ЗООПАРК — история альбома «Уездный город N» («Вчера и позавчера в уездном городе N») (1983)

1983_uezdniy_gorod_n_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Странные Дни
(М. Науменко)

2. Если Ты Хочешь
(М. Науменко)

3. Дрянь
(М. Науменко)

4. Пригородный Блюз
(М. Науменко)

5. Вlues De Moscou (Часть 2)
(М. Науменко)

6. Колокола
(А. Храбунов)

7. Дк Dance (Мажорный Рок-н-Ролл)
(М. Науменко)

8. Все Те Мужчины
(М. Науменко)

9. Уездный Город N
(М. Науменко)


1983_uezdniy_gorod_n_02

Михаил «Майк» НАУМЕНКО — вокал, гитара соло, акустическая гитара, фортепиано (4)
Илья КУЛИКОВ — бас-гитара
Александр ХРАБУНОВ — лидер-гитара, бас-гитара (9), вокал (6)
Андрей ДАНИЛОВ — ударные
Владимир ЗАХАРОВ — фортепиано (9)
музыка и тексты песен: Майк, 1983 год, кроме (6) — Александр Храбунов.

MC, 1983;
CD, MC, Отделение Выход, 1994
.

1983_uezdniy_gorod_n_03

* * *

А. Кушнир «100 магнитоальбомов советского рока»:

…Дело в том, что вся вторая половина альбома состояла из сырых и неотредактированных номеров, которые доводились до конечного вида непосредственно в студии. Надо отдать должное музыкантам — на самих песнях это никак не отразилось.
— Перед началом записи мы боялись показаться несостоятельными, понимая, что студийный альбом — это чистый продукт, на котором все инструменты должны быть слышны, — вспоминает Александр Храбунов. — Одновременно должен чувствоваться нерв, даже в ущерб качеству. Но как воплотить здоровое энергичное дыхание рок-н-ролла в тот звук, который будет литься из колонок, мы могли только догадываться . Более конкретно представлял студийный саунд Зоопарка Андрей Тропилло. К примеру, «Мажорный рок-н-ролл» он записал с первого раза — живьем, без единого наложения.

1983_uezdniy_gorod_n_04

***
А. Рыбин «Майк. Время рок-н-ролла» (изд-во «Амфора», 2010):

«Уездный Город N» дает прекрасное представление о том, как звучала группа «Зоопарк» в середине восьмидесятых. Записан он в восемьдесят третьем, но с той поры лет пять в отношении звука в группе практически ничего не менялось, за исключением периода работы с Александром Донских, добавившим значительную, если не сказать убойную дозу глэма в ритм-энд-блюз «Зоопарка».

Звук группы сильно отдает самопальщиной — в основном из-за гитары Саши Храбунова. Саша — очень хороший блюзовый гитарист, даже не блюзовый, а в чистом виде рок-н-ролльный. Единственный его недостаток — хорошее знание электроники и электротехники.
Вот Цой, к примеру, вообще в аппаратуре не разбирался. Настолько, что на концертах ждал техника, чтобы тот воткнул шнур от его гитары в комбик. Витя не знал, куда нужно подключать гитару, и на вопросы техников отвечал: «Если я буду думать еще и об этой хуйне, мне некогда будет писать песни».

1983_uezdniy_gorod_n_06       1983_uezdniy_gorod_n_05

В общем, для рок-звезды это правильный подход. Шура был другого мнения. Он все любил делать сам, в основном он делал гитары и гитарные обработки, которые у гитаристов называются «примочками».
Когда Шура начал самостоятельно паять примочки из отечественных радиодеталей, он был, очевидно, потрясен открывшимися перед ним возможностями, и звук его гитары на записях «Зоопарка» просто невероятен. Густой, очень странный эффект, больше всего напоминающий флэнжер, преобладает во всем, сыгранном Шурой в составе «Зоопарка». Этот самодельный эффект — настолько ломовой и грубый, что, понятно, аналогов ему в мировой рок-музыке не сыщешь. Он придавал музыке «Зоо» стопроцентно свое лицо, и группу было не спутать ни с какой другой с первых же секунд звучания.
На какой гитаре играл Шура в восемьдесят третьем, вспомнить сейчас трудно, скорее всего, это было что-то вроде переделанной «Музимы», но то, что она не строит по ладам, слышно вполне отчетливо.

1983_uezdniy_gorod_n_07a

1983_uezdniy_gorod_n_07b

***
Александр Кушнир «Майк Науменко. Бегство из зоопарка» («Выргород», 2020):
https://www.mikenaumenko.com/

…по одним данным, альбом был готов еще зимой, по другим – запись происходила позже, летом 1983 года. Разобраться точнее не представляется возможным, поскольку Храбунов утверждает, что ездил в студию в рубашке с короткими рукавами. В свою очередь, на вышеупомянутом квартирнике, состоявшемся 5 марта 1983 года, Гребенщиков рассказывал про уже готовые треки. Здесь, как говорится, черт ногу сломит…

Теперь уместно напомнить, что разработкой материала в «Зоопарке» в то время занимались два музыканта – Майк и Саша Храбунов. Науменко придумывал мелодические ходы, а ответственность за аранжировки ложилась на плечи его гитариста. С первого дня знакомства у них сложился идеальный тандем поэта и музыканта. Теперь же они общались практически каждый день, поскольку Александр женился на девушке по имени Тася, которая жила в той же коммунальной квартире, что и Майк.

«Храбунов всю жизнь играл в составах без ритм-гитары и поэтому любит много „пилить“, – замечал Майк. – Сначала мне это не нравилось. Но потом я понял, что в этом есть и свои кайфы, и сейчас с трудом могу представить, как бы „Зоопарк“ звучал с другим гитаристом. Шурина гитара придает моим сравнительно легковесным песням уместную тяжесть».

[…]

«Перед началом сессии мы боялись показаться несостоятельными, понимая, что студийный альбом – это чистый продукт, на котором все инструменты должны быть слышны, – признавался мне Храбунов в одном из интервью. – И в то же время необходимо чувствовать нерв, даже в ущерб качеству. Но как именно перенести здоровое дыхание рок-н-ролла в тот звук, который будет литься из колонок, мы могли только догадываться».

zoopark_gorod_N_bobina

Более точно ритм-энд-блюзовый саунд «Зоопарка» представлял себе всезнающий Тропилло, в активе которого уже были работы с «Аквариумом», «Кино», «Мифами» и группой «Пикник». У него в голове сложился четкий «пейзаж звука», и, к примеру, композицию «ДК Данс» музыканты записали с первого дубля.

«Я играл гитарные партии исключительно для настроения, поскольку их планировали доделывать позднее, – утверждал Храбунов. – Но, как только мы закончили играть, Тропилло сказал: „Всё! Порядок. Оставляем этот вариант!“ Это решение застало нас всех врасплох: „Как оставляем? А гитарные наложения?“ Но при прослушивании выяснилось, что Андрей Владимирович оказался прав».

«Тропилло мне очень понравился как человек, – рассказывал барабанщик Андрей Данилов. – Его работа и то, как мы общались, – все было очень здорово! Он постарше и мудрее нас, поэтому альбом мы записали буквально за несколько дней. Конечно, немножко жалко, что у нас не было времени поработать побольше. Наверное, можно было что-то сделать по-другому, но зато запись получилась как концерт, и там все живое».

1983_uezdniy_gorod_n_09

1983_uezdniy_gorod_n_09b

1983_uezdniy_gorod_n_08

___________________________________

<<< Вернуться на страницу группы ЗООПАРК

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ЗООПАРК»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ЗООПАРК по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий