Биг Джо Тернер (Big Joe Turner) — история песни «Shake, Rattle & Roll» (1954)

Big_Joe_Turner_2

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»

Вопрос о первенстве (особенно в такой расплывчатой сфере, как искусство) всегда был чрезвычайно сложным. Например, многие критики частенько называют первым рок-н-ролльным хитом «Rock Around the Clock» Билла Хейли, выпущенный в мае 1954 года.

Оно и понятно — песня яркая, её до сих пор хорошо помнят, как за рубежом, так и у нас, да и словечко «Рок» в нём присутствует. Вот только хитом она стала лишь летом 1955-м — после того, как прозвучала в фильме «Джунгли грифельных досок» и была заново переиздана. За это время Билл Хейли успел выпустить ещё один рок-н-ролл, который прославился немного раньше, чем «Рок вокруг часов». Вот только рок-н-роллом песня «Shake, Rattle & Roll» стала не сразу…

Сочинил её сонграйтер Джесси Стоун специально для чернокожего исполнителя по имени Биг Джо Тёрнер. Оригинальная версия была исполнена в типично «чернокожем» стиле «ритм-энд-блюз» — более энергичной и агрессивной модификации классического блюза.

Биг Джо Тёрнер:
«Во времена моей молодости все пели блюз в медленном темпе, и я подумал — почему бы не спеть его быстрее?».

Тексты ритм-энд-блюзов, как правило, не отличались благопристойностью. Вот и содержание «Shake, Rattle & Roll» было исполнено, как прямых, так и косвенных, сексуальных намёков. Например, название песни — «Трясись, греми и крутись» — могло восприниматься, и как отображение бытовой суеты, и как метафора танца, и как описание того, что происходит между мужчиной и женщиной в постели (хотя пишут, что сам Стоун просто использовал любимое выражение музыкантов во время игры в покер).

Big_Joe_Turner_1

Самую же лукавую фразу песни — про «одноглазого кота, украдкой наблюдающего за отделом морепродуктов» — придумал сессионный барабанщик Сэм «Бэби» Ловетт. При этом под «котом», якобы, подразумевался мужской половой орган, а под «морепродуктами» — женский.
Не удивительно, что самые рискованные строчки (вроде «Я сдерживался в этом на пути вниз. Ты вынуждаешь меня закатывать глаза, детка, и скрежетать зубами») Тёрнер постарался спеть, как можно, неразборчивее.

Сингл «Shake, Rattle & Roll» был издан в апреле 1954 года и летом неожиданно добрался до 1-го места – правда, не национальном поп-чарте США, а ритм-энд-блюзовом. Песню заметил Билл Хейли и решил записать свою версию — изрядно изменённую. Во-первых, он превратил ритм-энд-блюз в, ещё более заводной, рок-н-ролл. Во-вторых — сильно подкорректировал текст песни — негоже было петь белой аудитории всякие непристойности. Например…

У Тёрнера: «Поднимаюсь из кровати и мою твоё лицо и руки, Выхожу из кухни, гремлю горшками и кастрюлями».
У Хейли: «Выхожу из кухни и верчу горшки и кастрюли, делаю себе завтрак, потому что я голоден».

У Тёрнера: «Я смотрю на тебя и вижу, что ты больше не дитя».
У Хейли: «Я могу смотреть на тебя и сказать, что ты больше не любишь меня».

У Тёрнера: «В глубине души я знаю, что ты дьявол в нейлоновых чулках».
У Хейли: «Я полагаю, что ты делала что-то не так, и теперь я знаю это».

Исчезли из версии Хейли и строчки про «просвечивающееся платье». А вот «тёмную» фразу про одноглазого кота он оставил — возможно, в целях некой самоиронии. Дело в том, что Хейли с детства был слеп на один глаз. Поговаривают, что даже свою причёску с локоном-«поцелуйчиком», падающим на лоб, певец придумал специально, чтобы скрыть этот дефект.

В 1955 году облагороженная версия «Shake, Rattle & Roll» попала на 7-е место американских чартах и чисто хронологически опередила успех «Rock Around the Clock».

Автор: Сергей Курий
июнь 2018 г.