Гитарные группы 1960-х. THE SHADOWS — история композиции «Apache» (1960). THE VENTURES — история композиции «Walk Don’t Run» (1960).

apache_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

Если названия групп SHADOWS и VENTURES покажутся вам незнакомыми, не спешите утверждать, что вы никогда не слышали их… скажем так, композиций. Дело в том, что прославились эти группы отнюдь не песнями, а гитарными инструменталами.

Сам я впервые услышал инструменталы группы SHADOWS не в оригинальном исполнении, поэтому долгое время считал их произведениями ВИА ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ. Именно ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ были одними из активнейших каверщиков-популяризаторов западной рок-музыки на территории СССР. Достаточно вспомнить, как они сделали из хита CHRISTIE «Yellow River» песенку с несколько дурацким текстом про толстого Карлсона. Впрочем композиции SHADOWS они переиграли вполне достойно (порою, лучше оригинала), хотя и здесь не могли обойтись без переименований. Своё название сохранил лишь инструментал «Апачи»<слушать>, зато «The Savage»<слушать> стала «Торреро», «Peace Pipe» — «Синей Птицей», а «Man of mistery» даже «Цыганочкой»<слушать> (хотя и вправду похоже).

Что до группы VENTURES, то её в советское время можно было слышать каждую неделю. Причиной тому — телепередача о внешней политике «Международная паннорама», заставкой которой стал пульсирующий инструментал «Vibrations», кусочек из которого позже «перекочует» в песню группы СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ «Розовые очки».

 

Ну а такие мелодии из репертуара VENTURES, как «Wheels»<слушать> и «Caravan»<слушать> можно было услышать и в знаменитом мультсериале «Ну, погоди!».
Более молодое поколение могло в обилии слышать наигрыши VENTURES в различных фильмах и сериалах — будь-то к-ф «Шестиструнный самурай» (там композицию «Rap city» переиграла группа RED ELVIS, состоящая из российских эмигранты из России) или заставка из сериала «Полиция Гавайев».

На этом ознакомительный курс заканчиваем, и переходим собственно к героям этой статьи.

***

В 1958 году восходящая «звезда» британского рок-н-ролла — Клифф Ричард — решил собрать себе сопровождающую инструментальную группу. Собранную группу назвали DRIFTERS, ребята сыгрались, им понравилось и они подумали: «А чего бы нам параллельно с основной работой чего-нибудь самим не записать?». В результате в начале 1959 года они одновременно записали одну композицию для Клиффа и одну для себя. Их собственный сингл (тогда ещё с вокалом) успеха не имел, но группа казалась перспективной, и компания EMI заключила с ней контракт.

shadows_02

Спустя ещё один сингл, группа решила полностью переквалифицироваться на инструментальную музыку. При этом они продолжали выступать с Ричардом, даже переименовались в THE SHADOWS («Тени») — мол, «Клифф впереди, а мы чуть позади него, немного в тени». В результате и вместе, и по отдельности — все обрели заслуженную славу.

Слава SHADOWS началась с уже упомянутой композиции «Apache». Этот инструментал был написан композитором Дерри Лорденом после просмотра одноименного вестерна «Апачи» ещё в 1954 г. Поначалу Лорден отдал композицию гитаристу Берту Уидону, но его версия композитору чем-то не понравилась и выпуск сингла подзатянулся. За это время Лорден на гастролях познакомился с ребятами из SHADOWS и изобразил им «Апачей» на гавайской гитарке укулеле. Слово за слово — и вот уже ТЕНИ записывают свою версию.

shadows_04

Клифф Ричард:
«…прекрасно помню вечер, когда мы делали эту запись. Во время записи я играл на африканских барабанах в самом начале! Гитарные «удары», великолепный саунд, потрясающая мелодия, немного агрессивная, так что»Apache», на мой взгляд, лучшая наша работа».

Мнение Клиффа Ричарда вскоре разделили и слушатели. Правда поначалу представитель EMI хотел поместить на 1-ю сторону сингла другую композицию, но его дочка убедила его, что гораздо лучге та — «индейская» — мелодия.
В августе 1960 года сингл «Apache» не только занимает 1-е место Британского хит-парада, но и по иронии судьбы сталкивает с вершины композицию Клиффа Ричарда «Please Don’t Tease». Забавно, что в том же году вышло ещё две версии «Апачей» — упомянутого Берта Уидона и американского гитариста Йоргена Ингмана. Обе попали в топ, но было поздно — композиция уже устойчиво ассоциировалась с SHADOWS. Авторитетный «New Musical Express» объявляет «Апачей» синглом года.

shadows_03

В сентябре 1960 года ТЕНИ впервые выступили без Клиффа, и оказалось, что молчаливые сдержанные ребята, дёргающие струны гитар, могут вызывать в зале не меньший ажиотаж, чем поющие поп-звёзды. У бас-гитариста Джетта Харриса был даже собственный фэн-клуб. А когда у него сломался гриф гитары, то хитрая фирма Fender безвоздмездно подарила ему новую модель баса. Учитывая, что и гитарист группы — Хэнк Марвин — один из первых в Англии стал играть на «Фэндере Стратокастере», это послужило отличной рекламой.

shadows_05

Последующие синглы и альбомы SHADOWS выходили с потрясающей скоростью и раскупались, как горячие пирожки. Многие из них — «Foot Tapper»<слушать>, «F.B.I»<слушать>, «Wonderful Land»<слушать>, «Kon-tiki»<слушать>, «Genie with the brown lamp»<слушать> и др. — стали классикой.

***

Взлёт к успеху коллег SHADOWS по другую сторону Атлантики произошёл ещё более стремительно и неожиданно. Видимо, недаром простые работяги с автозавода провинциального городка Такома — Дон Уилсон и Боб Богл — решили назвать свою группу THE VENTURES («Аантюры»). Не успели они сколотить свою группу, как тут же сварганили первую запись и отослали её на фирму Dolton. Там запись отвергли, и тогда ребята, недолго думая, зарегистрировали свой лейбл и выпустили первый сингл. Самодеятельность плодов не принесла, и тогда они решили действовать по-хитрому.

ventures_01

Дон и Боб заехали в Сиэтл к знакомому ди-джею крупнейшей в городе радиостанции и уломали его сделать их новую запись хотя бы заставкой к новостям. Этой записью была композиция «Walk Don’t Run».
Сама композиция была довольно старой. Первой её исполнил и записал в 1954 году создатель — композитор Джон Смит <слушать>. Сами же VENTURES услышали её в исполнении великого джазмена Чета Эткинса на пластинке 1957 г. <слушать> Столь богатой аранжировки, как у Эткинса, ребята из Такомы позволить себе не могли, зато они сделали упор на драйв и ритмичность.

 

И вот результат: энергичная заставка к новостям вызвала шквал писем и звонков с требованием поставить композицию в постоянную ротацию. А тут летом 1960 года подоспел и сингл…

Никому неизвестные ребята из VENTURES со скоростью ракеты пролетели через головы именитых коллег и заняли 2-ю строчку национального хит-парада — их остановила только композиция «Now Or Never» неподражаемого Элвиса. Несговорчивая фирма Dolton тут же подобрела и поспешила заключить с новичками контракт. Следующий сингл «Perfidia»<слушать> укрепил успех, и понеслось…

ventures_05b

VENTURES показали себя изобретательными ребятами, они не только успешно брались за разные стили — твист, рок-н-ролл, кантри, психоделику — но и создавали новые. Многие считают, что именно «Walk Don’t Run» стала первой композицией в специфическом стиле Западного побережья под названием «сёрф-рок», на котором позже сделают карьеру BEACH BOYS. Даже классический «Венгерский танец № 5» Брамса в руках VENTURES прератился в зажигательный поп-хит под названием «Rap city».

Не менее успешно переиграли они и композицию группы TORNADES под названием «Telstar»<слушать>. «Телстаром» назывался американский спутник, осуществивший в 1962 году передачу на Землю телесигнала, поэтому обе группы старались придать композиции космическое звучание (VENTURES одними из первых применили гитару с эффектом «флэнджер»). Сегодня это звучит несколько наивно — непросвещённому слушателю даже может показаться, что пленка на записи просто заедает… А VENTURES продолжали эксперименты — то опробуют в поп-музыке 12-струнку, то эффект обратной записи (ещё в 1964-м за три года до БИТЛЗ).

Слушать такие композиции VENTURES, как:

Ventures — Riders In The Sky

Ventures — Secret Agent Man

Ventures — Diamond Head

Из множества знаменитых композиций VENTURES стоит ещё раз упомянуть заставку к популярному сериалу «Hawaii Five-0» или «Полиция Гавайев» (она звучит как в оригинале 1969 г. так и в его ремейке 2010-го).

ventures_05

 

Хотя вообще-то это инструментал, написанный композитором Мортеном Стивенсом, некоторые не утерпят и напишут на него слова (например, версия Сэмми Дэвиса).

Это был один из последних громких хитов VENTURES. В 1970-х их популярность стала падать, и они снова схитрили. Заметив, как их любят в Стране Восходящего Солнца, они почти полностью переквалифицировались на японский рынок (пишут, что именно там разошлась треть всего тиража альбомов VENTURES).
Те же проблемы затронули в 1970-е и SHADOWS. Поначалу они даже распались, но потом снова собрались и даже успешно выступили на «Евровидении-1975», заняв 2-е место с композицией «Let Me Be The One». Позже они успешно исполняли в своём оригинальном стиле самые разнообразные каверы.

 Автор: Сергей Курий
декабрь 2012 г.