В. Бутусов и Г. Каспарян — история альбома «Незаконнорожденный АльХимик доктор Фауст пернатый змей» (1997)

1998_nezakonnorozhdenniy_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Дума об Уйме студиозиуса Вагнера
(В.Бутусов — В.Коваль)

2. Дух назойливый
(В.Бутусов — В.Коваль)

3. Швайнехунде
(В.Бутусов — В.Коваль)

4. Квазифолькорная Зомбическая
(В.Бутусов — В.Коваль)

5. В генеральный час уборки
(В.Бутусов — В.Коваль)

6. Пещерный гимн Пернатого Змея
(В.Бутусов — В.Коваль)

7. Моление о тишине Золотой Рыбки
(В.Бутусов — В.Коваль)

8. In Vitro
(В.Бутусов — В.Коваль)

9. Вассар и Масса
(В.Бутусов)

10. Заговор против Херочувствия
(В.Бутусов — В.Коваль)

11. История Кентавра и Всадницы
(В.Бутусов — Д.Диколукский)

12. Чёрный пудель
(В.Бутусов — В.Коваль)

13. Письмо Махатме
(В.Бутусов — Д.Диколукский)

1998_nezakonnorozhdenniy_03

 

Тексты песен:
Виктор Коваль (1-8, 10, 12)
Даниил Диколукский (11, 13)
Вячеслав Бутусов (9)

Вокал:
Вячеслав Бутусов (2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12);
Георгий Кэспарян (3, 7, 11);
Виктор Коваль (1);
Сергей де Рокамболь (13);
Квартет «Птица»(12)

Автор идеи проекта — Сергей де Рокамболь
Композитор и аранжировщик — Георгий Каспарян
Композитор — Вячеслав Бутусов

Жёсткое саунд-продюсирование Сергея Житкова (Студия «Валентина»)

Концепт-дизайн и дизайн:
Сергей де Рокамболь и Анна Николаева

Обеспечение грамотной работы компьютерной части проекта — фирма MacService и. особо. —
Владимир Макеев и Олег Расторопов.

Особая благодарность Г. Э. Вельховецкому и
Леониду Прохорову

Выпускающий продюсер — Андрей Феофанов.

1998_nezakonnorozhdenniy_02

* * *

С 1990 года с этой арт-группой «Атриум Драконовы ключи», во главе которой стоят Питерские художники Сергей Де Рокамболь и Анна Николаева, начал сотрудничать Юрий Каспарян. Через 6 лет совместной работы вышел инструментальный альбом «Драконовы ключи». А уже в 1997 году начинается работа над новым концептом-проектом Де Рокамболя «Незаконнорождённый АльХимик доктор Фауст-Пернатый Змей». Основой проекта стал сценарий к несуществующему одноимённому фильму, а на его базе была начата работа над саундтреком. В качестве композитора и вокалиста к этому проекту был привлечён Вячеслав Бутусов. Тексты песен были написаны московскими поэтами Виктором Ковалем и Даниилом Диколукским.

1997_nezakon_03

***
Из интервью с Ю. Каспаряном и В. Бутусовым, журнал «Медведь» №10/24, 1997 г.:
http://naunaunau.narod.ru/articles/0102-butusov-kasparyan/

Ю. Каспарян: — …на вечеринке у Африканца в 1990-м я и познакомился с Сергеем де Рокамболем и Анной, его женой. Довез до дома, а там разговорились, и Сергей посвятил меня в свои разработки Атриум-алфавита. Поначалу мало что понял, но захотелось вникнуть. Был приглашен сотрудничать в арт-группу «Атриум — Драконовы Ключи». Стал интересоваться базой разных культур, их мифологией и нумерологией. И первый мой самостоятельный альбом создан на основе Атриума. «Драконовы Ключи» были написаны к выставке в Голицине, где проводилась советско-американская конференция по трансперсональной психологии. Атриум-алфавит — инструмент морфогенетический, но у меня не было цели найти ключ к формам классическим, сонатным. Хотя подробно изучал «Хорошо темперированный клавир» Баха. Там коллаж тональностей и ходов наиболее ярок. Мой результат получился добротным, но мог быть и повеселее.

— На обложке «Драконовых Кночей» ты не Юрии, а Георгий…

Ю. Каспарян: — Я предпочитаю сейчас употреблять имя, данное мне при крещении, чтобы меньше было ассоциаций с группой «Кино». Это была другая жизнь.

[…]

— Слава, с недавнего времени ты пробуешь себя в разных, часто совершенно непохожих проектах: «Митьковские песни», «Незаконнорожденный». Как начинается эта работа, много ли в ней твоей инициативы?

В. Бутусов: — Меня просто приглашают в практически готовую структуру. Авторства я не несу, скорее, являюсь поддержкой. Иногда моральной, иногда другого свойства.

— Как ты понимаешь моральную поддержку?

В. Бутусов: — Идеологически-политический паровоз, без которого нельзя вывести любое дело. Придать окраску или огласку. Конечно, это неплохо, хотя и благотворительностью не назовешь, потому тчо чаще всего за это готовы платить деньги. Могу сказать, что вклад в разные проекты абсолютно неодинаковый. Хотя с виду — там спел, здесь спел. А принцип участия разный.

— Для Юры Каспаряна процесс врастания в арт-группу «Атриум — Драконовы ключи» занял несколько лет. А как у тебя? Ты ведь был человеком новым и всё же смог быстро примениться к ситуации?

В. Бутусов: — Просто принял это близко к сердцу. по натуре я вообще человек отзывчивый, даже рефлекторный. Может быть, качество не природное, но выработанное с годами. Кстати, со временем замечаю, что труднее адаптируюсь к среде, особенно сложной, необычной.

— В «Незаконнорожденном» есть твои авторские вещи.

В. Бутусов: — В общем, я брался за все, что мне творчески было любопытно. Самое же интересное было в самом процессе. Для меня он шел методом… вживления своего сознания в происходящее.

…— Что ты нашел для себя в сотрудничестве с «Атриумом»?

В. Бутусов: — Просто решил познакомиться с тем, что мне раньше не встречалось. Поэкспериментировать. Примерить к себе другую одежду. Вообще я постоянно живу с этим. Любой устанет от копания в одной и той же яме.
Там нет того, что у нас называется законами шоу-бизнеса. Возможно, когда-нибудь это и проявится, если «Атриум» не будет развиваться внутри себя. Рано или поздно может возникнуть конвейер.

— Когда альбом выйдет в свет, не зададутся ли многие вопросом: а хотели бы авторы быть понятыми?

В. Бутусов: — Мы как раз заинтересованы в том, чтобы придать проекту загадочность. И не ждем особого понимания. Кому интересно — тот потратит больше времени, чтобы разобраться. Нужно учиться понимать, не разбивая скорлупы. И не варить себе заумный суп из лазерных дисков!

.

***
В. Бутусов в радиопередаче «Мишанина», 2009:

— Вот альбом «Незаконнорожденный»… Хотелось бы побольше услышать об истории создания этого альбома.

Бутусов: — Ну, наверное, это вопрос больше не ко мне, а к Георгию Каспаряну, но… мы сотрудничали довольно долго, и я кое-что могу рассказать об этом альбоме, поскольку это такая, знаете ли, концептуальная работа. И мое участие заключалось в общем-то в том, что я исполнял… опять же… исполнял песни уже на готовый материал практически. Изначально была придумана идея, как я понимаю, и под эту идею были написаны специальные тексты Виктором Ковалём из Москвы. И Георгий Каспарян должен был это всё сопроводить музыкой. А я уже подключился на последнем этапе — по большому счету, как исполнитель, и мне удалось только «просунуть» там несколько музыкальных таких задумок, и один текст. По большому счету, это был жестко спланированный проект.

1997_nezakon_04

 

***
ОБ АЛЬБОМЕ «Незаконноржденный», «FUZZ» март 1997:

ЮРИЙ КАСПАРЯН: В 90-м году я встретился с Сергеем де Рокамболем и Аней Николаевой и начал с ними как-то сотрудничать. Сергей с Аней — художники экстра-класса, они мои учителя. В 87-м году они разработали так называемый «Атриум Алфавит», это такой специальный мета-алфавит, типа «игры в бисер». Меня такой подход к творчеству очень заинтересовал, и я попытался освоить эти культурные пространства. Для этого приходилось очень много учиться. Сергей нашел мне китайского учителя кун-фу, я упражнял свое тело, чтобы соотносить разные уровни внимания. Требовалась очень интенсивная работа, а цепью моей было как-то отразить в музыке подобные вещи, процесс музыкального формообразования. И в результате этого труда — 6 лет, конечно, довольно долгий срок — вышел альбом «Драконовы Ключи». Это что-то вроде дипломной работы.
…Все проекты Сергея обладают свойствами концептуальной голограммы. Они резонируют, взаимодействуют друг с другом. Автор проекта — Сергей. Он предложил мне как композитору, — Сделаешь? — Сделаем. Но одному мне, конечно, не потянуть. И Сергей говорит — А давай Славу Бутусова пригласим. Сергей уже давно наблюдал за Славой. А мы со Славой были знакомы.

ВЯЧЕСЛАВ БУТУСОВ: Общались пару раз — в Екатеринбурге и в Питере в ЛДМе.

ЮРИЙ: Потом на свадьбе Слава был. Подарок был не свадебный, а сугубо профессиональный. Это была ручка для верчения колков гитары, это была тогда редкость ужасная. Единственно ценное для меня, что было из подарков, поэтому я всегда питал к Славе добрые чувства.

СЛАВА: Я очень охотно ответил на этот проект, несмотря на то, что я находился в коматозном состоянии, от всех этих гастролей, у меня времени не было. Но у меня давно были мысли, что нужно чем-то… расширять поле деятельности. Все это было вполне закономерно. Заниматься 16 лет одним и тем же — это очень скучное занятие. Это был даже не сознательный шаг, и не мой сознательный шаг, — естественное стечение обстоятельств. Мы сейчас представляем себе свои потенциальные возможности, и мы хотим этот этап использовать для того, чтобы их реализовать, чтобы потом было поле для дальнейшего развития.

ЮРИЙ: Концептуальной базой проекта является сценарий и некоторое воздействие. Проект называется «Незаконнорождённый АльХимик доктор Фауст-Пернатый Змей». (Выходит на «Шок Рекордс», продюсер — Илья Бортнюк).

СЛАВА: В принципе, это — концептуальный подход к тому, чем мы так или иначе занимались.

ЮРИЙ: На самом деле, для нас — музыкантов и рокеров, это — шанс поднять рок-искусство, которое пребывает в весьма плачевном состоянии. Даже не то чтобы рок-искусство приподнять, а дело в том, что там, в средства поп-культуры, много нормальных находок, ходов.

СЛАВА: По отношению, например, к эстраде в рок-н-ролле больше положительных предназначений.
…Это может быть началом новых направлений в музыке вообще, и рок-музыке — в частности.

СЛАВА: Ключом можно определить только направленность данного проекта. Он все-таки более широкий, чем попсовый, чем рок-н-ролльный. Мы идем от сути и от настроения. Есть такие вещи, которые мы можем использовать; хотя они нам и не нравятся, но в контексте будут необходимыми. Мы тут объективно подходим, непредвзято — нам, скажем, хард-рок не нравится или трэш какой-нибудь, ну, мы его использовать и не будем, но элементы-то можно использовать, потому что они не виноваты ни в чем. Виноваты люди.

ЮРИЙ: Потом, например, сама форма проекта, а форма такая, что это — саундтрэк к несуществующему фильму, сама форма позволяет нам использовать любые музыкальные средства.

ЮРИЙ: Поэт, который написал тексты для этого альбома, Виктор Коваль, очень известный концептуалист. Он друг Сергея, с которым они работали уже не раз.

СЛАВА: Мы прикидывали, кто может сформулировать достойный текст. Поскольку Виктор — великолепный поэт, кроме того — старый друг Сергея и даже — его кум, то он предложил кандидатуру, а мы уже потом подключились. Мы просто убедились в том, что Виктор — достойный человек. С ним приятно работать, приятно работать с таким материалом, и чувствуешь уже ответственность другую, высокую.

ЮРИЙ: Его текст подстегивает. Дело в том, что сценарий Сергея достаточно сложный. Я его читал несколько раз, и там настолько логически всё выверено, при этом он живой и при этом оперирует мифическими персонажами, т. в, каждое действие сценария обладает целой уймой подтекстов, и написать адекватный текст и музыку — это не простая задача, отнюдь.

СЛАВА: Кто из рок-тусовок знает, кто такой Виктор Коваль? А между тем — он талантливейший поэт и входит в одно из сильнейших московских поэтических объединений, где такие поэты, как Дмитрий Александрович Пригов, Михаил Айзенберг, Сергей Гандлевский…

СЛАВА: Мы занимаемся коллективным творчеством, примитивно выражаясь, а это вообще очень интересная вещь, во многом помогает, и укрепляет, и… терапевтический эффект есть. Эффективность больше намного. Юра давно отошел от концертной деятельности, а я относительно недавно. Получается, что у меня освобождается масса времени и пространства для того, чтобы заниматься какими-то вещами, которые на самом деле полезны и интересны, начиная от прочитывания книжек. Где-то лучше, где-то хуже.

СЛАВА: Нам эти узкопленочные понятия имиджей совершенно не нужны.

ЮРИЙ: Тем более что человек уж физиологически всяко меняется — толстеет, ноги ломает.

СЛАВА: Поэтому нужно двигаться. Чтобы двигаться, нужно знать свои возможности, знать карту местности. Меня в чем упрекали последние годы существования НАУТИЛУСА — что я усталый, что во мне нет никакого оптимизма, что я нудный и т. д. и т. п., причем все претензии со стороны журналистов были весьма объективны, потому что я таким выглядел и ничего другого не показывал. В семье, среди знакомых я был несколько другим человеком.

ЮРИЙ: Создается какой-то имидж, и орудие труда постепенно превращается в ограничение. Смена имиджа довольно сложное дело обычно — а у нас сейчас появилась возможность заниматься вообще чем угодно.

СЛАВА: Концерт запланирован независимо оттого, что эти проекты происходят. Просто они будут использованы, поскольку они будут раньше. Если б не было этих проектов — всё равно был бы концерт, но на другом материале. Тем более что идея заключается в том, что там будет одна концептуальная вещь, для которой все и делается. Она сейчас пишется московским мастером Евгением Головиным и будет исполнена один — единственный раз. Все это благотворительное должно быть, т.е. без элемента алчности и зарабатывания денег.

ЮРИЙ: Часть средств от концерта пойдет в Музей Смерти при нашем питерском Бюро Судмедэкспертизы.

 

***
Журнал «Сноб» №10(63), октябрь 2013 г.:
http://www.snob.ru/magazine/entry/66285

— На мой взгляд, ваш альбом «Незаконнорожденный» на стихи не самого известного, но великого современного поэта Виктора Коваля — одна из лучших ваших работ.

В. Бутусов: — Но для меня это не было творчеством, потому что там я был привлечен в основном как исполнитель. Только к одной песне я написал текст. Гитарист группы «Кино» Георгий Каспарян с музыкальной точки зрения этот проект вел. Он меня пригласил туда, после чего и началось наше сотрудничество. И это Георгий предложил создать новую группу. А у меня была тогда жесткая позиция, что я больше в эти концертные игры не играю. Мне не нужна никакая группа, потому что все это неправильно. Я для этого не создан и к этому не предрасположен. Но Георгий убедил меня, что надо создать коллектив, что нечего сидеть по норам. Так появилась группа «Ю-Питер».
 А у меня была такая идея, что нужно объединяться на время — под конкретные проекты, как тот, который мы делали тогда вместе с Каспаряном и Ковалем. Тогда много чего происходит. Вот я с Виктором познакомился. Он замечательный человек и прекрасный поэт. Более того, он еще и замечательно рисует.

— Странно, но этот альбом попал в полосу забвения. Чем объяснить, что некоторые не самые удачные вещи становятся популярными, а некоторые не пользуются интересом слушателей?

В. Бутусов: — Я над этим часто думаю и порой нахожу массу объяснений, а порой не нахожу вовсе. Сейчас я могу объяснить это так. Почему во всех супермаркетах тонны бананов продаются, а корня мандрагоры днем с огнем не сыщешь. Мы привыкли употреблять только то, что не надо себе готовить. То, что легко поддается усвоению. Снял кожуру и проглотил. Вот сейчас меня фотографируют, и я вдруг подумал: «Почему после вспышки на миг становится темно?» Может, и хорошая музыка, и хорошие стихи — они как вспышка, после которой в сознании большинства людей наступает некоторое помутнение и они не готовы воспринять яркий свет откровений. После умопомрачений надо еще прийти в себя, очухаться, понять, сориентироваться в пространстве.

1997_nezakon_05

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы Ю-ПИТЕР и других проектов В. Бутусова

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы Ю-ПИТЕР и других проектов В. Бутусова«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы Ю-ПИТЕР и других проектов В. Бутусова по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий