Вангелис (Vangelis) — история композиции «Chariots Of Fire» (1981)

Chariots_of_Fire_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»

Электронная пьеса «Chariots Of Fire» уже давно стала неким пародийным клише, которое сразу ассоциируется либо со спортивными мероприятиями, либо со сценами, снятыми в замедленном темпе (т.н. «слоу-мо»).
На Лондонской Олимпиаде 2012 года был даже устроен забавный перфомэнс, где комик «Мистер Бин» «играл» эту композицию с симфоническим оркестром. Причём вся партия Бина сводилась к монотонному нажатию одной клавиши, отчего он явно «скучал».

Все эти шутки и ассоциации не случайны. «Огненные колесницы» специально сочинялись для одноименной британской спортивной драмы 1981 года. В фильме этот инструментал сопровождал профессиональный забег по пляжу. Казалось бы – как могут сочетаться эти возвышенные «эфирные» звуки с энергичный бегом? Оказывается, могут, если сцену снять в режиме «слоу-мо». Тогда бегуны, покажутся не двуногими кроликами, а парящими над землёй орлами.

Хотя действие драмы разворачивалось во времена Олимпиады 1924 года, режиссёр Хью Хадсон решился на нестандартный ход — сделать упор не на аутентичную музыку той эпохи, а электронную.

Хью Хадсон:
«Нам была нужна вневременная музыка, чтобы придать происходящему ощущение современности».

Режиссёр сразу решил, что для этой цели прекрасно подойдёт один из лучших электронщиков того времени — Эвангелис Одиссеас Папатанасиу (бывший коллега Демиса Руссоса и Лукаса Сидераса по греческой рок-группе APHRODITE’S CHILD). С 1974 года композитор жил и работал в Лондоне, поэтому, чтобы англичане не сломали язык, стал именоваться просто «Вангелис».

Chariots_of_Fire_03

Первоначально Хадсон хотел использовать в фильме уже готовую композицию Вангелиса «L’Enfant» из альбома «Opera Sauvage» (1977) — и даже уже снял под неё ту самую сцену бега.

Однако композитор проявил инициативу и сказал, что сочинит оригинальную музыку. По словам Вангелиса, тема спорта не была ему чуждой («Мой отец тоже был бегуном, и этот гимн, в том числе, для него»). Также он добавлял, что, сочиняя свою пьесу, отталкивался, прежде всего, от сюжета — истории трёх настоящих мужчин, стойких не только в спорте, но и в своих принципах.

Вангелис:
«Моё главное вдохновение — это сама история. Остальное я сделал инстинктивно, не задумываясь ни о чём другом кроме, как выразить свои чувства техническими средствами.
…Музыка должна продолжать эмоции там, где слова заканчиваются».

Chariots_of_Fire_04

Вангелис собственноручно сыграл все партии инструментов (синтезатор, ф-но, ударные), но самое поразительное заключается не в этом. Уже после выхода саундтрека композитор признался в том, что сочинял и записывал его… по памяти, так как к тому времени почти полностью утратил слух (привет Бетховену и его «9-й симфонии»).

Торжественная электронная ода поначалу была издана на сингле под безликим названием «Titles» (т.е. просто «титульная тема»). Однако, когда сингл поднялся в американских чартах до 60-го места, название сменили на более вразумительное — «Chariots Of Fire». В таком виде композиция добралась до самой вершины, а Вангелис стал первым (и пока единственным) греческим композитором, заимевшим хит №1 в США. Кроме того «Chariots Of Fire» получила «Оскар», обойдя такого мастера саундтреков, как Джона Уильямса с его «Индианой Джонсом».

Chariots_of_Fire_02

Пьесу Вангелиса стали регулярно исполнять на Олимпиадах, а в 1984 году её (ещё безо всякой иронии) использовал Стив Джобс на презентации первого «Макинтоша».
Триумф «Chariots Of Fire» был ненадолго омрачён обвинением в плагиате. В 1985 году земляк Вангелиса — Ставрос Логориридис — заявил, что мелодия стибрена из его композиции 1977 года «City of Violets» («Город фиалок»). Сходство действительно просматривалось. Однако Вангелис смог убедить суд, что а) не мог слышать эту песню раньше и б) похожую последовательность аккордов он использовал ещё во времена APHRODITE’S CHILD.

«Chariots Of Fire» не осталась чистым инструменталом. Вскоре на эту мелодию Джон Андерсон (лидер группы YES, не раз сотрудничавший с Вангелисом) сочинил текст под названием «Race To The End» («Гонка на конца»). И вскоре новую песню запели Мелисса Манчестер, Мирей Матье и старый приятель Вангелиса — Демис Руссос.

Вангелис:
«Редко случается, когда композитор считает свою самую успешную работу самой лучшей. Я здесь — не исключение. Мой саундтрек к «Мятежу на «Баунти» кажется мне гораздо интереснее, чем «Огненные колесницы»».

Автор: Сергей Курий
февраль 2018 г.