у той рука была мягкая, белая, с ямочками, изнеженная и безвольная. А эта была загрубелая, потемневшая от загара, испещренная веснушками. Сломанные ногти неровно обрезаны, на ладони — твердые мозоли, на большом пальце — полузаживший нарыв. Красный шрам от кипящего жира, который брызнул ей на  руку  месяц тому назад, выглядел страшно и уродливо».

Признаком знатности мог считаться и маникюр (в широком смысле — уход за ногтями, а в узком — их отращивание и раскрашивание). Ногти красили уже древние египтянки (в самый красивый, по их мнению, цвет — зелёный).
Однако самый настоящий культ ногтей наблюдался в Китае. Знатные китаянки не только красили их в красный цвет, но и отращивали, как можно, длиннее. Так ногти китайской императрицы Цыси достигали 20 см. Лишь во время Ихэтуаньского восстания 1900 года ей пришлось их остричь, чтобы сбежать из города незамеченной.
Китаянки, которым с ногтями не повезло, удлиняли их, наклеивая полоски рисовой бумаги. А чтобы уберечь ногти от повреждений, на них надевались некие подобия наперстков.

ruki_02

В средневековой Европе также ценились узкие белые кисти, однако ногти не отращивали и не красили, а только полировали — для блеска. Тогда же в одежде европейских знатных дам впервые появляются рукава и белые льняные перчатки (до XII века перчатки использовались либо для сельскохозяйственных работ, либо в бою).
Что касается рукавов женского платья, то они были очень узкими и длинными. В районе запястья они могли расширяться, скрывая часть кисти, или даже свисать до пола. Длинные рукава были ещё одним символом знатности, свидетельством того, что их обладатель не занимается «низким» физическим трудом (отсюда и выражение «работать спустя рукава», т.е. плохо).
Часто длинные рукава с разрезом носили поверх узких, или вообще лишь слегка пришивали. Дело в том, что в моду входило куртуазное поклонение «Прекрасной Даме», и дамы частенько отрывали рукав и вручали своему рыцарю, как знак благосклонности.

Вольфрам фон Эшенбах «Парцифаль» (XIII век):
«Когда портные платье сшили,
Князь с княгинею решили
Не пришивать один рукав,
Чтоб, рыцарю его отдав,
Снабдить героя талисманом…
Вам не должно казаться странным
Решенье это…»

ruki_04

Именно в «куртуазную» эпоху возникла и традиция целовать даме руку. Первоначально руки целовали либо папе Римскому, либо своему сюзерену — мол, я ваш покорный слуга. Ну, а теперь, значит, «служить» стали ещё и даме.
Наибольший размах целование женских рук приобретёт в XIX веке. Тогда же был выработан и подробный этикет этого ритуала. Хватать руки и осыпать их поцелуями могли позволить себе лишь очень близкие знакомые — и то, желательно, не на людях. В остальных случаях дама должна была сама протянуть мужчине руку, а тот целовал не само запястье, а лишь воздух над ним. К руке надо было склоняться, а не подносить её к губам (последнее считалось моветоном, хотя сегодня встречается сплошь и рядом).

И. Одоевцева «На берегах Сены»:
«… Бунин …направился прямо к расположившейся на диване Тэффи, поклонился ей и громко произнес, целуя обе её руки:
— Надежда Александровна! Целую ручки и прочие штучки.
На что Тэффи, не задумываясь, радостно и звонко воскликнула:
— Ах, спасибо, Иван Алексеевич, спасибо! Спасибо за штучки. Их давно уже никто не целовал!»

ruki_05
Деннис Тэтчер (муж Маргарет Тэтчер) целует руку Нэнси Рейган — жене Рональда Рейгана. 1988.

Но вернёмся к рукавам, которые в эпоху Возрождения становятся особенно нарядными и изысканными. В районе плеч они часто расширяются в, так называемые, буфы (от фр. bouffer — «надуваться»).

ruki_06

Особую популярность у обоих полов приобретают рукава с разрезами (как поперечными, так и продольными). В этом не было ничего «хипповского» — наоборот, знатные люди хотели похвастаться белоснежными нижними сорочками — недавно вошедшими в обиход и очень дорогими. Такие рукава обычно не пришивались, а пристёгивались или привязывались. Порою они вовсе состояли из отдельных частей, соединённых лентами, цепочками или булавками.

ruki_07

В XVI веке буфы становятся всё шире, придавая женской фигуре грандиозность, характерную для эпохи барокко. В 1566 году на официальной церемонии в Оксфорде Елизавета I дополняет их длинными перчатками, доходящими до локтя. В течение XVII века рукава то расширяются по всей длине (сплошной буф до манжеты), то снова укорачиваются.

ruki_08

К XVIII веку, с наступлением эпохи рококо, в моду входит новый тип рукава — плотно облегающий руку до локтя, а ниже резко расширяющийся. Ниспадающие колоколообразные манжеты украшаются кружевами.

ruki_09

Пришедшая на смену рококо, эпоха ампира подражает античности, поэтому рукав либо вовсе исчезает, либо представляет собой короткий буф у самого плеча.
Подобное оголение рук тут же приводит к появлению чрезвычайно длинных перчаток, доходящих порой до подмышек. Так как в моде «воздушный» женский облик, то и перчатки шьются исключительно из лёгких тканей — тюля, кружева, тонкого льна.

ruki_10

Тогда же популярность приобретают и митенки — перчатки с открытыми пальцами, сочетающие практичность с требованиями моды. Зимой руки традиционно прятали в меховые муфты.

ruki_11

В 1820-е годы рукав вновь удлиняется. От запястья до локтя он узкий, зато у плеча достигает прямо таки катастрофической ширины. Недаром подобный рукав тут же насмешливо прозвали «жиго» (фр. «бараний окорок»). Подобный фасон был призван подчеркнуть тонкую талию и довести до максимума модный силуэт «песчаных часов».

ruki_12

Чтобы поддержать форму таких рукавов приходилось носить, набитые пухом, подрукавники, или делать жёсткий каркас. Иногда ширина жиго была соизмерима с ростом женщины, и модницы могли пройти в дверь только боком. Одни мужчины над подобными рукавами потешались, другие — ими восхищались.

Н. Гоголь «Невский проспект» (1835):
«А какие встретите Вы дамские рукава на Невском проспекте! Ах, какая прелесть! Они несколько похожи на два воздухоплавательных шара, так что дама вдруг бы поднялась на воздух, если бы не поддерживал ее мужчина; потому что даму также легко и приятно поднять на воздух, как подносимый ко рту бокал, наполненный шампанским».

ruki_13

В 1840-х жиго выходят из моды. По «закону маятника» их сменяют рукава узкие по всей длине, затем рукава-«пагоды» (узкие и присобранные у плеча, а книзу расширяющиеся — иногда с разрезом), затем — вновь узкие. И, наконец, в конце XIX века реванш опять берут огромные буфы, на пошив которых порой уходило до 2,5 метров ткани.

ruki_14
«Куда уж Вам, барышня, с этими широкими рукавами не пройти через эти узкие ворота!» (карикатура конца XIX века).

Что касается перчаток, то в XIX веке вокруг них складывается настоящий культ. Они стали не просто деталью одежды, а ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ деталью одежды — их носили все приличные люди, не исключая школьников и детей.
Появляться на публике с обнажёнными руками считалось неприличным. Соответственно, дамская кисть стала играть роль эротического фетиша. Недаром французский поэт XIX века Теофиль Готье писал, что его эпоха «волновалась при виде высунутой ноги, или тесно облегающей перчатки». А Оноре де Бальзак даже написал целое эссе «Изучение нравов общества по перчаткам», где дама рассматривает перчатки и, подобно Шерлоку Холмсу, определяет по их виду и фасону привычки, общественное положение и характер обладателей.

ruki_15

В цене по-прежнему аккуратная дамская кисть, поэтому, чем туже сидела перчатка, тем лучше. Придать руке особо изящную форму и гладкость лучше всего помогала лайка — тонкая, мягкая и тягучая кожа. Надеть лайковые перчатки было нелегко — для этого даже использовали специальное приспособление в виде прищепки. Одни, чтобы облегчить процесс, немного растягивали щипчиками кожу заранее, другие — посыпали кожу специальной пудрой. Пуговички и петельки на перчатках тоже приходилось застёгивать с помощью особого крючочка.
Стоит ли говорить, что за красоту приходилось платить нарушением кровообращения. Руки потели, немели, поэтому даже «одетыми» мёрзли  зимой. Сняв перчатки, дамам приходилось некоторое время трясти руками, чтобы вернуть им нормальный кровоток.

ruki_16

Снимать перчатки на людях было не только неприлично, но и затруднительно. Поэтому дамы облачались в них дома ещё перед выходом.
Снимали эту деталь туалета очень редко: во время игры в карты, музицирования на пианино и трапезы (как добавлял автор «Советов по этикету» 1837 года, «если только их руки не настолько ужасны, чтобы скрывать их от чужих глаз»). По окончании процесса перчатки нужно было сразу же надеть.
Понятно, что браслеты, перстни и кольца обычно носили поверх перчаток. Лишь обручальное кольцо обязательно надевалось на голую руку. Поэтому перед алтарём правые перчатки снимались и передавались подружке невесты. Этот обычай сохранился и по сей день.

Чистота перчаток была ещё одним важным элементом приличия в XIX веке. Так как в ходу были перчатки светлых оттенков, то считалось, что одну пару можно надеть не более одного раза (настолько быстро терялся их достойный вид). Как говорили тогда: «Белоснежные перчатки были знаком того, что человек делает всё от себя зависящее». Неудивительно, что богатые люди меняли перчатки по 5-6 раз в день (откуда и пошло выражение «менять, как перчатки» — т.е. часто) и заказывали их сразу целыми коробками.

ruki_17

Мужчины должны были обязательно снимать перчатку при рукопожатии, дамы — нет. Поцеловать обнажённую кожу женской руки, отогнув край перчатки, было дозволено только близким людям и друзьям. Если же дама давала мужчине для поцелуя полностью обнажённую руку — это значило очень и очень многое. При этом между самими женщинами подавать на прощание руку без перчатки считалось вполне позволительным.

Постоянное присутствие перчаток превратило их в своеобразные  «семафорные» флажки. Дамы могли, не раскрывая рта, выразить свою благосклонность или неприязнь к собеседнику.
Так «нечаянно» оброненная перчатка означала «да». Если падали обе перчатки, это было равносильно признанию в любви. Если дама хотела сказать «нет», она теребила перчатки рукой, досаду и неудовольствие выражала сильным ударом перчатками по руке, а свою ненависть демонстрировала выворачиванием перчаток на изнанку. Шутливый удар перчатками по левому плечу означало «Не уходите», накручивание их на палец — «За нами следят», нежное поглаживание — «Хочу быть с вами, хочу с вами поговорить», а похлопывание по подбородку — «Я люблю другого».

ruki_18

Всё изменилось в революционные 1920-х годах, когда перчатки неожиданно почти полностью вышли из моды. Тогда же появились и коктейльные платья, полностью лишённые рукавов. Если раньше загорелые руки считались уделом простонародья, то теперь, напротив, загар стал очень модным. Он говорил о том, что женщина ведёт активный спортивный образ жизни и посещает курорты.

ruki_19 

Однако с середины 1930-х мода на длинные перчатки возрождается и достигает пика в 1940-50-е годы. Произошло это благодаря шикарным голливудским кинодивам, а также модельеру Кристиану Диору, который привязал эту деталь туалета к своему «Новому образу».

ruki_20

Длинные перчатки можно видеть на руках Риты Хейворт (в к-ф «Гильда» 1946 г.), Одри Хепберн (в знаменитом «Завтраке у Тиффани» 1961) и Мэрилин Монро (именно в перчатках и платье цвета фуксии она исполняет песню про «лучших друзей женщины — бриллианты» в к-ф «Джентльмены предпочитают блондинок» 1953 г.).

ruki_21

После Второй Мировой войны перчатки вновь стали атрибутом приличной дамы — теперь они были доступны почти всем слоям населения. Нередко их делали из того же материала, что сумочку и платье.
Правда, дамский этикет стал более щадящим. Женщина приходила на «коктейльную» вечеринку в перчатках, но потом могла сразу их снять и носить в руках.

Однако пришли 1960-е годы, и бунтующая молодёжь объявила эту деталь гардероба «буржуазной» и устаревшей. С этого момента перчатки окончательно теряют свой «культовый статус» и становятся, прежде всего, утилитарной вещью. Особо шикарные перчатки стало принято надевать лишь на светские рауты, церемонии, званые обеды, правительственные приёмы — да и то далеко не всегда.

ruki_22
Актер Том Хэнус с женой Ритой Уилсон (1989).

Рукава в ХХ веке также утратили то декоративное самоценное значение, которое было характерно для предыдущей эпохи. В 1940-е очередной расцвет пережили рукава-буфы, которые у нас прозвали «фонариками» (после этого они вернулись в моду лишь в 1980-е — см. свадебное платье принцессы Дианы). В те же сороковые и восьмидесятые был популярен покрой «летучая мышь», возникший ещё в начале века под влиянием восточной моды. А в 1970-е в ходу были короткие «порхающие» рукава, ниспадающие с плеча волнами.
Впрочем, со второй половины ХХ века разные фасоны могут сосуществовать одновременно и быть одинаково модными.

ruki_23
Рукав-«фонарик» и рукав «летучая мышь».

ХХ век — это также и век расцвета маникюра. В XIX веке за ногтями ухаживали, но отращивать и красить их считалось вульгарным. Собственно, и надёжные лаки для ногтей появились лишь в 1920-е годы после изобретения краски… для автомобилей (до этого лак держался на ногтях не дольше дня). Первые лаки были красными и розовыми, а маникюр «лунным» (с неокрашенными лункой и кончиком ногтя). В 1930-е незакрашенной оставляли уже одну лунку. Тогда же зарождается традиция сочетать лак и помаду одного оттенка. В 1950-е появляются надёжные накладные ногти из акрила.

Если с 1940-х годов популярны яркие длинные овальные ногти, то в 1960-е маникюр становится «спокойнее»: короче и приглушённее. В первой половине 1970-х в моде в моде прямоугольная форма ногтей с острыми углами, во второй половине 70-х — их форма закругляется, а длина растёт.
В 1978 году Джеф Панк изобретает знаменитый «французский маникюр», когда кончики ногтей окрашиваются в белый цвет, а остальная часть покрывается лаком естественных оттенков. Говорят, произошло это по просьбе голливудских актрис, которые устали перекрашивать ногти перед каждой новой сценой и попросили придумать маникюр, подходящий любой одежде.

ruki_24

В «крикливые» 1980-е популярность обретают лаки ярких кислотных оттенков — от фуксии до ярко-жёлтого. В 1990-е в обиход входит, ранее «маргинальный», чёрный лак. А уж в 2000-е над ногтями экспериментируют, кто во что горазд. Распространяется целое искусство раскрашивания ногтей узорами и картинками — нейл-арт. При этом особо ленивые могут обойтись специальными «переводками».

Анекдоты:

Звонок телефона. Трубку снимает маленький мальчик.
— Здравствуй, Васенька, позови, пожалуйста, маму.
— Она не может подойти. Она совершенно беспомощна.
— Неужели заболела?
— Нет. У нее маникюр еще не высох.

Хороший маникюр может украсить не только руки женщины, но и лицо  мужчины!

Сделала маникюр, пошла кушать готовить, заодно почистила раковину, разморозила холодильник, помыла полы… пойду теперь маникюр сделаю…

Девушки, если бы у вас был выбор: мир во всем мире или не облезающий маникюр, то какой цвет лака вы бы выбрали?

Макияж… маникюр… педикюр… эпиляция… Эээх!!!
А в детстве — завязала бантик на голове… и уже КРАСАВИЦА.