ГНУСные кровопийцы

komar_01

Автор статьи: Сергей Курий
Статья из рубрики «Культурная зоология»

«Крылья орловы, хобота слоновы, груди кониные, ноги львиные,
голос медный, нос железный: мы их бить, а они нашу кровь лить?»
(старинная русская загадка)

«Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…»
(А. С. Пушкин)

 Какое счастье вырваться жарким летом да из душного мегаполиса на свою малую родину — особенно, когда на этой малой родине у тебя частный дом, а возле него пруд с лесом. Но стоит наступить вечеру, как начинаешь понимать, что ни одна бочка меда не обходится без ложки дегтя. От пруда вместе с приятной прохладой к дому устремляются полчища комаров. В комнатах раздается характерное гудение, а тело покрывается характерными укусами. Плюс ко всему выясняется, что комары еще и гурманы — меня и бабушку (несмотря на костлявость) они просто заедали живьём, а мою жену практически не кусали. Спать ей не давал в основном я, в ярости носящийся по комнате с мухобойкой и цитирующий остроумное предложение К. С. Льюиса совместить рай для комаров с адом для людей.

 В голове проносились и другие бессвязные мысли. Например, о том, что никогда мне не быть буддистом, щадящим всё живое. Или вспоминалась история об одном православном подвижнике, который простоял несколько часов полуголым в болоте. Таким образом, он наказал себя за то, что, разозлившись, убил комара. Впрочем, мотивы здесь были совсем не буддистские — главной причиной наказания стало обстоятельство «разозлившись», а не действие «убил».

 Под утро комары затихали, но пост мучителей тут же занимали мухи…

Зов жизни и смерти

«Злой комар напев свой летний
С каплей яда взял у сплетни..»
(У. Блейк)

«Попы поют над мертвыми, комары над живыми».
(русская пословица)

 Надо сказать, что мухи и комары — родственники. Не из-за гнусного характера конечно, и не потому, что «маленький комарик» взял в жены Муху-Цокотуху. Просто все они относятся к отряду двукрылых — одному из самых «молодых» среди насекомых.

komar_04

Предки двукрылых появились где-то в середине мезозойской эры и вполне возможно, умудрялись досаждать таким гигантам, как динозавры. Этот факт использовал Спилберг в своем к/ф «Парк Юрского периода», успешно клонировав ящеров из крови, насосавшихся и затем замурованных в янтаре, комаров. Однако расцвет мух и комаров, безусловно, совпал с эпохой расцвета теплокровных животных и цветковых растений. Из всех континентов комаров не смогли обнаружить только в Антарктиде.

komar_02
Комары пляшут «Камаринскую».

Как ясно из названия, представители двукрылых обходятся в полете лишь одной парой крыльев (вторая у них атрофировалась и превратилась в жужжальца) — и обходятся, как вы сами можете убедиться, довольно неплохо.
Комары в этой области является своеобразным рекордсменами. Их крылья работают с потрясающей скоростью — от 200–500 до 1000 взмахов в секунду(!), благодаря чему и возникает противный тончайший писк — один из самых высоких звуков, которые способно различить человеческое ухо. Я даже не знаю, что больше меня выводит из себя — собственно укусы или это гудение.

Кобаяси Исса:
«За старца глухого
Меня принимает, должно быть, комар —
Звенит у самого уха».

Л.Ф. Баум. «Изумрудный Город Страны Оз»:
 «— У нас в Канзасе все не так, — пожаловалась тетушка, — у нас мухи такие приставучие! Пока не прихлопнешь, не поймет. А комары еще похлеще! А как кусаются! У вас есть комары?
—- Разумеется! — отвечал Дровосек. — У нас живут гигантские певчие комары. Вы еще услышите, как они поют, — заслушаться можно. Но наши комары никого не кусают, потому что мы о них заботимся и вовремя кормим. Ваши комары потому и кусаются, что голодают, бедняжки!»

komar_03

 Конечно, если бы комар мог, то он бы с удовольствием вкушал кровушку тишком, без риска быть обнаруженным. Но если во время питания гудение — опасная помеха, то в пору любовных игрищ — самая необходимая вещь.
Надо сказать, что песни и танцы, как прелюдия к спариванию — отнюдь не изобретение человека. Вечерами мы можем наблюдать роящиеся гудящие облачка — своеобразные комариные «дискотеки». Самцы, как истинные меломаны, определяют половозрелую самку по более низкой (по сравнению с самцами и неполовозрелыми самками) высоте писка.
Бывает, что и молодые самцы, покровы которых не затвердели, гудят низко — в тональности самок. Тогда могут произойти неприятные казусы.:)
Найдя друг друга, парочка выпархивает из хоровода и спаривается уже наедине. Обычно второго любовника самка уже не ищет — запаса спермы вполне может хватить на все последующие кладки. Зато у оплодотворенной самки тут же просыпается инстинкт кровожадности…


Зов крови

«Искусал комар слона.
И слону пришла хана.

Мораль:
Побеждает не большой
и бивнями украшенный,
А маленький, злой
и безбашенный!»
(автор не установлен)

«Не убивайте комаров!
В них течёт ваша кровь!»
(анекдот)

 Думаю, ни для кого не секрет, что кровожадность — это прерогатива исключительно самок (по этому поводу прошлось немало юмористов, подшучивающих над женщинами). У самцов даже хоботок недоразвит — поэтому наши «дон-жуаны» способны вкушать только цветочный нектар. Зато колюще-сосущий ротовой аппарат самки представляет собой сложный комплексный инструмент, отнюдь не похожий на обычный шприц (как могут подумать многие).

komar_09

 На самом деле хоботок комарихи состоит из нескольких частей: четырех колющих стилетов, складывающихся в футляр нижней губы, и трубкообразной сосущей губы верхней.

komar_05a   komar_05b

Плюс ко всему самка не просто сосет кровь, но и впрыскивает в ранку свою слюну. Дело в том, что отверстие в кровеносном сосуде получается маленькое и кровь быстро сворачивается. На помощь приходят маленькие дрожжевые грибки, живущие в пищеводе, самки. Благодаря их выделениям, слюна комарихи замедляет свертывание крови и вдобавок оказывает обезбаливающий эффект. Как говорится, дело сделано так, что и комар носа не подточит. Правда, после завершения процедуры замечательные грибки, попавшие в кровь, начинают оказывать совсем обратный эффект, вызывая воспаление и зуд.

Анекдот:
 Два комара-соседа за утренним разговором:
— Чего это вы, куманек, вчера вечером орали, как недорезанный?
— Видишь ли, наркомана, из которого я постоянно пью кровь, забрали в диспансер. А у меня ломка…

 Своих жертв комарихи находят безошибочно, ориентируясь по целому ряду факторов — температуре тела, выдыхаемому углекислому газу, а также запаху молочной кислоты, содержащейся в человеческом поте. Однако есть и такие запахи, которые для этих тонкообоняющих кровососов, также противны, как для нас вонь гниющего мяса или тухлых яиц. Вещества, выделяющие такие ароматы, люди назвали репеллентами. Именно они являются начинками, хорошо известных фумигаторов — аппаратов для отпугивания комаров.

 Анекдот:
 Если вставить в “Раптор” не отраву от комаров, а листок конопли, то вскоре комары начинают приветливо жужжать и ласково щекотать вас своими хоботками.

 Кроме репеллентов комары также ненавидят сухой жаркий воздух (уже при 28 градусах их активность сильно падает) и ветер. Видимо именно ветер затрудняет этим — слишком легковесным — насекомым проникновение в форточки моей квартиры на восьмом этаже (хотя рядом с домом и располагается небольшой лесок, где они просто кишат).

 Особенно опасны нападения кровососов в болотистых местах тайги и тундры, где несколько видов двукрылых злодеев собираются в многочисленные «авиационные» банды под кодовым названием «гнус».

komar_07

Гнус так измучил сибирские народы, что даже попал в мифологию. Так по поверьям угров, комары явились прямиком из ада — через дырку, просверленную в земле противником бога-творца, а у кетов — они появились из искр костра, на котором сожгли одну злую женщину.

А. Иващенко, Г. Васильев:
«…Комар летит на костерок полузатушенный,
Полузатушенный, полузадушенный,
А я лежу во все места уже укушенный:
И в глаз укушенный, и в нос укушенный».

 Кроме знакомых нам обычных комаров и, не относящихся к нашей теме, мух в гнус входят еще два вида комариных. Это мошки (такие мелкие горбатые комарики с короткими лапками и хоботками) и мокрецы (еще более мелкие комаришки). Подобная мелочь на поверку оказывается пострашнее простых комаров — во-первых, потому, что они легко проникают сквозь самые мелкие щели и, во-вторых, потому, что их слюна обладает токсическими свойствами. Множество укусов способны вызвать у жертвы повышение температуры, кровоизлияния и отеки внутренних органов — а порой привести и к летальному исходу.

komar_12

В тропиках и субтропиках обитает своя, не менее безжалостная, мелкота — хорошо известные москиты. К слову, если вы услышите от иностранца слово «москит», то речь, скорее всего, идет совсем не об экзотических кровососах, а об обыкновенных комарах.  Пришедшее из испанского языка в английский (mosquito) и французский (moustique), это слово практически вытеснило старые названия комара (англ. — gnat, и франц. — cousin).

 Среди комаров встречаются и такие виды, которые способны привести к летальному исходу и после одного укуса. Речь идет о комарах, переносящих от больных людей к здоровым возбудителей таких болезней, как малярия и желтая лихорадка. В Африке только от малярии умирает от 1,4 до 2,8 млн. человек! Надо отметить, что болезнетворные микроорганизмы так «сжились» со своими переносчиками, что существовать без них просто не в состоянии. Например, малярийный комар, насосавшийся зараженной крови, способен заразить своих последующих жертв не ранее чем через неделю — пока малярийный плазмодий не пройдет в его организме необходимый цикл развития.

komar_08
Отличить простого комара от малярийного проще всего по «осанке»: малярийный своё брюшко задирает, а простой держит «спинку» прямо.


Зов влаги

«Был комарик-комаришка, стал комар-комарище».
(русская поговорка)

 Закончим неприятную тему кровососания и вернемся к нашей комарихе, уже насосавшейся крови. Вот она тяжело поднимается в воздух и медленно летит, рискуя быть убитой своим донором. Если всё обойдётся, начинается следующий этап размножения — созревание 150–200 яиц. Надо отметить, что на это благое дело уходит почти весь белок выпитой крови (себе комариха оставляет лишь кроху).

komar_06

 Любовь к влаге у комаров не случайна — после созревания яиц самка тут же отправляется на любой водоем (от пруда до лужи), где можно их отложить.

komar_10

Из отложенных на поверхность воды яиц вылупляются червеобразные личинки, которые тут же цепляются хвостиками за пленку воды и зависают головами вниз. Именно через отверстие на конце хвостика они и дышат. Впрочем, в случае опасности личинки (и даже куколки) способны совершать заныры на самое дно. С момента откладки яиц до появления из куколки взрослого летуна проходит не более двух недель (при благоприятных условиях, конечно).

komar_11a   komar_11b
Личинки и куколка комара.

 Продолжительность жизни самки летом — около 2-х месяцев (самцов и того меньше). Однако где-то к осени появляются самки, которые не откладывают яйца, а активно накапливают жировые запасы для последующей зимовки, которую они проводят, забившись в разные щели и прочие укромные места. Весной эти самки способны отложить первую кладку без спаривания.

 Не всем комариным нужны водоемы. Например, личинки тропических москитов приспособились к развитию во всяких гниющих органических остатках (правда, при условии достаточной влажности). Белые червячки, что попадаются нам в испорченных грибах — тоже личинки комара, так и названного — грибной.
Благодаря личинкам — точнее, их дивному поведению, получил свое прозвище и ратный комарик. Эти червяки способны собираться в длинную «змейку» и таким манером переселяться на новые места. В старину люди, встретившие подобные «ратные» отряды, пугались и считали их появление предзнаменованием войн, неурожаев и прочих бедствий.
Но, наверное, самой знаменитой комариной личинкой является личинка более известная под названием «мотыль». Именно этих красных червячков специально разводят, как корм для аквариумных рыбок или наживку для рыбаков.

 Одни из самых мелких комариных личинок — личинки галлицы — без лупы их не рассмотришь. К тому же они прячутся в самые разные части растений — побеги, листья, цветки. Там они выделяют специальные вещества, заставляющие растительные клетки расти и делиться. Такие — ненормально развитые — органы растений называют «галлы». Стоит отметить, что каждый определенный вид галлиц связан только с определенным видом растения. Поэтому, если самка ошибется в ботанике — личинка погибнет.
Среди галлиц можно отметить и вовсе оригинальный вид — миастор. Он способен размножаться еще на стадии личинки. При этом созревшие детишки просто прогрызают свою мамашу изнутри, чтобы, выйдя на свободу, повторить ее участь. Только, когда «растиражируются» в достаточном количестве, они окукливаются и после превращения в крылатую особь разлетаются с целью расширения ареала.


Хорошее отношение к комарам?

«— Значит, ты не всех насекомых любишь? —
продолжал как ни в чем не бывало Комар.
— Я люблю тех, которые умеют говорить, — отвечала
Алиса. — У нас насекомые не разговаривают.
— А каким насекомым у вас радуются? — спросил Комар.
— Я никаким насекомым не радуюсь, потому
что я их боюсь, — призналась Алиса».
(Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»)

«Я поймала комара.
Та-ра, та-ра, та-ра-ра!
Комаришку я люблю,
Тру-лю-люшки, тру-лю-лю!»
(Н. Носов «Приключения Незнайки»)

 Как ни странно, не у всех комары вызывают стойкую неприязнь. Более того — большинство комаров такой неприязни просто не заслужили. Не буду повторять заезженный экологами аргумент о комарах, как «важном звене пищевой цепочки природного сообщества». Никому из покусанных комарами от этого не легче. Скажу другое — кровососущих комариных в природе оказывается не так уж много.

М.Н. Цуриков:
«В нашей фауне можно встретить представителей 32 семейств комаров, из которых лишь внутри 4 имеются кровососущие виды. Таким образом, всего несколько видов кровососов принесли дурную славу всему комариному царству».

 Например, живущие на влажных лугах и полянах комары-долгоножки, несмотря на свой пугающий вид, питаются только растительными остатками и никакого отношения к малярийным комарам (как думают некоторые) не имеют. Дергуны или, упомянутые выше, производители мотыля — комары-звонцы (это они издают тот специфический звон, раздающийся вблизи водоемов) также совершенно безобидны.

komar_13
Комар-долгоножка.

 Отдельным работникам культуры удалось придать сочувственный и романтический ореол даже обычному кровососущему комару. Безусловным героем среди литературных комаров бесспорно выступает «маленький комарик» К. Чуковского, освободивший от злого паука Муху-Цокотуху (т.е., по сути, одно вредное насекомое спасло другое вредное).

«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару —
Победителю!»

komar_14

Второе место среди знаменитостей мы отдадим комару, в которого для тайных разведцелей обращается князь Гвидон — герой «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.

«…Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз
Тётке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
«Распроклятая ты мошка!
Мы тебя!..» А он в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел».

komar_15    komar_15b

 Достаточно романтично и сочувственно выглядит наш герой, как в песне В. Высоцкого: («…Вечный смертник — комар / разбивался у самого носа, /Превращая стекло лобовое / в картину Дали»), так и в песне Е. Летова («Предрассветный комар опустился в мой пожар / и захлебнулся кровью из моего виска…»). Еще более трогательное отношение комару мы можем встретить у того же Летова в следующем стихотворении:

«Пролетел комар, как ангел
Над бессонной простынёю
Над растерянной подушкой
Развороченной постелью
И вонзился
Окунулся
Позабылся
Засмеялся
В самом центре
В самой гуще
В небесах моей ладони
Словно аленький цветочек
Словно гвоздь
Непрошенный».

 Во как! Дальше — больше. Мною обнаружилось, что у некоторых поэтов докучливое гудение комара способно вызывать приятные, а то и ностальгически-патриотические чувства — будь то еврей Мандельштам, рязанский мужик Есенин или дворянин Набоков.

О. Мандельштам:

«…Я не знаю, с каких пор
Эта песенка началась, —
Не по ней ли шуршит вор,
Комариный звенит князь?»

«Мне жалко, что теперь зима
И комаров не слышно в доме…»

С. Есенин:

«Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров…»

В. Набоков:

«Над землею стоит голубеющий пар.
Почки лип озарили аллею;
и с нелепою песенкой первый комар
мне щекочет настойчиво шею…

И тоску по иной, сочно-черной весне –
вдохновенное воспоминанье –
ах, какую тоску! – пробуждает во мне
комариное это жужжанье…»

«…и так в Россию вдруг потянет,
обдаст всю душу тошный жар, –
особенно, когда комар
над ухом пропоет, в безмолвный
вечерний час…»

 Воистину и комар — «наше всё».

Анекдот:
 В походе:
— Фу-ух… Рядовой, вы взяли что-нибудь от комаров?
— Так точно, товарищ сержант! От комаров я взял всё самое лучшее — скорость, ловкость, смелость, упорство!

 Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Время Z» №1/2009 (сентябрь)