КИНО — «Мои Друзья» (В. Цой)

Входит в альбом «45» (1982)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
Ответы В. Цоя на записки. Ленинград. 344 школа. 1988 г.:

— Когда и как вы написали свою первую песню?

— В 19 лет, это была песня «Мои друзья».

.

***
А. Рыбин «Энциклопедия КИНО. Том 2: Имена и названия»:

Песня, написанная в 1981 году за 10 минут и сразу же ставшая классикой. Именно эта песня вызвала интерес Бориса Гребенщикова к Виктору и подтолкнула его к знакомству с Цоем. «Мои друзья» можно считать эпиграфом — как музыкальным, так и текстовым ко всему творчеству Виктора. Входит в альбом «45» и различные концертные и студийные сборники.

.

***
Из интервью с В. Цоем, газета “ГОРИЗОНТ – ОРКЕН”, 1989:

– Когда вы сочинили свое первое стихотворение? Можете ли сейчас воссоздать его по памяти, начитать?

— Я никогда не пишу стихотворений. Я пишу песни. Первая из них, я написал ее еще для первого альбома, называлась “Мои друзья”.

.

***
Максим Пашков, «Woman’s Day», 2015:

Жили мы в ту пору весело, пива и портвейна тоже хватало, – вспоминает начало восьмидесятых петербургский музыкант и близкий друг Цоя Максим Пашков. – Могли собраться компанией и голышом загорать в Парке Победы, это на юге Петербурга, у родителей Цоя там квартира была по соседству. Милиция за нами охотилась. В отделение могли забрать просто за внешний вид, мы же все были панками: торчащие волосы, зеленые губы. Хотя и среди нас Витя выделялся: он называл себя хиппи-панком и всегда носил длинные волосы и булавку в галстуке. Милиционерам это не нравилось. Мы постоянно от них бегали. Однажды нас всех взяли, а Цой спасся: прыгнул в подземный переход на Невском проспекте – с самого верха, сломал ногу, но добрался домой. Потом ходил с палочкой.
Нам было 12 лет, когда мы познакомились. Собственно я и учил Витю играть на гитаре. Первые аккорды ему показал отец Роберт Максимович, но получалось у Цоя не очень. Сначала мы думали, что станем художниками, но потом по уши провалились в рок-н-ролл. Я создал группу «Палата № 6», пригласил в нее Цоя. А так как на бас-гитаре всего четыре струны, мы подумали, что ее Вите будет проще освоить. Купили в комиссионке инструмент за 40 рублей. И началось. Хотя первое время сочинял и пел только я. Он иногда предлагал свои рифмы ну и гитарные пассажи какие-то.
И, конечно, я помню, как Витя, волнуясь, исполнил мне свою первую песню. Он очень быстро краснел, просто мгновенно ставился бордо. А тут раз – и песня! Мне она сразу понравилась.

.

***
А. Панов, 1991:

А Витя больше читал классику, точно могу сказать. После того случая его прорвало, как-то раз приходит, играет новую — она есть в первом альбоме: «Мои друзья всегда идут по жизни маршем.» Это его, если не вторая, то третья песня вообще. А ее довольно тяжело сделать, настолько все музыкально накручено. Помню, он говорил: мне, мод нравится что мы все у тебя встаем и с похмелья идем к пивному ларьку, даже зубы не чистивши. Не знаю, в чем здесь романтика, но очень многие так говорят.

.

***
А. Рыбин «КИНО с самого начала», 1991:

Обычно Цой был молчалив, но не загадочен — на лице у него всегда было написано то настроение, в котором он находился в данную минуту, одобряет он что-то или нет, нравится ему что-то или вызывает отвращение. Он был настоящим наблюдателем по своей натуре и никогда ничего не усложнял, наоборот, любую ситуацию он раскладывал по принципу «хорошо — плохо», и не от недостатка ума, а от желания, докопаться до сути происходящего. Выражаясь фигурально, он был гениальным фотографом — схватывал ситуацию, а потом показывал ее нам в том свете, при котором она была сфотографирована, ничего не прибавляя и не отнимая. Так он однажды зафиксировал всех нас и себя тоже и проявил за двадцать минут — мгновенно, на одном дыхании написал, как мне кажется, лучшую свою песню — «Мои друзья».
Вся наша жизнь того периода была в этой песне, здесь была и прекрасная музыка, и наше беспредельное веселье, и за ним — грусть и безысходность, которая тогда была во всем. Безысходность — главное состояние начала восьмидесятых. Хиппи еще кричали, мы, мол, прорвемся, мы. мол. наш, мол, новый мир построим, мы там всем любовь устроим, мы там к Богу всех пристроим. еще Гена Зайцев командовал сам себе: «Флаги достать!» и вытаскивал из-под воротника свой длиннющий «хаер», как хиппи называли волосы, еще надеялись на какую-то рок-революцию, что вообще было полным бредом.
И мы в 81-м чувствовали эту безысходность, может быть, не верили в нее, но чувствовали. Потому и были АУ и остальные панки и битники такими, какими они были. И Цой спел об этом — это была первая песня про нас, первый серьезный взгляд на нашу жизнь. Это было грустно ровно настолько, насколько это было грустно в жизни.

.

***
Б. Гребенщиков, «АИФ» №32 от 11 августа 2010:

Это неправда, что я открыл Витьку широкой публике. Его не надо было открывать — он существовал сам по себе. К тому времени, когда мы с ним случайно встретились в электричке (году в 81-82-м), он уже был состоявшимся музыкантом. Он спел мне пару своих песен, одна из которых была «Мои друзья идут по жизни маршем». С одной стороны, это абсолютный наив, с другой, — чутьё языка, игра словами и всё остальное выдавали в нём большого музыканта. Он — абсолютный гений простоты, ясности и искренности. Так, как он, в России никто не писал. Уже тогда, когда он был ещё совсем юношей, я однажды сказал ему: «Мы отодвинемся в тень, а вы будете главной группой России». Он не верил, смеялся — думал, что я шучу.
У Витьки с эрудицией было всё в полном порядке. Он не был необразованным корейским мальчиком из ПТУ. Он как раз-таки был мудрецом. Цой много читал. У меня с ним никогда не было проблем в общении — он был человеком немногословным, но мудрым уже в юности.
В общении с прессой он не обнаруживал свою эрудицию, потому что ему это было не нужно. Он считал безнравственным показывать её. Витька писал идеально просто, но почти в каждой песне у него есть фраза, от которой шерсть становится дыбом и прошибает холодный пот. Я поэтому и зажёгся, когда услышал в одной из его первых песен: «Мои друзья идут по жизни маршем, и остановки только у пивных ларьков». Потому что организм чувствует — вот это правда. Это настоящее и, как настоящее, верно до сих пор. Если послушать ту пошлятину, которую гонят сегодня 99% людей, включая самых лучших, и взять одну песню Цоя, она будет как святая вода. А святая вода всегда актуальна.

.

***
Из интервью с А. Троицким, программа «Содержание» на Финам.FM, 15.08.2010:

ТРОИЦКИЙ: …тогда же он спел уже одну из своих классических песен. Я думаю, это была первая из его известных песен, им написанных, еще до «Алюминиевых огурцов», это была песня «Мои друзья всегда идут по жизни маршем, и остановки только у пивных ларьков». Кстати говоря, именно эту песню я процитировал Гребенщикову, когда рассказывал ему о Цое. Имеется такая популярная легенда, что они с ним познакомились, и Боря вообще не знал, кто это такой. Это все фигня, на самом деле. Я тогда, уже после этого тура, поехал в Питер, я там жил у Бори на Алтайской улице, а Панов отмечал свой день рождения в ресторане под названием «Трюм». Это был самый беспредельный день рождения.

ЛИПНИЦКИЙ: Мы были вместе.

ТРОИЦКИЙ: Самый отвязный рок-концерт, который я в жизни видел. И я Борю на этот концерт приглашал, но Боря как-то так воздержался, поостерегся, сказал: «Нет, что я туда пойду, я там никого не знаю», – и так далее. Я к нему вернулся, все рассказал про этот концерт, в частности и про Цоя я говорил, что они не все такие жуткие хулиганы, как ты боишься. Там есть такой парень, кореец, он пишет очень даже артикулированные песни, и процитировал ему: «Мои друзья всегда идут по жизни маршем, и остановки только у пивных ларьков». Боря сказал: «Ну, интересно, интересно». Еще где-то через пару месяцев после этого состоялась их историческая встреча.

.

***
Виталий Калгин «Виктор Цой» (из серии «ЖЗЛ» — М. Молодая гвардия, 2015):

По легенде, 21 марта 1981 года, на Крестовском острове, в ресторане «Трюм», на дне рождения Андрея Тропилло, Цой впервые исполнил «Моих друзей» на публику. На самом же деле Цой выступал 22 марта, причем уже в ресторане «Бриг», на улице Чайковского, 17, поскольку 21 марта «АУ» в ресторане «Трюм» попросту не выступали.

Евгений Титов: 21 марта дирекция «Трюма» вообще всех выгнала. И как раз из-за поведения «Свиньи» и его товарищей. С самого начала они шокировали всех приходящих тем, что при входе имитировали акт коллективной мастурбации, то есть трясли причиндалами на всех входящих гостей и все в таком духе. Дирекция хотела сразу вызвать ментов, а самого именинника, Тропилло, не было, он только после 9 вечера приехал, когда уже ничего не происходило и «Свинья» с компанией уже свалил оттуда. И тогда Тропилло, которому было обидно, что он пропустил все «веселье», договорился с рестораном «Бриг» на следующий день, и всех, кто был в «Трюме», пригласил туда. И вот там уже как раз и был концерт. Мне Тропилло рассказывал, что гости были очень недовольны. Спрашивали, куда ты нас пригласил, и что это за дебилы были вчера? Но он сам этого не видел, и ему было обидно. Потому он раскошелился на второй день банкета, чтобы уж точно ничего не произошло.

Как упоминает Евгений Титов, Тропилло действительно опоздал на свой день рождения. В тот вечер ему пришлось задержаться на концерте группы «Мифы» во Дворце молодежи, где он выполнял обязанности звукорежиссера. Пропустив из-за этого все самое интересное, Тропилло, разумеется, решил повторить и на следующий день арендовал зал ресторана «Бриг», где, собственно, уже и играли все желающие поздравить юбиляра. Кстати, сохранилась фотография с этого концерта, сделанная Валентином Барановским, талантливым фотографом, в ресторане «Трюм». Молодой, с небольшими юношескими усиками Цой сидит вытянув ноги, рядом с дурачащимся Пановым и приятелями.
Исполненная Цоем песня так подействовала на присутствовавшего там Троицкого, что тот потом везде о ней рассказывал, в том числе сообщил и Борису Гребенщикову, предрекая: «Вот та молодая шпана, что сотрет вас с лица земли».
По словам Рыбина, БГ, будучи уже тогда мэтром рок-музыки, совершенно не воспринял всерьез слова Троицкого, но уже при следующей встрече БГ, ехавший вместе с Цоем в электричке из Петергофа, был просто поражен талантом и искренностью юного музыканта.

Виктор Цой:
Конечно, БГ. Знакомство с ним — это вообще мистика. Ехали вместе в электричке… Кажется, в электричке. Он услышал, как я пою, и сам подошел, предложил помощь. Если бы я не знал БГ, не слышал о нем, то, наверное, испугался бы такого напора. Мне было тогда лет 17. Было у меня песни три написано, в общем, только-только начинал. И мы встретились в ресторане, на каком-то дне рождения. Там я спел «Мои друзья». Познакомились, но довольно долго не встречались. Потом был концерт «Аквариума» в университете, на обратном пути в электричке и попел еще несколько песен. Потом опять какой-то день рождения, и тут разговор — добрые слова Бориса, обещания помочь нам…

.

***
Виталий Калгин «Виктор Цой. Последний герой современного мифа»
(М: Рипол Классик. 2016):

Поскольку исполненный в Москве «Вася» никого не впечатлил, Цой продолжил работу по сочинению новых песен, и чуть позже рождается его новая песня, ставшая, по сути, своеобразной визитной карточкой, – «Мои друзья».

Андрей Панов:

После того случая его прорвало, как-то раз приходит, играет новую – она есть в первом альбоме: «Мои друзья всегда идут по жизни маршем…»
Это его если не вторая, то третья песня вообще. А ее довольно тяжело сделать, настолько все музыкально накручено. Помню, он говорил: мне, мол, нравится, что мы все у тебя встаем и с похмелья идем к пивному ларьку, даже зубы не чистивши. Не знаю, в чем здесь романтика, но очень многие так говорят. Потом еще песню сочинил, потом еще. Хорошие вещи. Они нигде не записаны…

Михаил Дубов, музыкант группы «Автоматические удовлетворители»:

Кстати, у меня на хате происходила премьера первой цоевской песни «Мои друзья всегда идут по жизни маршем» в 1981 году… Ко мне тогда завалилась вся тусовка во главе с Андрюхой, Витей, Артемом и т. д., предки откровенно ох… ли…
Евгений Титов:
«Мои друзья» вообще про «Свинью» и его квартиру, когда Цой почти каждый день там тусовался в 1980-1981-м, и пивной ларек на проспекте Космонавтов еще недавно стоял на том же месте…
По легенде, 21 марта 1981 года в питерском ресторане «Трюм», на дне рождения Андрея Тропилло, Цой впервые исполняет «Моих друзей» на публику. Тут необходимо отметить, что на самом деле Цой выступал, скорее всего, 22 марта, причем уже в ресторане «Бриг», поскольку 21 марта «АУ» в ресторане «Трюм» попросту не выступало, из-за устроенного музыкантами дебоша. Именно на этом концерте Цой, сыгравший «Моих друзей», неожиданно получает признание от Артемия Троицкого, который в ходе московских гастролей «АУ» не обратил на него никакого внимания. Но тут песня так подействовала на него, что Артем потом везде о ней рассказывал, в том числе и Борису Гребенщикову, предрекая: «Вот та молодая шпана, что сотрет вас с лица земли». Цой же, по словам Алексея Рыбина, взбодрился после похвалы Артема и начал работать над новыми песнями.

Андрей Панов:

А потом нас пригласили в ресторан «Трюм» на тридцатилетие Тропилло. «АУ» все пришло, и с нами, естественно, Витя, поскольку мы все время вместе болтались. И как сейчас мне кажется, была тогда у Гробощенкова мысля «АУ», ну, что ли, пригреть – все-таки новые люди, молва такая… А поскольку я вел себя там отвратительно, о чем очень жалею, и на всю катушку дурака валял, то он, видимо, поостерегся. Мы там поиграли, а потом Витя спел какие-то свои темы. У него к этому времени накопилось вещей пять. И Гробощенков, очевидно, понял – вот кого надо брать. И правильно, кстати, понял. И с тех пор Витя приходил ко мне все меньше и меньше, говорил, что все время у БГ находится. И потом, когда уже у него был первый концерт в рок-клубе, я к нему даже после не подошел, потому что Вите это уже было не надо и, я думаю, даже претило его понятию. Я это без обиды говорю. Просто он прошел этот период – и идиотства, и информационной накачки. У него уже был другой круг знакомых. Я сам прекрасно понимал обстановку, что я в принципе уже не нужен, там трамплин гораздо выше. Но это было потом. А вообще, пока Витя не стал большим человеком, он был, в общем-то, очень смешной парень.

По воспоминаниям очевидцев, Гребенщиков тоже был в «Трюме», но пропустил слова Троицкого мимо ушей и впервые официально услышал Цоя только в электричке, когда ехал с одного из своих квартирных концертов в Петергофе. И вот тогда БГ, как и Троицкий ранее, был поражен талантом и искренностью юного музыканта.

Борис Гребенщиков:

Они подсели ко мне: «Можно мы песни споем?» Ну, я хоть и был выпивши легкого вина, ну, интересно, и все равно в электричке делать нечего: «Ну давайте». Спели мне две песни. Первая была никакая, вообще ноль, а вторая была бриллиант просто сразу – «Мои друзья». У меня челюсть отвисла…

[…]

Всеволод Гаккель:

Во всех записях, в которых мне доводилось принимать участие, был момент интриги. В то время для нас это было достаточно привычное времяпрепровождение. Все зависело только от того, насколько виолончель вообще уместна в контексте рок-музыки. И насколько мобильно ты мог «с лёта» ухватить характер песни и придумать, что ты можешь в ней сыграть. Мне нравится, как я сыграл в песне «Мои друзья». Но все-таки это была сессия, мы специально для этого приехали в студию .

Виктор Цой — Мои друзья
Отрывок с акустического концерта в школе №344 г.Ленинграда (20.04.88):

Максим Пашков-лидер группы «Палата № 6», в которой Виктор Цой начинал как бас-гитарист поёт песню «Мои друзья» в клубе «Котельная «Камчатка», 2008 год:

_______________________________________________________________________

Текст песни «Мои Друзья»:

Em                 G Cm Hm       D        С     Em
Пришёл домой и, как всегда, опять один.
                         G Cm Hm      D                 С    D
Мой дом пустой, но зазвонит вдруг телефон,
                    Am                          C     D          Hm  Cm
И будут в дверь стучать и с улицы кричать,
                        Hm              C                     D                       Em(III) Hm Am Em
Что хватит спать. И пьяный голос скажет: «Дай пожрать.»

               Em                  D                       Em
Мои друзья всегда идут по жизни маршем,
              D                                              Hm Am Em /Em(III) Hm Am Em/
И остановки только у пивных ларьков.

Мой дом был пуст, теперь народу там полно,
В который раз мои друзья там пьют вино.
И кто-то занял туалет уже давно, разбив окно,
А мне уже, признаться, всё равно.

Мои друзья всегда идут по жизни маршем,
И остановки только у пивных ларьков.

А я смеюсь, хоть мне и не всегда смешно,
И очень злюсь, когда мне говорят,
Что жить вот так, как я сейчас, нельзя.
Но почему? Ведь я живу.
На это не ответить никому.

Мои друзья всегда идут по жизни маршем,
И остановки только у пивных ларьков.

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на страницу В. Цоя и группы «КИНО»

<<< Вернуться на страницу «Дискография»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы КИНО по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий