ВОПЛІ ВІДОПЛЯСОВА — история песен «Танці» (1987) и «Весна» (1997)

VV_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Наши хиты»

Для Советского Союза украинская рок-музыка, бесспорно, началась с группы ВОПЛІ ВІДОПЛЯСОВА. ВВ как бы преобразовали юмористический потенциал украинского языка в то, что на молодежном жаргоне называется словечком «стёб». Творчество ВВ начиналось во многом именно со стёба, и первой «визитной карточкой» группы стал шедевр украинского панк-стёб-рока — песенка с незатейливым названием «Танці».

Неспешный речитатив, перемежаемый барабанной дробью, повествовал об усталых колхозниках, которые после трудовых будней стягиваются на свет ламп клуба — единственного развлекательного сельского заведения. В итоге текст взрывался воплем «Там будуть танцi!!!», а музыка — неистовыми панковскими рифами. Всё это, помноженное на отвязную манеру вокалиста Олега Скрипки, который воссоздавал на сцене атмосферу народного веселья и даже буйства, вскоре произвело в рок-кругах Союза настоящий фурор.
Группу показали в популярной передаче «Взгляд», известный критик Артемий Троицкий назвал ВВ «лучшей группой 1988», а в кругу моих знакомых переходила из рук в руки кассета с песнями, записанными с какого-то радио.

VV_04

Бесхитростный хит про «Танці» родился спонтанно — осенью 1987 г., когда Олег Скрипка шел на военный завод, где он тогда работал инженером.

«Лягае день.
Вiн вiддае своi надii ночi.
Робiтники
Заморились працювати.
Там вогнi,
Яскравi блищуть лампи.
Приходьте, люди, на вечiр у клуб,
Там будуть танцi!!!»

А. Кушнир «Сто магнитоальбомов советского рока»:
«Это была совершенно новая для нас музыка, — вспоминает Скрипка. — Наверное, «Танці» — единственная песня, которая вылилась из подсознания сразу, без гитары и каких-либо дополнительных аранжировок».
Первоначально никто в BB не придавал этой композиции особого значения. Впервые группа исполнила «Танці» на совместном концерте с ВА-БАНКОМ, спрятав песню где-то в глубине программы. Увидев реакцию зала, ВОПЛI осознали могучий потенциал шлягера и впоследствии начинали с него большинство выступлений — до тех пор, пока этой композиции не стали клеить ярлык «опознавательного символа» группы.»

Не будет лишним упомянуть, что изначально русскоязычный Скрипка на первых порах в полную меру использовал суржик, постепенно становясь всё более и более украиноязычным. Недаром сначала в творчестве ВВ преобладал именно стёб, успех которого во многом базировался на экзотическом звучании украинских слов для русскоязычного слушателя.

VV_03

Постепенно стёб смешивался с лирикой и фольклором. Со временем народности и лиричности прибавилось, а стёб поумерился. И хотя первым хитом ВВ стали «Танці», свою самую яркую, красивую и по-настоящему украинскую песню Скрипка написал уже будучи во Франции…

Дело в том, что к тому времени ВВ фактически распались, а женатые на француженках Скрипка и басист Пипа начали терзаться жесточайшей ностальгией. Приступ тоски по родине вылился в песню «Весна».

О. Скрипка:
«У ВВ была первая волна — молодая группа. Энергия через край. «Танці». Вторая волна — песня «Весна». Написана много позже, уже в Париже. Мне было по-хорошему грустно — в Украине еще было нечего делать, в Париже уже неинтересно… Непонятно, что делать. Первая нос-тальгическая песня, с интонацией бе-зысходности. Драйв прошел».

«Я піду до річеньки стрічати зірочки.
Зазирать, як падають, ловити їх жменями
Наберу у пазуху оцих бризок-вогникiв,
Затанцюю радiсний зрадiю до смертi.
Поженусь за райдугой, злечу по-пiд хмарами,
Передам по радiо: «Прощай, рiдна Батькiвщино!»

Весна, весна, весна, весна прийде,
Весна, весна, весна, весна вгамує»

VV_05

Следующим шагом стало возвращение Скрипки и Пипы в Украину осенью 1996 г. Сначала музыканты прощупали почву — сыграли несколько концертов и выпустили сингл «Музіка» (содержащий в основном перезаписанные старые хиты группы). Осторожность была обоснованной — за годы французской эмиграции выросло поколение, ничего не слыхавшее о старых ВОПЛЯХ. Проверка показала — ВВ так же драйвовы, а молодое поколение уже истосковалось по своим национальным героям. ВВ начало, как феникс, возрождаться из пепла заново.

Сейчас трудно поверить, но по поводу того, какой хит сделать ударным для раскрутки альбома возрожденных ВВ, музыканты долго колебались.

О. Скрипка:
«Честно говоря, песня «Весна» стала хитом независимо от нас. Мы выпустили сингл с четырьмя песнями и провели общественный опрос, какая из песен может быть лучшей. Лично я находился между «Глибиною» и «Весною». Я не знал, какая песня будет лучшей. А Шуре, басисту, больше нравилась «Музіка» — он тоже колебался. Полгода просуществовал этот сингл, и за это время мы поняли, что люди больше реагируют на «Весну». Тем более, что в слово «Весна» вложен не политический смысл, а социальный, который передает настроения нашего времени».

В феврале 1997 г. на Мосфильме был снят запоминающийся видеоклип на будущий хит (реж. М. Осадчий). А в первый весенний день из радиоприемников и с телеэкранов раздалось знаменитое «Буй-буй-буй… Приде весна!», где слилось всё лучшее, что было у ВВ — ирония и лиричность, альтернативность и мелодичность, рок-риффы и народная распевность, резкость и нежность. Ротация была мощнейшей, а успех — огромным. ВВ снова стала «первой группой украинского рока».

О. Скрипка:
«Просто был очень удачный момент. Молодому новому телевидению нужно было нарабатывать имидж. Они взяли «Весну», и мы имели очень много ротаций.
На сегодняшний момент, даже если ты делаешь качественный продукт, такого уже не происходит: всё решают деньги, невзирая ни на что. Тогда же всё было бесплатно. Работалось значительно легче: большое количество предложений, концертов, внимание разнообразных агентств…».

В октябре 1997 г. компакт-диск ВВ «Музіка» вместе с украинским космонавтом Леонидом Каденюком отправляется в открытый космос на американском «Шаттле». В том же 1997 году ВВ получает на «Таврийских играх» сразу три награды: за лучшую песню, лучший клип и как лучшая рок-группа. А в 1998 г. тот же клип побеждает на московском фестивале видеоклипов «Поколение-98».

VV_06

Апогеем успеха становится совместное выступление с самой раскрученной на тот момент российской рок-группой МУМИЙ ТРОЛЛЬ на арене Лужников в 1998 г. Действо происходило в рамках проекта «Весна-2000», и однозначно трудно сказать, какая из двух групп была в нем «хедлайнером».

Из интервью с О. Скрипкой:
“— Как Вы относитесь к тому, что россияне вас причисляют к отечественной музыке?
— Ну, с одной стороны, это большой позитив, понятно, для нашей группы, что действительно мы практически свои, мы появились в Москве в советское время, у нас прошлое общее и тому подобное. А с другой стороны, я прекрасно понимаю, что это некий политический такой акт…
— Политический?
— Конечно. Конечно политический акт, который для моей группы позитивен. …Не стоит, конечно, переоценивать влияние искусства на реальную жизнь, но то, что благодаря тем же ВОПЛЯМ многие в России начинают интересоваться украинской культурой — это факт. И пусть скептики твердят о примате материи над духом — радостно подпевающие непонятным для себя словам залы говорят о многом. Дело политиков — устанавливать контакты на уровне государств. А дело художников — устанавливать контакты на уровне душ, и с этим ВВ справляются отлично. И сотворили, как мне кажется, куда больше позитива чем все политики вместе взятые.»

Итак, ВВ повзрослело, стало более серьезным и в какой-то мере даже ответственным за популяризацию украинского искусства. Скрипка организует фольклорные фестивали, участвует практически во всех праздничных концертах, но, судя по всему, еще не растерял тот живой огонь, который пылал в конце 1980-х в груди неистового хлопца с баяном…

О. Скрипка:
«Сначала нас воспринимали как пьяниц, хулиганов и наркоманов. Потом возник второй образ — веселых проказников. После того как мы выпустили клип «Весна», пошли разговоры о том, что «ВВ» превращается в «попсовую» группу. Нас приблизили к таким эстрадникам, как «Океан Эльзы», Александр Пономарев… Последний наш альбом «Файно» — рок-музыка, и мы наконец-то сформировали то мнение о нас, какое хотели видеть изначально: «ВВ» — это рок-группа, которая играет рок-музыку, модную и актуальную до сих пор.
…мы постепенно движемся к глубинным слоям народного мелоса. Наша песня «Весна» — один из первых шагов в этом направлении.
…Корни — в патриотизме не государственного уровня, а этничного. Я, как патриот, хочу поддерживать не государственность или флаг, а всё, что есть украинским: песни, вареники, борщ, человеческую искренность…»

Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Время Z» №3/2006 (октябрь)