Хиты Евгения Крылатова, часть 5: история песен «Прекрасное далёко» (1984) и «Не покидай» (1989)

krilatov_21

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»

«Прекрасное далёко» (из к-ф «Гостья из будущего», 1984)

Если фильм «Приключения Электроника» всегда казался мне неизмеримо сильнее книжного первоисточника, то экранизация книги про Алису Селезнёву, на мой взгляд, вышла послабее. Что, впрочем, не помешало фильму «Гостья из будущего» стать настоящим событием в мире детского кино.
В основе фильма лежала фантастическая повесть Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» — одна из любимых книг моего детства, поэтому каждую серию я ждал с нетерпением. Настоящей изюминкой стала главная героиня в исполнении Наташи Гусевой — совершенно не похожая на книжную Алису (проказливую боевую пацанку), и, тем не менее, сумевшая очаровать сердца мальчишек того времени.

krilatov_22

Ну, и, конечно, самой сильной — трогательной и щемящей — финальной нотой фильма стала песня «Прекрасное далеко».

«Прекрасному далёку» суждено было стать единственной песней в фильме, хотя изначально режиссёр Павел Арсенов заказал поэту Юрию Энтину сочинить несколько текстов. Так как фильм был приключенческий, Энтин с удовольствием принялся за дело. Он до сих пор помнит забавные строчки, сочинённые им для космических пиратов:

Суть нашей профессии
В погоне и агрессии!

Но, когда фильм смонтировали, оказалось, что места для песен в нём нет. Понятно, что Энтин страшно разозлился. Чтобы его успокоить, режиссёр сказал: «Там в конце фильма будут длинные титры. Вот и сочини что-нибудь минуты на три».

Ю. Энтин:
«Я был зол. Мне все это изрядно надоело. Я быстро написал стихи, которые, с одной стороны, несли философскую нагрузку (режиссер Павел Арсенов увлекался философией и эзотерикой), а с другой стороны, были лирико-романтическими (это «слабость» композитора Евгения Крылатова)».

Стоило Крылатову прочитать стихи, как он тут же понял, что это будет сильная песня. Единственное, что смущало композитора — многократное повторение совсем недетской строчки «Не будь ко мне жестоко», на что Энтин сказал: «Это же, как молитва».

Музыку Крылатов написал быстро — и в фильме сама мелодия прозвучит ещё не раз — в самых разнообразных инструментальных вариациях: от замедленно-грустной до задорно-смешной (мне особенно нравилась динамичная тревожная версия, звучащая в титрах каждой серии).

Правда, и в этот раз Энтин отнёсся к своим лирическим стихам скептически — мол, писал их без особого огонька, и весь успех песни заключён в музыке. Между нами говоря, лично я разделяю его скепсис — музыка «Прекрасного далёка» всегда казалась мне сильнее слов. Крылатов же был с этим категорически не согласен и говорил поэту: «Юра, на эти слова любой композитор написал бы свою лучшую песню».

Сначала для исполнения песни привлекли девочку из хора Попова, но режиссёру её версия не понравилась. В итоге «Прекрасное далёко» замечательно исполнила уже опытная певица — Таня Дасковская, которая уже пела в таких фильмах с музыкой Крылатова, как «Русалочка» (1976), «Кольца Альманзора» (1977) и «Акванавты» (1979). Правда, из-за ограниченного хронометража её имя в тиры не попало.

krilatov_23
Татьяна Дасковская.

А тут ещё Крылатов пожелал, чтобы в телепрограмме «Песня года — 85» песню исполнила не Дасковская, а взрослое трио МЕРИДИАН. Видимо, таким образом он хотел показать, что потенциал этой песни намного шире детского жанра.

Е. Крылатов:
«Это философское понятие. Будущее не должно быть жестоким, мы всегда надеемся на лучшее… Вот эти повторения в ней: “Не будь ко мне жестоко” — это же как заклинание, что-то в этом есть… Это призыв, молитва, мольба о детях, чтобы они жили лучше, чем мы».

Интересно, что в киноверсии песни были такие строчки:

Слышу голос из прекрасного далёка,
Он зовёт меня не в райские края…

Но, видно, они показались слишком суровыми — и во всех следующих записях вместо «не в райские края» исполнялось «в чудесные края» (что, как по мне, сильно меняло настроение песни).
Однако ни это, ни заклинания не помогли… По горькой иронии, именно в 1985 году были посеяны семена того самого «далёка», которое оказалось совсем не прекрасным.

Ю. Энтин:
«В своё время, в 1930-е годы, была создана советская детская литература. Нигде в мире не было такой литературы, как у нас. Не было одновременно таких поэтов, как Чуковский, Маршак, Барто, Михалков. Но последняя широко известная детская песня пророчески прозвучала в 1984 году — «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко». И настало это «далёко»…».

krilatov_20

Неудивительно, что со временем песня обретала всё более трагические и щемящие оттенки.

Ю. Энтин:
«Была передача на канале «ТВЦ». Там ребята-рокеры пели мои песни. И артист Малого театра Валерий Баринов вспомнил один случай, произошедший в прямом эфире, над которым рыдала вся страна.
Это случилось в программе «Взгляд». Одним из ее героев стал мальчик-сирота с абсолютным слухом, воспитанник интерната. Ведущий Владимир Мукусев попросил этого мальчика спеть любимую песню, и тот запел «Прекрасное далёко». Это было настолько трогательно, что, когда он дошел до припева «Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь» – оператор уронил камеру, и передача прервалась.
Баринов сказал: «Прекрасное далёко» – это песня святая. То, что рокеры переделали «Крылатые качели» или «Лесной олень» – я могу стерпеть. А для чего они переиграли «Прекрасное далёко» – мне непонятно». И я, в принципе, с Бариновым согласен».

КАВЕРЫ:

Vladimir Zelentsov — Прекрасное Далеко (метал версия)

SILENZIUM — Прекрасное далеко


Песни из к-ф «Не покидай» (1989)

«Прекрасное далёко» стало действительно последним детским хитом советской (и не только) поры. Тем не менее, в самый разгар перестройки режиссёру Леониду Нечаеву чудом удалось снять ещё одну замечательный фильм «Не покидай». Несмотря на сказочный антураж, он вышел не детским, а образ волшебной розы, заставляющей говорить правду, тогда выглядел однозначным реверансом в сторону политики «гласности». К счастью, фильм не увяз в политических аллегориях, и поэтому не устарел.

krilatov_24

Премьера «Не покидай» состоялась в передаче «В гостях у сказки» в сентябре 1989 года. В то время страну колбасило так, что никакого особого ажиотажа ни сама картина, ни, звучащие в ней, песни не вызвали. И совершенно незаслуженно, так как, по моему мнению, именно саундтрек фильма «Не покидай» стал последней сильной работой композитора Крылатова в кино.

Какую-то известность получила лишь одноимённая песня, но ведь и остальные были не хуже («Надежда», «Прощальная», «Подари лошадку атаману», «Турниры отменили», «Билетик счастья» и т.д.). В этом немалая заслуга и поэта Леонида Дербенёва.

Другие песни из к-ф «Не Покидай»:

Песня об истине

Песня странствующих актеров

Песня о счастье

С Дербенёвым Крылатов уже работал в фильме «Чародеи». Несмотря на это и на своё громкое имя, композитор снова столкнулся с непониманием. Крылатов вспоминал, что, когда Дербенёв прослушал наброски к песням, то разочарованно протянул: «Да-а… Ни одной мелодии». Композитор чуть было не отказался от участия в фильме, но ситуацию опять спасли сжатые киносроки. К тому же, на десятой песне оттаял и сам Дербенёв: «А вот эта ничего…».

Е. Крылатов:
«Может быть, это объясняется тем, что я обладаю одной особенностью. Я очень часто выступаю на концертах и сам пою свои песни. …Например, «Песенка о шпаге». …Я исполняю её своим безголосым голосом, но эту песню всё равно все помнят в исполнении Миронова и сразу воспринимают, и начинаются сразу аплодисменты. А когда исполняю новые песни, только написанные, их понять бывает, действительно, довольно сложно».

Стоит добавить, что подавляющее большинство вокальных партий в фильме «Не покидай» исполняли не актёры, а профессиональные певцы — Наталья Островая и Анатолий Тукиш. Последнему пришлось не только петь, но и озвучивать роль принца Патрика, которую играл Игорь Красавин — ещё неопытный десятиклассник, да ещё и с сильным белорусским акцентом.

krilatov_25

О том, что фильм, несмотря ни на что, помнят и любят, Крылатов узнал лишь, когда ему позвонили с Белорусского ТВ и пригласили сняться в ролике, посвящённом юбилею картины. Второй раз он удивился, когда обнаружил в Интернете сайт фанатов «Не покидай».

krilatov_26

Е. Крылатов:
«Для композитора вначале стоит служебная задача: для данного артиста, для данного персонажа в данном месте сценария должна быть песня. И если песня получилась и, как говорится, «сработала», то композитор и поэт свою задачу выполнили. А уже сверхзадача состоит в том, чтобы песня зазвучала вне фильма – зажила самостоятельной жизнью. Это как получится, этого не предугадать. А происходит, видимо оттого, что в контексте сценария мы с поэтом создали нечто большее, перекликающееся с реальной жизнью».

krilatov_27

Всё это доказывает ровно одно — хорошие песни не умирают, пока мы храним их в своём сердце, и передаём эту любовь другим.

Из песни принца Пинапью:

«Прошу, не говорите
Вы о талантах мне.
Быть может, что, как зритель,
Талантлив я вполне.

Когда притихнут ложи,
От счастья трепещу.
Талантливо, быть может,
Смеюсь я и грущу…»

Автор: Сергей Курий
февраль 2014 г.

Хиты Евгения Крылатова, часть 1: история песен «Колыбельная медведицы» (1969) и «Кабы не было зимы…» (1984)

Хиты Евгения Крылатова, часть 2: история песни «Лесной Олень» (1971) и «Песенки о шпаге» (1971)

Хиты Евгения Крылатова, часть 3: история песни «Крылатые качели» (1979)

Хиты Евгения Крылатова, часть 4: история песен «Три белых коня» и «Песня о Снежинке» (1982)