Хиты группы АУКЦЫОН, ч.1: история песен «Деньги — это бумага» (1986), «Карлик-нос» (1987), «Полька», «Осколки», «Нэпман», «Новогодняя песня» (1988)

aukzion_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»

В 1983 году юный рок-музыкант Леонид Фёдоров был просто сражён зажигательным выступлением группы СТРАННЫЕ ИГРЫ на 1-м фестивале Ленинградского рок-клуба. Тогда он решил сделать собственный коллектив, который был бы ещё круче, ещё отвязнее. Вместо хард-рока Фёдоров заиграл модный ска, а концертные выступления задумал превратить в настоящий театр абсурда. Так начал формироваться тот самый АУКЦЫОН, который мы хорошо знаем.

Если главным композитором группы всегда был сам Леонид, то поставщиков текстов было аж два — клавишник Дмитрий Озерский и брат жены Фёдорова — Олег Гаркуша. Так как Гаркуша работал киномехаником и имел доступ, ко всяким динамикам-колонкам, то поначалу он играл ещё и роль звукорежиссёра. Главный талант Олега раскрылся позже.

О. Гаркуша:
«Я приходил на репетиции и где-то в уголочке там «тым-тырым-тырым» (делает пассы ногами). И Лёня в конечном итоге говорит: «А чё ты там где-то «тырым-тырым»… Может ты что-нибудь [на сцене попробуешь]». Ну, я подхожу к микрофону и типа пою песню «Деньги — это бумага». Он рот открыл [и говорит]: «Вот здесь будешь стоять всегда»».

«Деньги — это бумага» (1986)

Надо сказать, что дебют АУКЦЫОНА в Ленинградском рок-клубе был крайне неудачным. Особенно напрягло руководство клуба пение Фёдорова: «Он же у вас 32 буквы алфавита не выговаривает. Или сводите его к логопеду, или возьмите нового вокалиста». Так в коллективе появляется Сергей Рогожин — певец с отменным тенором.

Памятуя о неудачном дебюте, АУКЦЫОН готовил свою новую программу «Вернись в Сорренто» целых два года. Группа не только писала песни, но и разрабатывала хореографию выступления, создавала специальные костюмы и макияж.
Результат не заставил себя ждать. В мае 1986 года на 4-м Ленинградском рок-фестивале АУКЦЫОН буквально порвал публику своим безумным перфомансом. После него выступление группы КИНО уже никого не впечатлило (не помог даже, только что сыгранный, хит про перемены).
Фёдоров в то время вовсе не выделялся — на сцене безраздельно царили красавчик Рогожин и долговязый клоун Гаркуша, исполнявший нечто вроде «плясок святого Витта».

aukzion_03

К сожалению, увидеть всё это «безобразие» в полной мере я смог лишь в мае 1989-го, когда группа появилась в ТВ-программе «Музыкальный ринг». До этого песни АУКЦЫОНА попадались мне от случая к случаю. Например, «Волчицу» я услышал на пластинке-сборнике групп Ленинградского рок-клуба. Текст песни показался мне тогда странным, а вот музыка сразу понравилось. Потом было эпизодическое появление АУКЦЫОНА в х-ф «Взломщик» с песней «Книга Учёта Жизни».
Но самой запоминающейся композицией стала задорная ска-песня «Деньги — это бумага». Во многом благодаря смешному клипу, где сюжет вращался вокруг… туалета. Сегодня это покажется странным, но тема кооперативных туалетов была в перестройку весьма животрепещущей. Платный туалет выступал, ни много ни мало, символом преимущества частной собственности над общественной. Вот и в клипе мы видим, как Гаркуша (автор текста песни) реально превращает туалетную бумагу в деньги.

О. Гаркуша:
«Я хотел каждую песню как-то оформить. Все идеи приходили спонтанно. Однажды я сидел на унитазе и гадал, что придумать для песни «Деньги — это бумага». Взгляд упал на рулон туалетной бумаги — и меня осенило. На сцене я ходил с рулоном, раскручивая его».

Для молодёжи, наверное, стоит пояснить и строчку песни «Будет в будущем всё без денег…». Дело в том, что в советские времена учили, что, когда мы всё-таки построим коммунизм, то деньги потеряют свою ценность, и будет действовать принцип «От каждого — по возможности, каждому — по потребности».

«Карлик-нос» (1987)

«Вернись в Сорренто» стала первой и последней бесшабашно весёлой программой АУКЦЫОНА. Уверившись в собственных силах, группа подготовила к следующему рок-фестивалю более сложную, серьёзную и концептуальную программу под названием «В Багдаде всё спокойно». Хотя музыканты всегда считали своё творчество аполитичным, социальная сатира всё чаще проглядывала в текстах песен — даже самых абсурдных. Так как программа затачивалась под одну идею, то и автором текстов здесь выступил один Озерский.

Д. Озерский:
«Тогда начитались Гофмана замечательного. Вот, начитались Гофмана, и решили привнести гофманскую атмосферу на какую-нибудь Богом забытую страну, где кроме нефти ничего нет. Да, но что бы стало, если бы оттуда и нефть ещё ушла?… Поэтому у нас там зазвучали всякие арабские мотивы. Страна грёз представлялась нам чем-то вроде Арабских Эмиратов…»

aukzion_04

В результате музыканты изрядно перемудрили. Несмотря на то, что на сцене было целое представление в духе «1001 ночи», в новых песнях уже не было привычного драйва. Недаром альбом «В Багдаде всё спокойно» породил лишь один хит — песенку про сказочного уродца Карлика-носа (правда, из сказок Гауфа, а не Гофмана). Да и то настоящим хитом эта песня стала лишь после её переиздания на сборнике АУКЦЫОНА 1995 года.
Впрочем, песня действительно отличная. По сути, в ней уже оформился главный лирический герой будущих песен АУКЦЫОНА — маленький ущербный человечек, находящийся между молотом и наковальней — внутренними комплексами и давлением общества.

Больной вопрос — я — Карлик-нос,
А вдруг война?
Я все смогу, я не сбегу.
Бытует мнение, и я йе-йе.

Относительная неудача «Багдада» привела к тому, что сразу после выступления на рок-фестивале группу покинул Сергей Рогожин (он ушёл в, более коммерчески перспективный, ФОРУМ). Именно по этой причине альбом «В Багдаде всё спокойно» был записан и издан на пластинке лишь в 1989 году. К этому времени Фёдоров плюнул на свои дефекты речи и все песни стал исполнять сам.

«Полька (Сосёт)» (1988)

В полную силу оригинальный стиль АУКЦЫОНА раскрылся на следующем альбоме «Как Я Стал Предателем». Кстати, в этот период в составе группы появился Евгений Дятлов — впоследствии известный российский киноактёр. Дятлов не только спел на альбоме две песни («Охотник» и «Лейтенант»), но и замечательно сыграл на скрипке в композиции «Полька». «Полька» — тот редкий случай, когда ведущий вокал группа поручила автору слов — Олегу Гаркуше (он же исполнит и «Бомбы» — издевательскую пародию на штампы советской пропаганды).

О. Гаркуша о песне «Полька»:
«Ну, наверное, [она] про робкого наивного человека, который никак не может определиться в жизни и своих отношениях с девушками. Но воспринимать это нужно, конечно, не в лоб. Сосёт в душе, или что-то еще в этом роде.
…Помню, был момент, мы играли на выставке детского рисунка, и когда я пел песню «Сосёт», то выскочили детишки из толпы и стали подпевать «сосё-о-от». А потом спрашивали меня, «дяденька, а вы еще будете петь про леденец?»».

«Осколки» (1988)

Так как обычно свои стихи Гаркуша сочинял ещё до появления музыки, с ними обращались достаточно вольно. Иногда от оригинала оставалась только одна — самая яркая и ключевая — строчка. Например, «Он идёт к своей волчице» или «Осколки девичьих сердец хрустят у меня под ногами…».
Последняя фраза стала основой песни «Осколки» — ещё одной ёрнической песни о герое, «воюющем в чужой стране». Недаром на первоначальной версии альбома песню предваряли вопли: «Выво-о-одят, выво-о-одят!», явно намекающие на вывод советских войск из Афганистана.
Что касается музыки, то здесь меня очередной раз поразило умение АУКЦЫОНА на основе нескольких аккордов создать сложную изысканную аранжировку.

«Нэпман» (1988)

Я уже упоминал, как в начале перестройки масс-медиа всячески раскручивали первых частных предпринимателей. О реставрации капитализма ещё никто прямо не говорил, поэтому старательно подыскивались примеры из советской истории.
Газеты и журналы заполонили статьи про «замечательную» эпоху НЭПа (т.н. Новой экономической политики 1920-х годов). Чтобы быстро поправить, разрушенное гражданской войной, хозяйство и уйти от реалий «военного коммунизма» (продразвёрстка и пр.), большевики ввели (на время) рыночную экономику и разрешили разные формы собственности. Для них это была неприятная, но вынужденная мера. Тот час появились и первые частники-богатеи — т.н. нэпманы. Вот их и начали воспевать перестроечные деятели. О том, насколько «прекрасен» был моральный облик этих нэпманов, как-то забыли. А ведь в литературе 1920-х годов о них в редко сыщешь хорошее слово (читай хоть Маяковского, хоть Зощенко).

nepman

В освещении этой темы АУКЦЫОН пошёл по привычному пути стёба и ёрничества. Герой текста Озерского старается убедить всех, что он теперь «хороший» («Я раньше был Плохиш, теперь я Кибальчиш«) и просит вернуть ему партбилет (т.к. во время НЭПа власть оставалась у партии большевиков, нэпманы очень хотели в эту власть проникнуть). Не обошли стороной и, ставшее притчей во языцех, дурновкусие нэпманов («Я тоже стал эстет, хожу я на балет«). Была отсылка и к знаменитому стихотворению Маяковского: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй«.

Отныне будет хорошо,
Я смена проклятого класса,
И снова в моде ананасы,
Последний день уже прошел.

Однако наибольшую известность получила не песня, а скандал, случившийся во время её выступления. Дело в том, что в 1987 году в полку танцоров АУКЦЫОНА прибыло — к талантливому самородку Гаркуше добавился профессионал Владимир Весёлкин. Парные танцы Весёлкина и Гаркуши не только веселили, но и шокировали публику, вызывая нехорошие «гейские» ассоциации. Представляю, как смотрели на шоу АУКЦЫОНА заключённые одной из колоний, где группа давала концерт в 1990 году (в перестройку реальность порой была покруче любого абсурда)… 

aukzion_08

Однако наибольший резонанс вызвало скандальное выступление во французском городке Бурже в 1989 году, где Весёлкин устроил во время «Нэпмана» настоящий стриптиз. Фото задницы танцора обошло печатные издания и породило стишок: «Мы поехали в Европу показать Парижу жопу». В газете «Советская культура» даже опубликовали возмущённую статью на тему — кто выпустил на Запад людей, бегающих по сцене голяком?

Но времена были уже другие… АУКЦЫОН даже послал в газету возмущённое письмо: «08.04.89 г. в вашей газете был напечатан комментарий к снимку, изображающему группу «Аукцыон». Из-за крайне плохого качества снимка бандаж (балетная миниформа), используемая танцовщиком при пародировании стриптиза в костюме кабаретного стиля, не виден».
А в мае 1989 года Весёлкин исполнил свой трюк с раздеванием уже по ТВ — в прямом эфире программы «Музыкальный Ринг».

«Новогодняя песня» (1988)

Мизантропическая «Новогодняя песня» с завывающим, как вьюга, саксофоном — одна из лучших композиций альбома по мнению самого Фёдорова. И с этим трудно не согласиться.
Её история началась с того, что Олег Гаркуша посмотрел по ТВ передачу о каком-то работнике советского ТАСС, завербованном западными спецслужбами. Времечко было такое, что даже предателям находили оправдания… Гаркуша под впечатлением от увиденного накропал стих, но по старой доброй традиции от него в песне осталась лишь ключевая строчка.

О. Гаркуша:
«Главная фраза «Как я стал предателем» — моя. Изначально это была моя песня, со словами, с припевом, с заключительной фразой «Так я стал предателем». А потом были сделаны некоторые корректуры, слова стали другие, но название осталось. Но я всё равно считаю её своей, потому что в некоторых песнях главная фраза достаточно значимая».

aukzion_05

Подкорректированный Озерским, текст превратился в исповедь человека-изгоя, который желает дистанцироваться от общества вообще и Новогоднего праздника в частности, в результате чего считает себя «внутренним предателем».

Дети в сугробах шумно играют в Афганистан.
Я через двор не пойду.
Электрики вешают красные гирлянды в саду.
Синие флаги на ветру.
Поутру новый год — все снова.
Снова, снова все танцуют, все играют в снежки.
Взвожу курки —
Так я стал предателем…

Д. Озерский:
«…меня всегда больше интересовало происходящее у меня внутри, то, чем хочется поделиться с окружающими, нежели злободневные протесты. И та же строка из «Новогодней песни» — «дети в сугробах шумно играют в Афганистан…» — не имела политического контекста. Это описание окружающей действительности. Я сижу дома, и мне страшно выходить на улицу, поскольку там бродят гопники, еще какие то стремные субъекты».

Л. Федоров:
«О смысле текста не думаешь, он просто должен ложиться на музыку. …Скажем, в «Предателе», одной из моих любимых «аукцыоновских» тем, есть противное звуковое сочетание «взвожу курки», которое, мне кажется, правильно так и не легло. Мы не нашли ему своевременно замену, и с тех пор оно торчит из песни».

В декабре 1988 года на «Новогоднюю» в студии программы «Взгляд» сняли видеоролик. В праздничную ночь его таки не пустили, зато показали на Старый Новый год в видеофильме Марины Лазовой.

Автор статьи: Сергей Курий
февраль 2015 г.

Хиты группы АУКЦЫОН, ч.2: история песен «Самолёт» (1990), «День Победы», «Ушла», «Зима» (1991)

Хиты группы АУКЦЫОН, ч.3: история песни «Орландина» (1992)

Хиты группы АУКЦЫОН, ч.4: история песни «Дорога» (1993)

См. также:

Раздел группы АУКЦЫОН на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»