ЗООПАРК — «Дрянь» (М. Науменко)

Входит в альбомы «Сладкая N и другие» (1980) и «Уездный Город N» (1983)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

mike_dryan_plakat

***
Игорь Петровский, «Комментарии к комментариям…», Март, 1994.

Конечно, источником вдохновения здесь был Лу Рид, но не альбом «Sally Can’t Dance», а вполне определенная песня — «Dirt» с альбома «Street Hassle».
И, по-моему, «Дрянь» написана не в 79-ом, а в 80-ом году, потому что Майк исполнял ее по телефону, позвонив со своего поста вневедомственной охраны на мой пост, а это не могло случиться раньше апреля 1980 года.
Гнусавым рэперским голосом он зачитал текст и спросил: «Ну как?», видимо, уже не сомневаясь в успехе. «Заебись, — восторженно ответил я, — так все мерзко и безыскусно, очень гадкие и некрасивые рифмы…» «Вот и мне так кажется, — с какой-то детской радостью отозвался Майк. — Гадом буду, это хит!» Затем я услышал, как на его конце провода льется в стакан сухое вино.

.

***
А. Рыбин «Майк. Время рок-н-ролла» (изд-во «Амфора», 2010):

Гитарный рифф, недолго думая, Майк взял у Лу Рида («Baby Face», альбом «Sally Can’t Dance», 1974). …Что до текста, то он был другим, но гитарный рифф нельзя было спутать ни с чем. А Лу и не подозревал о своей невероятной популярности в далекой северной стране. Слушатели в городах среднерусской возвышенности, в свою очередь, тоже понятия не имели даже о существовании Рида. Однако песня нравилась.

.

Сравнить песни Lou Reed «Baby Face» и ЗООПАРК «Дрянь»:

.

***
А. Кушнир «100 Магнитоальбомов Советского Рока»:

Одним из основных хитов альбома стала композиция «Дрянь». Эту песню Майк писал в течение целого года и закончил только в 79-м. Многие утверждали, что ее мелодическая линия один в один снята с T.Rex, басовый ход взят у Моррисона, а текст напоминает вольный перевод Лу Рида и полузабытый боевик РОССИЯН под названием «Гадость». В частности, Вячеслав Зорин вспоминает, что, сидя как-то вечером в гостях у Майка, он случайно услышал «Дрянь» на английском. — Вячеслав, ты только ничего не подумай, — заволновался Майк. Чего уж тут думать! Майк и Боб, как самые англоязычные из ленинградских авторов, прекрасно знали западную рок-поэзию. Не обязательно было что-либо переводить полностью, если достаточно изучить поэтическую философию или ментальность западных рок-менестрелей и воспроизвести искомое применительно к советскому городскому фольклору или прерванным традициям серебряного века.
Та же «Дрянь» воспринималась впоследствии как гениальная импровизация и со временем стала классикой в репертуаре Майка и ЗООПАРКА . К слову, в начале 90-х годов право на исполнение «Дряни» было получено от бывшей жены Майка группой КРЕМАТОРИЙ, и почти в то же время «Дрянь» была записана Ольгой Першиной — соавтором «Двух трактористов» и боевой подругой АКВАРИУМА эпохи «Треугольника».

 

***
Михаил «Фан» Васильев, 1992:

Песни его я принял сразу. Может быть это потому, что я знал, кому посвящена та или иная песня. «Сладкая N» например — была такая девушка по прозвищу «Бэби», сейчас она, по-моему, в Москву переехала. С песней «Ты — дрянь» более сложная история. Она посвящена подружке моей жены. Это были две подружки, мы у них часто оттягивались в Апраксином переулке. Потом я женился на Зине, а Майк вот песню написал.

.

***
Илья Смирнов , «Юность» №1(440) 1992:

Их сольный дебют в столице имел место в роскошном дворце культуры “Москворечье” на аппаратуре кого-то из филармонических боссов. А за час до начала “подпольные менеджеры” – ребята из студенческого клуба МИФИ “Рокуэлл Кент” – упоили замдиректора до такого состояния, что он вряд ли отличил бы Майка от Дина Рида. Любопытная реакция неофициальных лиц на этот дебют. Музыканты из богатой столичной синтезаторной команды, старавшейся как можно точнее имитировать презираемый Майком СПЕЙС, отнеслись с таким же презрением к самому Майку: “Приехал уголовник из Питера и пел два часа под видом рок-музыки блатные песни”. Отрицательное отношение разделило не менее трети публики, причем недовольны они были, как правило, МУЗЫКОЙ (“примитивно”, “однообразно”). Позицию тех, кому концерт понравился, лучше всего выразил интеллигентный человек совсем непанковского возраста, годившийся Майку в отцы: «Ты дрянь» – это же замечательное лирическое стихотворение!»

А. Троицкий «Майк и Аквариум концерт в Москве, 20 октября 1980 года. Как это было», 23.03.1993:

Реакция на этот концерт была уникальной. При том, что публика была достаточно рафинированной, в зале творилось Нечто, и после выхода все продолжали спорить. А кто-то там даже подрался, была какая-то драчка между людьми, которые Майка восприняли, и людьми, которых он возмутил. Опять же публика была не урловая, а дрались там интеллигенты с интеллигентами, как это бывает при каких-то литературных спорах. Очень обломался Макаревич — был недоброжелателен, огорчен и раздражен. Майк же совершенно на это не рассчитывал, он жил в этом мире, а у людей был шок…

Андрей Макаревич, март 1993 г.:

…Мы познакомились в конце 70-х на маленьком акустическом сейшене в Москве. Подошел к пульту тихий, необыкновенно интеллигентный человек с большим носом и в темных очках. Долго и вежливо объяснял звукорежиссеру, какой бы он хотел звук. Потом вышел на сцену, и вдруг в лице его что-то изменилось, нижняя челюсть выехала вперед, и с удивительно неприятными интонациями он затянул «Ты дрянь..».. Очень мне не понравилась такая метаморфоза. Был я тогда поборником тотальной чистоты и считал, что если человек в жизни один, а на сцене корчит из себя что-то другое, то, значит, в одном из двух случаев он врет. Ну, такой вот детский максимализм. Артем Троицкий, правда, случившийся на том же концерте и подглядевший мою реакцию, родил легенду, будто с той поры сделались мы с Майком непримиримыми идеологическими противниками. Простим ему эту неправду.
Уже год спустя, услышав Майка с «Зоопарком», я стал их фаном, а с Майком мы подружились…

maik_makarevich
Майк Науменко и Андрей Макаревич.

***
В. Соловьёв, «Часть мира, которого нет»:

Делая шаг вверх, к воздушным замкам «Аквариума», Майк всегда гнал лажу — равно как и БГ, спускаясь в пропущенный сквозь его рок-н-ролльные символы хаос, никогда не дотягивал до майковской трезвости восприятия. Достаточно сравнить антифеминистические вещи БГ с майковской «Дрянью» — абсолютным андерграундным шедевром. То есть все, что надо: горечь, злоба, пощечина и любовь. При этом у него есть целый ряд песен с чудовищным процентом безвкусицы, как у какого-нибудь символиста третьего ряда: какая-то «слепая колдуньям, которая учит летать», какие-то «золотые львы, стоящие на границе между мной и тобой», все это похоже на засахаренное варенье. Настоящая лирика Майка была вот где:
Ты спишь с моим басистом и играешь в бридж с его женой,
Я все прощу ему, но скажи, что мне делать с тобой…
В какой-то мере эта строка «ты спишь с моим басистом» — квинтэссенция майковской лирики. Мне рассказывали, что на концерте в городе Челябинске группа женщин, отслушавши песенку, стала прорываться к музыкантам громить аппаратуру с криками «сам ты дрянь».
Интересно, о чем таком пел Орфей, что его растерзали взбешенные вакханки?
В ленинградском роке Майк заложил славную и добрую антифемистическую традицию (следом — «Кино», «Аквариум», «Странные Игры»). И в иные минуты что-нибудь вроде «ты дрянь, ты продала мою гитару и купила себе пальто» радует куда больше, чем «я вас любил, любовь еще быть может..». Первое как-то роднее. Да и кто из стариков-литераторов мог так емко, без метафорических спекуляций, положившись на две вещи — пальто и гитара — выразить суть противостояния Инь и Ян? Некого рядом поставить…

Зоопарк — Дрянь
Подольск — 87

КРЕМАТОРИЙ «Дрянь»

ДДТ — Дрянь
День рождения Майка Науменко в ДК им. Горького (Питер), 19 апреля 2005. Съёмка канала «ТВ 100».

Звери — Дрянь
(Музыка из фильма «Лето»)

 

_______________________________________________________________________

Текст песни «Дрянь»:

Fm G# B G#
Ты — дрянь!
Fm G# B G#
Лишь это слово способно обидеть.
Ты — дрянь!
Я не могу тебя любить, и не хочу ненавидеть —
Ты не тот человек, с которым я способен жить.
Когда ты лжешь мне в лицо, я способен тебя убить.

G# B
Ты бьешь мои тарелки одну за другой,
G# B
Ты строишь всем глазки у меня за спиной.
Fm G# B G#
Ты — дрянь!

Ты спишь с моим басистом и играешь в бридж с его женой.
Я все прощу ему, но скажи, что мне делать с тобой?
Тебя снимают все подряд — и тебе это лестно,
Но скоро другая займет твое место.
Ты — дрянь!

Ты продала мою гитару и купила себе пальто.
Тебе опять звонят весь день, прости, но я не знаю кто.
Но мне до этого давно нет дела.
Вперед, детка! Бодро и смело!
Ты — дрянь!

Ты клянчишь деньги на булавки — ты их тратишь на своих друзей.
Слава Богу, у таких, как ты, не бывает детей.
Ты хочешь, чтоб все было по первому сорту,
Но готова ли ты к пятьсот второму аборту?**
Ты — дрянь!

Ты вновь рыдаешь у меня на плече, но я не верю слезам.
Твое красивое лицо катится ко всем чертям…
Но скоро, очень скоро, ты постареешь,
Торопись — и тогда, может быть, ты успеешь.
Ты — дрянь!

Нет, ты не тот человек, с которым я способен жить.
Когда ты лжешь мне в лицо, я способен тебя убить.
Наверно, мы слеплены из разного теста,
И скоро другая дрянь займет твое место.
Ты — дрянь!

Я говорю тебе:
«Ты — дрянь!
Маленькая дрянь!»

………………………………………………………………..
** — Впоследствии (на альбомах «Блюз де Моску», «Уездный Город N») эта «грубоватая» строчка была заменена на более нейтральную — Прости, дорогая, но ты бьешь все рекорды…

.

___________________________________

<<< Вернуться на страницу группы ЗООПАРК

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ЗООПАРК»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ЗООПАРК по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий