Автор статьи: Сергей Курий
Статья из рубрики «Культурная зоология»
Только собаку люди приручили раньше, чем овец и коз. Считают, что этих копытных одомашнили ещё 8-9 тысяч лет назад на территории Передней Азии, где в изобилии водились их дикие предки.
Скотоводство и земледелием коренным образом изменило человеческую цивилизацию – привело её к расцвету и, как бы сказали сейчас, резко повысило уровень жизни.
Козы и овцы олицетворяли достаток, постоянное свежее мясо и молоко на столе, поэтому профессия пастуха поначалу была совсем незазорной. Пастухами были многие авторитетные ветхозаветные персонажи — Авель, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей и даже сам царь Давид.
Чем же приглянулись людям именно козы и овцы? Множество достоинств досталось им в наследство они от предков, живущих в горах и привыкших к спартанским условиям. Отсюда — неприхотливость, как к погодным условиям, так и в пище. Овцы способны найти, что поесть, там, где уже паслись кони и коровы. А вот после овец и коз пастись уже будет некому, ибо траву они съедают «под самый корешок».
Эти копытные привыкли к засухе, воды потребляют немного. Они выносливы, редко болеют, легко переносят холод и боятся, разве что, сырости. Недаром овцы прекрасно разводятся в засушливых и полупустынных районах. Доказательство тому — Австралия — страна рекордсмен по овечьему поголовью.
Благодаря знаменитой покорности овец, один пастух может управлять даже огромным стадом. У коз, правда, норова не занимать, но зато они сообразительны и быстро дрессируются.
Остальные достоинства очевидны. Во-первых, молоко (а, следовательно, и сыр). Кстати, овечье молоко вдвое жирнее коровьего. Что касается козьего молока, то вкус и запах у него, конечно, специфические, но к этому быстро привыкаешь. Зато оно очень богато витаминами, гипоаллергенно и легко усваивается. При необходимости, им даже кормят грудных младенцев (правда, специалисты не рекомендуют поить грудничков одним только чистым козьим молоком — уж слишком оно жирное).
Второе достоинство коз и овец — мясо. Правда, в Европе козлятину на рынках и в магазинах обычно не встретишь, зато в Америке, Азии и Африке — это обычное блюдо. Единственное условие — нужно забивать козлов не старше одного года, иначе мясо будет жёстким и вонючим.
Ну, а баранина и шашлыки из неё в представлении не нуждаются. Кроме того, отдельные породы овец дают т.н. курдючный жир, который славен тем, что медленно портиться и не застывает при комнатной температуре.
Иногда пишут, что курдюк — это ожиревший овечий хвост. Это неправильно, хотя породы длинножирнохвостых овец действительно есть. В старину их длинный и тяжёлый хвост нередко «ехал» позади овцы на специальной тележке.
Длинножирнохвостая овца на картине XVII века.
Что касается курдюка, то так называют жировые отложения у основания хвоста — фактически на ягодицах. Подобные отложения тоже отрастают солидными — 5-10 (а в редких случаях и 30) кг.
Конечно, не забудем мы и о шерсти. Даже здесь козы тоже сумели отличиться. Взять, хотя бы, мохер — шерсти, которую получают с годовалых представителей породы ангорских коз. Изделия из мохера зимой греют, летом холодят — при этом они прочны, огнеустойчивы и обладают особенным блеском (недаром мохер сравнивали с бриллиантом).
Что касатся знаменитых кашемирских шалей, то их делают из шерсти кашемирских (от области Кашмир) коз. Хотя, если быть точным, это, скорее, не шерсть, а длинные волосы.
Что уж говорить об овечьей шерсти! Есть даже такая загадка: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан». Все мы слышали и об «овчине» (изделия овечьей шерстью внутрь), и о каракуле (шкурки новорождённых ягнят каракульской породы). Но самую популярную шерсть — руно — дают тонкорунные овцы. Лучшей породой среди тонкорунных овец считаются мериносы, которых в больших количествах разводят в Австралии и Новой Зеландии.
Один новозеландский меринос по кличке Шрэк даже стал в апреле 2004 года звездой телеэфира. Популярность ему принесло завидное непослушание — однажды он сбежал из стада и пропал на целых… шесть лет! Если вспомнить, что мериносов положено стричь раз в год, можете представить, как выглядел Шрэк, когда его нашли. Этот огромный клубок шерсти отвезли на ТВ и в прямом эфире устроили грандиозную стрижку. После её окончания Шрэк превратился в небольшого барашка посреди шерстяной кучи, которая весила 27 кг!
Баран Шрэк, который не стригся шесть лет!
Как известно, овцы дают преимущественно белую шерсть, которую при желании можно легко окрасить. Хотя ген белой шерсти у овец является доминантным, периодически в стаде рождаются ягнята нежелательной чёрной окраски. Отсюда происходит и популярная английская идиома»black sheep» (буквально — «чёрная овца»). Однако так её обычно не переводят. Дело в том, что «black sheep» — это не полный аналог нашего выражения «белая ворона» (т.е. кто-то непохожий на остальных), а некий изгой-урод, к которому общество настроено исключительно враждебно. Недаром в старину англичане называли чёрных ягнят «помеченными дьяволом».
Более подходящий русский аналог — «паршивая овца». Именно так переводят название рассказа Р. Киплинга «Baa, Baa, Black Sheep» («Ме-е, паршивая овца»), посвящённый тяжёлым годам, который писатель провёл в детском пансионе.
Название «Black Sheep» носит и новозеландский ужастик 2006 года, в котором кроткие овцы в результате генетических экспериментов превращаются в кровожадных убийц.
Овца-людоед из к-ф «Паршивая овца» 2006 г.
Иван Крылов, «Крестьянин и Овца»:
Крестьянин говорит: «Такого-то числа,
Поутру, у меня двух кур не досчитались:
От них лишь косточки да пёрышки остались;
А на дворе одна Овца была».
Овца же говорит: она всю ночь спала,
И всех соседей в том в свидетели звала,
Что никогда за ней не знали никакого
Ни воровства,
Ни плутовства;
А сверх того она совсем не ест мясного…
А ведь в истории английского овцеводства действительно были… кровавые страницы. Речь, конечно, идёт о практике «огораживаний», которая приобрела широкий размах в XVI веке. Именно в это время торговля овечьей шерстью стала приносить английским феодалам огромные доходы (Англия была главным поставщиком для фламандских сукноделов). Тут-то богачи и начали захватывать луга и пастбища, которые раньше были общинными, и огораживать их. Говорят, что иногда под это дело сносили целые деревни.
Крестьяне массово разорялись и превращались в нищих бродяг — т.н. пауперов.
Правительство разобралось с этой проблемой весьма показательным способом — вместо того, чтобы урезонить феодалов, приняло закон… против бродяжничества. Несчастных отлавливали, клеймили, а уж в следующий раз — без затей казнили. Потом придумали работные дома, жизнь в которых казалась беднягам немногим лучше виселицы.
Томас Мор, «Утопия» (1516):
«О овцы, такие ручные и неприхотливые в еде. Они становятся настолько жадными и необузданными, что поглощают самих людей, опустошают и делают безлюдными поля, дома и города».
Невиданная жестокость английской «индустриализации» принесла множество жертв, но вместе с тем и такие барыши, что в память об этом лорд-канцлер английского парламента до сих пор восседает на мешке, набитом овечьей шерстью…
История козоводства тоже не была идиллической. Я до сих пор помню следующий детский стишок В. Берестова:
В дверь вошло животное,
До того голодное:
Съело веник и метлу,
Съело коврик на полу,
Занавеску на окне
И картинку на стене,
Со стола слизнуло справку
И пошло опять на травку.
Козы, действительно, без сомнений едят всё, что имеет растительное происхождение — в том числе окурки, верёвки, бумажки. Коза одного моего соседа умудрилась даже сожрать нейлоновые колготки его жены — правда, этого надругательства козий желудок не выдержал…
Такая неразборчивость в еде казалась людям на руку. Даже бедная семья могла содержать козу — мол, сама найдёт, где покормиться. Вот козы и кормились. Сперва съедали всю траву, потом побеги и кусты, затем дочиста обгладывали кору деревьев. Лишившись удерживающей растительности, плодородный слой земли выдувался…
Сегодня это трудно представить, но ранее на территории Турции, Греции, Крита и Северной Африки шумели зелёные леса. Теперь там полупустынная местность. Так что крылатое выражение «Козы съели Грецию (вариант — Оттоманскую империю)» — далеко не преувеличение…
Автор: Сергей Курий
январь 2015 г.
Козлы и бараны в зоологии, мифологии и культуре, ч.1 — Как отличить козу от овцы?
Козлы и бараны в зоологии, мифологии и культуре, ч.3 — Почему надо «отвечать за козла»?