Записка №2. Сайту kursivom.ru — 2 года! Подведение итогов. Вопросы и ответы.

voprosi_2

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Записки на полях»

Сегодня исполнилось ровно два года с момента официального открытия моего персонального сайта. Пришло время подвести итоги, и сделать это я решил в форме своеобразного интервью, где отвечу на вопросы, которые мне не раз задавали (или могли задать) любопытные читатели. Итак, поехали…


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

— Почему Вы создали свой сайт так поздно?

— Дело в том, что долгое время особой надобности в этом не было. В 2004 году был создан сайт журнала «Твоё Время» (переименованного позже во «Время Z»), в котором я тогда работал. Кроме того, я публиковал свои статьи на других сайтах (вроде «Школы Жизни») и этого вполне хватало.
Однако активное распространение Интернета, привело к тому, что бумажные издания стремительно теряли свою популярность. В итоге, к 2010 году журнал «Время Z» перестал издаваться. От него остался только сайт, который я сделал площадкой не только для публикации статей, но и для других проектов — вроде «Рок-песни: толкование» и «Зазеркалье им. Л. Кэрролла».

К сожалению, со временем сайт сильно устарел технически. Будучи по природе человеком инертным, я терпел вплоть до мая 2016 года. Во многом потому, что с ужасом представлял, сколько времени займёт перенос нескольких тысяч страниц на новый ресурс. Лишь, когда сайт «Время Z» утратил ряд важных функций, я всё-таки решился на создание нового сайта.
Конечно, по уму нужно было создать несколько сайтов — отдельно под каждый тематический проект. Однако, я понимал, что не потяну 3-4 сайта — не столько физически, сколько финансово. В результате, всё свелось к одному ресурсу, больше напоминающему личный блог. Из-за большого тематического разнообразия придумать сайту название оказалось делом непростым. В результате, я остановился на нейтральном «Кур.С.Ив.ом». Во-первых, в нём, как бы, было зашифровано моё имя — КУРий Сергей ИВанович. Во-вторых, слово kursivom было легко запомнить и трудно набрать с ошибкой. Конечно, поначалу я хотел более короткое доменное имя — kursiv, но оно оказалось занятым.

Мои предыдущие опасения оказались не напрасными. Вплоть до конца 2016 года я, не видя белого света, занимался переносом информации со старого сайта. Были в этом и свои плюсы. При переносе я исправлял ошибки, редактировал и дополнял многие страницы.
Разумеется, из-за того, что значительный массив моих статей уже разошёлся по Интернету, я опасался, что новый сайт находить будут с большим трудом, а денег на его продвижение у меня не было. Действительно, первая сотня посетителей в день у меня нарисовалась только в ноябре 2016-го. Однако постепенно дела пошли лучше. Через год средняя дневная посещаемость составила 600 человек, а в феврале 2018-го достигла максимальной на данный момент отметки — 910 человек. Конечно, с началом хорошей погоды и лета она упала до 400-500 человек в день, но для сайта с нулевой раскруткой это тоже весьма недурно.

— Почему Вас нет в социальных сетях?

— Понимаю, что это глупость, но на соцсети у меня до сих пор стойкая аллергия. Хотя умом я осознаю, что присутствие во всяких «ВК» и «Фэйсбуках» для раскрутки сайта было бы весьма полезным. Просто не уверен, хватит ли у меня времени и сил на общение с читателями (а если не общаться, то зачем вообще это затевать?). Я-то и на некоторые письма, пришедшие на почту, иногда забываю отвечать. К тому же, я ненавижу бессмысленный трёп, рассказы про свою личную жизнь и т.п. Вот вопросы или замечания насчёт своих статей, проектов и прочего творчества — другое дело.
Или вот… Есть у меня на сайте раздел «Записки на полях», где я хотел публиковать предельно субъективные впечатления — от понравившихся фильмов, каких-то событий и т.п. Но даже на это меня не хватает…
Разумеется, я не ретроград, поэтому считаю большой ошибкой не пользоваться новинками технического прогресса. И, надеюсь, вскоре найду время эту ошибку исправить.

— Почему вы не записываете ролики для YouTube?

— А вот это я считаю самым большим упущением. Хотя свой канал на YouTube — dikkur — я завёл ещё в 2010 году, он служил в основном для публикации моих песен.
Сегодня мне кажется, что я упустил то время, когда видеохостинг только развивался, и шансов обратить на себя внимание было куда больше. Основная проблема заключалась в том, что я толком не умею монтировать видео, а освоение этого мастерства требует уйму времени и хоть какой-то нормальной аппаратуры. Да и ораторские таланты оставляют желать лучшего. Впрочем, пока не попробуешь — не узнаешь. Или как там говорили умные люди? «Прежде, чем написать хорошую книгу, надо написать плохую».
Сама идея снимать ролики для меня не умерла, хотя особо оригинальных задумок пока нет. Не знаю, имеет ли смысл делать видеоверсии статей? Единственное, что я пока хочу сделать, это некий краткий дайджест музыкальных хитов по годам. Получится у меня это или нет — не знаю…

— Можно ли как-то поддержать сайт?

— Не только можно, но и нужно.:) Долгое время я стеснялся попрошайничества, пока один хороший человек не убедил меня, что в донатах нет ничего постыдного. Так, что желающие занести копеечку могут сделать это через систему webmoney. Реквизиты кошельков уже указаны в разделе «О сайте», но на всякий случай их повторю:

долларовый кошелек: Z661808383457

рублёвый кошелек: R312800517273

— Будут ли на сайте какие-то новые проекты?

— Да я пока и некоторые старые до ума не довёл. Однако, если меня осенит что-то интересное, обязательно будут. Обычно со жгучими желаниями я не тяну.:)


ВОПРОСЫ по проекту «РОК-ПЕСНИ: толкование»

— Появятся ли на проекте разделы каких-то других исполнителей?

— В ближайшее время вряд ли. Хотя, кто меня знает… Когда-то начал готовить разделы PINK FLOYD и LED ZEPPELIN, но эти группы настолько монументальны, что довести дело до конца просто не хватило времени.

— Можно ли сказать, что Вы разбираете на проекте группы, которые любите?

— Можно, но с оговорками. В выборе групп у меня два критерия.
Первый — это те группы, на которых я рос и о которых много знаю (поэтому грех не поделиться информацией с другими). Но это не означает, что все эти группы интересны мне сегодня так же, как в юности. Некоторые новые альбомы «стариков» я заставляю слушать себя, чуть ли, не насильно. Кумиров у меня никогда не было, на многие творения я всегда смотрел критично и мнения о той или иной песне (или исполнителе) со временем менялись.
Кроме того на проекте присутствуют группы, чьим большим поклонником я никогда не был, но которые считал оригинальными и незаслуженно обделёнными вниманием — например, НАСТЯ или ранняя ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ.
Впрочем, подробному рассказу о проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование» я уже посвящал целую статью.

— Можно ли попросить Вас сделать раздел какой-то группы или самому его подготовить?

— Делать что-то по просьбе я буду вряд ли. Времени это отнимает много, а денег не приносит. А вот желание поучаствовать в проекте приветствуется. При выполнении двух условий.
Во-первых, предложенный исполнитель не должен вызывать у меня сильной аллергии (какой-нибудь Игорь Тальков мне на фиг здесь не нужен).
Во-вторых, материал должен быть подготовлен точно в формате других разделов проекта. По своему опыту знаю, что на втором условии желание обычно и заканчиваться. Только человек начинает это делать, как понимает, насколько всё непросто.

— Почему так долго наполняется раздел певицы Кейт Буш?

— В принципе, я мог тупо перенести старую версию раздела с сайта «Время Z». Но у меня накопилось с тех пор множество новой информации, поэтому я решил на этом сайте публиковать раздел постепенно — уже с обновлениями и дополнениями. Кстати, как раз в ближайшую неделю будет опубликована информация по альбому «Hounds Of Love» — одному из лучших в творчестве Кейт Буш.

— Почему не развивается рубрика «ПЛАГИАТЫ»?

— Опять-таки не доходят руки, хотя за это лето я постараюсь сдвинуть дело с мёртвой точки. К тому же, эта рубрика со временем несколько утратила оригинальность — сейчас роликов подобной тематики полно даже на Ютубе.


ВОПРОСЫ по разделу «ИСТОРИЯ ПЕСЕН»

— Почему про зарубежные хиты Вы пишете чаще, чем про «наши»?

— Просто толковую информацию по зарубежным песням найти гораздо проще, чем по нашим. Например, даже датировку советских хитов определить порой очень трудно. Но про отечественную музыку я забывать, конечно же, не буду.

— По какому критерию Вы выбираете хиты для своих статей?

— Однозначно на этот вопрос ответить трудно. Я бы выделил целых четыре критерия.

1) Песни, которые находятся на слуху отечественного массового слушателя. При этом на Западе они могут быть и не популярны. Допустим, SMOKIE никогда не считали хитом свою «Whay Can I Do», а UFO — свою «Belladonna».

2) Песни, которые у нас могут быть не столь известны, но являются железобетонными хитами на Западе.

3) Песни, которые не занимали высоких мест в хит-парадах, но сильно повлияли на развитие музыки или стали яркими «метками» эпохи.

4) Ну, и, разумеется, на выбор песен не может не влиять мой вкус и компетенция. Об исполнителях и песнях, которые любишь и хорошо знаешь, поневоле пишешь подробнее. В то же время есть музыкальные стили, в которых я плохо разбираюсь — как относительно новые (вроде электронной клубной музыки или рэпа), так и старые (например, джаз). Возраст сказывается, чёрт его побери…
Недаром я всегда говорю: пока вы молоды, старайтесь слушать, читать и смотреть побольше разного, максимально расширяйте кругозор. С годами ваши вкусы устаканятся, а восприимчивость нового притупится. Так и будете до конца жизни считать группу КИНО — величайшей в мире.:)

Вот и я стараюсь писать не только о тех хитах, которые мне нравятся или симпатичны. Цель моих статей – дать, по возможности, более цельную картину музыкального фона той или иной эпохи. Ведь странно же, если зоолог заявит, что крокодилы ему нравятся, и их он изучать будет, а о глистах не хочет иметь никакого представления. Если ты разбираешься только в крокодилах, то на самом деле и в них ты толком не разбираешься.

Кроме того, музыкальная эрудиция поможет Вам полноценнее понимать и другие произведения искусства. В первую очередь, кино, где музыка, как правило, играет важную роль. Во-первых, она служит исторической «меткой» (например, песня «Do You Love Me» в «Грязных танцах» говорит о том, что действие происходит в 1962 году). Во-вторых, намекает на исторические события (песня CREEDENCE «Fortunate Son» обычно так или иначе связывают с войной во Вьетнаме). Содержание песен тоже может играть свою роль — раз в кино зазвучала «(Don’t Fear) The Reaper», то кто-то явно скоро умрёт. Я не говорю уже о том, что песня может служить средством иронии — например, в дурацкой пародии на «300 спартанцев» бравые красавцы выбегают под «I Will Survive», которую геи давно считают своим гимном. То же касается и книг. Не зная биографии Боба Дилана или группы SEX PISTOLS, вы вряд ли получите полноценное удовольствие от романа Терри Пратчетта «Роковая музыка».
Повторюсь — популярные песни — это такой же культурный фон, как и картины, архитектура, одежда или марки автомобилей.

— Часто ли Вы ошибаетесь?

Конечно, ошибаюсь. Благо в Интернете свои ошибки можно легко исправить. Например, у меня до сих пор есть грубая ошибка в статье про исполнительницу песни «Крылатые качели», которую я уже полгода забываю исправить (дело в том, что иногда проще переписать статью, чем её изменить). Как говорится, доверяй, но проверяй… Вот я на днях готовил статью про песню «Volare». В английской Википедии были указаны названия двух картин Шагала (с описанием), которые, якобы, вдохновили авторов на эту песню. Оказалось, что описание совершенно не соответствует указанным картинам и пришлось потратить время, чтобы определить какие же картины Шагала имелись в виду на самом деле.
Сразу оговорюсь, что я не настолько компетентный меломан, как это может кому-то показаться. В процессе подготовки некоторых статей я сам открываю для себя много нового — в том числе и новые песни.


ВОПРОСЫ по разделу «КУЛЬТОВЫЕ СКАЗКИ»

— Будет ли появляться что-то новое в этом разделе?

— Скорее всего, да, но уже не с такой частотой, как в прошлые годы. О наиболее любимых сказках я уже давно написал. Хотя сама тема неисчерпаема. В моих предварительных планах есть статьи по истории «Малахитовой шкатулки» Бажова, «Синей птицы» Метерлинка, «Волшебника Земноморья» Урсулы Ле Гуин и, возможно, сказок А. Шарова. Остались также сказки, про которые НАДО написать, но которые почему-то не произвели на меня никакого впечатления (как, например, поистине культовое среди британцев, произведение К. Грэма «Ветер в ивах»).

— Правда, что Вы хотели издать «Культовые сказки» в виде книги?

— Да, и активно занимался этим с 2013 года. Мне казалось, что книга оригинальна и востребована. Однако большинство издательств, видимо, так не считало. Лишь два обратило на книгу внимание, и лишь одно заключило со мной на издание предварительный договор. Как назло, именно у этого издательства начались форс-мажорные проблемы, и всё накрылось медным тазом. Предложения издать «Культовые сказки» за свой счёт я отверг по вполне понятным причинам.
За всю жизнь мне удалось издать только одну книгу с «наглым» названием «Оседлать Пегаса, или Как писать стихи» (2011). Хоть тема поэзии мне не чужда, но написана книга была по заказу. Как мне кажется, у неё только одно важное достоинство — я попытался объяснить скучные и сложные вещи простым увлекательным языком с необходимой толикой юмора.


ВОПРОСЫ по проекту «ЗАЗЕРКАЛЬЕ имени Льюиса Кэрролла»

— Почему некоторые рубрики проекта до сих пор пустуют?

— Ответ всё тот же: нужно время, а денег мне за это не платят. Обидно то, что по разделу «Кэрролл в культуре» у меня информации хватает, но её нужно ещё осмыслить и обработать. Как только, так и сразу…

— Зачем Вы публикуете на проекте некачественные любительские переводы?

— Дык, это же не проект Академии наук. Вся прелесть сказок Кэрролла в том, что они оставляют большой простор для фантазии переводчика. И даже в самом плохом переводе можно найти отдельные интересные решения.
К тому же на проекте хватает комментариев, объясняющих, что же Кэрролл имел в виду на самом деле.

— Будут ли на проекте «ЗАЗЕРКАЛЬЕ» что-нибудь принципиально новое?

— Давно хочется взять интервью у переводчиков, с которыми я контактировал. Задать всем ряд одинаковых вопросов и получить ряд разных ответов.:) В планах такое есть.


ВОПРОСЫ по разделу «КУЛЬТУРНАЯ ЗООЛОГИЯ»

— Вы собираетесь написать вообще обо всех животных?

— Теоретически, да, но, практически, сомневаюсь, что хватит духу. Кстати, сначала я писал вразнобой — по настроению — то про волка, то про бегемота, то про черепаху, то про таракана. Но с какого-то момента себя дисциплинировал и стал следовать систематике. Взял сначала класс млекопитающих и пошёл писать по отрядам — яйцекладущие, сумчатые, насекомоядные и т.д. Несмотря на то, что я имею биологическое образование и зоологией увлекаюсь с детства, за 1990-2000-е годы многое упустил (например, с удивлением узнал, что скунсов выделили из куньих в отдельный отряд). Приходится многое изучать заново.

— Чем Ваши статьи про животных отличаются от других?

— Прежде всего, тем, что я пытаюсь описать животных сразу с двух сторон — как с точки зрения науки, так и с точки зрения человеческой культуры (не брезгуя даже анекдотами и Интернет-мемами). Например, лису считают хитрой, а дельфина – добрым, но есть ли для этого какие-то научные основания? А, если нет, почему люди так считают?
Сама идея подобного подхода, разумеется, не нова. Лично меня вдохновили два автора. Первый — советский популяризатор Игорь Акимушкин с его серией «Мир животных», где немало место уделено культуре. Второй — Умберто Эко с его романом «Остров накануне», действие которого происходит в XVII веке. В романе была глава, полностью посвящённая древним представлениям об огненной голубке.

— Могут ли появиться в разделе статьи несколько иной тематики?

— Могут. Первая, как раз, будет связана с Акимушкиным. Несколько лет назад я уже написал о нём беглую статью. Беглую — потому что о жизни этого замечательного (и ныне покойного) популяризатора было известно до обидного мало. Не так давно со мной связалась его сестра — Валентина Ивановна Акимушкина, и оказалось, что дела обстоят ещё хуже. Например, в русской Википедии даже даты жизни Игоря Ивановича указаны неправильно.
Само собой, у меня появилась идея взять эксклюзивное интервью у Валентины Ивановны, где она могла бы более подробно рассказать о биографии своего брата. Надеюсь, что оно появится на сайте в ближайшее время.

Из других планов была идея написать серию статей об эволюции животного мира. Однако, мои знания по этой теме настолько устарели, что я затею оставил. К тому же в И-нете появилось немало толковых и более компетентных популяризаторов вроде Станислава Дробышевского, Александра Маркова и Дмитрия Тюлина. Поэтому, если будут время и силы, я лучше напишу несколько иную статью, посвящённую ароморфозам — тем «революциям» в животном мире (многоклеточность, скелет, лёгочное дыхание и т.п.), которые приводили к повышению уровня организации организма и появлению новых крупных таксонов .


ВОПРОСЫ по разделу «КРАСОТА и МОДА»

— Почему Вы вообще заинтересовались этой специфической темой?

— Это чистая случайность. Когда-то мне довелось участвовать в наполнении женского сайта и поневоле пришлось вникать в тонкости моды и т.п. В процессе меня заинтересовал вопрос, как и почему менялись стандарты женской красоты. Уже в 2003 году, работая в журнале «Твоё Время», я посвятил этой теме довольно беглую и поверхностную статью «Женская красота во времени и пространстве». Постепенно я узнавал по этой теме всё больше и больше нового, и на свет родилась более основательная серия статей «Женская красота с головы до ног» и ещё кое-что по мелочам.

— Будет ли в этом разделе что-то новое?

— Насчёт статей, пока не знаю. Что точно будет, так это фотогалерея красавиц, начиная с конца XIX по начало XXI века. Поверьте, только один просмотр этой галереи расскажет о стандартах красоты больше, чем самый обширный текст.


ВОПРОСЫ по разделу «ПЕСНИ Сергея Курия»

— Как давно Вы сочиняете песни?

— Первые попытки были сделаны в конце 1989 года. Однако что-то получаться стало лишь в 1991-м — с этого времени я и веду свою официальную «дискографию». К сожалению, организовать в девяностые некое подобие группы так и не удалось. И время было неподходящее, и сам я достаточных усилий не приложил. Долгое время я относился к сочинению песен исключительно, как к хобби и отсутствие слушателей не особо сильно меня парило.
К 2001 году я иссяк и забросил сочинительство на добрые 7 лет. За это время у меня появился компьютер и даже б/у электрогитара с синтезатором. Стало возможным без особого труда делать наложения, записываться без посторонней помощи, выкладывать свои творения в Интернет. И желание сочинять песни загорелось с новой силой.

— Почему песни записаны так плохо?

— Отмазаться можно сразу по нескольким пунктам.

1) Я очень посредственно играю на гитаре, а на клавишных играть не умею вообще. Поэтому воплотить на выходе ту аранжировку, которая складывается в голове, не удаётся почти никогда. Максимум, что удаётся, подобрать на слух совсем уж простенькие партии (некоторые соло даже приходится играть по частям, а потом склеивать).

2) Вокал тоже оставляет желать лучшего. До 6-7 класса у меня был довольно хороший голос, я даже пел в хоре на стороне «сопрано». Потом голос сломался и с каждым десятилетием становился всё грубее, а диапазон его сужался (не курите, ребята!). Кроме того голос надо тренировать, а я после окончания института пою исключительно редко.

3) Акустическую гитару я к 2009 году потерял, а электрогитара была старой и постоянно глючила. Не так давно она сломалась очередной раз — может даже навсегда.
С микрофонами ещё смешнее. Сначала я писался на дешёвенький компьютерный микрофончик, пригодный разве для болтовни по Скайпу. Затем на… диктофон mp3-плеера со всеми сопутствующими шумами. Сейчас в моём распоряжении то караоке-микрофон, который периодически потрескивает, то микрофон видеокамеры.
Лишних денег на покупку электроакустической гитары и микрофона у меня нет. А тратиться на неприбыльное хобби пока не очень хочется.

4) Записывать песни в квартире очень неудобно — не хочется часами орать, распугивая соседей. Поэтому свой голос я записываю, как правило, быстро и тише, чем надо. А ведь даже партию своей песни, по уму, надо долго разучивать.

— Тогда зачем Вы вообще записываетесь?

— Я всегда относился к своим затеям стоически, полагая, что лучше делать хоть как-то, чем не делать вообще. И делать надо именно в то время, когда тебе это интересно. Потом ты этого точно не сделаешь и, наверняка, будешь жалеть. На худой конец, песни останутся неким подобием фотокарточек в альбоме, что уже приятно.
На вопрос «Зачем ты пишешь песни, если их никто не слушает?» я всегда парировал «А зачем ты ходил на рыбалку, если ничего не поймал?». Ответ на оба вопроса один и тот же: «Я просто получаю от этого процесса удовольствие». Что вовсе не отменяет программы-максимум — желания быть услышанным и востребованным.

— Почему Вы решили перезаписать старые песни?

— Всё по той же логике архивариуса. Хотя я и успел оцифровать старые акустические записи с магнитофонных кассет, звучат они местами слишком грязно. Тех, кто помнит, что такое слушать перезаписанную десяток раз кассету ДДТ, где часть слов понять невозможно, этим не напугаешь. Но современного меломана такая запись оттолкнёт сразу.
К тому же я прекрасно понимал, что с каждым годом возвращаться к старому материалу всё сложнее и сложнее. Ты уже смутно помнишь эмоции, которые испытывал при написании песни, и даже изрядно недоумеваешь по поводу некоторых текстов — «Что же я имел тогда в виду?». Поэтому в 2017 году я решил усилием воли заставить себя переиграть и перепеть песни 1991-2001 года, коих было, ой, как много. Процесс занял всё лето и осень, да так и не был закончен. Слава Богу, электрогитара окончательно сломалась на перезаписи альбома не 1991, а 1999 года. Теперь я всё записанное постепенно монтирую и выкладываю. Звучит не ахти, но на порядок чище магнитофонного старья.

— Написали ли Вы что-то новое после альбомов «Дурак с холма» и «Маятник»?

— Более того — материала накопилось на два полновесных альбома. Основная задержка связана с текстами песен. За последнее время я отвык садиться за стол и, высунув язык, что-то старательно сочинять. Слова обычно приходят, как бы, сами собой — во время прогулок, поездки в метро или курения на балконе. К сожалению, даже когда текст, в конце концов, складывается, в нём остаются небольшие лакуны. И вот их-то заполнить адски трудно. Раньше я не особо парился и заполнял пробелы абы чем, но сейчас так делать не хочется. Впрочем, надеюсь, что этим летом я всё закончу.

— Будет ли в разделе что-то принципиально новое?

— Да. Я хотел бы дополнить свой песенный «фотоальбом» старинными записями моих друзей и знакомых. Конечно, эти записи будут во многом иметь ностальгический характер. Однако будут и исключения. Например, возможно, я вскоре опубликую на сайте альбом группы ИЛЛЮЗИИ — свежий и достаточно профессионально записанный.

На этом я своё импровизированное интервью заканчиваю. Желающие задать вопрос, пишите на мейл — kursiv4@gmail.com

Спасибо всем читающим за внимание к сайту!

Искренне ваш,
Сергей Курий.
16 июня 2018 года