Борис Гребенщиков — история альбома «Время N» (2018)

2018_bg_vremya_n

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Время N
(БГ)

2. Темный, как ночь
(БГ)

3. Сякухачи
(БГ)

4. На ржавом ветру
(БГ)

5. Песни нелюбимых
(БГ)

6. Ножи Бодхисаттвы
(БГ)

7. Прикуривает от пустоты
(БГ)

8. Соль
(БГ)

9. Крестовый поход птиц
(БГ)

Участники записи альбома

Борис Гребенщиков – голос, акустическая гитара;
Александр Титов – бас (1, 5);
Андрей Суротдинов – скрипка (5);
Александр Корюковец – аккордеон (3);
Ольга Глазова – гусли (5);
Антон Боярских – меллотрон (7);
Виктор Савич – бас (8);
Brian Finnegan – флейта (7);
Leo Abrahams – гитара (1, 2, 4, 5, 6, 7, 9), синтезаторы (1, 2), программирование (6);
Liam Bradley – перкуссия (1, 5, 9), свист (3);
Steve Jones – синтезаторы (1, 2, 4, 6, 7, 8), бас (2, 3, 4, 6, 7, 9), вокал (2, 5, 6), программирование (2, 4, 6, 7, 8), гитара (3, 4, 9), pocket piano (3), аранжировка хора (7), пианино (9);
Lucy – виолончель (1);
Jeremy Stacey – барабаны (2, 3, 4, 5, 6, 8), перкуссия (2);
James Hallawell – клавишные (2);
Paul Stacey – гитара (2);
Марк Титов – программирование (2, 8);
Clive Bell – сякухати (3);
Mitchell Froom – синтезатор (3, 8);
Angelo Mysterioso – звуки (3);
Jules Maxwell – аранжировка болгарского хора (3);
Richard Thompson – гитара (4);
Mel Collins – саксофон (4);
Eliahu Dagmi – саз (4, 8);
Gilad Adsolem – дарбука (4, 8);
Bj Cole – pedal steel (5);
Ian Stephens – аранжировка струнных (6, 9);
Ben Amir – канун (8);
Zied Zouari – аранжировка струнных (8);
Brian Eno – клавишные (9);
Pip Eastop – валторна (9);
оркестр Виртуозы Киева (6, 9).

2018_bg_2

***
Интервью Бориса Гребенщикова для издания «Огонёк», январь 2018
https://www.kommersant.ru/doc/3527211

— У вас готов новый альбом…

— Об этом еще никто не знает; вы первые спросили.

— Альбом называется «Время N». И выходит под именем БГ…

— БГ здесь — это псевдоним «Аквариума». В нем 9 песен. Играет там «Аквариум», плюс несколько моих любимых английских музыкантов. Записывался он в Лондоне и Санкт-Петербурге на протяжении полугода. Совсем новый материал (за исключением двух песен, которые мы иногда играли, и одной, которую мы уже выпускали. Но поскольку сейчас в интернете много всего, то, пока не выйдет альбом, никто этого не замечает). Удался ли альбом?.. Вряд ли стоит меня об этом спрашивать. Мнение автора не имеет значения: альбом делается для того, чтобы его слушали люди, и важно только их мнение. Бывает, человек говорит: «Я такой альбом записал!» — а лучше бы молчал. Пока что реакция людей, которые его слышали, меня трогает. Есть на «Времени N» вещи, которые мне кажутся очень правильными. Альбом похож на путешествие из кромешной адской тьмы в рассвет; поначалу очень мрачно. Но я этого не придумывал: в песнях отражается то, что происходит вокруг; мы — зеркало.

— С какими трудностями вы сталкивались в процессе записи?

— Главная трудность — не повторять себя, не делать то, что уже сделал, двигаться дальше — и при этом чтобы каждая песня была непридуманной, шла прямо от сердца.

.

***
Интервью Бориса Гребенщикова изданию «Известия», январь 2018
https://iz.ru/703119/mikhail-margolis/boris-grebenshchikov-chtoby-idti-vpered-i-vverkh-nuzhny-mir-i-krasota

— Столь жестким, конкретным, в чем-то гневным, даже безжалостным ты был, пожалуй, в альбоме «Сестра Хаос» на заре нулевых, а затем в проектах нынешнего десятилетия — «Архангельск» и «Соль». «Время N» можно назвать их продолжением и завершающей частью трилогии?

— Трилогией всё же станет «Соль», «Время N» и наш следующий альбом, для которого уже есть 16 песен, в том числе те, что мы сейчас исполняем на концертах: «Пегги-поршень», «Паленое виски и толченый мел», «Собачий вальс». А что до жесткости — мне кажется, что «Русский альбом» и «Навигатор» были не мягче.
…Этот альбом — путешествие из тьмы к свету.

— Но как уживаются два почти противоположных настроения в одном альбоме?

— А это одно настроение. Как говорили древние, со дна глубокого колодца звезды видны даже днем. Чем больше страданий, тем дальше человек видит в итоге.

.
***
Интервью Бориса Гребенщикова для издания «АиФ», январь 2018:
http://www.aif.ru/culture/person/boris_grebenshchikov_elvisu_presli_i_bitlam_nechego_bylo_skazat#

— Вы сказали, что ваш новый альбом «похож на путешествие из кромешной тьмы в рассвет»…

— Правда, этот альбом для меня — это путешествие из тьмы к свету. Если на альбоме «Соль» все кончается трагедией и гимном Божьей Матери, то здесь, как мне кажется, мы научились принимать самих себя такими, как есть. Мрачнее, чем первые 5 песен на этом альбоме, я никогда ничего не писал. А со второй половины альбом идёт на подъём. И осталась третья часть этой трилогии (около 16 новых песен), среди которых печальных пока нет ни одной.

— Почему первые 5 песен альбома получились печальными? Вы были в депрессии во время работы над ними?

— Никакой депрессии у меня не было. Наверное, я учусь жить.

2018_bg_1

.
***
Интервью Бориса Гребенщикова для Би-би-си, 2 февраля 2018:
http://www.bbc.com/russian/features-42908124

Александр Кан: Предыдущий альбом «Соль» вышел в 2014 году, песни для него были написаны в самый драматический период. Прошло несколько лет, прошел и пик остроты, но и «Время N» так же пронизано общим настроением безнадежности. Согласен ли ты с этим, и чем ты это объясняешь?

Борис Гребенщиков: Мы закончили «Соль» в октябре 2014-го. Соответственно, песни для него писались в 2013-2014-м. Впрочем, песни часто предвосхищают происходящее; несколько раз я с этим сталкивался в невероятно убедительной форме. Но настроение безнадежности для меня здесь — фактор организующий: перед лицом демонического хаоса нельзя опускать руки, нужно работать.

А.К.: По своему настроению «Время N» в какой-то степени сродни записанному в 1992 году «Русскому альбому». Есть ли действительно что-то общее в тогдашнем ощущении развала времени и конца эпохи и нынешним настроением?

Б.Г.: Для меня сейчас не конец эпохи, а время разгула бесов; а бесы сейчас другие; но ты прав: что-то общее есть, наверное, в нашей специфически русской реакции на это: мы все воспринимаем как конец света. По счастью это не так. Жизнь продолжается; а значит, мы должны сделать все, что можем, чтобы мир после нас стал лучше.

А.К.: В записи альбома приняло участие беспрецедентное, наверное, в 45-летней истории БГ и «Аквариума» количество музыкантов из самых разных стран мира. Чем определялся их подбор?

Б.Г.: На «Белой Лошади», которую мы записывали в Ирландии, приглашенных музыкантов было много больше, там играла практически вся Северная Ирландия. Здесь же только несколько важных для меня людей — Брайан Ино, Ричард Томпсон, Мел Коллинз, Лео Эбрамс — и старые соратники Аквариума: Джереми и Пол Стейси. Да, еще скрипач из Туниса Зиед Зуари, которого порекомендовал Джастин Эдамс, гитарист Роберта Планта. И нескольких восточных музыкантов я специально ездил записывать в Тель-Авив. Выбор музыкантов определяли сами песни: вот здесь был нужен болгарский хор, здесь — скрипка, а здесь — тяжелая кричащая гитара.

А.К.: Ты всегда очень серьезно относился к записи альбомов, аранжировкам и качеству звучания, однако в последние годы временные, да и финансовые затраты в «правильный» звук стали особенно велики. Чувствуешь ли ты, что, наконец, добился своего идеального звучания?

Б.Г.: Нет, но это еще один шаг на пути. Мы учимся создавать музыку сегодняшнего дня. Я все время говорю «мы», потому что все мои занятия музыкой — это всегда «Аквариум»; я только часть этой группы, это совместное творчество. И когда на альбоме написано «БГ» — это просто псевдоним «Аквариума».

.
***
Интервью Бориса Гребенщикова для издания Новая Газета, № 11 от 2 февраля 2018:
https://www.novayagazeta.ru

Альбом сольный. В нем приняли участие басист «Аквариума» Александр Титов и скрипач Андрей Суротдинов. Остальные — западные музыканты высочайшего класса. Работа над «Временем» шла с 2015 по 2018 год в Лондоне и Петербурге. Для двух песен перкуссия записывалась в Израиле, еще для одной — хор в Болгарии. Струнные (оркестр «Виртуозы Киева») — на Украине.

— Борис Борисович, альбом большей частью кажется депрессивным. Видно, что вы очень расстроены. Настолько, что временами не видите ни выхода, ни надежды. Вопрос — по какому поводу? Что именно вывело вас из равновесия?

— Все эти песни — реакция на то, что происходит в моей жизни, внутри и вокруг меня. Мне забавно, что меня считают уравновешенным и отстраненным — ведь если присмотреться, это очень далеко от истины. См. «Русский альбом», «Навигатор», «Пси»… А из равновесия выводят — невежество, агрессия, нелюбовь.

.
***
dp.ru, 15.02.2018.
https://www.dp.ru/a/2018/02/15/Boris_Grebenshhikov_predsta

Борис Гребенщиков представил журналистам свой новый альбом «Время N».
Он завершает трилогию, которая началась с альбомов «Архангельск» и «Соль». «Время N» стал первым полноценным альбомом группы «Аквариум» за 4 года, но вышел под псевдонимом БГ. Он будет доступен широкой общественности уже 16 февраля.

На презентации Борис Гребенщиков рассказал, что запись нового альбома «Время N» заняла 2 года. Он стал последним в трилогии, посвященной путешествию «из темного края к свету», уточнил музыкант.
Название новому альбому дала уже известная поклонникам песня «Время *** (напиваться. — Ред.)». «Время N» точно выражает то, что я чувствую», — пояснил музыкант.

Во время первого публичного прослушивания альбома Борис Гребенщиков почти все время сидел, закрыв глаза, и лишь изредка оценивал реакцию первых слушателей. Традиция публичного прослушивания альбомов «Аквариума» началась в 1983 году с презентации альбома «Радио Африка» в красном зале рок-клуба. «Звук тогда никто не отстроил: он был чудовищное говно, прямо как сейчас. Так что первый блин комом, и это меня очень радует: мы в традиции», — вспомнил музыкант.
«Громче! Включите еще громче», — периодически обращался Борис Гребенщиков к организаторам презентации. «Прошу прощения за кабацкий звук», — извинился он перед журналистами, как только началось прослушивание.

На презентацию нового альбома Борис Гребенщиков пришел в черной толстовке со значком пирата. «Предполагалось, что в альбоме будет 14 песен. Однако в единое целое сложились только девять, они и попали на альбом. Остальные в архиве», — рассказал музыкант. В альбом, в частности, вошла уже известная композиция «Песни Нелюбимых» с одноименного мини-альбома 2016 года.

…Он (БГ) добавил, что визуальное воплощение альбома будет основано на сценарии известного блогера, писателя Александра Цыпкина.

Официальный релиз состоится 16 февраля в 00:00. Музыкант признался, что до сих пор читает рецензии на свои альбомы и довольно трепетно к этому относится. «Я первым делом читаю рецензии. Мне интересно, что люди слышат в музыке», — сказал Гребенщиков.

2018_bg_4

***
piter.tv, 16 февраля 2018 г.:

Музыкант рассказал, что хотя большую часть работы над альбом выполняли он и Стив Джонс — продюсер записи. На создание «Времени N» ушло около 2 лет, и в нем принимали участие лучшие музыканты со всего мира. Несмотря на то, что солисту «Аквариума» пришлось удалить большую часть наработок Джонса, они остались в хороших отношениях:

Я Стива очень полюбил. Мы договорились, что на сведение он приходить даже не будет. Потому что он сказал: «не могу смотреть, как песни, которые я люблю, ты будешь уничтожать!». А я ответил: «да, буду уничтожать, потому что я их написал, зараза, а не ты».

В альбоме сейчас 9 песен, а как рассказывает солист Аквариума, предполагалось минимум 14. Не вошедшие во «Времяы N» треки теперь лежат в архиве:

Просто эти 9, как я и предполагал, сложились в единое целое. Любой альбом – это симфония – сочетание разных вещей, которые вместе складываются и становятся больше, чем просто сумма.

Борис Гребенщиков рассказал, что когда уже альбом был сдан, работа над песней «Ножи Бодхисаттвы» продолжалась и продолжается до сих пор. Она оказалась самой сложной в записи. Теперь музыкант надеется сделать на нее микс.

Я слышу, что она может пойти еще дальше, я очень ее люблю. Тут, на этом альбоме, получилось, что я написал, с моей точки зрения, несколько лучших песен за всю свою жизнь. Ну, скажем, «Прикуривает от пустоты», «Соль» не плохая, «Крестовый поход птиц». Да и «Песня о нелюбимых» не такая плохая, как кажется.

По мнению Бориса, новый альбом – это Аквариум, даже если в нем играют не все теперешние концертные музыканты.

Аквариум всегда был за то, чтобы развиваться, чтобы следующий альбом был не такой как предыдущий. Группа все равно идет вперед вопреки желанию большей части людей, которые в ней играют. Потом они говорят, какой охренительный альбом. Да, спасибо, я был бы рад, если бы вы помогли мне его делать!

На вопрос, а какое же время ждет людей после «Времени N» музыкант отвечает однозначно:

Мне абсолютно похрен, какое будет время. Мне важно делать максимум для того, чтобы людям, которые будут после меня, было хорошо!

.

***
Интервью Бориса Гребенщикова, 2 сентября 2019:
https://meduza.io/feature/2019/09/02/kogda-obschaeshsya-s-gosudarstvom-dusha-umiraet

— …альбомы «Соль» и «Время N» — это ведь тоже про сбрасывание оков?

— Именно. …И это даже не музыкальные эксперименты. Это выживание души. Душа, когда ты повторяешь сам себя, умирает. И когда ты общаешься с государством, душа тоже умирает. Потому что государство именно этого просит. Товарищ, вы делали два дня тому назад вот это, пожалуйста, вот вам миллион, сделайте еще раз тоже самое. Хер вам! Я этого не сделаю. Потому что миллион хорошо, а жизнь лучше.

— Это очень тяжелые, но очень правильные альбомы. Они вышли в нужное время, многих поддержали и спасли.

— Слава богу, что спасли. Я честно делился всем, что у меня есть, ничего не осталось за душой, все выложил. И поэтому мне хочется идти дальше. Все, окей, насладились уже рыданиями.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий