БГ-бэнд — «Волки и Вороны» (БГ)

Входит в альбом «Русский альбом» (1991)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

Большая часть песни «Волки и Вороны» была написана на кухне в Москве в большом старом доме в районе улицы Пречистенки. Каждая новая строчка песни писалась, по утверждению Гребенщикова, с очередного похмелья.

***
БГ:

Песня «Волки и Вороны» — это что-то особенное… В ней есть особый ритм, специальное пространство, и оно всё время меняется: слова приходят и уходят, всё в ней находится в движении.

***
БГ:

…И когда «Волки и -Вороны» начали у меня бродить в голове, это было какое-то водочно-похмельно-московское состояние, хотя можно и без водки и без похмелья, общее какое-то кружащее состояние, но в принципе ощущение тяжелого похмелья, ощущение, что все не так. Но там что-то брезжило, какой-то проблеск, и поэтому я эти песни распутывал не торопясь, очень долго, ждал, когда придет правильная строчка. И первая строчка пришла уже после того, как песня была написана. Так она сама себя проявила. Она долго писалась, я так просто сидел, сидел, когда у меня были свободные пять минут, я ее тренькал себе, тренькал, потому что она огромная.
Мифология строила сама себя, я ничего не придумывал, а то, что придумал, то потом и ушло по счастью.

***
Первоначально песня содержала ещё один куплет, впоследствии исключённый:

Приходили Серафимы с мироносными жёнами,
Силы и Престолы из предвечной тиши,
Накладывали руки — снимали обожжёнными
И праздновали Пост и Пасху нашей души.
Если мало, что слепым дали свету белого,
Обугленным от жажды — родниковой воды,
На миг открыли храм со всеми пределами
И причастили всех огнём этой тёплой звезды.

(Приводится по книге И. Смирнова «Прекрасный Дилетант»)

***
Интервью с БГ для VESTI.RU, 05.01.2012
http://www.vesti.ru/doc.html?id=668041

— И никогда не возникало желания их <слова — С.К.> переписать?

— Как правило, нет. Бывает, при первой сдаче песни я оставляю что-то недоделанным в надежде, что потом все встанет на место. Как в песне «Волки и вороны» на «Русском альбоме» мы записались с одной первой строчкой, а через полгода она-таки встала на место. Так что окончательный ее вариант можно услышать только на концертах. Такие вещи бывают, но редко.

***
Интервью с БГ для «Time Out Петербург», №7 (245) / 27 марта — 9 апреля 2012 г:

— Вы как-то раз сказали, что самые драматические строчки появляются у вас во время похмелья.

— Я говорил это, исходя из опыта 1991 года, когда мы писали «Русский альбом». Твердо помню, что, поскольку две большие баллады – «Волки и вороны» и «Кони беспредела» – писались очень и очень долго, роль водочных продуктов в этом процессе была велика. Благодаря чему получилось добиться нашего любимого русского надрыва. Что, кстати, очень многое говорит нам о самой природе этого явления. Когда русский человек перестает пить, то примерно через сорок дней алкоголь оставляет его тело, и у него начинается просветление. Он спрашивает: неужели жизнь действительно так хороша? Я видел людей, которые искренне удивлялись этому факту.

***
Да светят им лампады из-под тёмной воды…

Из интервью с БГ:

— А тёмная вода и всё, что с ней связано, как это видится и с чего началось? В голове у людей это в первую очередь ассоциируется с Китежем — городом, который во время монголо-татарского нашествия скрылся от завоевателей под водой…
— Я увидел эту картинку в Вильнюсе в 90-м году, когда гулял со Щураковым. Она появилась и исчезла. Сейчас она перестаёт иметь для меня актуальность, но тогда мысленно я её видел. Вот отсюда эти образы. Ну а город Китеж — это уже умственная привязка.

***
Монгол Шуудан — «почта Монголии» (см. на монгольских почтовых марках).

.

 

_______________________________________________________________________

Текст песни «Волки и Вороны»:

Пили-пили, а проснулися — и ночь пахнет ладаном.
А кругом высокий лес, темен и замшел.
То ли это благодать, то ли это засада нам;
Весело наощупь, да сквозняк на душе.

Вот идут с образами — с образами незнакомыми,
Да светят им лампады из-под темной воды;
И я не помню, как мы встали, как мы вышли из комнаты,
Только помню, что идти нам до теплой звезды…

Вот стоит храм высок, да тьма под куполом.
Проглядели все глаза, да ни хрена не видать.
Я поставил бы свечу, да все свечи куплены.
Зажег бы спирт на руке — да где ж его взять?

А кругом лежат снега на все четыре стороны;
Легко по снегу босиком, если души чисты.
А мы пропали бы совсем, когда б не волки да вороны;
Они спросили: «Вы куда? Небось, до теплой звезды?..»

Назолотили крестов, навтыкали, где ни попадя;
Да променяли на вино один, который был дан.
А поутру с похмелья пошли к реке по воду,
А там вместо воды — Монгол Шуудан.

А мы хотели дать веселый знак ангелам,
Да потеряли их из виду, заметая следы;
Вот и вышло бы каждому по делам его,
Если бы не свет этой чистой звезды.

Так что нам делать, как нам петь, как не ради пустой руки?
А если нам не петь, то сгореть в пустоте;
А петь и не допеть — то за мной придут орлики;
С белыми глазами, да по мутной воде.

Только пусть они идут — я и сам птица черная,
Смотри, мне некуда бежать: еще метр — и льды;
Так я прикрою вас, а вы меня, волки да вороны,
Чтобы кто-нибудь дошел до этой чистой звезды…

Так что теперь с того, что тьма под куполом,
Что теперь с того, что ни хрена не видать?
Что теперь с того, что все свечи куплены,
Ведь если нет огня, мы знаем, где его взять;

Может правда, что нет путей, кроме торного,
И нет рук для чудес, кроме тех, что чисты,
А все равно нас грели только волки да вороны,
И благословили нас до чистой звезды…

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий