Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 5: история песен «Не отрекаются любя» (1976), «Ты на свете есть» (1982) и «А знаешь, всё еще будет» (1982)

alla_pugacheva_23

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Наши хиты»

Несмотря на собственный сочинительский дар, Алла Пугачёва никогда не прекращала работу с другими композиторами. В желающих отдать свои песни знаменитой певице недостатка не было. Пугачёвой оставалось лишь отобрать из предложенного то, что резонировало с её внутренними миром.

Настоящими «жемчужинами» в лирическом репертуаре певицы стали песни, написанные композитором Марком Минковым — тонкие, очень «женские», с богатой эмоциональной палитрой. Важную роль в этом сыграл не только несомненный мелодический дар композитора, но и стихи, которые он отыскал у поэтессы Вероники Тушновой (1911-1965).

Первым таким стихотворением стало «Не отрекаются любя».
Не все знают, что эта песня была написана для лирической комедии (!) «Мужчины, носите мужские шляпы», поставленной в Московском театре Пушкина, и там же впервые исполнена. Во время работы над песней Минков решил не нанимать поэта, а обратиться к книгам.

Марк Минков:
«Почему-то начали, там аж с допушкинских времён. С допушкинских времён пошли, шли ближе, ближе, ближе, ближе. И он притащил мне сборник Вероники Тушновой. Сейчас помню, как сейчас — то ли снег был, помню, книжка была мокрая, я её так взял протереть, и она открылась у меня на стихотворении «Не отрекаются, любя»».

Это был сборник «Сто часов счастья» (1965), изданный в год смерти поэтессы. Книгу Тушнова посвятила поэту Александру Яшину — последнему любимому мужчине в своей жизни. Любовь настигла этих людей, когда им было далеко «за сорок». Яшин был женат, но не хотел бросать жену и детей, поэтому встречаться приходилось тайком. В общем, обычная история…

alla_pugacheva_25a    alla_pugacheva_25b
Александр Яшин и Вероника Тушина.

Не удивительно, что из-за посвящения на сборнике многие считают, что «Не отрекаются любя» имеет непосредственное отношение к Яшину. На самом деле стихотворение было написано ещё до знакомства с женатым поэтом — в суровый 1944 год, когда Тушнова работала в госпитале. По этой же причине оно не могло быть посвящено Юрию Тимофееву — второму супругу поэтессы (есть в Интернете и такая версия). Хотя развод поэтессы с Тимофеевым, действительно, был очень болезненным.

Наталья, дочь поэтессы:
«Мама была темпераментна, не ходила по квартире, а летала, бывала вспыльчива, всегда ничего не успевала… Расставание с Юрием Павловичем было для неё очень тяжёлым».

Вот только познакомилась эта пара в начале 1950-х — т.е. опять-таки до стихотворения…
На самом деле горьким вдохновителем строчки «Не отрекаются любя» стал первый муж Тушновой и отец её дочери Натальи — Юрий Розинский. Случилось так, что Розинский отправился на фронт, но в семью возвращаться не захотел. Спустя время, будучи сильно больным (и, видимо, никому ненужным), он всё-таки пришёл к Тушновой, чтобы… снова её покинуть.

Благодаря Алле Пугачёвой, это трогательное стихотворение о любви и верности стало хорошо известно миллионам слушателей. Однако не все знают, что в песню оно вошло не полностью — без следующих двух четверостиший. Они идут после строчки «…трёх человек у автомата«:

…И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметёт пути
на дальних подступах к воротам…

А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки…

Забавно, что простая форма четверостиший стала для Минкова камнем преткновения – ведь его мелодия, как назло, требовала 5 строчек в куплете. Проблему решила жена композитора, которая посоветовала просто повторять в конце каждого куплета его первую строчку.

Также не все знают, что впервые «Не отрекаются любя» была выпущена в 1977 году на пластинке Всесоюзного конкурса ТВ-конкурса молодых исполнителей «С песней по жизни». И там песню исполняла не Пугачёва, а украинская певица Людмила Артёменко (солистка таких ВИА, как СМЕРIЧКА и ВОДОГРАЙ).

alla_pugacheva_26

Правда, эта версия песни оказалась накрепко забыта, когда за балладу Минкова взялась Алла Борисовна. Приведу воспоминания о «пугачёвской» премьере этой песни.

Марк Минков:
«Как не обвалился потолок зала, я не знаю. Потом она вышла второй раз, потому что… нельзя было ее отпустить. С последнего ряда можно было увидеть ее совершенно безумные переживающие и играющие глаза. Это был потрясающий драматический спектакль. То, чего я больше не видел, хотя она всегда ее пела хорошо. Но так — никогда!».

alla_pugacheva_24
Алла Пугачёва и Марк Минков.

А. Пугачёва:
«…у меня была задача, чем, конечно, я тогда убила Марика: не повториться. То есть каждый раз по-разному спеть. И с тех пор я всегда эту песню стараюсь петь по-разному, потому что её невозможно спеть одинаково. Разные чувства владеют тобой, когда ты поёшь эту песню.
…Мы ведь как с Минковым работали над «Не отрекаются любя»? Песня буквально по крохам складывалась, и форма ее исполнения определилась уже на сцене, во время выступления. Зато сейчас я при её исполнении чувствую себя абсолютно свободно — она позволяет и петь, и говорить, и даже, если хотите, кричать со сцены — и зритель все это прекрасно воспринимает».

Именно с «Не отрекаются любя» (и «Волшебником-недоучкой») Пугачёва впервые появилась в финале конкурса «Песня года», показанного по ТВ 1 января 1978 года. В том же году песня вышла на одной из пластинок двойного альбома «Зеркало души» и с этого момента вошла в постоянный репертуар певицы.

А. Пугачёва:
«…я иногда пою как бы кому-то, говорю ему — «не отрекаются любя», приходи, не забывай меня, как же ты так можешь? Или наоборот себе, как бы убеждая себя, что не отрекаются любя, надо все вытерпеть, выждать какое-то время, и всё получится… то есть это как бы молитва… себе. Молитва, для того, чтобы остаться сильной в любви. Как Вам сказать? Если у Вас такая ситуация, если Вы эту ситуацию вытерпеть не можете, и жизнь Ваша не складывается хорошо, то уж лучше просто разорвать эти путы, оставаясь любящим человеком. Ведь её — же эту любовь можно носить в сердце при любых жизненных обстоятельствах. Вот это и для меня и значит — «не отрекаются любя»».

alla_pugacheva_27

А вот, когда спустя годы на эту песню покусился бывший танцор Пугачёвой — безголосый провокатор Борис Моисеев, это вызвало у Минкова целую бурю негодования.

Марк Минков:
«Боря Моисеев — чистой воды извращенство. Спел мою песню «Не отрекаются любя», даже не поставив меня в известность. Я запретил его продюсерам выпускать пластинку. Он заявил, что имел большой успех на концерте, повернулся к публике спиной и снял штаны. Я не ударил его лишь потому, что рядом находился мой сын».

Сотрудничества композитора с Пугачёвой не ограничилось одной песней. Как минимум, я могу назвать ещё два больших хита Минкова.
Первый — «Ты на свете есть» — был ещё одной пронзительной «женской» балладой — на этот раз со стихами Леонида Дербенёва. Впрочем, сначала слова для этой музыки не планировались – композитор писал её к дебютному фильму Карена Шахназарова «Добряки» (1979). Фильм большого успеха не имел, Минкову стало жаль красивую мелодию, и он показал её Пугачёвой. Певица посоветовала присочинить припев, и в 1982 году песня обрела жизнь.

Похожая история случилась и с мелодией, написанной для фильма «Третий скорый» (1981). Она вообще в фильм не попала и в итоге превратилась в обнадёживающую песню «А знаешь, всё еще будет», словами для которой стали очередное стихотворение Вероники Тушновой.
Песня примечательна ещё и тем, что во время её премьеры на сцене вместе с Пугачёвой появилась её 12-летняя дочь Кристина. Произошло это в 1983 году на «Голубом огоньке», приуроченном к Международному Женскому Дню. Правда, где в этой песне Кристина пела, понять трудно…

А. Пугачёва, 1984:
«Я с ней никогда в концертах не выступаю, и всегда против этого. Это просто на телевидении придумали такую вещь, которой я не была довольна, просила, чтобы вырезали. Но, ладно, пускай так будет».

Впрочем, впоследствии это не помешает дочери таки стать певицей Кристиной Орбакайте и ещё не раз появится в дуэте с мамой. Как там поётся в песне Александра Лаэртского?

Почему я не родилась
дочкой Аллы Пугачевой?
И зачем родилась я
дочкой следователЯ?

alla_pugacheva_28

Автор: Сергей Курий
апрель 2017 г. 

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 1: история песен «На Тихорецкую» и «Мне нравится, что вы больны не мной» (1975)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 2: история песен «Волшебник-недоучка» (1976) и «Куда уходит детство» (1977)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 3: история песни «Арлекино» (1975)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 4: история песен «Этот мир придуман не нами»(1977), «Песенка про меня (Так же, как все)» (1977), «Женщина, которая поёт» (1977), «Сонет Шекспира» (1977), «Поднимись над суетой (Просто)» (1978)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 6: история песен «Всё могут короли» (1976-77), «Песня первоклассника (То ли ещё будет)» и «Улетай, туча» (1979)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 7: история песен «Маэстро» (1980) и «Старинные часы» (1981)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 8 история песни «Миллион алых роз» (1982)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 9: история песен «Расскажите, птицы» (1983) и «Айсберг» (1983)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 10: история песен «Белая дверь» (1984), «Белая панама» (1985), «Паромщик» (1985)

Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 11: «Две звезды» (1986), «Надо же» (1986)