ЗООПАРК — «Сладкая N» (М. Науменко)

Входит в альбомы «Сладкая N и другие» (1980) и «Иллюзии» (1987, 2010)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
Майк, из выступления с музыкантами группы АКВАРИУМ 20.10.1980.:

N — это ни в коем случае не дама из англоязычной страны. Это вот такой некоторый персонаж с латинским N… Я не знаю, есть она или нет, но мне очень мила эта женщина.

.

***
Интервью с Майком, «Рокси» N4, 19…:

— «Сладкая N» — потрясающая женщина, которую я безумно люблю, но при этом я совершенно не уверен, что она существует.

— Является ли «Сладкая N» идеалом жены и любовницы для тебя?

— Любовницы — да, жены — ни в коем случае, я бы удавился или развелся. Скорее второе.

— А доволен ли ты художественным воплощением ее на обложке?

— Я же говорю, что никогда не видел ее. Но, может быть, она и похожа на ту на обложке.

.

***
Майк, реплика из домашнего концерта, записанный Наташей Шарымовой, конец 80-х :

Сладкая Эн — это не какая не Анна англоязычная, это — N — такая прекрасная незнакомка имени товарища Блока.

.

***
Дядюшка Ко (А. Троицкий) «Песни городских вольеров»:

Представим себе их муз. У БГ — богемная чудачка, неглупая и прихотливая. У Майка, конечно же, Сладкая N — славная, центровая давалка, примодненная и, натурально, пьяница. Макаревич уже тыщу лет не писал о любви и вообще о женщинах, музу его представляю себе с трудом, в виде средних лет учительницы, незлой, интеллигентной и с устоями. Муза Рыженко — слепок патологий обыденности: нечто среднее между дикторшей телевидения и продавщицей из гастронома.
Вопрос к читателям: кто из этих баб нам всего ближе? Конечно, Сладкая N (образ Рыженко чересчур умозрителен)! А потому сермяжная правда рока — за Майком. Нет, он не лучший поэт, но он более всего «в жанре».

.

***
А. Кушнир «100 магнитоальбомов советского рока»:

В реальности прообразом «Сладкой N» послужила ленинградская художница Татьяна Апраксина, с которой Майк познакомился еще в 1974 году. Интересная внешне, с притягательным внутренним миром и шармом сказочной колдуньи в исполнении Марины Влади, Татьяна была тогда основной музой Майка.
«Майк приходил ко мне в гости один или с кем-нибудь из друзей, скромно составляя маленькую свиту АКВАРИУМА, — вспоминает Татьяна, чей артистический псевдоним был связан с тем, что большую часть жизни она прожила в Апраксином переулке. — Худенький, щуплый, с большим носом, с глазами, блестевшими добродушным любопытством, Майк готов был во всем участвовать и со всеми дружить. Ни одной из своих знаменитых песен он к тому времени еще не написал, хотя уже носил с собой аккуратную тетрадку, в которой закладывались основы будущих хитов. Он мог годами вынашивать одну песню, время от времени вписывая в тетрадку то слова, то фразу, прикидывая разные варианты — как бы составляя мозаику — и подвергая текст постепенной редактуре».
Веер ассоциаций, возникших у Майка после четырех лет дружбы с Татьяной и резко вспыхнувшего, но недолгого романа, развернулся как собирательный образ Сладкой N. В глазах многих Сладкая N стала символом времени не в последнюю очередь благодаря удачно выбранному образу — не менее оригинальному, чем Вера Холодная, и не менее романтичному, чем Прекрасная Незнакомка Блока. В одном из своих поздних интервью Майк выдал очень сокровенное и, пожалуй, самое главное: «Все мои песни посвящены ей…»
С момента женитьбы в 1980-м году Михаил Науменко был вынужден ретушировать свою музу, хотя впоследствии не раз пробовал вернуться к этой находке. Еще во время сессии в театре кукол Майк записал композиции «Сладкая N №2» («Когда Я Знал Тебя Совсем Другой») и «Сладкая N №3» («Горький Ангел»), да и в ряде поздних песен он неоднократно включал в текст этот образ: «Она спросила меня: «А как же Сладкая N?»/Запечатлев на моем плече финальный укус/И я ответил пространно: «Я влюблен в вас обеих/И меня так сейчас достал мой пригородный блюз».
Как большой поэт, Майк старался избегать в подаче образа Сладкой N полного сходства и автобиографичности. И только небеса знают, насколько получившийся «на бумаге» характер абстрактной женщины соответствовал действительности. «С кем и где ты провела эту ночь, моя Сладкая N?» Все это было не очень похоже на Таню Апраксину, которая незадолго до записи сама стала инициатором разрыва отношений с Майком.
«Я настоящая уже не значила для него то, что он вкладывал в новое содержание моего образа, — говорит Татьяна. — Получилось так, что если бы я его не бросила, он бы не стал звездой. Это точно… Существует некая странность, исходящая, по-моему, от издателей журнала «Рокси». Они как бы наложили запрет на все, что имеет отношение к нашему прошлому. Хотя и Майк впоследствии в новых песнях обращался ко мне, минуя меня».
Уже после выхода «LV», «Уездного города N» и «Белой полосы» женская тема по-прежнему занимала воображение Майка. В самом конце 80-х, встретив в кулуарах спортивно-концертного комплекса Ольгу Першину, он сказал ей: «Ты знаешь, я придумал цикл песен, звучащих от женского лица. Было бы весьма неплохо, если бы ты их спела».
Доброе лицо Оли осветилось улыбкой. «Майкуша, ты думаешь, у меня не хватает своих собственных?» Она уже давно проживала в Лондоне, но всегда не без гордости заявляла, что ничего не понимает в местной ленинградской конъюнктуре.
А Майк? Пролепетал что-то, подергивая головой. Глаза его не были видны из-за черных очков.

.

***
Александр Кушнир «Майк Науменко. Бегство из зоопарка» («Выргород», 2020):
https://www.mikenaumenko.com/

«У Майка появилась подруга Татьяна (Дадонова — С.К.), которая впоследствии стала прообразом легендарной „Сладкой N“, – утверждал в интервью Сева Гаккель. – У них быстро образовался союз, и мы проводили много времени вместе – с Людмилой, Майком и Татьяной. Науменко только начинал писать свои хиты, и в широком смысле они еще не были на слуху».

.

***
Кто о шести миллиардах… — в данном случае речь идёт о населении Земли.

.

***
Игорь Петровский, «Комментарии к комментариям…», Март, 1994.

Впервые услышав «Сладкую N», я сделал умный фэйс и спросил у автора, имеет ли число 5.000.000.000 какую-то связь с населением Земли? Пару секунд Майк отчужденно смотрел на меня и, затянувшись Беломором, произнес: «Я думаю, что упомянутые здесь числа прямо пропорциональны друг другу». Вот уже скоро четверть века пройдет с тех пор, а я все не могу постигнуть значения его слов.

.

***
…чушь о тарелках… — имеются в виду популярные в то время разговоры об НЛО.

.

***
Дзен, Дзэн-Буддизм — (япон., от санскр. дхьяна — медитация, сосредоточение, созерцание), чань (кит.), одна из школ буддизма. С сер. ХХ в. приобрел популярность среди интеллигенции (в рамках контркультуры), в том числе и в СССР в 1970-80-х гг. Майк относился ко всей этой моде на «мистику» крайне скептически.

.

Animal ДжаZ — Сладкая N (Майк Науменко Cover)

_______________________________________________________________________

Текст песни «Сладкая N»:

sladka_n_02              C                         F                G
Я проснулся утром одетым, в кресле
В своей каморке средь знакомых стен.
Я ждал тебя до утра, интересно, где
                    F                 G                     C
Ты провела эту ночь, моя сладкая N?

И кое-как я умылся и почистил зубы,
И, подумав, я решил, что бриться мне лень.
Я вышел и пошел куда глядели глаза
Благо было светло, благо был уже день.
И на мосту я встретил человека,
И он сказал мне, что он знает меня,
И у него был рубль и у меня — четыре.
Всвязи с этим мы купили три бутылки вина.
И он привел меня в престранные гости:
Там все сидели за накрытым столом,
Там пили портвейн, там играли в кости,
И называли друг друга говном.
Все было так, как бывает в мансардах,
Из двух колонок доносился Бах,
И каждый думал о своем — кто о шести миллиардах,
А кто всего лишь о пяти рублях.
И кто-то, как всегда, нес мне чушь о тарелках,
И кто-то, как всегда, проповедовал дзен,
А я сидел в углу и тупо думал, с кем и где

Ты провела эту ночь, моя сладкая N.

Не принимая участия в общем веселье,
Я пристроился в кресле и потягивал ром.
А люди приходили и опять уходили,
И опять посылали гонцов в гастроном.
И дамы были довольно любезны,
И одна из них пыталась захватить меня в плен,
А я молчал пень пнем и думал — с кем и где

Ты провела эту ночь, моя сладкая N.

И я был зол на себя, и я был зол на вечер,
И, к тому же, с трудом отыскал свой сапог.
И хотя меня так просили остаться,
Я решил уйти, хотя остаться мог.
И когда я вернулся домой, ты спала,
Но я не стал тебя будить и устраивать сцен.
Я подумал: «Так ли это важно, с кем и где

Ты провела эту ночь, моя сладкая N.»

.

___________________________________

<<< Вернуться на страницу группы ЗООПАРК

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ЗООПАРК»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ЗООПАРК по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий