Происхождение разных видов обуви, часть 1: лёгкая обувь (сандалии, мокасины, балетки, «вьетнамки» и др.)

obuv_1_00

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Красота и мода»

Думаю, никто не будет спорить, что выбор обуви — задача более сложная и ответственная, чем выбор одежды. Ведь основная нагрузка приходится на ноги, а ноги у всех нас — ох, какие разные. Поэтому при выборе обуви значение имеет всё — удобство, функциональность, износостойкость и, конечно же, эстетичность.
Попробуем же вместе выяснить — как, где и когда произошёл тот или иной вид обуви. И начнём с самых древних и незатейливых разновидностей.

Сандалии

Известная пословица «Держи ноги в тепле, а голову в холоде», для первых человеческих цивилизаций была не актуальна. Почти все они сформировались в краях тёплых (если не сказать, жарких), поэтому, если от чего и надо было беречь ноги, так это от раскалённой почвы. Более того — большинство простого люда прекрасно обходилось голыми пятками, поэтому обувь довольно быстро приобрела роль предмета статусного.

Одним из древнейших типов обуви стали сандалии, которые наши женщины метко прозовут босоножками. По сути, сандалия представляла собой некую твёрдую основу-подошву, которая крепилась к ступне ремешками, оставляя почти всю верхнюю часть открытой.

Подобную обувь можно видеть уже на египетских фресках, возраст которых 4000 лет до н.э. Что касается Европы, то в Испании обнаружили пару сандалий, сплетённых аж 7 тыс. лет назад.

obuv_1_01
Кожаные сандалии, найденные в Испании.

Подошву для такой обуви могли сделать из любого материала, который был под рукой. Например, древние египтяне мастерили её из папируса и пальмовых листьев. Затем крепили подошву к ноге с помощью поперечного и продольного ремня (последний отделял большой палец, как в современных «вьетнамках»), а носок загибали кверху — для упора. Персы вырезали подошву из дерева, а для упора носка вбивали спереди небольшой колышек.

Особенно полюбили сандалии древние греки и римляне. При упоминании об этих народах мы до сих пор сразу представляем щиколотки и голени, эффектно опутанные множеством тонких ремешков. Если у греков главный ремешок располагался между первым и вторым пальцами, то римляне предпочитали пропускать его между вторым и третьим.
По модели сандалий можно было установить и статус владельца. Так в Древнем Риме ступню родовитых патрициев облегали четыре ремешка, в то время, как плебеям полагался всего один.
Но самыми «крутыми» сандалиями, безусловно, владел бог Гермес. Они имели крылышки и могли быстро переносить владельца с места на место. Недаром Гермес дал их в качестве одного из «дивайсов» герою Персею, чтобы тот смог одолеть Медузу Горгону.

obuv_1_02   obuv_1_02b
Слева — Персей на римской фреске; справа — статуя богини Дианы.

Изготавливались античные сандалии из кожи и носились, как правило, за пределами дома. У себя в жилище греки ходили босиком — благо климат позволял.

В Средние века сандалии теряют былую популярность и плавно превращаются в туфли. Христианские священники рекомендуют женщинам получше прикрывать ноги, дабы не вводить мужчин в искушение.

obuv_1_00_1
Сандалия XII века.

Однако мода на сандалии вернётся ещё не раз: во временна классицизма XVIII века, когда было модно подражать античности и в 1920-30-е годы, когда они обзаведутся каблуками. С этого времени и по сей день сандалии-босоножки остаются самой популярной летней обувью.

obuv_1_03

Лапти

«Ох, лапти, вы, лапти, вы, лапти мои,
Лапти да лапти, да лапти вы мои,
Лапти лыковые, вы ходите, ходите.
Батька лыка надерёт,
Лапти новые сплетёт».
(из народной песни)

На Руси самой простой и дешёвой обувью были лапти. Материал долго искать не приходилось — в ход шли лыко, береста, пенька. Для плетения одной пары лаптей обычно требовалось 2-4 дерева (отсюда и выражение «ободрать, как липку»). Сплетённые лапти надевали на онучи (портянки) и подвязывали оборами (полосками из того же лыка). Простоту изготовления лаптей зафиксировали многие пословицы и поговорки — например, «Дело вести — не лапти плести» или «Да он лыко не вяжет» (т.е. совсем недееспособный).

obuv_1_05
Мужик плетёт лапти. Лубок XVIII века.

И всё бы хорошо — да только носилась такая обувь недолго — обычно не больше недели (см. поговорку «В дорогу идти — пятеры лапти сплести»).
Поэтому бояре и князья предпочитали сапоги, а лапти носили в основном крестьяне. Недаром эпитет «лапотник» сразу указывал на низкое социальное положение, а «Эх, ты, лапоть!» говорили о человеке необразованном и простодушном.

obuv_1_04

«Повесть временных лет» (XII в.):
«Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею… и победил болгар. Сказал Добрыня Владимиру: «Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не давать (т.е. они не захотят платить дань — С.К.) — пойдем, поищем себе лапотников».

Лаптям была суждена долгая жизнь — в русских деревнях их перестали носить только в 1930-е годы.

Мокасины

На другой стороне земного шара люди мыслили похожим образом. Было у индейцев и подобие сандалий, и подобие лаптей. Но, безусловно, самой известной обувью аборигенов Америки являются мокасины.

Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате»:
«Мокасины Гайаваты
Из оленьей мягкой шкуры
Волшебство в себе таили:
Привязавши их к лодыжкам,
Прикрепив к ногам ремнями,
С каждым шагом Гайавата
Мог по целой миле делать».

obuv_1_06a  obuv_1_06b
Индейские мокасины.

Изначально мокасины шились из сыромятной кожи. При этом из одного цельного куска кожи изготавливалась подошва и бока туфель, а другой кусок нашивался сверху. Шнуровались мокасины тоже специфически: шнурок стягивал стопу по всему ободу туфель. Такая обувь была удобной и бесшумной, хотя, как и лапти, быстро изнашивалась.

Мода на мокасины вернулась во времена хиппи, которые увлекались индейской этникой. Индустрия моды сильно изменила первоначальный дизайн этой обуви — неизменным остался только тип кроя. Наиболее близкими к первоначальному образцу остались мокасины для гонщиков. Они тоже шьются целиком из кожи, лишь только подошва усилена резиновыми шипами.

obuv_1_06_2

Пантуфли и мюли

Многие века, начиная со Средневековья, дамы предпочитали носить в зданиях удобные мягкие туфли из тонкой кожи, парчи или шёлка. Внешне эти туфли напоминали тапочки — только богато декорированные. Они плотно облегали ступню с целью сделать её более миниатюрной.

Желание женщин сделать ступню поменьше, а рост повыше, привело к появлению такой обуви, как пантуфли (по-итальянски, пантофли) — очень популярной у дам эпохи рококо. Словарь Даля упоминает ещё одно красноречивое прозвище пантуфлей — «босовики или шамкалки». А «шамкали» они потому, что у них присутствовал каблук, зато полностью отсутствовал задник.

obuv_2_01a     obuv_2_01b
Пантуфли на картинах XVIII века: Ж. Ф. де Труа «Общество в парке» и Ф. Буше «Туалет в будуаре».

Носок пантуфлей был настолько мал, что при резком движении они тут же слетали, что мы и видим на игривой картине Фрагонара «Счастливые возможности качелей».

obuv_2_02
Ж. О. Фрагонар. «Счастливые возможности качелей».

Впоследствии похожая женская обувь для дома станет называться «мюли». Считается, что это название происходит от латинского слова «mulleus» – мыслитель (похожую обувь носили магистры Древнего Рима).
Правда, поклонницы мюлей к мыслителям имели довольно отдалённое отношение. В течении XIX и первой половины XX века подобную обувь, обнажающую ступню и часто украшенную перьями, носили только в женских будуарах. Появляться в мюлях на людях приличные женщины стеснялись — это было уделом девиц лёгкого поведения. В результате, мюли обрели дурную репутацию, став символом сексуального соблазна и праздного образа жизни.

obuv_2_08
Скандальная картина Э. Мане «Олимпия» (1865), изображает нагую женщину, одетую лишь в мюли.

Первой пропагандисткой мюлей среди широких масс стали голливудская звёзда 1930-х — Джин Харлоу. В 1950-х её дело продолжили другие актрисы — Сид Чарисс, Мэрилин Монро, Бриджитт Бардо… Ну, а после сексуальной революции 1960-х обнажённые ступни и подавно перестали кого-либо шокировать.

obuv_2_03a      obuv_2_03b
Слева — Мэрилин Монро в к-ф «Зуд седьмого года» (1955). Справа — Сид Чаррис в к-ф «Встреть меня в Лас-Вегасе» (1956).

Очередную волну популярности мюли с открытым носком пережили в конце 1990-х.

Тапочки ампира и пуанты

Начало XIX века — время роскошных балов и хрупких женщин в воздушных платьях, кружащихся в ритме модного вальса.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»:
«Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам.
Летают пламенные взоры…».

Чтобы ножки дам летали и порхали, нужна была особая обувь — лёгкая, удобная и скользящая. Уже в конце XVIII века под влиянием моды на античность, каблуки начинают терять былую популярность. Ну, а вихрь Французской революции на какое-то время и вовсе их отменил.
Почти всю первую половину XIX века господствует мягкая обувь на плоской подошве, напоминающая тапочки. Её делали разноцветной, декорировали бантами и розетками и крепили к щиколотке завязками — крест накрест. Так как туфельки-тапочки делали из шёлка, бархата или тонкой кожи, дама легко могла сносить одну пару в течение одного бала.

Братья Гримм «Истоптанные в танцах башмаки»:
«У одного короля было в семье двенадцать дочек, одна другой красивее. Все они спали вместе в одной зале, где их кровати стояли рядком, и вечером, когда они, бывало, улягутся, король сам запирал дверь в залу и задвигал ее задвижкой. Когда же наутро он отпирал к ним дверь, то видел, что их башмаки были от пляски совсем истоптаны, и никто не мог ему объяснить, как это случилось».

Аналогичную обувь носили и балерины, которые, наконец-то, вышли на первый план (раньше главные роли в балете играли мужчины). Однако в балетных танцах была своя специфика — в частности, знаменитое хождение на кончиках пальцев. Для этого в носок туфлей стали вставлять деревяшку, прикрытую сверху прокладкой из овечьей шерсти.

obuv_2_04     obuv_2_04b
Слева — пуанты; справа — Мария Тальони в балете «Бог и баядерка» (1830).

Так появились пуанты (от фр. la pointe — кончик). И уже 1832 году балерина Мария Тальони впервые станцевала весь балет «Сильфида» только на кончиках пальцев.

Балетки

В 1941 году, когда американка Клер Монкардель, занимающаяся танцевальной обувью, создала первые классические балетки. Название этой обуви не случайно. Как и пуанты, балетки шились из мягкой кожи или ткани. Однако если пуанты стягивали с помощью шнурка, крепившегося к щиколотке, то балетки держались на ноге за счёт резинки.

Настоящую популярность балеткам принесли актрисы кино. Первой стала молоденькая Бриджитт Бардо, которая до начала своей кинокарьеры как раз занималась балетом. К съемкам фильма «И Бог создал женщину» (1956) она попросила дизайнера Розу Рипетто сделать ей особенную обувь — похожую на балетные туфли, но с прочной подошвой, позволяющей ходить по улице.

obuv_2_05
Бриджитт Бардо в к-ф «И Бог создал женщину» (1956).

Второй «пиарщицей» балеток стала Одри Хепберн. Поначалу — поневоле. Дело в том, что идея — обуть балетки для танцевальной сцены к-ф «Забавная мордашка» (1957) — целиком принадлежала режиссёру. А вот Одри активно этому противилась. Дело в том, что при росте 176 см актриса имела 41-й размер ступни и боялась, что балетки в сочетании с белыми носками сделают её ноги ещё больше. Правда оказалась на стороне режиссёра — балетки не исказили облик актрисы, а напротив — подчеркнули её юность и обаяние.

obuv_2_05b
Одри Хепберн в к-ф «Забавная мордашка» (1957).

Хепберн извинилась, и вскоре её часто можно было видеть в балетках от Сальваторе Феррагамо.

Так в конце 1950-х лёгкие балетки составили достойную конкуренцию туфлям на шпильке. Тем более, что не у всех балеток подошва была плоской — допускался и маленький устойчивый каблучок.

obuv_2_05_2
Балетки производства «Salamander».

Вьетнамки

«Когда убегала от тебя без оглядки
Шлёпали шлёпки мои пятки
Шлёп-шлёп-шлёп!
Моей любви последний погас уголёк»
(из песни Ольги Полякоывой)

Хотя всеобщая популярность этой пляжно-домашней обуви началась только в 1950-60-е годы, её происхождение уходит корнями в самую глубь веков. Сандалии на плоской подошве с вертикальной перемычкой между пальцами носили ещё древние египтяне, ассирийцы, греки и римляне.

obuv_2_06
«Вьетнамки».

Хотя мы и прозвали эту обувь «вьетнамками», скорее всего, её прототипом стали японские дзори, подошва которых делалась из дерева.
В западный гардероб дзори стали проникать после Второй Мировой войны, когда американские оккупационные войска вернулись из Японии на родину. Грубую деревянную подошву заменили резиновой, и обувь пошла в народ. Кстати, на английском языке её называют «флип-флоп», что, по сути, является аналогом второго русского прозвища «вьетнамок» — шлёпанцы.

Туфли-желе, или «Мыльницы»

Кто бы мог подумать, что босоножки, сделанные из недорогого литого пластика, могут стать писком моды?
Сначала jelly shoes (туфли-желе) полюбились завсегдатаям пляжей Латинской Америки. Но уже в начале 1980-х подобная обувь заполонила и остальные пляжи — в том числе Советского Союза. В 1985 году босоножки из ПВХ даже попадают на обложку журнала «Vogue».

obuv_2_07

У нас эту обувь метко прозвали «мыльницами», и, несмотря на жёсткость, девушки ходили в них не только на пляже, но и по городу (чтобы не травмировать ноги, поддевали носки).
Чем ядовитей и ярче был цвет «мыльниц» — тем лучше. Особым шиком также считались, переливающиеся внутри, блёстки.

obuv_2_09

Автор: Сергей Курий
сентябрь 2016 г.

Происхождение разных видов обуви, часть 2: туфли и ботинки

Происхождение разных видов обуви, часть 3: обувь на каблуке и платформе

Происхождение разных видов обуви, часть 4: сапоги — от воинов до фетишистов

Происхождение разных видов обуви, часть 5: спортивная и зимняя обувь