группа ПИКНИК — «Иероглиф» (песня) (муз. и сл. — Э. Шклярский)

Входит в альбом «Иероглиф» (1986)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

Из интервью с Э. Шклярским, «Российская газета», 05.08.2011:
http://www.rg.ru/2011/08/05/piknik.html

РГ: В каких самых необычных обстоятельствах вам приходилось писать песни? Сложно представить, как слагаются иные из них, например, тот же «Иероглиф», «Мы как трепетные птицы», «Искры около рта». Ибо столько в них замешано: языческих импульсов, аллегорий, непредсказуемых тембров, интонаций и рифм, дзена и экзистенциальности — эдакий дикий рок-коктейль, создающий неповторимую хитовость и магию «Пикника».

Шклярский: Не понимаю, о каких необычных обстоятельствах вы говорите — у нас никогда не было никаких графиков. И поэтому песни, их сочинительство проживают какую-то свою незаметную жизнь. Вот как с «Иероглифом»: долгое время существовала одна единственная строчка «Мое имя — стершийся иероглиф», потом стала обрастать другими словами, каким-то настроением. И собственно говоря, момента, когда именно появилась песня, порою и сам можешь вспомнить не всегда.

.

***
Из интервью с Э. Шклярским, «Я — Молодой» №23, декабрь, 1993:

«Иероглиф» я писал под впечатлением Лао-цзы. Я сделал попытку говорить универсальными символами, понятными не только мне, а максимальному количеству людей.

ieroglif
Лао-Цзы.

***
Э. Шклярский, Программа «Летопись», «Наше Радио», 14.09.2003:

Всегда вот в каждом альбоме была, значит, какая-то любимая, центральная песня. И вокруг нее, значит, вот, как на стержень или на гвоздь, насаживались остальные. То есть, они воспринимались, так скажем, по-разному. Но, тем не менее, всегда вот были одна или несколько. И вокруг нее, вот, была какая-то мозаика. То есть, в принципе, вот, при написании любого альбома мы как-то из этого исходим. Что должен быть какой-то орнамент музыкальный. То есть, желательно, чтобы была эта вот центральная песня. В данном альбоме это понятно, что песня «Иероглиф». 🙂 Она дала название и самому альбому.
…Ну, главная песня, она создавалась довольно долго. И, можно так сказать, неосознанно. Потому что начальные строчки они были написаны в школе, и просто как вот какие-то строчки, ну, стихотворение. Можно сказать, детское. Ну, школьное, скажем. А потом, значит, когда уже в институте пришло сознание того, что, в принципе, можно петь не только на ломанном английском языке, а даже на русском, тогда вот они, значит, были вытащены на свет и, значит, были попытки, значит, сделать из этого песню. Ну, значит, сначала она была какая-то очень короткая и непонятная, то есть, какая-то невнятная. А потом, значит, с помощью, вот, совместных усилий, получилось так, что вот… Большую окраску, скажем вот, дала та же «DX-7», где был тембр ситара, и, значит, соответственно, вот эти проигрыши, которые, вот, скажем, занимают, может, даже больше, там, по времени, по крайней мере, места, чем само пение. Ну вот, благодаря этому собралась какая-то, вот структура, там, можно сказать. С какими-то холмами, если так рассматривать это.

.

***
Э. Шклярский, газета «Солидарность», 26.12.2007.:

Если взять песню «Иероглиф», то я прочитал рассказ «Человек, которого звали Прикоснись пирожного с кремом», ну а с восточным уклоном это преобразовалось в «Мое имя — стершийся иероглиф». Это и дало направление дальнейшей мысли.

.

***
Из интервью с Э. Шклярским, 05.06.2002:

…на свои песни я слышал первый ремикс на «Иероглиф» на украинском языке. Это было в Запорожье, когда мы с их оркестром записывали совместные песни. Послушали — запрещать не стали. Если человеку кажется, что ему это надо как нечто танцевальное…

.

***
Из интервью с Э. Шклярским, «Белорусская Газета», 04.10.2004:

Наверное, на уровне музыкальных влияний передалось. Только самое забавное, что эти влияния были из западной музыки. Mahavishnu Orchestra, Карлос Сантана, Чеслав Неман — все они в своем творчестве часто обращались к Востоку. С другой стороны, книги. Мне еще в школьные годы попалась в руки книга Лао-Цзы — что-то в ней было мне очень близко. Но каких-то углубленных проникновений в эту культуру не было и не планировалось: надо родиться на той земле, чтобы до конца ее понимать.

.

***
Из интервью с Э. Шклярским, 2001 г.:

— А вообще, насколько на вас повлиял Восток? Ведь для русского рока, питерского в том числе, все это действительно было экзотикой?

— В мире Восток повлиял очень на многих — вспомним Махавишну, Сантану, Led Zeppelin, самого родоначальника «восточной» темы в роке — Джорджа Харрисона… Для рокеров это был источник вдохновения, из которого черпались новые идеи. И для русских музыкантов обращение к различным национальным традициям тоже было очень плодотворным. Вообще народное творчество — это мощный культурный родник, в котором нередко обнаруживается что-то близкое и понятное человеку сегодняшнему.

— А русский фольклор как-то на вас повлиял?

— Подспудно, наверное, да. В песне «Иероглиф» многие улавливают русские народные напевы, пусть и положенные на восточную канву. Так же и в песне «Египтянин» — она еще более утрированно «русская».

.

***
Из интервью с Э. Шклярским, izvestia.ru, 10.08.2011:

— У вас с самиздатом сразу все нормально складывалось?

— Помню, народ путал «Примус» и «Пикник». На кассетах же ничего не подписывали. Однажды мы выступали в Москве, в цирке, на первом фестивале восточных единоборств, и спортсмены тренировалась под наш «Иеролгиф», не зная, чья это песня. Только когда мы «живьем» ее сыграли, они сопоставили нас со знакомой им записью.

.

***
Из интервью с Э. Шклярским, 13.09.2007, NEWSmusic.ru:

— Если уж речь о ностальгических видео… Насколько я знаю, в конце 80-х был снят клип «Иероглиф». Народная молва упорно считает, что где-то он по сей день существует…

— Ну, где-то наверно он существует. Тогда еще был такой формат как «кадр», и при передаче на самолет, по-моему, в город Алма-Ату он где-то потерялся. Кто-то его дальше не передал. Видимо, коробка показалась человеку слишком тяжелой, и он решил ее в самолете и оставить.

— Так что клип утерян для общественности?

— Где-то, может быть… Мы же нашли переписанный на VHS с «Утренней почты» «Праздник». Еще какие-то чудесные иногда всплывают вещи. А этот — мы задавали вопрос на тех каналах, где его показывали, но пока ничего не нашли.

.

***
Из интервью с Э. Шклярским, FUZZ №12/2002:

Эдмунд: В песне «Иероглиф», нам говорили, с ситаром и восточными делами переплетается русское народное песнопение. Как, собственно говоря, и в песне «Египтянин».

.

***
Он-лайн интервью с Э. Шклярским, на КМ.RU, 20.10.2005 (?):

Шклярский: Название песни «Иероглиф» — это ассоциация с прочитанным рассказом испанского писателя. Название такое «Человек, которого звали Прикоснись пирожного с кремом», остальное умалчивается.

.

***
Ответы Э. Шклярского на вопросы посетителей его сайта, май 2010:

— В интервью 2007 г. прочитала, что своеобразным толчком к появлению песни ”Иероглиф” стал рассказ “Человек которого звали Прикоснись пирожного с кремом”, не подскажете автора рассказа
— Да это так, но названия автора я не помню (это был короткий рассказ в журнале PSZEKROJ заморского писателя).

.

***
Из книги «ПИКНИК. 30 световых лет» (составитель — Марат Корчемный) — М.: «Нота-Р» 2014:

Эдмунд Шклярский: «Главная песня альбома создавалась довольно долго. Начальные строчки «Иероглифа» были написаны еще в школе. В институте, когда пришло осознание того, что можно петь на русском, были попытки сделать из этого песню. Первый результат получился коротким и невнятным. Потом, с помощью совместных усилий, появилась структура и тот самый длинный проигрыш на «Ямахе» с тембром ситара».

…Первые дни нового года встречали серией концертов в ленинградском ДК имени Первой пятилетки. На улице стоял сильный мороз, столбик термометра не поднимался выше -15 градусов. Нормальные люди в такую погоду греются у камина теплым глинтвейном, «Пикник» же затеял съемку клипа на песню «Иероглиф» на Грибной базе, что на Крестовском острове. Сюжет разрабатывался совместно с режиссером ленинградского телевидения Кларой Фатовой. История получилась вполне психоделичной, в духе авангарда 60-х, с участием гонга, трехрукого манекена и воспламеняющегося иероглифа. Клип показали в программе «Кружатся диски», потом «Взгляд», после чего следы видеоролика теряются и даже youtube не знает, где его искать.

Сергей Горцев: «У тебя оригинальные тексты, интересные образы. Как вообще рождаются песни? Бывает ли конкретный повод или все как-то по-другому?»

Эдмунд Шклярский: «Это трудно зафиксировать в какой песне есть свой толчок, свое «зерно». Например, песня «Иероглиф». Я как-то прочитал польскую книгу с названием «Человек, который назывался «Прикоснись пирожного с кремом». Потом это впечатление вертелось года три в голове и в конце концов появилась песня. Иногда толчком является какая-то интересная фраза, брошенная кем-то в разговоре…»

.

***
Из интервью с Эдмундом Шклярским, 04.05.2015:
http://www.nvspb.ru/stories/edmund-shklyarskiy-rok-muzyka-ne-doljna-byt-siyuminutnoy-56900

— Тексты – это одна из фирменных составляющих «Пикника». Вторая – необычные инструменты. Экспериментировать с ними вы начали ещё в 80-х…

— …да, у нас даже был «первобытный» компьютер!

— И что же он из себя представлял?

— У нас был особенный – музыкальный – компьютер. Программа закачивалась очень сложно – с помощью кассетного магнитофона, который постоянно давал сбои. Поэтому иногда на концертах мы оказывались в своеобразной ситуации – музыка шла… как бы выразиться… вразнос. Тогда мы придумали на клавишах специальный тембр под названием «взрыв». Когда музыка выходила из-под контроля, я поворачивался к клавишнику Серёже Воронину и командовал: «Взрывай!» С помощью такого трюка мы плавно переходили к песне «Иероглиф», которая не требовала компьютера. Такие вот высокие отношения у нас были с техникой.

1986_ieroglif
Рис. Э. Шклярского из книги «Стихи и графика» (Нота-Р, 2014).

 

Пикник — Иероглиф (из передачи «Вокруг света»):

***
26.09.2018:
https://rrock.ru/news.rrock?id=60271

Состоялась премьера клипа на кавер-версию песни группы Пикник «Иероглиф».
Легендарную песню исполнили поп-певица Татьяна Буланова и группа Сонце-Хмари известного петербургского фотографа Андрея Федечко. В клипе же снялся полный состав группы Пикник и дочь Федечко Аглая.
Кавер на «Иероглиф» вышел ещё два года назад на двойном юбилейном диске «35 — Лучшее и неизданное», посвящённом 35-летию Пикника.

_______________________________________________________________________

Текст песни «Иероглиф»:

G     Dm       F                Am
Мое имя — стершийся Иероглиф
Dm      G           Em       Am
Мои одежды залатаны ветром,
Что несу я в зажатых ладонях
Меня не спросят, и я не отвечу.

И как перед битвой,
Решительной битвой,
Стою у каждого перекрестка
Hа море асфальта я вижу свой берег,
                                A7
Свою голубую россыпь.

Hа все вопросы рассмеюсь я тихо
Hа все вопросы не будет ответа,
Ведь имя мое — Иероглиф
Мои одежды залатаны ветром.

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на страницу группы ПИКНИК

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ПИКНИК»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ПИКНИК по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий