АУКЦЫОН — история альбома «Жопа» («Дупло») (1990)

1990_zhopa_1_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Колпак

2. Немой

3. Пионер

4. Боюсь

5. Ябеда

6. Самолет

7. Любовь

8. Вру

9. Выжить

10. Убьют

 

1990_zhopa_1_03

 

Борис Шавейников — барабаны, перкуссия
Виктор Бондарик — бас, перкуссия
Павел Литвинов — перкуссия
Дмитрий Матковский — гитара
Дмитрий Озерский — синтезатор, подпевки
Кирилл Миллер — художник
Николай Рубанов — саксофон, синтезатор
Леонид Федоров — вокал, гитара, перкуссия, подпевки
Олег Гаркуша — вокал
Дмитрий Кутергин (группа «Ночной проспект») — электроскрипка
Владимир Весёлкин — женский голос
Олег Сальхов — звукорежиссёр
Михаил Раппопорт — помощник звукорежиссёра

Музыка — Леонид Федоров и АукцЫон,
Тексты — Дмитрий Озерский и Олег Гаркуша

Записано в 1990 году на студии SNC

1990_zhopa_2

LP, Эрио, 1990,
MC/CD, Manchester, 1996

* * *

В 1990 году альбом вышел в урезанном виде и назывался «Дупло». При переиздании в 1992 получил своё нынешнее название.

1990_duplo_vinil

1990_duplo_vinil_2

Трэк-лист виниловой пластинки, изданной в 1990 г.:

1. Пионер
2. Немой
3. Боюсь
4. Ябеда
5. Самолёт
6. Любовь
7. Вру
8. Убьют

duplo_plast2


***
Из интервью с Л. Федоровым:

— Но ведь переиздали же вы «Дупло» в виде «Жопы» с двумя песнями, которых раньше не было.

— Это в свое время так и был альбом записан. Но только когда мы его выпускали, тогда, во-первых, слово «жопа» было почему-то запрещено, а во-вторых, все 10 песен на пластинку не влезали — тогда завод еще не делал 60-минуток. А пластинку назвали «Дупло» — по-моему, еще грязнее, чем «Жопа».

1990_zhopa_2_06


***
Михаил Марголис, «АукцЫон»: Книга учёта жизни» («Амфора», 2010):

Шавейников. — … Когда я закрепился в «АукцЫоне», Леня, кстати, прямо сказал ребятам: «К нам пришел «тяжелый» барабанщик, и теперь наше звучание меняется». Первый альбом записанный «Ы» с моим участием, — «Жопа», по моему, — существенно отличался от предыдущих «аукцыоновских» проектов.

Леонид Федоров: — Самой издевательской нашей программой, мрачнейшей, гнуснейшей по текстам и музыке получилась «Жопа». В ней же нет ничего, что может человека радовать. Жил был веселый «АукцЫон», а стал вот такой…

…- Нам в какой то момент повезло, — говорит Озерский. — Мы почувствовали свою новую форму и смогли отойти от прежнего образа «АукцЫона». В 1980 е ведь не только мы, но и некоторые другие известные питерские команды привносили на сцену какие то элементы театральности, создавали некие спектакли. Но почти все они однажды найденной формой загнали себя в тупик, и каждое их следующее действие являлось в общем то пережевыванием предыдущего, только на порядок слабее.
После «Жопы», «Бодуна» наша публика даже временно разделилась на две категории. Одна ее часть принимала изменившийся «АукцЫон» целиком, другая считала, что раз мы уже не просто прикалываемся, а поем порой вещи достаточно мрачные, то кривляния, скажем, Гаркуши более не уместны. Мол, «АукцЫон» их перерос. Люди просто не понимали, что «кривляния» Олега — не то, что осталось из прошлого, а параллельный выход нашей энергии, очень важный, на котором многое в «Ы» держится и тоже тащит группу вперед.

…- Когда мы записывали первые два альбома, все в «АукцЫоне» были равны, — считает Озерский. — Ну, может, Федоров чуть равнее. А потом постепенно мы на него навешали все руководящие функции. Мол, ты композитор, ты и выбирай решай, как и какие песни будем петь, что и когда записывать.
17.10.89 в веселкинском дневнике появилась пометка: «Федоров говорил о Стасе Намине. Требование Лени — запись до января 1990 года». Это как раз о «Жопе», которую «аукцыонщики» через несколько месяцев сварганят в наминской студии SNC.
Пробивной внук партийного функционера долгожителя Анастаса Микояна, создатель группы «Цветы», бизнесмен от творчества или творец от бизнеса Анастас Микоян второй к концу 1980 х создал в Москве креативный Центр имени себя, своевременно и эффективно заменивший многим молодым музыкантам целую цепочку советских институтов: от филармоний, всесоюзного радио и фирмы грамзаписи «Мелодия» до рок клубов и рок лабораторий. Наминский Центр, быстро превратившийся в наш первый реальный шоу бизнес холдинг SNC, предоставлял группам, как говорится, комплекс услуг: от записи и издания альбомов под его лейблом до ротации песен в эфире радиостанции SNC, организации сольных концертов и участия в звучных фестивалях.
Забавно, что «аукцыонщики» всерьез взялись за «Жопу» в стенах «SNC Studio» вскоре после того, как государственная «Мелодия» наконец разродилась их первым виниловым гигантом — «В Багдаде все спокойно». По гамбургскому счету сия пластиночка, конечно, слегка запоздала. Но факт ее появления все равно был приятен.
Зимой 1990 го жесткая, альтернативная, полуистерическая, гоголевско кафкианская «Жопа» стала былью.

— Мне казалось, что мы делаем какой то необычный кайф, — признается сдержанный Борюсик, рассказывая о «Жопе», первом своем альбоме, записанном с «Ы». — И неважно, понимаю я в этом что то или нет. Может, и половина участников группы не понимала, о чем мы поем. Но все играли с азартом и интересом. Наше общее состояние мне нравилось.

Первое издание «Жопы» на виниле с ассоциирующейся много с чем черной дырой, нарисованной Миллером на обложке, вышло в усеченном виде (без тем «Колпак» и «Выжить») и под названием «Дупло», придуманным то ли «аукцыоновским» звуковиком Мишей «Мишуткой» Раппопортом, то ли Рубановым (обе версии некоторыми участниками группы озвучивались с одинаковой уверенностью). Кому из издателей пластинки показалось, что «Дупло» благозвучнее и милее «Жопы» (а за окном все ж таки еще существовала советская власть, шокировать которую следовало сдержанно), сейчас никто не помнит. Но Лене, да и не только ему, напротив, подумалось тогда, что «корректное» переименование альбома выглядит скабрезнее оригинала. Так или иначе, но в виде «Дупла» пластинка просуществовала до своего постсоветского переиздания…

1990_zhopa_2_08

 

***
Сергей Гурьев, апрель, 2011 г. (из буклета переиздания альбома «Жопа»):

Понятие «Жопа» стало знаковым для АукцЫона задолго до выхода альбома с таким эксцентричным названием.
Весной 1989 года группа выступала на фестивале во французском городе Бурже, где скандальный шоумен Володя Веселкин смело обнажил на сцене ягодицы, на фоне которых почти не прочитывались балетные стринги. Совок в ту пору еще активно сопротивлялся рок-революции, и мракобесная реакция на это «бесчинство» не заставила себя ждать.
8 апреля в «Советской культуре» появилась статья «Как распродает себя АукцЫон», мгновенно вошедшая в пантеон советских «антироковых» публикаций, возглавляемый приснопамятным «Рагу из «Синей птицы». Если на французском снимке ягодиц Веселкина, полученном ТАСС через телефотоканал агентства Reuters, стринги были еще видны, то полиграфия «Советской культуры» окончательно растворила их смутный контур. В контексте такого фотостриптиза слова автора статьи К.Молчановой, рассуждавшей «о чувстве собственного достоинства исполнителей, об их личной ответственности за содеянное» звучали, с одной стороны, комично, а с другой — угрожающе.

 1989_zametki_1

1989_zametki_2

1989_zametki_3

1989_zametki_4

Тем не менее, перестройка к тому моменту зашла уже достаточно далеко, и никаких серьезных репрессий эта публикация не вызвала. Наоборот, АукцЫон получил мощный пиар: рок-сообщество объединилось перед лицом проявившего агрессию «тоталитарного социума», и едва ли не все влиятельные музыкальные самиздат-фанзины того времени дружно встали на защиту группы.

1990_zhopa_3_04b

Волей-неволей обзаведясь столь мощным символом и жупелом, АукцЫону грех было не дать своему очередному альбому такое название. Хотя для этого у группы были и более формальные основания: слово «жопа» фигурирует во включенной в альбом песне «Немой»:

…Страна слова и дела,
Страна духа и тела,
Только
Нужно быть красивым, как живой…
Жопа!

Безусловно, в дискографии АукцЫона этот диск выделяется не только названием. «Жопа» (1990) — первая пластинка группы, записанная на студии SNC Олегом Сальховым — наверное, лучшим звукорежиссером, с которым когда-либо работал АукцЫон. Соответственно, это первый альбом АукцЫона, в принципе записанный на хорошем звуке: саунд предыдущих пластинок был еще совсем далек от совершенства. Привыкнув к АукцЫону на «Жопе», Сальхов год спустя записал еще более замечательный в плане звука альбом группы — «Бодун».

…Диск изначально вышел в 1990 году на виниле, на первом в СССР независимом от монопольной советской фирмы грамзаписи «Мелодия» звукозаписывающем лейбле «Апрель». Тогдашний формат виниловой пластинки не вместил 55 минут «Жопы», и две песни — «Колпак» и «Выжить» — туда не вошли. Кроме того, слово «жопа» для названия официальной пластинки было в те годы еще слишком радикальным, и поэтому винил вышел под политкорректным названием «Дупло». Впрочем, по мнению Федорова, это звучало «еще грязнее, чем «Жопа». Целиком на CD как собственно «Жопа» альбом вышел на SNC Records в 1996 году.

1990_zhopa_3_04


***
Н.Рубанов и А.Малюков — «Ночные посиделки, или Неполная история «АУКЦЫОНА»» (1998):

CAM: …пошли на следующий CD, а это у нас =Жопа=, который на виниле вышел под другим названием.
Колик: А именно =Дупло=. Опять же, =Дупло= — это я предложил, когда =Жопа= было словом запретным, но завистники и интриганты снова же могут приписать заслуги кому-нибудь другому.

VOVA: Название «Дупло» предложил на квартире у К.Миллера Михаил Раппопорт, все дико хохотали.

Колик: Вот-вот !!! Сколько лет уже человек вне группы, а-таки довлеет над ним тенденция замалчивания роли Васисуалия Лоханкина в мировой истории (бишь меня). Я ничего не имею против Раппопорта, но, тем не менее обидно, когда вот так обделяют. Я не удивлюсь, если В.Веселкин заявит, что и костюмы, что я надевал во время выступлений, тоже пера К.Миллера. Как бы не так!!! Нет, и еще раз нет ! И название мое и вообще… (тут его гневная речь прервалась и он напряженно задумался…)

CAM: CD мрачный.

Колик: Дык ЖОПА же, все честно.

CAM: Любимая песня — «Пионер». А если откровенно, мазохистский какой-то диск, вокалист изображает то старого пионера, то ябеду, то немого, то вруна, и музыка не жизнеутверждающая … На вкладыше все полуголые с размалеванными губами…

Колик: Перестройка она не всегда на светлые мысли наводит. А вкладыш — он же отдыхает по сравнению со старшими братьями из заграницы.

VOVA: Вкладыш не отдыхает, он и по тем временам был сделан на высоком худож. уровне. Идея моя — сырые волосы, тонированные лица, черные губы. Фотограф — Виктор Щуров (Ленинград).

Колик: Что я имел в виду под фразой «А вкладыш он же отдыхает по сравнению со старшими братьями из заграницы.» — не помню уже, очевидно спутал с оформлением CD, вкладыш действительно хорош, очень странный вкладыш.

CAM: И какой-то значок всплыл — молот с серпом в виде круга и подпись Аукцыон.

Колик: Это К.Миллер лого придумал — это не молот, а молоток, а серп в виде круга — это гонг в виде круга, аукцыон, понимаешь?

1990_zhopa_1_02a

1990_zhopa_1_02b

***
CD: АукцЫон. «Жопа», 09.04.2012:
http://reproduktor.net/

Изданный минувшей зимой бокс состоит непосредственно из оригинальной «Жопы», уместившейся на одном CD без бонусов и двух DVD, на которых представлены архивные концерты «АукцЫона». Поскольку сам альбом не нов и неплохо известен отечественным меломанам, правильнее будет рассказать о бонусах, вошедших в издание. Разве что необходимо отметить, что «Жопа» была оцифрована с оригинальных лент и тщательно вычищена от посторонних шумов. В сравнении с изданием от BSA начала 90-х, нынешняя версия звучит намного лучше.

DVD-бонусы содержат четыре выступления «АукцЫона» начала 90-х годов прошлого столетия (как звучит-то!). На первом диске представлены записи концертов на Фонтанке (10.01.1991), на VIII ленинградском рок-фестивале (12.03.1991) и в Тольятти (8.09.1990). Последний – из личного архива Олега Гаркуши. И это единственная непрофессиональная съемка из представленных на дисках. Поскольку ранее она нигде не публиковалась, фанам «Ы» она, бесспорно, будет интереснее остальных. Даже несмотря на то, что трек-лист практически не отличается от других концертов из этого бокса, а по драйву – оставляет желать лучшего.

Концерт на Фонтанке и выступление на рок-фестивале – это качественные записи, во много раз превосходящие те копии, которые раннее появлялись в интернете. Интересно, что изначально «Геометрия» не планировала включать в издание «рок-фест». Запись известная и не самая примечательная. Однако благодаря тому, что неожиданно нашлась копия высокого качества, видео этого выступления все-таки вошло в бокс.

В отдельном конверте расположился DVD с записью концерта на фестивале «Рок чистой воды», состоявшегося 22 мая 1990 года в Волгограде. Группа играет на открытой площадке, съемка профессиональная, с хорошим звуком и изображением. Сюда же вошло интервью с Леонидом Федоровым и Дмитрием Озерским. Конверт диска имеет собственное оформление, отличающееся от оформления бокса.

Помимо CD и DVD в коробке находятся также плакат формата А3, точная копия того, который прилагался к виниловому изданию, многостраничный буклет с текстами песен и сканами с газетных статей конца 80-х. Разумеется, о жопе. Выше говорилось чьей. Сами диски крепятся на лестницеобразный четырнадцатиполосный диджипак, на котором представлено оформление всех изданий «Жопы». Выглядит впечатляюще, но практическая сторона такого диджипака весьма сомнительна – диски слишком труднодоступны и велика вероятность того, что при частом открывании/закрывании складки упаковки сломаются.

1990_zhopa_2_02

1990_zhopa_2_04

1990_zhopa_2_05

1990_zhopa_3_05

1990_zhopa_3_06

1990_zhopa_3_07

1990_zhopa_3_10

1990_zhopa_3_10a

1990_zhopa_3_12

1990_zhopa_3_12a

1990_zhopa_3_16

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АУКЦЫОН

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АУКЦЫОН«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АУКЦЫОН по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий