ДДТ — «Осенняя» (Ю. Шевчук)

Входит в альбом «Единочество, часть 1» (2002)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
Из интервью Ю. Шевчука журналу «FUZZ», №1 2003 г.:

FUZZ: Как сложился порядок песен?

Юрий: Я ничего не вымучивал долгими ночами на диване. Все сложилось на концертах, самым естественным образом. Концерты — это ведь очень живое: сразу становится понятно, что за чем и как должно быть. Единственное, мы никак не могли решить, какой песней закончить альбом. Мы могли взять песню со второй части какую-то, но все-таки решили закончить «Осенней» — таким естественным лирическим выходом. Лирическим обобщением мыслей и переживаний главного героя.

FUZZ: Расскажи, пожалуйста, о клипе на песню «Осенняя».

Юрий: Клип как клип.

FUZZ: Режиссер — Василий Бледнов?

Юрий: Да, Вася Бледнов, который уже два года делает фильм «Время DDT», он выйдет в середине января на «ТВС».

.

***
Интервью с Ю. Шевчуком, сайт «ЗВУКИ.РУ», 08.10.2002:

— Это ведь уже твоя пятая песня про осень, если мне память не изменяет?

— Да, уже пятая, она написалась прошлой осенью. Мы ее пели, правда, немного. Я вообще, как и Пушкин, кстати, и некоторые другие наши поэты, люблю это время года. Мне кажется, оно наиболее подходит менталитету русского народа, нашему русскому характеру — такое душевное, печальное, немножко трагическое, задумчивое, без всякой суеты, спокойное, когда можно бродить по осеннему лесу и размышлять о вечном. Именно осенью как-то особенно легко, просто, спокойно и весело думается о смерти…

.

***
Интервью с Шевчуком, «Огонек», #14, 2003 г.:

— Нет ли у вас заочного конфликта между тем, чего от вас ждут поклонники, и тем, что вам самому кажется важным сказать?

— Ну, в этом виноваты не поклонники…Вот, допустим, на радио из каждого нашего альбома крутятся совершенно не те песни, которые бы нам хотелось. Нам хочется, чтобы крутили серьезные песни, проблемные… А радиомагнаты и диджеи наших людей за идиотов держат. Они мне говорят, что проблемные песни народ не поймет. Откуда они знают, эти диджеи полуграмотные, что народ поймет, что не поймет?!. К сожалению, сейчас много коммерции в стране, и она диктует нам, что мы поймем, что не поймем. Геббельсы какие-то, я не знаю, с бериями… Даже взять наш последний альбом «Единочество». Ставят в эфир из него только «Осеннюю», самую лиричную песню. Она в альбоме на своем месте, но рядом есть песни и более серьезные, которые, может, заставили бы кого-то задуматься. Так нет же… Многие телепродюсеры, радиодиджеи — это отвратительные люди, на мой взгляд. Они диктуют эти форматы, оболванивают окружающих, пытаются навязать такое легонькое, непроблемненькое, чтобы все было «тишь да гладь, да Божья благодать» и деньги сыпались. Именно они делают из нас страну «третьего мира».

.

***
О съёмках клипа «ДДТ» на песню «Осенняя»:

На ОРТ в ближайшее время появится сериал «Ледниковый период». Одну из главных ролей играет Александр Абдулов, в фильме он — подполковник Клипко, который живёт в криминальном городе, где постоянно происходят всевозможные разборки. В сериал войдут восемь старых, ранее не издававшихся песен группы «ДДТ», которые больше всего подходят по настроению картины. Заглавная композиция к фильму — «Осенняя», именно на неё 3 октября снимался клип.

В клипе два героя: питерский поэт Шевчук и московский подполковник Клипко — Александр Абдулов, неожиданно встречающиеся на мосту. Для съёмок воссоединения выбрали мост Лужков, в народе именуемый «мостом поцелуев», что у Болотной площади напротив памятника Репину. Режиссёр — Василий Бледнов, оператор-постановщик — Сергей Бледнов.

Итак, мост поцелуев. 12.00. Неожиданно холодный день. Морозное ясное небо. Мутная жидкость Водоотводного канала. Красота! Когда ещё вот так днём погуляешь в рабочее время! На мосту равномерно растянулась человеческая масса, состоящая из съёмочной группы, журналистов, фотографов и телеоператоров. У перил нервно мёрзнет Юрий Шевчук. Все ждут Александра Абдулова — без него нет смысла работать, так как на этом мосту снимается только встреча двух героев клипа. Журналисты жмутся друг к дружке, чтоб не замерзнуть по одиночке. Можно пользоваться случаем и интервьюировать значимых людей.

Режиссёр клипа Василий Бледнов нервничает, смотрит на часы, греет руки в карманах.

— Василий, что вдохновило вашу фантазию на написание сценария к клипу «Осенняя»?

— Мы ходили с Юрой по Питеру. Я посмотрел, как он чувствует себя в этом городе — он хозяин города. Подходили какие-то люди, здоровались, Юра с кем-то общался, а с кем-то нет. Это и натолкнуло на мысль, сделать реальность без вранья.

— Какая идея, замысел клипа?

— Идея такая: поэт, Шевчук, ходит по Питеру, по культурной столице так называемой, и сочиняет песню. Кто-то к нему подходит, он разговаривает со случайными встречными, а параллельно в мозгу у него крутится песня, он её сочиняет, пишет. Второй герой нашего ролика — это подполковник Клипко, которого играет Александр Абдулов. Он существует в Москве. Здесь совершенно другая атмосфера: деловая, нервная, напряжённая, суматошная. Эти два человека живут параллельной жизнью, каждый занимается собственными делами. А потом мне пришла мысль: вдруг они встретились. Почему? — не понятно. Москвич и петербуржец на этом мосту. Подполковник просит у поэта прикурить, они расходятся. Выстраивается символический мост между двумя абсолютно разными по духу городами. В монтаже клипа будет использована компьютерная графика для совмещения картинок Москвы и Питера, а по средине неопределённая река: то ли Мойка, то ли Москва-река.

— Почему решили снимать встречу здесь — на мосту поцелуев?

— Просто этот мост похож на питерский. Мы будем совмещать два моста — питерский и московский.

— В каких именно местах будете снимать прогулки Шевчука и Абдулова: в злачных, или просто популярных у народа?

— Абдулова мы снимаем в Москве на Патриарших прудах, на Садовом кольце, и на Сити. А с Шевчуком ещё не известно. Скорее всего, это будут значимые места, чтоб зрители сразу узнавали Питер. Что-то вроде того, что было в клипе «ДДТ» «Любовь». Мы поедем шестого октября в Питер отбирать натуру для съёмок. А снимать будем уже на следующий день.

— Принимали ли участие в мозговом штурме при написании сценария клипа Шевчук и Абдулов?

— Да, Шевчук привносил свою струю, а Абдулов — нет. Именно Юре пришла идея Питера и поэта, существующего в этом городе. Потом уже добавилась Москва. Это я сам придумал. Будет клип, посвящённый 300-летию Питера (смеётся). Такая «путинская» столица и московская.

Холодает. Со стороны кремля движется огромная чёрная туча. Там, видимо, выпадает какой-то космический осадок. 12.30. Абдулова всё нет. А Юрий Шевчук приехал в Москву буквально на один день.

— Какие улицы вы хотите вместить в свою петербургскую часть клипа?

Юрий Шевчук: — В Питере восемь тысяч домов-памятников архитектуры, все они составляют прекрасные улицы. Весь центр города, наверное. Мы будем ездить, искать.

— Что нужно будет непременно снять, учитывая то, что в настоящее время исторический центр Петербурга в лесах?

— Ну, не всё в лесах. Если снять леса — тоже интересно, потому что с помощью этого можно будет передать картину времени.

— А как же история? — Ведь наверняка хочется, чтоб клип стал частью искусства, чтоб его с удовольствием смотрели даже через два-три поколения? Хочется красоты…

— Да это уже как получится клип. Насколько профессионально его сделают. Есть масса гениальных режиссёров, а работы у них получаются такие, что один раз посмотришь, и потом от него тошнит. Лучше не загадывать.

— Участвовали ли вы в написании сценария к клипу?

— Да, мы с Васей обсуждали клип и в Питере, и потом по телефону.

— А с Абдуловым нет?

— Нет (весело смеётся). Мы с Сашей старые друзья. Мы знаем друг друга сто лет. Знаю его ещё с тех пор, когда снимали в Москве в 89 году фильм-концерт «Задворки».

Клип «Осенняя».
Режиссер В. Бледнов. 2003 год.

КАВЕРЫ:

_______________________________________________________________________

Текст песни «Осенняя»:

Небеса на коне на осеннем параде
Месят тесто из тех, кто представлен к награде.
А по ящику врут о войне…

Я живу на весах в это качество года
Моя песня, конечно, дождливого рода.
Моя песня не спета
И не одета.

Моя песня — ответ письмам Анны и Лизы;
Брызги ветра висят на промокших карнизах.
Собрала их губами весна
И исчезла она.

Я с бедой на плечах доползу до дороги.
Умереть — ничего, если выпить немного.
Но мешает уйти от тебя
Наше «Я».

Где опастности бред, там живые могилы.
Нас за верность их лет поднимают на вилы.
Этой осенью платим за свет.

Пляшем на виражах, повороты веками,
И никому нет конца, даже тем, кто не с нами.
Наша песня с тобой в облаках.

И пока ничего, ничего не случилось.
Я вчера еще помнил, что жизнь мне приснилась.
Этой осенью стала она…

И если вокруг — одно лихо,
И если кругом слишком тонко,
Люби всех нас, Господи, тихо,
Люби всех нас, Господи, громко.

Иногда наша жизнь зарастает цветами.
Это значит, мой друг, Он прошел между нами…
Но увидеть его нелегко.

И если вокруг — одно лихо,
И привычное нам слишком тонко,
Люби всех нас, Господи, тихо,
Люби всех нас, Господи, громко.
Люби всех нас, Господи, тихо, Люби всех нас,
Господи…

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ДДТ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ДДТ«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ДДТ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий